Решение №ИП-08/5901 Решение по делу №08-57/2016 по признакам нарушения законодат... от 28 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-57/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх.№ ИП-08/5901 от 27.04.2016

Резолютивная часть решения оглашена: «13» апреля 2016г.

В полном объеме решение изготовлено: «27» апреля 2016г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии        <…>-[…];

Члены Комиссии                   <…>-[…];     <…>-[…],

 

рассмотрев дело № 08-57/2016, возбужденное по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), в отсутствии:

 - представителя ООО МФО «Микро Капитал Руссия» (115035,г. Москва, ул. Садовническая, дом 73,строение 1, ОГРН: 1107746847361, Дата присвоения ОГРН: 18.10.2010), уведомленного надлежащим образом,

Установила:

В Управление  поступило обращение Отделения - Национального банка  по РТ (вх. № 16119 от 28.12.2015г.) о факте размещения в газете «Ва-БанкЪ»
(выпуск от 18.12.2015 г. №50 (1124)) рекламы ООО МФО «Микро Капитал Руссия» с текстом следующего содержания: «Теперь и в Казани! Финансирование вашего бизнеса; ЗАЙМЫ И ЛИЗИНГ до 30 000 000 руб.», которая имеет признаки  нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

В целях полного и всестороннего изучения фактов, изложенных в обращении, Управлением был направлен соответствующий запрос в адрес ООО МФО «Микро Капитал Руссия».

Из представленных ООО МФО «Микро Капитал Руссия» документов следует, что в СМИ «Ва-БанкЪ» в выпуске от 18.12.2015 г. №50 (1124) был размещен рекламный материал ООО МФО «Микро Капитал Руссия» на основании договора на размещение рекламы №152 от 05 ноября 2015г.  

Согласно данному договору заказчиком вышеуказанной рекламы является ООО МФО «Микро Капитал Руссия», исполнителем – ООО «ИнтерМедиаГруп Казань».

Из вышеуказанного следует, что рекламодателем данного рекламного материала является - ООО МФО «Микро Капитал Руссия», рекламораспространителем является - «ИнтерМедиаГруп Казань».

В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России в отношении ООО МФО «Микро Капитал Руссия» было возбуждено настоящее дело.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к следующим выводам.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе»  объектом рекламирования  является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация о финансовых услугах, оказываемых ООО МФО «Микро Капитал Руссия», распространявшаяся в газете «Ва-БанкЪ» (выпуск от 18.12.2015 г. №50 (1124)) с текстом следующего содержания: «Теперь и в Казани! Финансирование вашего бизнеса; ЗАЙМЫ И ЛИЗИНГ до 30 000 000 руб.», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым ООО МФО «Микро Капитал Руссия».

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, заем и лизинг являются видами финансовых услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

К условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма личных сбережений, их срок размещения, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании личных сбережений, периодичность выплаты процентов, иные условия, если их включение в договор может повлиять на сумму денежных средств, которую пайщик должен получить по договору передачи личных сбережений, удержания кооперативом подоходного налога с начислением целевых компенсационных выплат по договору о приеме личных сбережений в соответствии с налоговым законодательством, срок выплаты денежных средств.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Вместе с этим, возможность потенциальных потребителей финансовых услуг, оказываемых ООО МФО «Микро Капитал Руссия», ознакомиться с существенными условиями рекламируемой услуги по получению денежных средств по телефону или на сайте, на что указано в спорной рекламе, не заменяет обязанности по распространению существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителей в заблуждение относительно рекламируемой  финансовой услуги.

Поскольку по смыслу пункта 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц, в число потенциальных потребителей рекламируемой финансовой услуги, оказываемой ООО МФО «Микро Капитал Руссия»,  входят лица, не имеющие возможности ознакомления с информацией по телефону или на сайте. Следовательно, указание телефона или сайта не может освободить рекламодателя от исполнения обязанности по соблюдению требований Закона «О рекламе» при размещении рекламы финансовых услуг.

Учитывая вышеизложенное, в рекламе финансовых услуг, оказываемых ООО МФО «Микро Капитал Руссия», отсутствуют существенные условия, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что реклама финансовых услуг, оказываемых ООО МФО «Микро Капитал Руссия», не соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

Из положения части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пункта 2 части  2 статьи 28   Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, т.е. ООО МФО «Микро Капитал Руссия».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ №508 от 17.08.2006г., Комиссия

Решила:

  1. Признать рекламу финансовых услуг, оказываемых ООО МФО «Микро Капитал Руссия», которая была размещена в газете «Ва-БанкЪ»
    (выпуск от 18.12.2015 г. №50 (1124)) с текстом следующего содержания: «Теперь и в Казани! Финансирование вашего бизнеса; ЗАЙМЫ И ЛИЗИНГ до 30 000 000 руб.», не соответствующей требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

2.

  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны