Определение №ИП-08/4530 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №08 -72/2016 по признакам нар... от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №08 -72/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх.№ИП-08/4530 от 31.03.2016 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> - заместитель руководителя, рассмотрев материалы по заявлению Отделения - Национального банка  по РТ о результатах мониторинга средств массовой информации (вх. № 15137 от 07.12.2016г.)  на предмет соблюдения норм Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы финансовых услуг

УСТАНОВИЛ:

В Управление поступили сведения от Отделения - Национального банка  по РТ о результатах мониторинга средств массовой информации (вх. № 15137 от 07.12.2016г.)  по факту размещения в разделе «Доска объявлений» газеты «Metro» (газета «Еженедельник Metro. Казань») от 23.11.2015г. №45 (200) следующих строчных реклам:

-«помощь в получении ДЕНЕГ под залог ПТС, НЕДВИЖИМОСТИ. Тел.:226-15-25 <…>»;

-«помощь в получении ДЕНЬГИ ПЕНСИОНЕРАМ БЕЗ ШТРАФОВ И КОМИССИИ с выездом на дом <…>8-9503-15-15-65»;

-«ВЫДАЕМ ЗАЙМЫ под авто, птс, недвижимость Тел.211-8-112»;

- «Льготные займы пенсионерам 216-42-42 ООО «Ава-Финанс»

Из смысла содержаний вышеуказанных реклам, следует, что указанные в рекламе лица, а также неопределенные лица (т.к. в одном случае в рекламе наименование и имя лица отсутствует) предоставляют деньги под залог авто, ПТС и недвижимость, а равно оказывают в помощь их получении, а также предоставляют займы пенсионерам.

Таким образом, вышеуказанные рекламы рекламирует услуги по предоставлению займов (денежных средств), то есть является рекламой финансовых услуг, связанных с предоставлением займов (денежных средств).

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе»  объектом рекламирования  является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Вышеуказанные рекламы, распространявшиеся в разделе «Доска объявлений» газеты «Metro» (газета «Еженедельник Metro. Казань»)  от 23.11.2015г. №45 (200), содержат все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить их  именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначены для неопределенного круга лиц, преследуют строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призваны формировать и поддерживать интерес к товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе»  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество.

В рекламе «ВЫДАЕМ ЗАЙМЫ под авто, птс, недвижимость Тел.211-8-112» сведения о наименовании и имени лица, выдающего займы отсутствуют.

Таким образом, реклама «ВЫДАЕМ ЗАЙМЫ под авто, птс, недвижимость Тел.211-8-112» содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона «О рекламе», в части отсутствия в рекламе наименования или имя лица, оказывающего услуги по предоставлению займов;

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 13 статьи 28  Закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьи 807, 819) и Закона о потребительском кредите услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица.

Учитывая изложенное, в сферу регулирования части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".

Согласно письму ФАС России от 31 июля 2014 г. N АД/30890/14, что из числа финансовых организаций (в том числе некредитных финансовых организаций, поименованных в статье 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и поднадзорных Банку России, а также указанных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" и не поднадзорных Банку России) индивидуальными предпринимателями могут являться только страховые брокеры.

При этом необходимо отметить, что страховые брокеры, осуществляя указанную в первом абзаце части 6 статьи 8 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность, в соответствии с третьим абзацем данной части вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.

Из изложенного следует, что страховые брокеры не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, а равно и физическими лицами, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

Таким образом, рекламы: -«помощь в получении ДЕНЕГ под залог ПТС, НЕДВИЖИМОСТИ. Тел.:226-15-25 <…>», рекламируемая деятельность, которой оказывается <…>;  «помощь в получении ДЕНЬГИ ПЕНСИОНЕРАМ БЕЗ ШТРАФОВ И КОМИССИИ с выездом на дом <…> 8-9503-15-15-65» рекламируемая деятельность, которой оказывается <…>; - «Льготные займы пенсионерам 216-42-42 ООО «Ава-Финанс» рекламируемая деятельность, которой оказывается ООО «Ава-Финанс» содержат признаки нарушения п. 1 ст. 7 и ч.13 ст. 28  Закона «О рекламе», в части рекламирования оказания финансовых услуг и осуществления финансовой деятельности, лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе  частями 1 и 13  статьи 28 Закона о рекламе закона.

Вышеуказанные рекламы, распространялись в газете «Metro» (газета «Еженедельник Metro. Казань») от 23.11.2015г. №45 (200),

Редакцией и учредителем газеты «Metro» (газета «Еженедельник Metro. Казань»)  от 23.11.2015г. №45 (200) является ООО «Успех-Пресс» (420073, РТ, г. Казань, ул. Гвардейская. 31/42, 4; ИНН:1660124237)

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу №08 -72/2016 по признакам нарушения п. 1 ст. 7, ч. 1 и 13 ст. 28 и  Закона «О рекламе».

2. Назначить дело №08- 72/2016 к рассмотрению на 14 апреля 2016 года в 13 часов 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

3. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения п. 1 ст. 7, ч. 1 и 13 ст. 28 и  Закона «О рекламе» ООО «Успех-Пресс» (420073, РТ, г. Казань, ул. Гвардейская. 31/42, 4; ИНН:1660124237).

4. ООО «Успех-Пресс» (420073, РТ, г. Казань, ул. Гвардейская. 31/42, 4; ИНН:1660124237) в срок до 10 апреля 2016 года представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов:

документы, подтверждающие полномочия руководителя ООО «Успех-Пресс» (420073, РТ, г. Казань, ул. Гвардейская. 31/42, 4; ИНН:1660124237) с приложением копии паспорта (страница с Ф.И.О., датой и местом рождения,  страница с адресом регистрации);

документы, подтверждающие полномочия главного редактора  газеты «Metro» (газета «Еженедельник Metro. Казань»), с приложением копии паспорта (старица с Ф.И.О., датой и местом рождения,  страница с адресом регистрации);

все договоры, заключенные между учредителем газеты «Metro» (газета «Еженедельник Metro. Казань») и редакцией данного печатного издания;

копии договоров и (или) иных документов на размещение, распространение вышеуказанных в настоящем определении реклам, имеющих признаки нарушения п. 1 ст. 7, ч. 1 и 13 ст. 28 и  Закона «О рекламе», с приложением документов, подтверждающих их исполнение (копии счетов, платежных поручений, актов выполненных работ и т.д.);

всю имеющуюся информацию о лицах, с которыми заключены договора на размещение, распространение вышеуказанных в настоящем определении реклам, имеющих признаки нарушения п. 1 ст. 7, ч. 1 и 13 ст. 28 и  Закона «О рекламе», с указанием наименования, ИНН, ФИО руководителя, почтового адреса, адрес электронной почты, телефоны должностных лиц указанного общества, с которыми поддерживается (поддерживалась) связь;

оригиналы газеты «Metro» (газета «Еженедельник Metro. Казань») от 23.11.2015г. №45 (200);

письменное объяснение по факту распространения вышеназванных реклам, имеющих признаки нарушения п. 1 ст. 7, ч. 1 и 13 ст. 28 и  Закона «О рекламе»

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование. 

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка ответчика по делу или его законного представителя, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.

 

Председатель Комиссии                                                                                                          <…>

 

Исп.: <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны