Решение № ПК-05/1431 Решение по делу № 05-335/2015 от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 05-335/2015

Исх. ПК-05/1431 от 05.02.2016

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: <…>;

Члены комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 05-335/2015 по признакам нарушения ООО «Мастер Клин» (ИНН 1659140153; 420054, РТ, г. Казань, ул. Авангардная, д.80/1), ООО «Комплект Сервис» (ИНН 1659128759; 420141, РТ, г. Казань, ул. Кул Гали, д.5, 59) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии ими в соглашении, которое привело к экономически необоснованному, не соответствующему реальной себестоимости выполняемых работ по предмету проводимого аукциона, снижению цен на торгах во время проведения открытого аукциона в электронной форме № 0111100008915000026 на оказание услуг по содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем и сетей зданий Верховного суда Республики Татарстан, с целью исключения из участия в аукционе добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене, в присутствии:

- представителя ООО «Спецпроектцентрмонтажавтоматика» <…>

- представителя ООО «АйСиЭн Сервис Инжиниринг Восток» по доверенности – <…> (доверенность <…>);

в отсутствие представителей ООО «Мастер Клин», ООО «Комплект Сервис», ООО «ТКС+», ООО «ЦКиИТ «Сокол», ООО «ТД «Чезет» - не явились, извещены;

Установила:

В Управление Федеральной антимонопольный службы по Республике Татарстан (далее также – Управление) поступила жалоба ООО «ТКС+» на действия ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис», выразившиеся в заключении и исполнении ими соглашения, которое привело к необоснованному снижению цен на торгах во время проведения открытого аукциона в электронной форме № 0111100008915000026 на оказание услуг по содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем и сетей зданий Верховного суда Республики Татарстан.

По результатам предварительного изучения и анализа представленных документов, Управлением в вышеуказанных действиях ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» были установлены признаки нарушений пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с изложенным Управлением по указанным фактам в отношении ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» было возбуждено дело № 05-335/2015 (приказ Татарстанского УФАС России № 02/686-к от 30.09.2015).

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных лицами, участвующими в деле, а также устных выступлениях присутствующих на заседании, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статья 11 Федерального закона «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

10 апреля 2015 года на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем и сетей зданий Верховного Суда Республики Татарстан № 0111100008915000026 (далее – аукцион).

8 мая 2015 года на электронной площадке www.zakazrf.ru был проведен вышеуказанный аукцион. Начальная (максимальная) цена аукциона составила 4 838 659 рублей. Государственный заказчик – Верховный Суд Республики Татарстан.

В аукционе приняли участие:

- ООО «ТКС+» (ИНН 1659106949);

- ООО «Мастер Клин» (ИНН 1659140153);

- ООО «Комплект Сервис» (ИНН1659128759);

- ООО «ЦКиИТ «Сокол» (ИНН 1655279563);

- ООО «Спецпроектмонтажавтоматика» (ИНН 1660005470).

Поданные данными участниками аукциона заявки были допущены единой комиссией к участию в аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.05.2015 № 0111100008915000026). Следует отметить, что до окончания указанного в извещении о проведении аукциона срока подачи заявок на участие аукционе участниками заявки отозваны не были, что свидетельствует о намерении участников принять участие в вышеуказанном аукционе.

Статистика подачи участниками предложений о цене контракта по аукциону представлена в таблице № 1.

Как видно из представленной выше таблицы, в ходе аукциона участники ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» в течение 4 минут 32 секунд снизили цену аукциона с 4 814 465,70 рублей до 169 352,95 рублей (на 96,48%). Интервалы подачи данными участниками аукциона предложений о цене составили от 1 до 19 секунд.

Согласно расчетам начальной (максимальной) стоимости предмета аукциона, являющимся приложением к документации об аукционе, начальная (максимальной) цена предмета аукциона определена методом сопоставления рыночных цен, установленных по результатам запроса потенциальным исполнителям, имевшим в течение последних трех лет опыт выполнения аналогичных контрактов.

Кроме того, в соответствии с калькуляцией стоимости услуг по содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем и сетей зданий Верховного суда Республики Татарстан, представленной ООО «Спецпроектмонтажавтоматика» письмом № 124 от 17.11.2015 (вх.№ 14306 от 19.11.2015) себестоимость данных услуг составляет 2 322 992 рублей, из них 1 902 992 рублей затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Экономическую и технологическую обоснованность последних ценовых предложений, поданных ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис», которые составили 169 352,95 рублей и 411 285,90 рублей, соответственно, общества не представили.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что предложенные ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» цены не могут быть экономически обоснованными и соответствовать реальной себестоимости выполняемых работ по предмету аукциона и уровню минимальной прибыли, необходимой для поддержания деятельности коммерческой организации.

По результатам аукциона и рассмотрения вторых частей заявок, состоявшегося 12 мая 2015 года победителем аукциона признано «Спецпроектмонтажавтоматика» с ценой предложения 2 479 000,00 рублей (протокол № 11эа-2015итог подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 12.05.2015).

Отличительной особенностью процедуры проведения открытого аукциона в электронной форме, как и любых торгов, является конкуренция их участников. При этом особенностью аукциона на снижение начальной цены является то что, последующие ценовые предложения участников должны быть меньше ценовых предложений, поданных ранее другими участниками, то есть с каждым шагом цена аукциона снижается на определённую величину (т.е. на шаг аукциона).

В связи с указанными особенностями открытого аукциона в электронной форме, подача ценовых предложений с интервалами от 1 до 19 секунд в течение 4 минут 32 секунд, как это было осуществлено ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» в ходе проведения аукциона № 0111100008915000026, лишает возможности других участников сформировать обоснованное предложение и подать их.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что участие ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» в аукционе являлось формальной имитацией конкурентной борьбы между ними и не была направлена на выявление среди них победителя аукциона, а осуществлялась в целях ограничения доступа других хозяйствующих субъектов (добросовестных участников) к участию в аукционе для предоставления возможности победы в аукционе третьему участнику соглашения по наиболее выгодной цене контракта.

На основании информации, представленной ГУП «Агентство по госзаказу РТ» Управлением установлено, что IP-адреса, с которых ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» направляли предложения о цене в ходе проведения аукциона, совпадают и соответствуют следующей нумерации: 94:180:249:235.

Кроме того, также на основании информации, представленной ГУП «Агентство по госзаказу РТ» Управлением установлено, что IP-адреса с которых ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» направляли заявки на участие в аукционе, также совпадают и соответствуют следующим нумерациям 94:180:249:235 и 188.162.39.83.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» в рамках проведения аукциона в электронной форме № 0111100008915000026 на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем и сетей зданий Верховного Суда Республики Татарстан действовали по заранее определенному сценарию, направленному на исключение из участия аукциона добросовестных участников, путем необоснованного снижения цены по предмету проводимого аукциона. Однако, как следует из представленных материалов, цель соглашения не была достигнута, так как победителем аукциона признано ООО «Спецпроектмонтажавтоматика», заявка которого соответствовала требования документации об аукционе и предложивший минимальную цену контракта.

Установлено, что ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» не входят в одну группу лиц.

При таких обстоятельствах Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» – участники аукциона действовали по соглашению (по договоренности в устной форме) с момента подачи заявок на участие в аукционе, были информированы о стратегиях друг друга, выполняли действия по соглашению, направленную на ограничение и (или) исключению доступа других хозяйствующих субъектов (добросовестных участников) к участию в аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

При этом в рассматриваемом случае продуктовые и географические границы однозначно определены государственным заказчиком – Верховным Судом Республики Татарстан, а именно документацией об аукционе.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка на котором ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» совершено нарушение антимонопольного законодательства определяются перечнем работ, указанным в документации об аукционе: услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем и сетей зданий Верховного суда Республики Татарстан. Географические границы определяется территорией, определенной также документацией об аукционе: объект «Здание Верховного суда Республики Татарстан, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, ул. Пушкина, д.72/2 и ул. Пушкина, д.70. Продавцами на рассматриваемом рынке являются только участники аукциона, так как отсутствует возможность предоставления вышеуказанных услуг другими продавцами, не прошедшими аукционный отбор, в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» в рамках проведения аукциона № 0111100008915000026 на оказание услуг по содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем и сетей зданий Верховного Суда Республики Татарстан, признаются хозяйствующими субъектами-конкурентами.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.12.2010 № 9966/10 соглашение между различными субъектами признается нарушением части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», если такое соглашение приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» последствиям. При этом наличие фактического исполнения такого соглашения его участниками не является обязательным для его признания не соответствующим части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, действия ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис», выразившиеся в заключении и исполнении ими соглашения, которое привело к необоснованному снижению цен на торгах во время проведения открытого аукциона в электронной форме № 0111100008915000026 на оказание услуг по содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем и сетей зданий Верховного Суда Республики Татарстан, с целью исключения из участия аукциона добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене, которые привели (могли привести) к поддержанию цен на торгах, являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Учитывая, что цель соглашения между ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» не достигнута, аукцион объявлен завершенным, победитель определен в соответствии с действующим законодательством, следовательно, основания для выдачи ООО «Мастер Клин» и ООО «Комплект Сервис» предписания о прекращении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

Решила:

1. Признать ООО «Мастер Клин» (ИНН 1659140153; 420054, РТ, г. Казань, ул. Авангардная, д.80/1) и ООО «Комплект Сервис» (ИНН 1659128759; 420141, РТ, г. Казань, ул. Кул Гали, д.5, 59) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии ими в соглашении, которое привело к экономически необоснованному, не соответствующему реальной себестоимости выполняемых работ по предмету проводимого аукциона, снижению цен на торгах во время проведения открытого аукциона в электронной форме № 0111100008915000026 на оказание услуг по содержанию, обслуживанию и ремонту инженерных систем и сетей зданий Верховного суда Республики Татарстан, с целью исключения из участия в аукционе добросовестных участников и заключения государственного контракта по максимально возможной цене.

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…>

Члены Комиссии                                                                                                    <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны