Решение №ПК-05/10120 Решение по делу №05-370/2015 в отношении ПАО «Экосервис» от 26 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 05-370/2015 в отношении ПАО «Экосервис»

Исх.№ ПК-05/10120 от 21.07.2016.

Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено 02 июня 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии                   <…>

члены Комиссии                     <…>

<…>

<…>

рассмотрев дело № 05-370/2015 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Экосервис» (ПАО «Экосервис») (423453, Республика Татарстан,
г. Альметьевск, ул. Геофизическая, 1В; ИНН 1644037227) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов (далее также – ТБО) в части осуществления деятельности по оказанию отдельных (дополнительных) услуг, входящих в состав услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в отсутствие установленного уполномоченным государственным органом тарифа на данные дополнительные услуги, а равно взимание платы за оказываемые услуги сверх установленного уполномоченным органом тарифа на услуги по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов, что привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей, в присутствии на заседании:

<…> представителя ПАО «Экосервис» по доверенности от 20.02.2016 № 21;

<…> представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по доверенности от <…> № <…>,

УСТАНОВИЛА:

В ходе личного приема в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее также – Татарстанское УФАС России, Управление) представителем <…> юридического лица был задан вопрос о правомерности/неправомерности действий ПАО «Экосервис», выразившихся установлении стоимости талона по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в размере <…> рублей.

В ходе рассмотрения указанного обращения Управлением установлено, что для ПАО «Экосервис» постановлением Государственного комитет Республики Татарстан по тарифам от 29.11.2013 №10-53/кс установлен тариф на услуги по утилизации ТБО в размере <…>руб. и <…>руб. без НДС, за 1 и 2 полугодия 2015 года, соответственно.

При этом в предмет заключенных между ПАО «Экосервис» и хозяйствующими субъектами (потребителями) договоров, касающихся оказания ПАО «Экосервис» услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов, кроме услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов, также включаются иные дополнительные услуги, а именно:

услуги по приему ТБО,

услуги по взвешиванию ТБО;

услуги по замеру объёмов ТБО;

услуги по сортировке ТБО;

услуги по дозиметрическому контролю ТБО.

Стоимость дополнительных услуг составляет <…> руб. Тариф на данные услуги Государственным комитетом Республики Татарстан не установлен.

При этом Управлением на основании анализа нормативных правых актов установлено, что услуги по приему, взвешиванию, замеру объёмов, сортировке и дозиметрическому контролю ТБО являются составной частью деятельности по утилизации данных отходов, следовательно, расходы на оказание указанных дополнительных услуг входят в состав регулируемого тарифа на услуги по захоронению (утилизации) ТБО.

Однако тарифы на данные дополнительные услуги, оказываемые ПАО «Экосервис», Государственным комитетом Республики Татарстан не установлены.

Исходя из вышеизложенного, Татарстанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Экосервис» (423453, РТ, г.Альметьевск, ул.Геофизическая, 1В; ИНН 1644037227) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных ответчиком по делу, а также устных выступлениях присутствующих на заседании, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного приказом ФАС от 25.05.2012 № 345, с целью оценки положения ПАО «Экосервис» на рынке услуг по утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов на территории Альметьевского района Республики Татарстан, Татарстанским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

По результатам анализа составлен Аналитический отчет, копия которого вместе с заключением по настоящему делу (исх. № ПК-05/2647 от 26.02.2016) была направлена лицам, участвующим в деле.

На основании аналитического отчета Комиссией Установлено следующее.

Исследование товарного рынка проводилось за 2014 год и за период с 01.01.2015 по 01.12.2015.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, под термином твердые бытовые отходы понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минприроды России от 14.08.2013 № 298, определено, что твердые коммунальные (бытовые) отходы – отходы, входящие в состав отходов потребления и образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

В рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные понятия.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденных Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст  работа с отходами (включая их сбор, обработку и утилизацию), такими как твердые или нетвердые, промышленные или бытовые, а также с загрязненными участками земной поверхности включена в раздел E «ВОДОСНАБЖЕНИЕ; ВОДООТВЕДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ», имеет код 38.2 «Обработка и утилизация отходов», в которую включаются:

сбор и очистка до утилизации различных видов отходов разными способами, такими как очистка органических отходов, обработка и утилизация токсичных живых или павших животных и прочих загрязненных отходов, обработка и утилизация радиоактивных отходов больниц и т.д., захоронение отходов в земле или в воде, захоронение или закапывание отходов, утилизация использованных деталей конструкций, таких как опасные отходы I - IV класса опасности из холодильников, утилизация отходов путем сжигания или окисления

регенерацию энергии путем процесса сжигания отходов

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (вместе с «ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (Введен в действие 01.01.2003), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст определено, что деятельность по удалению и обработке твердых отходов в находится в разделе О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2.

В эту группировку включены следующие виды деятельности:

сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;

сбор и удаление строительного мусора

уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;

обработку и уничтожение опасных отходов, включая очистку загрязненной почвы;

захоронение радиоактивных отходов.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17 (ред. от 12.12.2012), деятельность по удалению и обработке твердых отходов в находится также в разделе «О» «Деятельность по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», имеет код 901 «Канализация и  удаление  отходов,  санитарная обработка и аналогичные виды деятельности служб городского коммунального хозяйства».

Эта группа включает виды деятельности, связанные с:

сбором мусора, хлама, отбросов и отходов, выбрасываемых домашними хозяйствами или промышленными, а также торговыми предприятиями;

транспортировка и уничтожение их путем сжигания или другими способами;

удалением через сточные канавы, систему канализации или другими способами отходов жизнедеятельности человека, их обработкой и уничтожением;

сокращение отходов, сбору золы, сбору мусора в мусорные урны в общественных  местах;

удалению строительного мусора;

свалке отходов на землю или в воду; захоронению или  запахиванию  отходов  и  сточных  вод ливневой канализации;

опорожнению и чистке выгребных ям и отстойников для санитарной обработки вод;

дезинфекции туалетов;

разбавлению сточных вод, фильтрованию, седиментации, химическому осаждению, обработке активным илом и другими  процессами  обработки  сточных  вод;

техническому уходу за канализационными и дренажными системами; 

подметанию и поливке улиц, дорог, мест стоянки и тому подобное;

очистке автострад, взлетно-посадочных полос в аэропортах и тому подобное от снега и льда, в том числе посыпка песком или солью.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, где:

сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

размещение отходов – хранение и захоронение отходов;

хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно пункту 5.15 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходам. Термины и определения» (ГОСТ 30772-2001) под обращением с отходами понимается виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.

Согласно пункту 5.21 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходам. Термины и определения» (ГОСТ 30772-2001) технологический цикл отходов (ТЦО) – последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов.

Согласно пункту 5.22 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходам. Термины и определения» (ГОСТ 30772-2001) под этапами технологического цикла отходов понимается последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов.

Статьей 2 Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298, предусмотрено, что обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, обработке, утилизации (использованию), обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Данной же нормой установлено, что утилизация (использование) отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование, повторное использование по прямому назначению (рециклинг), возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл (регенерация), извлечение ценных компонентов для их повторного использования (рекуперация).

Пунктом 5.37 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходам. Термины и определения» (ГОСТ 30772-2001) предусмотрено, что использование отходов – это деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности.

В соответствии с примечанием 1 к указанному пункту использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо - после соответствующей обработки).

Исходя из изложенного, выделяют следующие этапы технологического цикла отходов.

Появление отходов (1-й этап) имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Сбор и накопление отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Идентификация отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям, критериям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного отхода и его свойств документированному описанию.

Сортировка (4-й этап) проводится путем разделения и/или смешивания отходов, согласно определенным критериям, на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию отходов.

При паспортизации отходов (5-й этап) заполняют паспорта установленных форм и регистрируют их в соответствии с порядком, принятым в законодательстве по охране окружающей среды.

Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке отходов I - IV классов опасности.

Транспортирование и складирование отходов (7-й этап) должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.

Хранение отходов (8-й этап) в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

Избавление от отходов (9-й этап) производится путем их утилизации и/или удаления.

Первым подэтапом 9-го этапа является утилизация обезвреженных отходов.

Вторым подэтапом 9-го этапа является их безопасное размещение отходов I-IVклассов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение таких отходов угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об оснвах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», подпункта 5 пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и абз «2» пункта 1 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат государственному регулированию.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно определить самостоятельные виды услуг по обращению отходов, формирующие анализируемый рынок:

услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных (бытовых) отходов.

услуги по уничтожению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов (методом сжигания, измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов, использование отходов).

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.

Отношения по поводу обращения отходов могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом ТЦО может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по транспортированию, хранению, захоронению, обезвреживанию, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Транспортирование, обезвреживание, размещение (использование), утилизация и захоронение выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Разный предмет договора на этапах движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует), позволяет отнести услуги, предоставляемые на этих этапах к разным товарным рынкам.

Качественные и технические характеристики услуги, в том числе способы транспортировки отходов, методы ликвидации опасных свойств отходов (использование, переработка, захоронение и хранение на полигонах и др.) в значительной степени являются для потенциального потребителя определяющими факторами при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

Для потребителя данной услуги основным фактором является возможность «освободиться» от объемов тех отходов, которые не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот или размещены или уничтожены на объектах потребителя (хозяйствующего субъекта, в результате деятельности которого образовались отходы) и на которые могут быть начислены платежи за их размещение (хранение и захоронение).

Учитывая разнонаправленность услуг по транспортировке, размещению, обезвреживанию, размещению (использованию), утилизации и захоронению, связанных с этапами технологического цикла отходов, данные услуги могут предоставляться как одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг), так и несколькими хозяйствующими субъектами (продавцами услуг).

Следует учесть, что договоры по сбору и транспортировке твердых коммунальных (бытовых) отходов и услуги по уничтожению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов могут быть заключены отдельно по каждому виду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», подпункта 5 пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и абз «2» пункта 1 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520 тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных (бытовых) отходов, оказываемые, организациями коммунального комплекса подлежат государственному регулированию.

Для ПАО «Экосервис» постановлением Государственного комитет Республики Татарстан по тарифам от 29.11.2013 №10-53/кс установлен тариф на услуги по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в размере <…>руб. и <…>руб. без НДС, за 1 и 2-ые полугодия 2015 года, соответственно.

Таким образом, услуги по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов образует самостоятельный товарный рынок, тарифы на которые подлежат отдельному регулированию

Следовательно, продуктовые границы определены услугами по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке твердых коммунальных (бытовых) отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по транспортировке твердых коммунальных (бытовых) отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения (утилизация) твердых коммунальных (бытовых) отходов, что влияет на стоимость услуги.

На основании сведений, представленных Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (вх. № 6454 от 25.11.2015г.) на территории Альметьевского района Республики Татарстан имеется 5 (пять) объектов захоронения отходов – земельные участки под захоронение твердых коммунальных (бытовых) отходов с кад. № 16:07:100004:1411, 16:07:100004:1412, 16:07:310001:3760, 16:07:320004:1003, 16:07:100004:230.

Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по вывозу, переработке и захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов следует считать местными (локальными).

В целях проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов приняты административные границы Альметьевского района Республики Татарстан.

Твердые коммунальные (бытовые) отходы являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях общественного назначения.

Продавцами на данных рынках являются хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по захоронению (утилизации) твердые коммунальные (бытовые) отходы.

Из всего вышеперечисленного следует, что субъектами исследуемого товарного рынка являются:

– население, промышленные предприятия, организации и т.п., в процессе жизнедеятельности которых образуются различные твердых коммунальных (бытовых) отходов;

– хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала.

Продавцами на данном рынке являются хозяйствующие субъекты – предоставляющие услуги по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов на основании соответствующей лицензии, либо без нее, если это не противоречит закону.

Как было указано ранее, на основании сведений, представленных Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (вх. № 6454 от 25.11.2015) на территории Альметьевского района Республики Татарстан имеется 5 (пять) объектов захоронения отходов – земельные участки под захоронение ТБО с кад. № 16:07:100004:1411, 16:07:100004:1412, 16:07:310001:3760, 16:07:320004:1003, 16:07:100004:230.

Земельный участок с кад. № 16:07:100004:230, который расположен в Альметьевском районе в границах землепользования ОАО «им.Токарливко», предоставлен ПАО «Экосервис» по договору аренды № МС04 071-0201-ПР от 08.08.2007г., на котором осуществляется захоронение (утилизация), размещение твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Земельный участок с кад. № 16:07:310001:3760, который расположен в Альметьевском районе с. Русско-Акташское и на котором осуществляется захоронение (утилизация), размещение твердых коммунальных (бытовых) отходов, предоставлен МУП «Жилищно коммунального хозяйства (Инженерные сети)» (ИНН 1644045186) по договору аренды № МС04 071-3899-ПР от 18.03.2013.

Остальные земельные участки с кад. №16:07:100004:1411, 16:07:100004:1412 и 16:07:320004:1003 предназначенные под размещение, захоронение (утилизацию) твердых коммунальных (бытовых) отходов хозяйствующим субъектам и (или) иным лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность по захоронению (утилизацию) твердых коммунальных (бытовых) отходов, не предоставлены.

Таким образом, в пределах территории Альметьевского района Республики Татарстан и в пределах определенных временных границ на рынке по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов имеется два продавца услуг:

МУП «Жилищно-коммунального хозяйства (Инженерные сети)» (ИНН 1644045186) и ПАО «Экосервис».

Данные об объемах оказанных услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов и расчет рыночных долей хозяйствующих субъектов на данном рынке услуг приведены в таблице №1.

Информация об объемах оказанных МУП «Жилищно-коммунального хозяйства (Инженерные сети)» (ИНН 1644045186) услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов обществом представлена письмом от 14.01.2016 исх. № 3 (вх. № 356 от 18.01.2016).

Информация об объемах оказанных ПАО «Экосервис» услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов обществом представлена письмом от 30.11.2015г. исх.№580.

Таблица №1

Примечание: объем оказанных услуг ПАО «Экосервис» представлен за период с 01.01.2015 по 30.10.2015.

В рассматриваемый период неизменным оставался порядок ранжирования долей всех 2-х хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного на рынке услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов на территории Альметьевского района Республики Татарстан ПАО «Экосервис» в 2014 году и в период с 01.01.2015 по 01.12.2015 занимало доли <…> и <…>соответственно.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, в 2014 году и в период с 01.01.2015 по 01.12.2015 на рынке услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в границах Альметьевского района Республики Татарстан ПАО «Экосервис» занимало доминирующее положение. Рассматриваемый рынок в 2014 году и в период с 01.01.2015 по 01.12.2015 являлся высококонцентрированным.

Следовательно, деятельность ПАО «Экосервис» подпадает под регулирование Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ПАО «Экосервис» осуществляет регулируемые виды деятельности по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на территории Альметьевского района Республики Татарстан.

ПАО «Экосервис» осуществляет эксплуатацию земельного участка с кад.
№ 16:07:100004:230, который расположен в Альметьевском районе в границах землепользования ОАО «им. Токарливко», который предоставлен обществу по договору аренды № МС 04 071-0201-ПР от 08.08.2007, на котором осуществляется захоронение (утилизация), размещение твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Кроме того, ПАО «Экосервис» в целях осуществления деятельности по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов используется мусороперегрузочная станция, используемая обществом для приема, взвешивания, замера объемов, сортировки и дозиметрическому контролю ТБО, полученная обществом в доверительное управление по договору доверительного управления муниципальным .имуществом №01 от  27.01.2014г.

В состав указанной мусороперегрузочной станции входят: здание цеха по переработке, здание пропускного пункта, здание административно бытового корпуса, здание отстойника, здание весовой.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», подпункта 5 пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и абзаца 2 пункта 1 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса подлежат государственному регулированию.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», пункта 14 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 №520 следует, что тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса устанавливаются, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, деятельность по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию.

Для ПАО «Экосервис» постановлением Государственного комитет Республики Татарстан по тарифам от 29.11.2013 №10-53/кс установлен тариф на услуги по утилизации ТБО в размере <…>руб. и <…>руб. без НДС, за 1 и 2-ые полугодия 2015 года, соответственно.

При этом, в предмет заключенных между ПАО «Экосервис» и хозяйствующими субъектами (потребителями) договоров, касающихся оказания ПАО «Экосервис» услуг по захоронению (утилизации) ТБО, кроме услуг по захоронению (утилизации) ТБО, также включаются иные дополнительные услуги, а именно:

– услуги по приему ТБО,

– услуги по взвешиванию ТБО;

– услуги по замеру объемов ТБО;

– услуги по сортировке ТБО;

– услуги по дозиметрическому контролю ТБО.

Стоимость дополнительных услуг составляет <…>руб. Тариф на данные услуги Государственным комитетом Республики Татарстан не установлен.

Согласно пункту 5.15 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходам. Термины и определения» (ГОСТ 30772-2001) под обращением с отходами понимается виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.

Согласно пункту 5.22 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (ГОСТ 30772-2001) под этапами технологического цикла отходов понимается последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов.

Статьей 2 Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минприроды России от 14 августа 2013 г. N 298, предусмотрено, что обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, обработке, утилизации (использованию), обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Данной же нормой установлено, что утилизация (использование) отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование, повторное использование по прямому назначению (рециклинг), возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл (регенерация), извлечение ценных компонентов для их повторного использования (рекуперация).

Пунктом 5.37 ГОСТа 30772-2001 предусмотрено, что использование отходов - это деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности.

В соответствии с примечанием 1 к указанному пункту использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо - после соответствующей обработки).

Таким образом, услуги по приему, взвешиванию, замеру объёмов, сортировке и дозиметрическому контролю ТБО являются составной частью деятельности по утилизации данных отходов, следовательно, расходы на оказание указанных дополнительных услуг входят в состав регулируемого тарифа на услуги по захоронению (утилизации) ТБО.

Установление тарифа на услуги по захоронению (утилизации) ТБО является исключительной компетенцией регулирующего органа государственной власти. Уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на услуги по захоронению (утилизации) ТБО в Республике Татарстан является Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам. Следовательно, установление цены (тарифа) на услуги по захоронению (утилизации) ТБО, в том числе на отдельные (дополнительные) услуги, входящие в состав услуги по захоронению (утилизации) ТБО по соглашению сторон или по цене, установленной одной из сторон является недопустимым.

Таким образом, организация, имеющая намерение компенсировать свои расходы на оказание дополнительных услуг, связанных с захоронением (утилизацией) ТБО, а именно: услуг по приему, взвешиванию, замеру объёмов, сортировке и дозиметрическому контролю ТБО, должна в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении расходов на оказание данных дополнительных услуг в состав тарифа на услуги по захоронению (утилизации) ТБО. Данные выводы Управления подтверждаются позицией Верховного суда РФ, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 20.05.2015 №3-АПГ15-1.

В целях установления всех фактических обстоятельств дела, Татарстанским УФАС России в адрес  Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам был направлен запрос о включении/невключении при расчета тарифа для ПАО «Экосервис» на услуги по захоронению (утилизации) ТБО затраты ПАО «Экосервис» на осуществление работ по приему ТБО, взвешиванию ТБО, замеру объемов ТБО, сортировке ТБО и дозиметрическому контролю ТБО.

Согласно представленному Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам письмом от 24.11.2015 исх. № 3-27/2150 (вх. № 14556) и от 27.11.2015 исх. № 3-27/3323 (вх. № 14772) ответу, следует, что затраты на осуществлении указанных работ не были учтены при расчете для ПАО «Экосервис» тарифа на услуги по захоронению (утилизации) ТБО.

Как установлено Управлением, ПАО «Экосервис» не обращалось в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам с заявлением о включении расходов на выполнении обществом дополнительных работ по приему ТБО, взвешиванию ТБО, замеру объёмов ТБО, сортировке ТБО и дозиметрическому контролю ТБО в состав затрат, учитываемых при расчете тарифа на услуги по захоронению (утилизации) ТБО.

При этом, по мнению Комиссии, в целях недопущения указанных нарушении ПАО «Экосервис» при подаче заявления в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам об установлении тарифа на услуги по захоронению (утилизации) ТБО имело возможность включить расходы на выполнении обществом работ по приему ТБО, взвешиванию ТБО, замеру объёмов ТБО, сортировке ТБО и дозиметрическому контролю ТБО в состав затрат, учитываемых при расчете указанного тарифа.

Таким образом, ПАО «Экосервис» в нарушений статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», подпункта 5 пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и абзаца «2» пункта 1 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, получало плату (выставляло счета) за оказание отдельных (дополнительных) услуг, входящих в состав услуги по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в отсутствие установленного тарифа.

Материалами настоящего дела установлено, что сумма дохода, полученного в результате нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», составляет 14 251 162,20 руб.

Приведенные обстоятельства подтверждают наличие в действиях ПАО «Экосервис» нарушения установленного законодательством порядка ценообразования на рынке услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия ПАО «Экосервис», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на данном рынке, приводят (могут привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей, что свидетельствуют о нарушении ПАО «Экосервис» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать публичное акционерное общество «Экосервис» (ПАО «Экосервис») (423453, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Геофизическая, 1В; ИНН 1644037227) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в части осуществления деятельности по оказанию отдельных (дополнительных) услуг, входящих в состав услуг по захоронению (утилизации) твердых коммунальных (бытовых) отходов в отсутствие установленного уполномоченным государственным органом тарифа на данные дополнительные услуги, а равно взимание платы за оказываемые услуги сверх установленного уполномоченным органом тарифа на услуги по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов, что привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей.

2. Выдать ПАО «Экосервис» (423453, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Геофизическая, 1В; ИНН 1644037227) предписание о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ПАО «Экосервис» (423453, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Геофизическая, 1В; ИНН 1644037227) предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в сумме <…>руб.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по фактам, указанным в настоящем решении.

5. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.

Председатель Комиссии                      <…>

Члены Комиссии                                 <…>

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны