Решение №ИП-08/5047 РЕШЕНИЕ по делу №08-35/2016 о нарушении законодательства Рос... от 12 апреля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ по делу №08-35/2016 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
Исх.№ИП-08/5047 от 11.04.2016
Резолютивная часть решения оглашена: «24» марта 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено: «08» апреля 2016 г.
г. Казань, ул. Московская, д.55, 2 этаж, каб.201
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии <…> –заместитель руководителя;
Члены Комиссии <…> – заместитель начальника отдела;
<…> – старший государственный инспектор,
рассмотрев дело № 08-35/2016, возбужденное по факту размещения ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2), газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г. рекламы медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03), с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников», имеющей признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», и по факту размещения ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2) в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 34 (1108) от 28.08.2015г рекламы медицинского изделия «АЛМАГ-01» с заголовком «Как победить артроз и артрит?» и с текстом: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта», имеющей признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии (отсутствии):
- законного представителя ОАО «Елатомский приборный завод» и (или) представителя по доверенности – не явились, извещен,
УСТАНОВИЛА
На основании распоряжения Татарстанского УФАС России исх. №02/836-пр от 18.12.2015г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ИнтерМедиаГруп Казань» (газета «Ва-Банкъ») на предмет соблюдения норм Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в ходе которого установлено следующее.
Реклама ДИАМАГ (АЛМАГ-03).
В газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г. распространялась реклама медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03) с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников»
Из смысла содержания вышеуказанного текста следует, что 80-90% трудоспособных потребителей (населения) страдают (т.е. имеется) остеохондрозом позвоночника. Ссылки и информация, официально подтверждающие указанные данные в тексте рекламы не имеются.
В международной классификации десятой редакции (МКБ-10) остеохондроз позвоночника шифруется в категории заболевания скелетно-мышечной системы и соединительной ткани, в разделе «дорсопатия», (Diseases of the musculoskeletal system and connective tissue) а именно в подразделе «другие дорсопатии».
Таким образом, вышеуказанная реклама содержит утверждения о наличии у потребителей (населения) такого вида заболевания как остеохондроз позвоночника и имеет признаки нарушения п. 5 ч.1 ст. 24 Закона «О рекламе» в части содержания предположения о наличии у потребителей рекламы такого вида заболевания как остеохондроз, а также расстройства здоровья в виде давления и боли суставов.
Реклама АЛМАГ-01.
В газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 34 (1108) от 28.08.2015г., распространялась реклама с заголовком «Как победить артроз и артрит?» в содержании которой имеется следующий текст: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта».
Из смысла содержания вышеуказанного текста следует, что по результатам масштабного исследования полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» установлено, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта».
Таким образом, вышеуказанная реклама создает представление о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» путем ссылки на факт проведения масштабного исследования, при отсутствии документов подтверждения проведения таковых и имеет признаки нарушения п. 4 ч.1 ст. 24 Закона «О рекламе» в части содержания предположения о наличии у потребителей рекламы такого вида заболевания как остеохондроз, а также расстройства здоровья в виде давления и боли суставов, в части создания представления о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» путем ссылки на факт проведения масштабного исследования.
В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России было возбуждено настоящее дело (определением о возбуждении дела №08-35/2016 от 04 марта 2016 года (исх.№ИП-08/3064 от 04.03.2016г.)). Рассмотрение было назначено на 24 марта 2016 года в 13 часов 30 минут.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных ответчиком по делу, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
Реклама ДИАМАГ (АЛМАГ-03).
Реклама медицинского изделия «ДИАМАГ (АЛМАГ-03)», размещенная в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г., с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам и услугам, а именно к медицинскому изделию ДИАМАГ (АЛМАГ-03), производимому и реализуемому ОАО «Елатомский приборный завод».
Согласно регистрационному удостоверению №ФСР 2012/13599 от 29.06.2012г., выданному Росздравнадзором РФ аппарат магнитотерапивтический «АЛМАГ-03 по ГИКС.941519.106ТУ, производства ОАО «Елатомский приборный завод» отнесен к медицинским изделиям.
Из смысла содержания вышеуказанного текста следует, что 80-90% трудоспособных потребителей (населения) страдают (т.е. имеется) остеохондрозом позвоночника. Ссылки и информация, официально подтверждающие указанные данные в тексте рекламы не имеются.
В международной классификации десятой редакции (МКБ-10) остеохондроз позвоночника шифруется в категории заболевания скелетно-мышечной системы и соединительной ткани, в разделе «дорсопатия», (Diseases of the musculoskeletal system and connective tissue) а именно в подразделе «другие дорсопатии».
Таким образом, вышеуказанная реклама содержит утверждения о наличии у потребителей (населения) такого вида заболевания как остеохондроз позвоночника.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья. При этом, согласно ч. 4 ст. 24 Закона «О рекламе» требования пунктов 1 - 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.
Согласно письменным пояснениям ОАО «Елатомский приборный завод», представленным письмом от 21.03.2016г. (вх.№3145 от 22.03.2016), следует, что статистика о страдании 80-90% трудоспособных потребителей (населения) остеохондрозом позвоночника, взяты из общедоступных источников в сети Интернет (список сайтов, приведенных ответчиком в качестве примера и их распечатки, являются Приложением №1 к настоящему решению), в связи с чем, по мнению Ответчика в размещенной им рекламы медицинского изделия, отсутствует нарушение с п. 5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе».
Однако данные доводы ответчика, Комиссией отвергаются, как несостоятельные в силу следующего.
В соответствии с п. 5 ч. 1 и ч.4 ст. 24 Закона «О рекламе» реклама медицинских изделий не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
При этом, указанная норма закона о рекламе не содержит положения, разрешающего возможность рекламирования медицинского изделия с утверждением или предположением о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья, даже при условий, что данные утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья являются общеизвестными, доказанными и (или) размещены в каких либо общедоступных источниках.
Согласно письменным пояснениям ОАО «Елатомский приборный завод», представленным письмом от 21.03.2016г. (вх.№3145 от 22.03.2016) следует, что указанная реклама распространялась только на территории Республики Татарстан, а именно в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» №32 (1106) от 14.08.2015г..
Данная реклама, распространялась в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г. на основании договора № 781 от 02.11.2012г., заключенного между ООО «ИнтерМедиаГрупп» и ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2).
Исходя из условий указанного договора, установлено, что рекламодателем является ОАО «Елатомский приборный завод», рекламораспространителем - ООО «ИнтерМедиаГруп Казань» (газета «Ва-Банкъ»). Объектом рекламирования является медицинское изделие (аппарат) ДИАМАГ (АЛМАГ-03), производимое ОАО «Елатомский приборный завод».
На заседании Комиссии доказательного опровержения несоответствии размещенной ОАО «Елатомский приборный завод» рекламы требованиям п. 5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе», не установлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что размещения ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2), газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г. рекламы медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03), с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников», не соответствует п.5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе», в части содержания предположения о наличии у потребителей (населения) рекламы такого вида заболевания как остеохондроз.
Также, Комиссия на основании условий договора № 781 от 02.11.2012г., заключенного между ООО «ИнтерМедиаГрупп» и ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2). приходит к выводу, что именно ОАО «Елатомский приборный завод» предоставило и (или) утвердило оригинал-макет вышеуказанного рекламного объявления медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03), размещенного в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе статьями 24 Закона о рекламе закона.
Реклама АЛМАГ-01.
Реклама медицинского изделия «АЛМАГ-1», размещенная в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» г№ 34 (1108) от 28.08.2015г., с заголовком «Как победить артроз и артрит?» и с текстом: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам и услугам, а именно к медицинскому изделию АЛМАГ-01, производимому и реализуемому ОАО «Елатомский приборный завод».
Согласно регистрационному удостоверению №ФСР 2007/00136 от 14.12.2009г., выданному Росздравнадзором РФ аппарат магнитотерапивтический бегущим импульсным полем малогабаритный «АЛМАГ-02» по ТУ 9444-004-40279992-99, производства ОАО «Елатомский приборный завод» отнесен к медицинским изделиям. Ранее до 09.08.2009г. действовало регистрационное удостоверение №29/06070899/0409-00 от 21.06.2000, выданное Минзравом РФ.
Из смысла содержания вышеуказанного текста следует, что по результатам масштабного исследования полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» установлено, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта».
Таким образом, вышеуказанная реклама создает представление о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» путем ссылки на факт проведения масштабного исследования.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования. При этом, согласно ч. 4 ст. 24 Закона «О рекламе» требования пунктов 1 - 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.
Вместе с тем, в представленных Ответчиком документах, имеется отчет Межрегиональной общественной организации «Общество фармаэкономических исследований» по клинико-экономическому анализу эффективности применения аппарата АЛМАГ-01 у пациентов с ГОПАРТРОЗОМ от 16.02.2011г., согласно заключения которой, следует, что проведенное проспективное, рандомизированное, двойное слепое, контролируемое исследование эффективности магнитотерапии с использованием энергомагнитного воздействия аппарат «АЛМАГ-01» при гонартрозе определило его клинико-экономическую эффективность. Наиболее выраженным оказалось влияния на показатели качества жизни, связанного с болью и дискомфортом.
Кроме того, имеется заключение ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» г.Казани, согласно которому в результате исследования в 2013 году эффективности применения медицинского изделия «АЛМАГ-01» были выявлены улучшения общего самочувствия пациентов, обезболивающее, спазмолитическое и умеренное действие.
Данные исследования и отчеты не являются, обязательным для государственной регистрации медицинского изделия «АЛМАГ-01», так как государственная регистрация медицинского изделия «АЛМАГ-01» была осуществлена 21.06.2000 года и 14.12.2009 года, до проведения указанных исследований.
Таким образом, реклама медицинского изделия «АЛМАГ-1», размещенная в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» г№ 34 (1108) от 28.08.2015г., с заголовком «Как победить артроз и артрит?» и с текстом: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта», которая создает представление о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» путем ссылки на факт проведения масштабного исследования, является достоверным, так как имеется документы о проведении исследований, подтверждающих обозначенные в рекламе преимущества данного медицинского изделия.
Согласно письменным пояснениям ОАО «Елатомский приборный завод», представленным письмом от 21.03.2016г. (вх.№3145 от 22.03.2016) следует, что указанная реклама распространялась только на территории Республики Татарстан, а именно в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 34 (1108) от 28.08.2015г.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что размещения ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2), газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 34 (1108) от 28.08.2015г., реклама медицинского изделия «АЛМАГ-1», с заголовком «Как победить артроз и артрит?» и с текстом: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта», которая создает представление о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед», не содержит нарушения п.4. ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе».
На основании пунктов 4и 5 части 1статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Комиссия
РЕШИЛА
- Признать размещенную ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2) газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г. рекламу медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03), с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников», не соответствующей п.5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе», в части содержания предположения о наличии у потребителей (населения) рекламы такого вида заболевания как остеохондроз.
- Признать размещенную ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2) в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 34 (1108) от 28.08.2015г., рекламу медицинского изделия «АЛМАГ-1», с заголовком «Как победить артроз и артрит?» и с текстом: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта», которая создает представление о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед», соответствующей п.4. ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе».
- Выдать ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2) предписание о прекращении нарушения п.5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе», а именно прекратить распространение и размещение рекламы медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03), с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников», содержащего предположения о наличии у потребителей (населения) рекламы такого вида заболевания как остеохондроз.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
Исп.: <…>