Решение №ИП-08/9281 Решение от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

Исх. ИП-08/9281 от 18.06.2015

Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:

<…>

рассмотрев дело №08-824/2014 по признакам нарушения страховым открытым акционерным обществом «Военно-Страховая компания» (121552, г. Москва, ул. Островная дом 4; ИНН 7710026574) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя СОАО «ВСК» (по доверенности №00 08-26/1121 от 10.12.2014 г.) Ивановой Олеси Валерьевны,

Установила:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту — Управление, Татарстанское УФАС России) поступило обращение Казанского филиала ОАО «СОГАЗ» (вх. №1831/ж от 07.08.2014г.) по факту нарушения со стороны Казанского филиала Страхового открытого акционерного общества «Военно-Страховая компания» (далее – СОАО «ВСК», Ответчик) антимонопольного законодательства.

Из текста обращения следует, что 01 августа 2014 года на официальном сайте http://223etp.zakazrf.ru было опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер <...> ), где заказчиком выступило МУП «Ритуал» (420046, РТ, г. Казань, ул. Н. Ершова, д. 25). Начальная (максимальная) цена контракта составила 88 561,71 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в закупке от 06 августа 2014 года победителем рассматриваемого запроса котировок признано СОАО «ВСК», ценовое предложение которого составило 88 048,71 рублей. Ценовое предложение ОАО «СОГАЗ» осталось неизменным и составило 88 561,71 рублей.

По мнению заявителя со стороны СОАО «ВСК» имеет место нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.06г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении порядка расчета страховой премии, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В целях сбора и анализа дополнительных доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии или об отсутствии в действиях названного лица признаков нарушения антимонопольного законодательства в адрес Казанского филиала СОАО «ВСК» был направлен запрос о представлении необходимых документов и сведений (исх. №РБ-08/12965 от 02.09.2014г.).

Из поступивших в адрес Управления возражениях по жалобе (вх. №9929 от 19.09.2014г.) следует, что Казанский филиал СОАО «ВСК» с позицией заявителя не согласен, считает, что «при расчете страховой премии, а именно строка 8 допущена техническая ошибка – отсутствие изменения информации о КБМ. Заказчик подтвердил, то ТС проездило безубыточно, сделали скидку, в результате получилась цена 88 048,71 рублей.

В соответствии с Журналом регистрации поступления заявок на участие в открытом конкурсе Казанский филиал СОАО «ВСК» подал заявку с учетом предоставленных разъяснений, указав цену контракта в размере 88 048,71 рублей.

Таким образом, следует, что часть II «Технического задания» конкурсной документации содержало не достаточно ясную и полную информацию для расчета страховой премии».

По итогам рассмотрения материалов проверки 28 ноября 2014 года было возбуждено дело №08-824/2014 по признакам нарушения СОАО «ВСК части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в уменьшении страховых тарифов, что привело к получению СОАО «ВСК» преимущества по результатам участия в аукционе (Приказ №02/479-к). Определением о назначении дела №08-824/2014 (исх. №РБ-08/1231) определена дата заседания Комиссии по делу, затребованы необходимые для рассмотрения документы и сведения.

На заседании Комиссии, состоявшегося 25.02.2015 г., представитель Заявителя поддержал требования и позицию, изложенную в жалобе, в полном объеме.

Выступивший далее представитель СОАО «ВСК» Иванова О.В. пояснила, что расчет страховой премии по закупке №0111100008614000043 производился согласно техническому заданию заказчика и имеющихся данных о транспортных средствах в соответствии с действующим законодательством ОСАГО. Начальная (максимальная) цена контракта заказчика составила 88 561,77 рублей. Цена контракта, предложенная СОАО «ВСК» составила 88 048,71 руб., была рассчитана с учетом изменения КБМ с 1 на 0,95 по транспортному средству модели ГАЗ-3256 государственный регистрационный номер О203ОВ. Изменения связаны с действующим порядком применения КБМ и соответствующего снижения на 0,5 в последующем периоде страхования. По итогам торгов был подписан контракт с заказчиком, цена которого составила 88 561,77 руб.

Вместе с тем, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также привлечения Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» к рассмотрению настоящего дела, Комиссией было принято решение об отложении рассмотрения дела до 29 апреля 2015 года.

Во исполнение вышеуказанного запроса информации МУП «Ритуал» были предоставлены письменные пояснения из содержания которых следует, что расчет тарифов для проведения процедуры закупки осуществлялся на основании Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739 и Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности, в спорной позиции по страхованию транспортного средства (далее – ТС) ГАЗ-3256 государственный регистрационный знак О203ОВ, закупочной комиссией было принято решение о применении КБМ 1 в связи со сменой собственника. Данное ТС было приобретено в лизинг в сентябре 2011 года и выкуплено МУП «Ритуал» 15.04.2014 г.

В ходе состоявшегося 6 мая 2015 года после перерыва очередного заседания Комиссии представитель Ответчика поддержала ранее изложенную в письменных пояснениях позицию, согласно которой СОАО «ВСК» не усматривает в своих действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к следующим выводам.

Правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определены Законом об ОСАГО.

Из п. 1, 2 ст. 8 Закона об ОСАГО следует, что государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с данным Законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством РФ в соответствии с Законом об ОСАГО.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда. Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

- территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;

- наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

- технических характеристик транспортных средств;

- сезонного использования транспортных средств;

- иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии.

Разделом 1 Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии, установлены базовые страховые тарифы (ТБ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B») (КМ), коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ). Коэффициент КБМ применяется в случае заключения, изменения или продления до- говора обязательного страхования со сроком действия 1 год. При заключении договора ОСАГО собственнику транспортного средства присваивается класс в зависимости от количества произведенных страховщиком страховых выплат при наступлении страховых случаев. Если по транспортному средству отсутствуют страховые выплаты в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, в каждый последующий период страхования применяется понижающий коэффициент КБМ с присвоением более высокого класса согласно таблице пункта 3 постановления от 08.12.2005 N 739.

Из п. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы, установленные настоящим Федеральным законом, обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

При расчете страховой премии финансовые организации, подающие заявки на участие в конкурсе, должны руководствоваться как действующим законодательством РФ, регулирующим отношения по страхованию (глава 48 ГК РФ, Закон об ОСАГО), так и требованиями Заказчика, в данном случае, техническим заданием, являющимся частью конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» страховщик при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя и представленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Таким образом, законодательство предусматривает, что страховщик для расчета страховой премии, в том числе определения класса автомобиля при расчете коэффициента КБМ может использовать различные источники информации.

Материалами дела подтверждается, что конкурсная документация МУП «Ритуал» содержала в части 2 техническое задание по осуществлению расчета страховой премии с указанием данных о марке автомобиля, его категории, государственный регистрационный номер <...> год выпуска, VIN, мощность, КБМ.

Однако, заказчиком при составлении указанного технического задания и расчете цены контракта была допущена ошибка, в частности в строке 8 неверно определен новый коэффициент КБМ – 1 транспортного средства модели ГАЗ-3256 государственный регистрационный номер О203ОВ, тогда как СОАО «ВСК» в отношении названного ТС рассчитало страховую премию, составившую 9 747 рублей, с учетом изменения КБМ с 1 на 0,95 в связи с действующим порядком применения КБМ и соответствующего снижения на 0,5 в последующем периоде страхования.

В ходе рассмотрения дела представитель Ответчика сообщил, что данные, которые были представлены заказчиком, в том числе коэффициент КБМ, проверены обществом в автоматизированной базе данных АИС РСА, доступ к которой в силу положений Закона об ОСАГО имеют все страховые компании.

Из вышеизложенного следует, что единственным критерием, повлиявшим на расчет цены договора, произведенным СОАО «ВСК», являлся коэффициент, входящий в состав страховых тарифов, значение которого устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства.

Именно по причине изменения КБМ по 8 позиции технического задания в документации заказчика предлагаемая цена договора участником открытого электронного запроса СОАО «ВСК» стала меньше от заявленной заказчиком цены в запросе.

Таким образом, Управление приходит к выводу о том, что СОАО «ВСК» правомерно применило коэффициент КБМ равный 0,95, что соответствует действующему законодательству.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и так далее регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Закона недобросовестная конкуренция не допускается.

Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 135-ФЗ антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлен приоритет международного договора Российской Федерации над законами РФ. Одним из таких договоров является Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883).

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 bis Конвенции актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Указанные положения находятся во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускающим действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, в том числе использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что в статье 14 Закона о защите конкуренции приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.

Кроме того, Пленум ВАС РФ постановил, что при этом при анализе во- проса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения, но и положения статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Исходя из изложенного для квалификации деяния в качестве недобросовестной конкуренции и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, являлось хозяйствующим субъектом; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в использовании исключительного права на средства индивидуализации продукции, работ или услуг другого юридического лица, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли бы причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целью этого Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Из положений п. 7 ст. 4 названного закона конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как следует из Уставов СОАО «ВСК», ОАО «СОГАЗ» - это юридические лица, основной целью которых является получение прибыли. Таким образом, Компании подпадают под определение хозяйствующего субъекта, предусмотренное п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

И Заявитель, и Ответчик осуществляют однородные виды деятельности на рынке финансовых услуг – страхование, в том числе ответственности (код по ОКВЭД 66.03.3), следовательно, являются конкурентами.

Начальная (максимальная) цена контракта заказчика составила 88 561,77 рублей. Цена контракта, предложенная СОАО «ВСК» составила 88 048,71 руб., была рассчитана с учетом изменения КБМ с 1 на 0,95 по транспортному средству модели ГАЗ-3256 государственный регистрационный номер О203ОВ в соответствии с действующим порядком применения КБМ и его снижения на 0,5 в последующем периоде страхования.

Действующим нормативно-правовым регулированием в области обязательного страхования гражданской ответственности на владельца транспортного средства не возложена обязанность по предоставлению сведений о КБМ. Сведения для применения коэффициента КБМ могут быть получены только страховщиком с официального Интернет-сайта Российского союза автостраховщиков.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об отсутствии недобросовестной конкуренции и нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в действиях СОАО «ВСК».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела подлежит прекращению в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

Прекратить рассмотрение дела №08-824/2014, возбужденного в отношении СОАО «ВСК» (121552, г. Москва, ул. Островная дом 4; ИНН 7710026574), в связи с отсутствием в его действиях нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны