Решение №ИП-08/8875 Решение по делу № 08-104/2016 по признакам нарушения законод... от 29 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-104/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. № ИП-08/8875 от 28.06.2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее также Управление, Татарстанское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии                         <…>;

Члены Комиссии                                     <…>;

                                                               <…>,

 

рассмотрев дело №08-104/2016 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация Центр кредитной поддержки» (420124, РТ, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 19А, офис 16; ИНН 1660196440) по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), по факту распространения рекламы в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 14 (014) от 08.04.2016г. с тестом следующего содержания: «МФО «Центр кредитной поддержки»… Займ быстро, удобно, надежно, займы до 10 дней, кредитный брокер поможем в выборе кредита, кредитный адвокат антиколлектор, всем пенсионерам 1%, от 5 до 45 дней, от 3000 до 20000 р.»,

 

в присутствии:

           - представителя ООО «Медиа1» по доверенности;

- представителя ООО «МФО Центр кредитной поддержки» по доверенности (Доверенность от 10.06.2016г.),

          

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступили сведения Отделения – Национальный банк по РТ Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Отделение) о результатах мониторинга средств массовой информации (Вх. № 4398 от 19.04.2016г.) по факту распространения рекламы в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 14 (014) от 08.04.2016г. с тестом следующего содержания: «МФО «Центр кредитной поддержки»… Займ быстро, удобно, надежно, займы до 10 дней, кредитный брокер поможем в выборе кредита, кредитный адвокат антиколлектор, всем пенсионерам 1%, от 5 до 45 дней, от 3000 до 20000 р.», которая имеет признаки  нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

В связи с указанными обстоятельствами Татарстанским УФАС России было возбуждено настоящее дело.

В ходе рассмотрения дела №08-104/2016, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе, 25 мая 2016г. от ООО «МФО Центр кредитной поддержки» поступили документы (Вх. №5795 от 25.05.2016г.): договор №73 от 22.09.2015г. на размещение рекламы, служебная записка бухгалтера-операциониста и др.

Учредителем и издателем газеты «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» ООО «Медиа 1» также были представлены согласованный макет рекламы, акт сдачи-приемки оказанных услуг № 1326 от 08.04.2016г. на рекламно-информационные услуги в газете «Ва-Банкъ. Казань» 1/96 в строчных объявлениях в №14 (08.04.2016г.), подписанный и оплаченный рекламодателем ООО «МФО Центр кредитной поддержки». Претензии, возражения по размещенной рекламе заказчик не предъявил.

На рассмотрении дела 14 июня 2016г. представитель ООО «МФО Центр кредитной поддержки» по доверенности Шамсутдинова Т.М. дополнительно представила учредительные документы общества, типовой договор потребительского займа, договор на размещение рекламы от 22.09.2015г., письменные объяснения директора и др. В соответствии с пояснениями представителя, макет рекламы не был согласован ООО «МФО Центр кредитной поддержки».

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к следующим выводам.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе»  объектом рекламирования  является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация, распространявшаяся в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 14 (014) от 08.04.2016г. с текстом следующего содержания: «МФО «Центр кредитной поддержки»… Займ быстро, удобно, надежно, займы до 10 дней, кредитный брокер поможем в выборе кредита, кредитный адвокат антиколлектор, всем пенсионерам 1%, от 5 до 45 дней, от 3000 до 20000 р.», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 02.07.2010г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Проведенной Отделением проверкой установлено, что ООО «Микрофинансовая организация Центр кредитной поддержки» имеет статус микрофинансовой организации.

Согласно статье 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается. Частью 7 статьи 5 Закона также предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2  статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугам лица или на сумму расходов, которую воспользовавшиеся услугам лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий.

Согласно части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353-Ф, для заемщика и влияющее на нее.

Согласно письму ФАС России № АД/30890/14 от 31.07.2014 «О рекламе финансовых услуг» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа), срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа), валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем), процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

В ходе рассмотрения дела №08-104/2016 Комиссией установлено, что указанная реклама содержит следующие условия «всем пенсионерам 1%, от 5 до 45 дней, от 3000 до 20000 р.», однако иные существенные условия отсутствуют. Исходя из представленного обществом типового договора потребительского займа, при сумме кредита в 25 000 руб. на 45 дней полная стоимость займа составит 292% годовых (т.е. 0,8% в день от суммы займа), следовательно, полная стоимость к оплате будет равна 32 000 руб.

Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются самой организацией, по правилам, утверждаемых органом управления этой микрофинансовой организации. В связи с этим, особенно важным является указание в рекламе всех существенных условий оказания финансовых услуг, поскольку основная цель в рекламе – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, Комиссией установлено, что в рекламе «МФО «Центр кредитной поддержки»… Займ быстро, удобно, надежно, займы до 10 дней, кредитный брокер поможем в выборе кредита, кредитный адвокат антиколлектор, всем пенсионерам 1%, от 5 до 45 дней, от 3000 до 20000 р.» не указаны условия, а именно информация о том, на какую сумму и на какой срок пользования займом предоставляется процентная ставка в размере 1. Также не  раскрыта существенная информация о полной стоимости займа за весь период пользования (не указано в процентах годовых).

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Следовательно, заем является видом финансовых услуг.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности, о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями. Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Учитывая вышеизложенное, в рекламе финансовых услуг, оказываемых ООО «МФО Центр кредитной поддержки», отсутствуют существенные условия, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что реклама финансовых услуг, оказываемых ООО «МФО Центр кредитной поддержи», не соответствует требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Из положения части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2, частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, т.е. ООО «Микрофинансовая организация Центр кредитной поддержки».

В ходе рассмотрения настоящего дела ООО «МФО Центр кредитной поддержки» не представлено доказательств о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ №508 от 17.08.2006г., Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать рекламу финансовых услуг, оказываемых ООО «МФО Центр кредитной поддержки», которая была размещена в газете «Ва-Банкъ. Казанский выпуск» № 14 (014) от 08.04.2016г. с тестом следующего содержания: «МФО «Центр кредитной поддержки»… Займ быстро, удобно, надежно, займы до 10 дней, кредитный брокер поможем в выборе кредита, кредитный адвокат антиколлектор, всем пенсионерам 1%, от 5 до 45 дней, от 3000 до 20000 р.», не соответствующей требованиям Закона «О рекламе».

2.Выдать ООО «Микрофинансовая организация Центр кредитной поддержки» (420124, РТ, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 19А, офис 16; ИНН 1660196440) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны