Решение №ИП-08/5047 РЕШЕНИЕ по делу №08-35/2016 о нарушении законодательства Рос... от 12 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №08-35/2016 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх.№ИП-08/5047 от 11.04.2016 

Резолютивная часть решения оглашена: «24» марта 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено: «08» апреля 2016 г.

г. Казань, ул. Московская, д.55, 2 этаж, каб.201

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии   <…> –заместитель руководителя;

Члены Комиссии                 <…> – заместитель начальника отдела;

                                               <…> – старший государственный инспектор,

рассмотрев дело № 08-35/2016, возбужденное по факту размещения ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2), газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г. рекламы медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03), с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников», имеющей признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», и по факту размещения ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2) в  газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 34 (1108) от 28.08.2015г рекламы медицинского изделия «АЛМАГ-01» с заголовком «Как победить артроз и артрит?» и с текстом: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта», имеющей признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии (отсутствии):

- законного представителя ОАО «Елатомский приборный завод» и (или) представителя по доверенности – не явились, извещен,

УСТАНОВИЛА

На основании распоряжения Татарстанского УФАС России исх. №02/836-пр от  18.12.2015г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ИнтерМедиаГруп Казань» (газета «Ва-Банкъ») на предмет соблюдения норм Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в ходе  которого установлено следующее.

Реклама ДИАМАГ (АЛМАГ-03).

В газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г. распространялась реклама медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03) с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников»

Из смысла содержания вышеуказанного текста следует, что 80-90% трудоспособных потребителей (населения) страдают (т.е. имеется) остеохондрозом позвоночника. Ссылки и информация, официально подтверждающие указанные данные в тексте рекламы не имеются.

В международной классификации десятой редакции (МКБ-10) остеохондроз позвоночника шифруется в категории заболевания скелетно-мышечной системы и соединительной ткани, в разделе «дорсопатия», (Diseases of the musculoskeletal system and connective tissue) а именно в подразделе «другие дорсопатии».

Таким образом, вышеуказанная реклама содержит утверждения о наличии у потребителей (населения) такого вида заболевания как остеохондроз позвоночника и имеет признаки нарушения п. 5 ч.1 ст. 24 Закона «О рекламе» в части содержания предположения о наличии у потребителей рекламы такого вида заболевания как остеохондроз, а также расстройства здоровья в виде давления и боли суставов.

Реклама АЛМАГ-01.

В газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 34 (1108) от 28.08.2015г., распространялась реклама с заголовком «Как победить артроз и артрит?» в содержании которой имеется следующий текст: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта».

Из смысла содержания вышеуказанного текста следует, что по результатам масштабного исследования полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» установлено, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта».

Таким образом, вышеуказанная реклама создает представление о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» путем ссылки на факт проведения масштабного исследования, при отсутствии документов подтверждения проведения таковых и имеет признаки нарушения п. 4 ч.1 ст. 24 Закона «О рекламе» в части содержания предположения о наличии у потребителей рекламы такого вида заболевания как остеохондроз, а также расстройства здоровья в виде давления и боли суставов, в части создания представления о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» путем ссылки на факт проведения масштабного исследования.

В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России было возбуждено настоящее дело (определением о возбуждении дела №08-35/2016 от 04 марта 2016 года (исх.№ИП-08/3064 от 04.03.2016г.)). Рассмотрение было назначено на 24 марта 2016 года в 13 часов 30 минут.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных ответчиком по делу, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе»  объектом рекламирования  является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Реклама ДИАМАГ (АЛМАГ-03).

Реклама медицинского изделия «ДИАМАГ (АЛМАГ-03)», размещенная в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г., с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам и услугам, а именно к медицинскому изделию ДИАМАГ (АЛМАГ-03), производимому и реализуемому ОАО «Елатомский приборный завод».

Согласно регистрационному удостоверению №ФСР 2012/13599 от 29.06.2012г., выданному Росздравнадзором РФ аппарат магнитотерапивтический «АЛМАГ-03 по ГИКС.941519.106ТУ, производства ОАО «Елатомский приборный завод» отнесен к медицинским изделиям.

Из смысла содержания вышеуказанного текста следует, что 80-90% трудоспособных потребителей (населения) страдают (т.е. имеется) остеохондрозом позвоночника. Ссылки и информация, официально подтверждающие указанные данные в тексте рекламы не имеются.

В международной классификации десятой редакции (МКБ-10) остеохондроз позвоночника шифруется в категории заболевания скелетно-мышечной системы и соединительной ткани, в разделе «дорсопатия», (Diseases of the musculoskeletal system and connective tissue) а именно в подразделе «другие дорсопатии».

Таким образом, вышеуказанная реклама содержит утверждения о наличии у потребителей (населения) такого вида заболевания как остеохондроз позвоночника.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья. При этом, согласно ч. 4 ст. 24 Закона «О рекламе» требования пунктов 1 - 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.

Согласно письменным пояснениям ОАО «Елатомский приборный завод», представленным письмом от 21.03.2016г. (вх.№3145 от 22.03.2016), следует, что статистика о страдании 80-90% трудоспособных потребителей (населения) остеохондрозом позвоночника, взяты из общедоступных источников в сети Интернет (список сайтов, приведенных ответчиком в качестве примера и их распечатки, являются Приложением №1 к настоящему решению), в связи с чем, по мнению Ответчика в размещенной им рекламы медицинского изделия, отсутствует нарушение с п. 5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе».

Однако данные доводы ответчика, Комиссией отвергаются, как несостоятельные в силу следующего.

В соответствии с п. 5 ч. 1 и ч.4 ст. 24 Закона «О рекламе» реклама медицинских изделий не должна содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

При этом, указанная норма закона о рекламе не содержит положения, разрешающего возможность рекламирования медицинского изделия с утверждением или предположением о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья, даже при условий, что данные утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья являются общеизвестными, доказанными и (или) размещены в каких либо общедоступных источниках.

Согласно письменным пояснениям ОАО «Елатомский приборный завод», представленным письмом от 21.03.2016г. (вх.№3145 от 22.03.2016) следует, что указанная реклама распространялась только на территории Республики Татарстан, а именно в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» №32 (1106) от 14.08.2015г..

Данная реклама, распространялась в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г. на основании договора № 781 от 02.11.2012г., заключенного между ООО «ИнтерМедиаГрупп» и ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2).

Исходя из условий указанного договора, установлено, что рекламодателем является ОАО «Елатомский приборный завод», рекламораспространителем - ООО «ИнтерМедиаГруп Казань»  (газета «Ва-Банкъ»). Объектом рекламирования является медицинское изделие (аппарат) ДИАМАГ (АЛМАГ-03), производимое ОАО «Елатомский приборный завод».

На заседании Комиссии доказательного опровержения несоответствии размещенной ОАО «Елатомский приборный завод» рекламы требованиям п. 5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе», не установлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что размещения ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2), газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г. рекламы медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03), с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников», не соответствует п.5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе», в части содержания предположения о наличии у потребителей (населения) рекламы такого вида заболевания как остеохондроз.

Также, Комиссия на основании условий договора № 781 от 02.11.2012г., заключенного между ООО «ИнтерМедиаГрупп» и ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2). приходит к выводу, что именно ОАО «Елатомский приборный завод» предоставило и (или) утвердило оригинал-макет вышеуказанного рекламного объявления медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03), размещенного в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе статьями 24 Закона о рекламе закона.

Реклама АЛМАГ-01.

Реклама медицинского изделия «АЛМАГ-1», размещенная в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск»  г№ 34 (1108) от 28.08.2015г., с заголовком «Как победить артроз и артрит?» и с текстом: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам и услугам, а именно к медицинскому изделию АЛМАГ-01, производимому и реализуемому ОАО «Елатомский приборный завод».

Согласно регистрационному удостоверению №ФСР 2007/00136 от 14.12.2009г., выданному Росздравнадзором РФ аппарат магнитотерапивтический бегущим импульсным полем малогабаритный «АЛМАГ-02» по ТУ 9444-004-40279992-99, производства ОАО «Елатомский приборный завод» отнесен к медицинским изделиям. Ранее до 09.08.2009г. действовало регистрационное удостоверение №29/06070899/0409-00 от 21.06.2000, выданное Минзравом РФ.

Из смысла содержания вышеуказанного текста следует, что по результатам масштабного исследования полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» установлено, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта».

Таким образом, вышеуказанная реклама создает представление о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» путем ссылки на факт проведения масштабного исследования.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования.  При этом, согласно ч. 4 ст. 24 Закона «О рекламе» требования пунктов 1 - 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.

Вместе с тем, в представленных Ответчиком документах, имеется отчет Межрегиональной общественной организации «Общество фармаэкономических исследований» по клинико-экономическому анализу эффективности применения аппарата АЛМАГ-01 у пациентов с ГОПАРТРОЗОМ от 16.02.2011г., согласно заключения которой, следует, что проведенное проспективное, рандомизированное, двойное слепое, контролируемое исследование эффективности магнитотерапии с использованием энергомагнитного воздействия аппарат «АЛМАГ-01» при гонартрозе определило его клинико-экономическую эффективность. Наиболее выраженным оказалось влияния на показатели качества жизни, связанного с болью и дискомфортом.

Кроме того, имеется заключение ГАУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» г.Казани, согласно которому в результате исследования в 2013 году эффективности применения медицинского изделия «АЛМАГ-01» были выявлены улучшения общего самочувствия пациентов, обезболивающее, спазмолитическое и умеренное действие.

Данные исследования и отчеты не являются, обязательным для государственной регистрации медицинского изделия «АЛМАГ-01», так как государственная регистрация медицинского изделия «АЛМАГ-01» была осуществлена 21.06.2000 года и 14.12.2009 года, до проведения указанных исследований.

Таким образом, реклама медицинского изделия «АЛМАГ-1», размещенная в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск»  г№ 34 (1108) от 28.08.2015г., с заголовком «Как победить артроз и артрит?» и с текстом: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта», которая создает представление о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» путем ссылки на факт проведения масштабного исследования, является достоверным, так как имеется документы о проведении исследований, подтверждающих обозначенные в рекламе преимущества данного медицинского изделия.

Согласно письменным пояснениям ОАО «Елатомский приборный завод», представленным письмом от 21.03.2016г. (вх.№3145 от 22.03.2016) следует, что указанная реклама распространялась только на территории Республики Татарстан, а именно в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 34 (1108) от 28.08.2015г.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что размещения ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2), газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 34 (1108) от 28.08.2015г., реклама медицинского изделия «АЛМАГ-1», с заголовком «Как победить артроз и артрит?» и с текстом: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта», которая создает представление о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед», не содержит нарушения п.4. ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе».

На основании пунктов 4и  5 части 1статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20,21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Комиссия

РЕШИЛА

  1. Признать размещенную ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2) газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 32 (1106) от 14.08.2015г. рекламу медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03), с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников», не соответствующей п.5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе», в части содержания предположения о наличии у потребителей (населения) рекламы такого вида заболевания как остеохондроз.
  2. Признать размещенную ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2) в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 34 (1108) от 28.08.2015г., рекламу медицинского изделия «АЛМАГ-1», с заголовком «Как победить артроз и артрит?» и с текстом: «Масштабное исследование полезности магнитотерапии с использованием аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед» показало, что применение АЛМАГа способствует значительному уменьшению боли и дискомфорта», которая создает представление о преимуществах аппарата АЛМАГ-01 компании «Еламед», соответствующей п.4. ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе».
  3. Выдать ОАО «Елатомский приборный завод» (391351, Рязанская область, Касимовский р-н п.р.Елатьма, ул.Янина, 2) предписание о прекращении нарушения п.5 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе», а именно прекратить распространение и размещение рекламы медицинского изделия ДИАМАГ (АЛМАГ-03), с заголовком «Шейный остеохондроз: в зоне риска - головной мозг» и текстом: «По данным статистики, остеохондрозом позвоночника страдает 80-90% трудоспособного населения. Более того, остеохондроз часто встречается уже после 20 лет. Его диагностируют даже у школьников», содержащего предположения о наличии у потребителей (населения) рекламы такого вида заболевания как остеохондроз.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                  <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                      <…>

Исп.: <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны