Решение №ПК-05/10500 Решение по делу №05-374/2015 в отношении ОАО «Татспиртпром» ... от 4 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу № 05-374/2015 в отношении ОАО «Татспиртпром» и ООО «Алкоторг»

Исх.от 28.07.2016г. ПК-05/10500

Резолютивная часть решения оглашена: «28» июня 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено: «13» июля 2016 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии        <…>

члены Комиссии                    <…>

<…>

рассмотрев дело № 05-374/2015 по признакам нарушения ОАО «Татспиртпром» (420011, г. Казань, ул. Баумана, д.44/8, ИНН 1681000049) и ООО «Алкоторг» (420054, г. Казань, ул. Техническая, д.21, ИНН 1659091192) части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора, носящего характер соглашения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции на рынке алкогольной продукции.

УСТАНОВИЛА

На основании приказа Татарстанского УФАС России от 16.07.2015г. №02/490-пр проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО «Татспиртпром». По результатам плановой проверки по соблюдению ОАО «Татспиртпром» антимонопольного законодательства выявлены признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках вышеуказанной проверки Управлением установлено следующее.

Компания ОАО «Татспиртпром» является одним из крупнейших производителей спирта и алкогольной продукции. На сегодняшний день ОАО «Татспиртпром» выпускает более 10 различных видов алкогольной продукции: водка, бальзам, настойка горьких, настойка сладких, вина столовые, винные напитки, шампанское, коньяк, бренди аперитивы, а также спирт.

Анализ реализации продукции показал, что ОАО «Татспиртпром» реализует свою продукцию не только в Республике Татарстан, а также вывозит  продукцию за её пределы.

В рамках проведения проверки и изучения документов установлено, что потребителями продукции, производимой ОАО «Татспиртпром», являются хозяйствующие субъекты, приобретающие продукцию для последующей перепродажи другим хозяйствующим субъектам, а также населению через торговые сети и магазины.

Основными потребителями алкогольной продукции являются: <…> г. <…> (<…>% от общего объема реализованной продукции; <…> г. <…> (<…>%),<…> г. г. <…>,. (<…>%),<…> г. <…> (<…>%),<…>г. <…> (<…>%).

Кроме того, на своем официальном сайте предприятие называет ООО «Алкоторг» эксклюзивным дистрибутором, при этом между юридическими лицами заключен Договор поставки.

Анализ входящей и исходящей корреспонденции выявил, что ОАО «Татспиртпром» направляет письма в ООО «Алкоторг», в которых указывает список контрагентов которым необходимо предоставить скидку, устанавливает отпускные цены для контрагентов ООО «Алкоторг», список контрагентов которым необходимо реализовать продукцию.

Указанные выше действия ОАО «Татспиртпром» и ООО «Алкоторг» могут свидетельствовать о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, в частности статьи 11 «Федерального закона «О защите конкуренции», содержащей запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Вышеуказанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении ОАО «Татспиртпром» и ООО «Алкоторг» дела №05-374/2015 по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора, носящего характер соглашения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции на рынке алкогольной продукции.

Изучив материалы дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с п.18 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

К признакам ограничения конкуренции, согласно ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Согласно Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС от 17.01.2007г. №5, с целью определения доли ОАО «Татспиртпром» на рынке реализации алкогольной продукции на территории Республики Татарстан, проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 23 ноября 2015 г. N 1132/15.

Исследование товарного рынка проводилось за период с 01.01.2014г. по 31.12.2014г., так как для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, ввиду того, что в данный период просматриваются признаки нарушения ОАО «Татспиртпром» антимонопольного законодательства.

Продуктовые границы рынка являются рынок производства и оборота (оптовая продажа) водки и ликероводочных изделий.

Географическими границами рынка производства и оборота (оптовая продажа) водки и ликероводочных изделий является территория Республики Татарстан.

По результатам анализа 07 июня 2016г. составлен Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке реализации алкогольной продукции на территории Республики Татарстан.

Татарстанским УФАС России установлено, что ОАО «Татспиртпром» занимает доминирующее положение (<…>%) на рынке реализации алкогольной продукции в установленных аналитическим отчетом географических границах рынка.

Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке реализации алкогольной продукции на территории Республики Татарстан приобщен к материалам дела, копия вышеуказанного отчета направлена в адрес ОАО «Татспиртпром» и ООО «Алкоторг».

ОАО «Татспиртпром» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю  на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по реализации спирта, водки и ликероводочных изделий в границах Республики Татарстан.

Конкурентами ОАО «Татспиртпром» являются такие крупные хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Российской Федерации, как <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> и др.

Основным видом деятельности общества является производство водки, доля которой в общем объеме алкогольной продукции составляет <…>%.

ОАО «Татспиртпром» имеет следующие виды лицензий, выданные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка:

- лицензия №<…>от <…>на <…>;

- лицензия №<…> от <…>на <…>;

- лицензия №<…>от <…>на <…>;

- лицензия №<…>от <…>на <…>;

- лицензия №<…>от <…>на <…>;

- лицензия №<…>от <…>на <…>;

- лицензия №<…>от <…>на <…>;

- лицензия №<…>от <…>на <…>;

ОАО «Татспиртпром» владелец торговыми знаками (слово, изображение, комбинированные, словосочетание, этикетка): <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>,<…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> и др.

Кроме того, ОАО «Татспиртпром» заключены договора на использование товарных знаков, принадлежащих другим юридическим лицам, в частности общество использует следующие торговые знаки: <…>,  <…>, <…>, <…>, <…>, <…>,  <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> и др.

В таблице №1 представлены объемы производства спирта и алкогольной продукции ОАО «Татспиртпром» за 2013 год, 2014 год и 1 полугодие 2015 года.

                                                                                                               Таблица №1

Наименование продукции

Объем производства в тыс.дал

2013 год

2014 год

1 п/г 2015 года

Алкогольные изделия, в том числе

водка

<…>

 

<…>

<…>

 

<…>

<…>

 

<…>

Спирт

 

<…>

<…>

<…>

В рамках проведения проверки и изучения документов установлено, что потребителями продукции, производимой ОАО «Татспиртпром», являются хозяйствующие субъекты, приобретающие продукцию для последующей перепродажи другим хозяйствующим субъектам, а также населению через торговые сети и магазины.

Так, потребителями продукции, произведенной ОАО «Татспиртпром», являются юридические лица, расположенные на территории Республики Татарстан – <…>, <…>, <…>, <…>, <…> и др., а также за её пределами – <…>, <…>, <…>, ООО <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>и др.

Кроме того, алкогольные изделия, произведенные обществом, экспортируются в <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>.

Основными потребителями алкогольной продукции являются: ООО «Алкоторг» г.Казань (<…>% от общего объема реализованной продукции; <…> (<…>%),<…> (<…>%),<…> (<…>%),<…> (<…>%).

Кроме того, на своем официальном сайте предприятие называет ООО «Алкоторг» эксклюзивным дистрибутором, при этом между юридическими лицами заключен Договор поставки.

Алкогольная продукция ОАО «Татспиртпром» реализуется по ценам, фиксированным в прайс-листах, утвержденных должностным лицом общества. Данный прейскурант содержит полный перечень продукции, выпускаемой предприятием

В рамках проведения проверки и изучения документов установлено, что ОАО «Татспиртпром» реализует свою продукцию посредством заключения договоров и контрактов. Всего в анализируемый период общество осуществляло деятельность по <…> договорам.

ОАО «Татспиртпром» заключает с покупателями договора по единым формам. В договоре указывается «предмет договора», «упаковка и маркировка», «переход прав», «условия поставки», «качество продукции», «приемка товара», «цена и порядок расчетов», «особые условия», «ответственность сторон» и «другие условия». Выборочный анализ контрактов и договоров поставки, заключенных ОАО «Татспиртпром», показал, что в договорах не содержатся дискриминационные условия, все договора заключаются на одинаковых условиях.

Исключение составляют договора поставки, заключенные между ОАО «Татспиртпром» (поставщик) и ООО «Алкоторг» (покупатель).

В период прохождения плановой проверки между предприятиями действовал договор поставки №2764/13 от 01.01.2013, в п.6.2.5 которого указано, что поставщик имеет право «Предлагать Покупателю перечень перспективных оптовых и розничных организаций, имеющих право (лицензия) на соответствующий вид деятельности, для дальнейшего заключения Покупателем договоров поставки с указанными организациями. При этом Поставщик должен обеспечить возможность полного и своевременного исполнения заявок Покупателя на продукцию, предназначенную для поставки в адрес указанных Поставщиком организаций», а также п. 6.2.6. «Давать рекомендации Покупателю по ценообразованию и наценках при поставке продукции как в Республике Татарстан, так и в регионы Российской Федерации».

Анализ входящей и исходящей корреспонденции выявил, что ОАО «Татспиртпром» в целях увеличения объемов продаж произведенной им продукции для проведения в торговых сетях акций направляет письма в ООО «Алкоторг» и указывает, в адрес каких организаций, в каком объеме и по какой цене необходимо отгрузить алкогольную продукцию с дополнительной скидкой, в частности в письме исх. №2155 от 06.08.2014 указано «…в сети <…> отгрузить с дополнительной скидкой <…>% водку <…> емк. <…>л в количестве <…> дал».

В письме №378 от 07.02.2014 указано «в целях увеличения объемов продаж отгрузить в адрес дистрибуторов <…> следующий ассортимент алкогольной продукции в целом: водка <…> емк. <…>– <…>дал по цене <…>руб. за бутылку, водка <…>емк. <…>  - <…> дал по цене <…>руб. за бутылку». 

В письме №3926 от 26.12.2013 ОАО «Татспиртпром» разрешает ООО «Алкоторг» реализовать гофротару в определенном количестве и по конкретной цене.

Кроме того, имеется письмо ООО «Алкоторг» исх. №364 от 28.04.2015 в котором общество обращается в ОАО «Татспиртпром» с согласованием цен для дистрибьюторов на <…>.

Таким образом, ОАО «Татспиртпром» фактически указывает ООО «Алкоторг» перечень организации, куда необходимо производить отгрузку алкогольной продукции, предоставляет список контрагентов, которым необходимо предоставлять скидку, а также устанавливает отпускные цены и объемы реализации.

Сложившуюся систему продажи алкогольной продукции производства ОАО «Татспиртпром» можно представить схематично следующим образом (Рис. 1).

 

ОАО «Татспиртпром»

Рисунок 1

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При таких обстоятельствах хозяйствующие субъекты, осуществляющие мелкооптовую и розничную реализацию алкогольной продукции, не имеют возможности приобретать алкогольную продукцию напрямую у ОАО «Татспиртпром», за исключением эксклюзивной продукции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что между ОАО «Татспиртпром» и ООО «Алкоторг» существует соглашение, в результате которого роли каждой из сторон были заранее оговорены и неукоснительно соблюдались.

В соответствии с положениями пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее поведение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения.

Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности прямых и косвенных доказательств.

Одним из основных доказательств наличия между ОАО «Татспиртпром» (поставщик) и ООО «Алкоторг» (покупатель) запрещенного антимонопольным законодательством соглашения является их поведение на товарном рынке, которое не соответствует принципам и целям нормальной коммерческой деятельности, и результат такого поведения может быть обусловлен только заключенным между ответчиками соглашением.

Таким образом, действия ОАО «Татспиртпром» (поставщик) и ООО «Алкоторг» (покупатель) выразившиеся в заключение договора, носящего характер соглашения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции на рынке алкогольной продукции, являются нарушением ч.4. ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, согласно представленным ООО «Татспиртпром» документов было установлено, что на момент оглашения решения в договор поставки №2764/13 от 01.01.2013 заключенный между «Татспиртпром» и ООО «Алкоторг» внесены изменения, а именно исключены из договора пункты 6.2.6 и 6.2.5. Таким образом, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Татспиртпром» (420011, г. Казань, ул. Баумана, д.44/8, ИНН 1681000049) и ООО «Алкоторг» (420054, г. Казань, ул. Техническая, д.21, ИНН 1659091192) нарушившим часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 «О защите конкуренции», в части заключения договора, носящего характер соглашения, реализация которого может привести к ограничению конкуренции на рынке алкогольной продукции.

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии        <…>

Члены Комиссии                     <…>

                                                  <…>

Исп.: <…>.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны