Решение №ПК-05/13804 Решение по делу №05-241/2015 от 3 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №05-241/2015

 

Исх. №ПК-05/13804 от 02.09.2015

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…>

рассмотрев дело №05-241/2015 по признакам нарушения ООО «МАСТЕР КЛИН» (ИНН 1659140153; 420054, РТ, г.Казань, ул.Авангардная, д.80/1), ООО «Комплект Сервис» (ИНН 1659128759; 420141, РТ, г.Казань, ул.Кул Гали, д.5, 59) и  ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» (ИНН 1650208992; 420054, РТ, г.Казань, ул.Техническая, д.120) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии ими в соглашении, которое привело к экономически необоснованному, не соответствующему реальной себестоимости выполняемых работ по предмету проводимого аукциона, снижению цен на торгах во время проведения открытого аукциона в электронной форме № 0811100001015000077 на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан, с целью исключения из участия в аукционе добросовестных участников и заключения государственного контракт по максимально возможной цене, в присутствии (отсутствии):

- представителя ООО «МАСТЕР КЛИН» - не явился, извещен;

- представителя ООО «Комплект Сервис» - не явился, извещен;

- представителя ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» по доверенности – <…> [физическое лицо] (доверенность от 18.05.2015г. №10);

- законного представителя ООО «Аутсорсинговая компания «ГАДЫЛЬ» - <…> [физическое лицо];

- представителя ООО «ГОРИЗОНТ» - не явился, сведения о надлежащем извещении отсутствуют;

- представителя ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Татарстан» по доверенности - <…> [физическое лицо] (доверенность от 26.05.2015г. №20/1772);

Установила:

В Управление Федеральной антимонопольный службы по Республике Татарстан (далее также – Управление) поступили жалобы ООО «ТКС+» (ИНН 1659106949) и ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Татарстан» на действия ООО «МАСТЕР КЛИН» (ИНН 1659140153), ООО «Комплект Сервис» (ИНН1659128759) и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» (ИНН 1650208992), выразившиеся в заключении и исполнении ими соглашения, которое привело к необоснованным снижениям цен на торгах во время проведения открытых аукционов в электронной форме №0311100002715000010 на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем объектов ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» и №0811100001015000077 на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан, соответственно.

По результатам предварительного изучения и анализа представленных документов, Управлением в вышеуказанных действиях ООО «МАСТЕР КЛИН» (ИНН 1659140153), ООО «Комплект Сервис» (ИНН1659128759) и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» (ИНН 1650208992) были установлены признаки нарушений пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с изложенным Управлением по указанным фактам в отношении ООО «МАСТЕР КЛИН» (ИНН 1659140153), ООО «Комплект Сервис» (ИНН1659128759) и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» (ИНН 1650208992) было возбуждено дело №05-168/2015 (приказ Татарстанского УФАС России от 09.06.2015. №01/348-к).

В ходе рассмотрения №05-168/2015 Комиссией Татарстанского УФАС России было принято решение о выделении в отдельное производств дело по признакам нарушения ООО «МАСТЕР КЛИН» (ИНН 1659140153; 420054, РТ, г.Казань, ул.Авангардная, д.80/1), ООО «Комплект Сервис» (ИНН 1659128759; 420141, РТ, г.Казань, ул.Кул Гали, д.5, 59) и  ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» (ИНН 1650208992; 420054, РТ, г.Казань, ул.Техническая, д.120) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии ими в соглашении, которое привело к экономически необоснованному, не соответствующему реальной себестоимости выполняемых работ по предмету проводимого аукциона, снижению цен на торгах во время проведения открытого аукциона в электронной форме № 0811100001015000077 на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан, с целью исключения из участия в указанных аукционах добросовестных участников и заключения государственных контрактов по максимально возможной цене, о чем в соответствии с частями 1 и 2 статьи 47.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией вынесено определение о выделении дела в отдельное производство от 15.07.2015г.  (исх.№ПК-05/11543 от 24.07.2015г.).

На основании указанного определения о выделении дела в отдельное производство от 15 июля 2015 года, в соответствии с частью 3 статьи 471 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России создана Комиссия по рассмотрению дела №05-241/2015 в отношении ООО «МАСТЕР КЛИН» (ИНН 1659140153; 420054, РТ, г.Казань, ул.Авангардная, д.80/1), ООО «Комплект Сервис» (ИНН 1659128759; 420141, РТ, г.Казань, ул.Кул Гали, д.5, 59) и  ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» (ИНН 1650208992; 420054, РТ, г.Казань, ул.Техническая, д.120).

В соответствии с определением о назначении дела №05-241/2015 к рассмотрению от 24.07.2015г. (исх.№ПК-05/12689 от 13.08.2015) рассмотрение настоящего дела назначено на 27 августа 2015г. в 9 часов 30 минут.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных лицами, участвующими в деле, а также устных выступлениях присутствующих на заседании, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статья 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Государственным заказчиком – ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Татарстан».

27 апреля 2015 года на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан  № 0811100001015000077 (далее – аукцион).

8 мая 2015 года на электронной площадке www.zakazrf.ru был проведен вышеуказанный аукцион. Начальная (максимальная) цена аукциона составила 2 021 729 рублей.

В аукционе приняли участие:

- ООО «МАСТЕР КЛИН» (ИНН 1659140153);

- ООО «Комплект Сервис» (ИНН1659128759);

- ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» (ИНН 1650208992);

- ООО «Аутсорсинговая компания «ГАДЫЛЬ»;

- ООО «ГОРИЗОНТ».

Поданные данными участниками аукциона заявки были допущены единой комиссией к участию в аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.05.2015 № 0811100001015000077). Следует отметить, что до окончания указанного в извещении о проведении аукциона срока подачи заявок на участие аукционе участниками заявки отозваны не были, что свидетельствует о намерении участников принять участие в вышеуказанном аукционе.

Как видно из представленной выше таблицы, в ходе аукциона участники ООО «МАСТЕР КЛИН» и ООО «Комплект Сервис» в течение 2 минуты 29 секунд снизили цену аукциона с <…> рублей до <…> рублей (на <…>%). Интервалы подачи данными участниками аукциона предложений о цене составили от 3 до 12 секунд.

Согласно расчетам начальной (максимальной) стоимости предмета аукциона, представленным ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Татарстан», начальная (максимальной) цена предмета аукциона определена методом сопоставления рыночных цен, установленных по результатам запроса коммерческих предложений от хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по комплексной уборке помещений.

По коммерческому предложению исх.№б/н от 02.03.2015, поступившему от ООО «Белла» (ИНН 1656077288) стоимость оказания услуг по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан, что являлось предметом аукциона, составляло <…> рублей (с НДС), по коммерческому предложению исх.№б/н от 02.03.2015, поступившему от ООО «Аутсорсинговая компания «ГАДЫЛЬ» – <…>рублей (с НДС).

Кроме того, в соответствии с калькуляцией стоимости услуг по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан, представленной ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» письмом от 09.07.2015г. исх.№298/15 (вх.№8546 от 09.07.2015) себестоимость данных услуг составляет <…> рублей (с НДС), из них <…> рублей затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Экономическую и технологическую обоснованность последних ценовых предложений, поданных ООО «МАСТЕР КЛИН» и ООО «Комплект Сервис», которые составили <…> рублей и <…> рублей, соответственно, общества не представили, ввиду их отсутствия (письменные пояснения ООО «МАСТЕР КЛИН» от  09.07.2015г. вх.№8548 и письменные пояснения ООО «Комплект Сервис» от  09.07.2015г. вх.№8547).

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что предложенные ООО «МАСТЕР КЛИН» и ООО «Комплект Сервис» цены не могут быть экономический обоснованными и соответствовать реальной себестоимости выполняемых работ по предмету аукциона и уровню минимальной прибыли, необходимой для поддержания деятельности коммерческой организации.

По результатам аукциона и рассмотрения вторых частей заявок, состоявшегося 12 мая 2015 года победителем аукциона признано ООО «Комплект Сервис» (ИНН 1659128759) с ценой предложения <…> рублей (протокол № 174 подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 12.05.2015г.). Срок подписания победителем аукциона государственного контракта - до 26 мая 2015 года.

Однако, по состоянию истечения срока подписания ООО «Комплект Сервис» государственного контракта, государственный контракт со стороны ООО «Комплект Сервис» не подписан.

Кроме того, после подведения итогов проведения аукциона, 14 мая 2015 года ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» (ИНН 1650208992) обратилось в Татарстанское УФАС России с жалобой о признании неправомерным решение заказчика аукциона о признании вторых частей заявок ООО «МАСТЕР КЛИН» и ООО «Комплект Сервис» соответствующим требованиям документации аукциона №0811100001015000077 и действующему законодательству.

Решением по делу №115-кз/2015 от 19.05.2015г. (исх.№ИП-04/8027 от 26.05.2015г.) Комиссия Татарстанского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд признала вышеуказанную жалобу ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» (ИНН 1650208992) необоснованной, ввиду соответствия вторых частей заявок ООО «МАСТЕР КЛИН» и ООО «Комплект Сервис» требованиям документации аукциона №0811100001015000077 и действующему законодательству.

Кроме того, представители ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Татарстан» пояснили, что после истечения срока подписания ООО «Комплект Сервис» государственного контракта, в связи с отказом ООО «Комплект Сервис» от его подписания ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Татарстан» обратилось в Татарстанское УФАС России о включении ООО «Комплект Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков.

Решением РНП №16-51/2015 от 11.06.2015г. (исх.№ИП-04/9418 от 22.06.2015г.) Комиссия Татарстанского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с не заключением (не подписанием) ООО «Комплект Сервис» государственного контракта по истечении срок для его заключения (подписания), включила ООО «Комплект Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков.

Отличительной особенностью процедуры проведения открытого аукциона в электронной форме, как и любых торгов, является конкуренция их участников. При этом особенностью аукциона на снижение начальной цены является, то что, последующие ценовые предложения участников должны быть меньше ценовых предложений, поданных ранее другими участниками, то есть с каждым шагом цена аукциона снижается на определённую величину (т.е. на шаг аукциона).

В связи с указанными особенностями открытого аукциона в электронной форме, подача ценовых предложений с интервалами от 3 до 12 секунд в течение 2 минуты 29 секунд, как это было осуществлено ООО «МАСТЕР КЛИН» и ООО «Комплект Сервис» в ходе проведения аукциона № 0811100001015000077, лишает возможности других участников сформировать обоснованное предложение и подать их.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что участие ООО «МАСТЕР КЛИН» и ООО «Комплект Сервис» в аукционе являлось формальной имитацией конкурентной борьбы между ними и не была направлена на выявление среди них победителя аукциона, а осуществлялась в целях ограничения доступа других хозяйствующих субъектов (добросовестных участников) к участию в аукционе для предоставления возможности победы в аукционе третьему участнику соглашения по наиболее выгодной цене контракта.

На основании информации, представленной ГУП «Агентство по госзаказу РТ» Управлением установлено, что IP-адреса, с которых ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» направляли предложения о цене в ходе проведения аукциона, совпадают и соответствуют следующей нумерации: 94:180:249:235.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» в рамках проведения аукциона в электронной форме № 0811100001015000077 на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан действовали по заранее определенному сценарию, направленному на исключение из участия аукциона добросовестных участников, путем необоснованного снижения цены по предмету проводимого аукциона, которая, в конечном счете, должно было представить для ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» возможность заключения государственного контракта по максимально возможной цене. Однако, как следует из представленных материалов и пояснений цель соглашения не была достигнута, так как победителем аукциона признано ООО «Комплект Сервис», предложивший минимальную цену контракта. Контракт с ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» не заключен.

Установлено, что ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» не входят в одну группу лиц.

При таких обстоятельствах Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» – участники аукциона действовали по соглашению (по договоренности в устной форме) с момента подачи заявок на участие в аукционе, были информированы о стратегиях друг друга, выполняли действия по соглашению, направленную на ограничение и (или) исключению доступа других хозяйствующих субъектов (добросовестных участников) к участию в аукционе. В сложившейся ситуации, оказавшись участниками аукциона, данные субъекты предопределили между собой победителя в лице ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток».

При этом, Комиссия Татарстанского УФАС России считает, что обращение ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» в Татарстанское УФАС России с жалобой о признании неправомерным решение заказчика аукциона о признании им вторых частей заявок ООО «МАСТЕР КЛИН» и ООО «Комплект Сервис» соответствующим требованиям документации аукциона №0811100001015000077 и действующему законодательству, является следствием исхода результатов проведения аукциона не по сценарию, предопределенному соглашением между ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток».

Согласно посменным пояснениям ОО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток», представленным письмом от 14.07.2015г. исх.№301/15, общество подтверждает факт подачи ценовых предложений ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» с одного IP-адреса локальной сети, принадлежащей ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток».

Письмом от 16.07.2015г. исх.№308/15 ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» признало наличие между ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток», ООО «МАСТЕР КЛИН» и ООО «Комплект Сервис» соглашения в ходе участия ими в аукционе № 0811100001015000077. Также из данных пояснений следует, что решения об участии в аукционе указанными лицами приняты совместно. Согласно пояснениям ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток», следует, что по состоянию на 16 июля 2015 года ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» отказалось от дальнейшего участия в соглашении и осуществления согласованных действий при участии в торгах.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

При этом в рассматриваемом случае продуктовые и географические границы однозначно определены государственным заказчиком – ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Татарстан», а именно документацией об аукционе.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка на котором ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» совершено нарушение антимонопольного законодательства определяются перечнем работ, указанным в документации об аукционе, и являются – услуги по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан. Географические границы определяется территорией определенной также документацией об аукционе и является – границы административных зданий МВД по Республике Татарстан, подлежащих комплексной уборке. Продавцами на рассматриваемом рынке являются только участники аукциона, так как отсутствует возможность предоставления вышеуказанных услуг другими продавцами, не прошедшими аукционный отбор, в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» в рамках проведения аукциона №0811100001015000077 на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан, признаются хозяйствующими субъектами-конкурентами.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. N 9966/10 соглашение между различными субъектами признается нарушением части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, если такое соглашение приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. При этом наличие фактического исполнения такого соглашения его участниками не является обязательным для его признания не соответствующим части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток», выразившиеся в заключении и исполнении ими соглашения, которое привело к необоснованному снижению цен на торгах во время проведения открытого аукциона в электронной форме № 0811100001015000077 на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан, с целью исключения из участия аукциона добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене, которые привели (могли привести) к поддержанию цен на торгах, являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая, что письмом от 16.07.2015г. исх.№308/15 ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» сообщило об отказе от дальнейшего участия в соглашении и осуществления согласованных действий по участию в торгах, а также с учетом того, что цель соглашения между ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» не достигнуто, аукцион объявлен завершенным, победитель определен в соответствии с действующим законодательством, следовательно, основания для выдачи ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» предписания о прекращении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1. Признать ООО «МАСТЕР КЛИН» (ИНН 1659140153; 420054, РТ, г.Казань, ул.Авангардная, д.80/1), ООО «Комплект Сервис» (ИНН 1659128759; 420141, РТ, г.Казань, ул.Кул Гали, д.5, 59) и  ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» (ИНН 1650208992; 420054, РТ, г.Казань, ул.Техническая, д.120) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии ими в соглашении, которое привело к экономически необоснованному, не соответствующему реальной себестоимости выполняемых работ по предмету проводимого аукциона, снижению цен на торгах во время проведения открытого аукциона в электронной форме № 0811100001015000077 на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений в административных зданиях МВД по Республике Татарстан, с целью исключения из участия в аукционе добросовестных участников и заключения государственного контракт по максимально возможной цене.

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

3. Направить копию настоящего решения и копии материалов дела в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о наличии/отсутствии действиях должностных лиц ООО «МАСТЕР КЛИН», ООО «Комплект Сервис» и ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» признаков нарушения статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Связанные организации

Связанные организации не указаны