Постановление №ПК-05/13997 Постановление о назначении административного наказания по де... от 10 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление о назначении административного наказания по делу № А05-910/2015

об административном правонарушении

 

Исх. ПК-05/13997 от 07.09.2015

[Должностное лицо] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Козел Павел Анатольевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № А05-910/2015, возбужденного в отношении ООО УК ЖКХ «Химстрой» (423585, РТ, г. Нижнекамск, проспект Химиков, д.1Б, кв.1; ОГРН 1021602504175 от 02.12.2002, ИНН/КПП: 1651033287/165101001) по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении с отметкой «вручено» от 21 августа 2015 года,

Установил:

Решением Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №05-837/2014 о нарушении антимонопольного законодательства от 06 апреля 2015 года ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «ЕРЦ г. Нижнекамска» признаны нарушившими пункт 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения соглашения о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК ЖКХ «Химстрой» и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО УК ЖКХ «Химстрой» жилищно-коммунальные услуги на расчетные счета МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска».

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) на рассмотрение поступило обращение ЗАО «НПО «Центромонтажавтоматика» на действия ООО УК ЖКХ «Химстрой», выразившиеся в нарушении стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельности в сфере управления многоквартирными домами, а также в выставлении ООО УК ЖКХ «Химстрой» платежных документов по форме и содержанию, не соответствующих установленным требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения вышеуказанного обращения Управлением в адрес ООО УК ЖКХ «Химстрой» направлен запрос о предоставлении необходимых документов и информации.

На основании документов, представленных ООО УК ЖКХ «Химстрой», Управлением установлено следующее.

ООО УК ЖКХ «Химстрой» является управляющей организацией перечня многоквартирных жилых домов г. Нижнекамска на основании Решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов.

ООО УК ЖКХ «Химстрой» представило копию протокола № 12 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №1 по пр. Химиков г. Нижнекамска от 20 декабря 2008 года (исх. № 143 от 26.09.2014). В пункте 7 данного протокола общее собрание собственников помещений решило выбрать управляющей компанией ООО УК ЖКХ «Химстрой». В пункте 8 данного протокола общее собрание собственников помещений решило принять условия договора управления многоквартирным домом в редакции проекта договора ООО УК ЖКХ «Химстрой».

ООО УК ЖКХ «Химстрой» была представлена типовая форма договора с собственниками помещений от 2012 года (исх. №143 от 26.09.2014).

Согласно п.2.1.4 данного договора, оплата услуг производится собственником путем уплаты денежных средств через Единый расчетный центр.

При этом в договоре не указана организационно-правовая форма, таким образом, указание в договоре словосочетания «Единый расчетный центр» не означает МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска».

Таким образом, в договорах управления, заключенных ООО УК ЖКХ «Химстрой» с собственниками помещений, МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» не является стороной по договору и более того, вообще в договоре не упоминается.

Между ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» заключен агентский договор № 98(18-07/12) от 01.07.2012 на оказание услуг по начислению и сбору платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 2.1 агентского договора № 98(18-07/12) от 01.07.2012, заключенного между ООО УК ЖКХ «Химстрой» (принципал) и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» (агент), агент обязуется: производить начисление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги по тарифам, утвержденным для города Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан, в соответствии с правилами расчета и перерасчета размера платы за услуги Принципала, утвержденными законодательством РФ и РТ; формировать платежные документы (счета-квитанции) для собственников и нанимателей жилых помещений и др.

Согласно пункту 2.1.12 вышеуказанного агентского договора, поступившие от населения платежи (кроме платежей за холодное водоснабжение, водоотведение и холодную воду для нужд горячего водоснабжения) перечислять на расчетный и специальный банковские счета Принципала, а также банковские счета третьих лиц согласно письмам Принципала.

Таким образом, Комиссией Татарстанского УФАС России в действиях ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» установлены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании собственникам помещений МКЖД, управление которыми осуществляет ООО УК ЖКХ «Химстрой», требований о перечислении денежных средств за жилищные и коммунальные услуги на расчетный счет МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска».

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и устных выступлениях присутствующих на заседании представителей ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска», участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О защите конкуренции»), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

ООО УК ЖКХ «Химстрой» является управляющей организацией перечня многоквартирных жилых домов г. Нижнекамска, следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Следовательно, положение ООО УК ЖКХ «Химстрой» на рынке предоставления жилищных и коммунальных услуг по МКЖД №1 по пр. Химиков г. Нижнекамска, имеет признаки доминирования.

В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

ООО УК ЖКХ «Химстрой» представило копию протокола № 12 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 1 по пр. Химиков г. Нижнекамска от 20 декабря 2008 года (исх. № 143 от 26.09.2014). В пункте 7 данного протокола общее собрание собственников помещений решило выбрать управляющей компанией ООО УК ЖКХ «Химстрой». В пункте 8 данного протокола общее собрание собственников помещений решило принять условия договора управления многоквартирным домом в редакции проекта договора ООО УК ЖКХ «Химстрой».

ООО УК ЖКХ «Химстрой» была представлена типовая форма договора с собственниками помещений от 2012 года (исх. № 143 от 26.09.2014).

Согласно пункту 2.1.4 данного договора, оплата услуг производится собственником путем уплаты денежных средств через Единый расчетный центр.

При этом в договоре не указана организационно-правовая форма, таким образом, указание в договоре словосочетания «Единый расчетный центр» не означает МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска».

Между ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» заключен агентский договор № 98(18-07/12) от 01.07.2012 на оказание услуг по начислению и сбору платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 2.1 агентского договора № 98(18-07/12) от 01.07.2012, заключенного между ООО УК ЖКХ «Химстрой» (принципал) и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» (агент), агент обязуется: производить начисление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги по тарифам, утвержденным для города Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан, в соответствии с правилами расчета и перерасчета размера платы за услуги Принципала, утвержденными законодательством РФ и РТ; формировать платежные документы (счета-квитанции) для собственников и нанимателей жилых помещений и др.

Согласно пункту 2.1.12 вышеуказанного агентского договора, поступившие от населения платежи (кроме платежей за холодное водоснабжение, водоотведение и холодную воду для нужд горячего водоснабжения) перечислять на расчетный и специальный банковские счета Принципала, а также банковские счета третьих лиц согласно письмам Принципала.

Таким образом, вышеуказанным агентским договором установлено обязательство для собственников помещений по внесению денежных средств на расчетный счет МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» - организации, которая не является стороной по договору управления, и которую собственники помещений не уполномочивали на сбор платежей.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованное требование о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе, имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

В соответствии с частями 2, 7 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 ЖК РФ.

Из вышеприведенных положений действующего законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за ЖКУ управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата иным организациям может вноситься только на основании решения собрания собственников жилья.

Таким образом, без учёта мнения потребителей жилищно-коммунальных услуг стороны агентского договора (№ 98(18-07/12) от 01.07.2012) пришли к соглашению о том, что все собираемые агентами денежные средства за оказанные ООО УК ЖКХ «Химстрой» жилищно-коммунальные услуги поступают не на расчётный счет управляющей организации, а на расчётный счет МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» (пункт 2.1.12 Агентского договора).

Данная схема расчётов применяется ко всем собственникам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК ЖКХ «Химстрой», без принятия решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов о перечислении платежей на расчётные счета иных организаций, то есть порядок внесения платы за ЖКУ, как существенное условие договоров управления многоквартирным домом, был установлен без воли собственников помещений многоквартирных домов.

МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» в своем письме (исх. № 33 от 20.01.2014, вх. № 726 от 21.01.2015) сообщает, что основанием для заключения агентского договора со стороны ООО УК ЖКХ «Химстрой» является решение общего собрания собственников, согласно которого в договор управления жилым фондом включен пункт о проведении расчетов и приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги через МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска».

Однако данное основание не соответствует действительности, поскольку согласно пункту 2.1.4 агентского договора, оплата услуг производится собственником путем уплаты денежных средств через Единый расчетный центр. При этом в договоре не указана организационно-правовая форма, таким образом, указание в договоре словосочетания «Единый расчетный центр» не означает МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска».

Таким образом, агентским договором установлено обязательство для собственников помещений по внесению денежных средств на расчетный счет МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» - организации, которая не является стороной по договору управления, и которую собственники помещений не уполномочивали на сбор платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

В соответствии пунктом 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Согласно пункту 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Следует также отметить, что в силу пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, к существенным условиям договора (содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения) относятся, в том числе, реквизиты расчетного счета и иная контактная информация исполнителя (ООО УК ЖКХ «Химстрой»).

В соответствии с пунктом 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с пунктом 69 Правил в платёжном документе указывается, в том числе, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Согласно пункту 32 Правил исполнитель имеет право, в том числе:

- требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (подпункт «а»);

- привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:

для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;

для доставки платежных документов потребителям;

для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям (подпункт «е»);

- осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «ж»).

С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил, которым установлено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно Методическим рекомендациям по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утверждённых приказом Минрегиона России от 19.09.2011 № 454 (зарег. в Минюсте России от 16.11.2011 №22321), в графе платёжного документа «Получатель платежа» указываются банковские счета и банковские реквизиты исполнителей коммунальных услуг, и может быть указана такая информация о ресурсоснабжающей организации в том случае, когда было принято решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.

Таким образом, в платёжном документе в графе «Получатель платежа» может быть указан либо расчётный счёт исполнителя коммунальных услуг, либо расчётный счёт ресурсоснабжающей организации, которым принято на общем собрании решение собственников помещений МКД вносить плату за отдельные жилищно-коммунальные услуги.

В материалах дела имеются копии платёжных документов ООО УК ЖКХ «Химстрой» за оказанные жилищно-коммунальные услуги за период с января 2014 года по август 2014 года.

В вышеуказанных платежных документах (счета на оплату) за оказанные жилищно-коммунальные услуги в левом верхнем углу содержится сообщение: «Получатель МУП «Единый расчетный центр» р/с 40602810115010000133 в ООО КБЭР «Банк Казани» г. Казань, ИНН 1651063250, БИК 049205844, к/с 30101810100000000844», в правом нижнем углу содержится сообщение: «Вас обслуживает ООО УК ЖКХ «Химстрой» р/с 40702810400070000238, ИНН 1651033287, КПП 165101001, адрес: 423570, РТ, г. Нижнекамск, пр. Химиков, 1Б оф.1, эл. Почта yk_himstroi@mail.ru, тел. 8(8555) 46-01-33, директор Стрижаков Николай Федорович», то есть получателем платежей указан МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска», и жильцы за оказанные ООО УК ЖКХ «Химстрой» коммунальные услуги обязаны перечислять денежные средства на расчетный счет МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска».

Несмотря на тот факт, что в указанных платежных документах исполнителем жилищно-коммунальных услуг названо ООО УК ЖКХ «Химстрой», получателем платежа в графе «Получатель» указан МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска».

Проанализировав Агентский договор на предмет соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к следующему.

Комплекс работ, которые осуществляет МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» в рамках Агентского договора производится во исполнение договора управления многоквартирным домом. Следовательно, реализация Агентского договора не должна нарушать условий основного договора, которым является именно договор управления многоквартирным домом.

Так, Комиссией установлено и следует из материалов дела, что приём платежей за жилищно-коммунальные услуги, оказанные ООО УК ЖКХ «Химстрой» в рамках договора управления многоквартирным домом, осуществляются на расчётный счёт МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» на основании Агентского договора и финансируется в рамках этого договора.

Таким образом, именно Агентским договором навязывается собственникам помещений многоквартирных домов требование о перечислении денежных средств за жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска».

В силу пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О защите конкуренции»), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

Ограничение конкуренции происходит на рынке управления эксплуатацией многоквартирных домов в географических границах г. Нижнекамска, на котором существуют гражданские отношения между ООО УК ЖКХ «Химстрой» и его контрагентами, которым могут впоследствии навязываться невыгодные условия договора.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к мнению, что реализуя рассматриваемые соглашения, ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» необоснованно требуют перечисления платы за ЖКУ лицам, не являющимся стороной договора управления многоквартирным домом.

Таким образом, заключив Агентский договор, ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска», по сути, договорились внести изменения в условия действующих договоров управления многоквартирными домами, заключённых между ООО УК ЖКХ «Химстрой» и его абонентами (потребителями услуг жилищно-коммунальных услуг), о порядке внесения размера платы за жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции», сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 30 могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также, если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 - 4 указанной статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции».

Доказательств, предусмотренных вышеприведенными положениями Закона о защите конкуренции, Ответчики не предоставили. Комиссия Татарстанского УФАС России таких обстоятельств не установила.

Комиссия Татарстанского УФАС России исходила из того, что рассматриваемым соглашением между ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» была проигнорирована воля потребителя (собственников помещений многоквартирных домов) и, в частности, порядок внесения размера платы за жилищно-коммунальные услуги был определён без участия собственников помещений многоквартирных домов.

В результате таких действий собственникам помещений многоквартирных домов искусственно были созданы обязательства перед МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска», которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни ресурсоснабжающей организацией, и который самостоятельно производил расчёты за исполнителя коммунальных услуг, требовал зачисления денежных средств за жилищно-коммунальные услуги на свои расчётные счета, в том числе и в судебном порядке, и никак не отвечал перед собственниками помещений многоквартирных домов за правильность осуществлённых расчётов и производимого начисления размера платы за жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, действия ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска», выразившиеся в навязывании собственникам помещений МКЖД, управление которыми осуществляет ООО УК ЖКХ «Химстрой», требований о перечислении денежных средств за жилищные и коммунальные услуги на расчетный счет МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» приводит к нарушению пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного решением Комиссии управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05-837/2014 признала соглашение между ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК ЖКХ «Химстрой» и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО УК ЖКХ «Химстрой» жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска», недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, согласно которой заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручка  правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Понятие вины юридического лица является единым и заключается в возможности соблюсти установленные нормы и правила и непринятии им исчерпывающих мер по их соблюдению.

Вина ООО УК ЖКХ «Химстрой» в совершении данного административного нарушения заключается в том, что у него имелась реальная возможность для соблюдения вышеуказанных требований законодательства, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению этих требований.

Доказательств принятия ООО УК ЖКХ «Химстрой» всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований антимонопольного законодательства, материалы дела не содержат.

Таким образом, в действиях ООО УК ЖКХ «Химстрой» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Объект правонарушения – общественные отношения в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ).

Объективная сторона – заключение между ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «НРЦ г. Нижнекамска» соглашения о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК ЖКХ «Химстрой» и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за отдельные жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт лица, не являющегося стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО УК ЖКХ «Химстрой» данные жилищно-коммунальные услуги на расчётный счёт МУП «НРЦ г. Нижнекамска», признанного недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Субъект правонарушения – юридическое лицо ООО УК ЖКХ «Химстрой» (423585, РТ, г. Нижнекамск, проспект Химиков, д.1Б, кв.1; ОГРН 1021602504175 от 02.12.2002, ИНН/КПП: 1651033287/165101001).

Субъективная сторона – юридическое лицо ООО УК ЖКХ «Химстрой» виновно в совершении административного правонарушения, так как у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Время совершения ООО УК ЖКХ «Химстрой» административного правонарушения:

Учитывая положения пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», должностным лицом Управления установлено, что правонарушение, совершенное ООО «УК ЖКХ Химстрой» является длящимся, так как действие общества выразилось в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Как установлено решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05-837/2014, действия, выразившиеся в заключении соглашения о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК ЖКХ «Химстрой» и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска», совершались ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска» с 01 июля 2012 года (день заключения агентского договора № 98(18-07/12) от 01.07.2012) на оказание услуг по начислению и сбору платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом на момент вынесения Комиссией Управления решения по делу № 05-837/2014 форма платежного документа (счета на оплату) для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг не приведена в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Так, в соответствии с позицией, закрепленной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 № 11132/11 по делу № А26-9462/2010, датой выявления административного правонарушения является дата издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, то есть 16 декабря 2014 года (Приказ № 01/503-к от 16.12.2014).

Место совершения ООО УК ЖКХ «Химстрой» административного правонарушения: город Нижнекамск.

Давность привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет один год, при этом в соответствии с пунктом 6 статьи 4.5 КоАП, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с 06 апреля 2015 года и на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Процедура производства по делу об административном правонарушении соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, протокол об административном правонарушении составлен в надлежащей форме уполномоченным лицом, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

Согласно примечанию 3 к статье 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;

2) лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения.

С учётом имеющихся в деле материалов признаны следующие смягчающие ответственность обстоятельства не установлены.

Согласно примечанию 4 к статье 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3, пунктами 1, 2 и 3 примечания 3 к статье 14.31 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий;

2) принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях.

С учётом имеющихся в деле материалов отягчающие ответственность обстоятельства не установлены.

Также отсутствуют основания для признания данного правонарушения малозначительным, так как установленное антиконкурентное соглашение создало существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям по защите конкуренции и длительное время реализовалось в отношении большого числа потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ юридические лица несут административную ответственность в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Достигнутое между ООО УК ЖКХ «Химстрой» и МУП «ЕРЦ г. Нижнекамска» соглашение о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК ЖКХ «Химстрой» и не принявших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесении платы за жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета лиц, не являющихся стороной договора управления многоквартирным домом, условий о перечислении денежных средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги на расчётные счета МУП «Единый расчетный центр города Нижнекамска», произошло на рынке услуг управления эксплуатацией жилого фонда, на котором действует ООО УК ЖКХ «Химстрой» (исполнитель коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ № 11132/11 от 13.12.2011 (резюме) при привлечении к административной ответственности по ст.14.31-14.32 КоАП РФ штраф исчисляется исходя из выручки правонарушителя за год, предшествующий году издания антимонопольным органом приказа о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Определением об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу № А05-910/2015 об административном правонарушении у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан были истребованы сведения (документы и материалы), необходимые должностному лицу Татарстанского УФАС России для исчисления административного штрафа.

Из представленной в материалы дела годовой бухгалтерской отчетности за 2013 год следует, что совокупный размер суммы выручки ООО УК ЖКХ «Химстрой» составил <…> руб. <…> коп.

Одна сотая размера суммы выручки правонарушителя за 2013 год составляет <…> руб. <…> коп, одна двадцать пятая – <…> руб. <…> коп.

Порядок расчета суммы штрафа установлен пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ, в соответствии с которым за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Применяя данную формулу и используя для расчета сумму выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, а не только сумму выручки ООО УК ЖКХ «Химстрой» от реализации услуги на рынке управления эксплуатацией жилого фонда, на котором действует ООО УК ЖКХ «Химстрой» (исполнитель коммунальных услуг), сумма составляет <…> руб. <…> коп

Учитывая, что размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП не может составлять менее ста тысяч рублей, а также учитывая то, что основным видом деятельности ООО УК ЖКХ «Химстрой» согласно данным единого государственного реестра юридических лиц является управление эксплуатацией жилого фонда, считаю необходимым определить санкцию в размере 100 000 рублей (сто тысяч рублей 00 копеек).

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ,

Постановил:

Признать ООО УК ЖКХ «Химстрой» (423585, РТ, г. Нижнекамск, проспект Химиков, д. 1Б, кв. 1; ОГРН 1021602504175 от 02.12.2002, ИНН/КПП: 1651033287/165101001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (сто тысяч рублей 00 копеек).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 46 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

Назначение платежа – денежные взыскания за нарушение антимонопольного законодательства.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (843)2381946.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны