Решение №ПК-05/14393 Решение по делу № 05-734/2014 от 10 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 05-734/2014

 

Исх. № ПК-05/14393 от 14.09.2015

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев дело № 05-734/2014 по признакам нарушения ОАО «Генерирующая компания» (420021, РТ, г. Казань, ул. Салимжанова, д. 1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в отказе теплоснабжения жилых домов в связи с нарушением порядка оплаты

в присутствии представителей:

заявителей:

ООО «УК Азино-1»<…> [физическое лицо](доверенность от 12.01.2015 № 1/1);

ответчика:

ОАО «Генерирующая компания» <…> [физическое лицо] (доверенность от 19.05.2015 № 119/20-274);

В отсутствие заявителей ООО «Мир Сервис», ЖСК «Темп-53», ЖСК «Темп-9», извещенных надлежащими образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

Установила:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили жалобы ООО «Управляющая компания Азино-1» (вх. № 2171/ж от 24.09.2014); ООО «МИР Сервис» (вх. № 2253/ж от 07.10.2014); Ленченко Н.Г. (ЖСК «Темп-53») (вх. № 2292/ж от 10.10.2014); ЖСК «Темп-9» (вх. № 2257/ж от 07.10.2014) на действия ОАО «Генерирующая компания», выразившиеся в отказе теплоснабжения жилых домов в связи с нарушением порядка оплаты.

Из представленных документов следует, что между ООО «УК Азино-1», ООО «МИР Сервис», ЖСК «Темп-53», ЖСК «Темп-9» (далее – Заявители) и ОАО «Генерирующая компания» заключены договоры теплоснабжения.

Также, согласно представленным документам и информации, Управлением установлено, что у Заявителей перед ОАО «Генерирующая компания» имеется задолженность по оплате за оказанную услугу теплоснабжения. На просьбу о подключении теплоснабжения ОАО «Генерирующая компания» представило ответ (исх. № 010-28/6692 от 17.09.2014) о том, что необходимым условием для получения паспорта готовности к предстоящему отопительному периоду является отсутствие задолженности за тепловую энергию, теплоноситель, указав на необходимость разрешения вопроса о погашении задолженности в ближайшее время.

Действия ОАО «Генерирующая компания», выразившиеся в отказе подачи тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, управление которыми осуществляют ООО «УК Азино-1», ООО «МИР Сервис», ЖСК «Темп-53», ЖСК «Темп-9», в связи с нарушением порядка оплаты, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйственного субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении ОАО «Генерирующая компания» возбуждено дело № 05-734/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в отказе теплоснабжения жилых домов в связи с нарушением порядка оплаты.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно Административному регламенту Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденному Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, с целью установления доминирующего положения ОАО «Генерирующая компания» на рынке тепловой энергии в границах муниципального образования город Казань проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В результате анализа состояния конкурентной среды Комиссией был сделан вывод о том, что доля ОАО «Генерирующая компания» на рынке тепловой энергии в пределах территории г. Казани в границах тепловых сетей потребителей, имеющих единственное технологическое присоединение к объекту генерации ОАО «Генерирующая компания» составила 100%.

На рынке тепловой энергии в пределах территории г. Казани в границах централизованных тепловых сетей системы централизованного теплоснабжения совокупная доля, занимаемая ОАО «Генерирующая компания» и ОАО «ТГК-16» в 2014 году составляла 100%, доля каждого из субъектов составила 58,7% и 48,3% соответственно, и в течение длительного периода времени была подвержена малозначительным изменениям, наблюдалось коллективное доминирование.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

ОАО «Генерирующая компания» по результатам ознакомления с материалами анализа состояния конкуренции возражений и документов, содержащих доказательства того, что положение общества не может быть признано доминирующим, обществом не представлено.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О теплоснабжении», в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 96 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.

Так, в соответствии с пунктом 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, установленном указанными Правилами.

При этом согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Также, в соответствии с пунктом 122 Правил, действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Таким образом, возможность ограничения подачи тепловой энергии по инициативе энергоснабжающей организации зависит от наличия задолженности исполнителя, а также от наличия абонентов, не имеющих задолженности за потребленные ресурсы, поскольку, в силу указанных Правил и части 4 статьи 22 Федерального закона «О теплоснабжении», их интересы не должны пострадать в случае ограничения энергоснабжения.

Учитывая указанные выше нормы законодательства РФ, энергоснабжающая организация, в случае неоплаты за потребленную тепловую энергию имеет право прекратить или ограничить снабжение тепловой энергией многоквартирные жилые дома, при одновременном обеспечении тепловой энергией потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором.

Аналогичная позиция содержится в письме от 29 ноября 2007 № 21492-СК/07 Министерства регионального развития РФ, где указано, что действия по приостановлению (ограничения) энергоснабжения исполнителя коммунальных услуг при условии добросовестного исполнения конечными потребителями своих обязательств по оплате оказанных им коммунальных услуг недопустима.

Однако, при рассмотрении настоящего дела ОАО «Генерирующая компания» не представлено каких-либо доказательств свидетельствующих о том, что абсолютно все жильцы домов, управление которыми осуществляют Заявители, имеют задолженность за потребленные услуги по теплоснабжению.

Таким образом, действия ОАО «Генерирующая компания», результатом которых может являться ущемление прав граждан, полностью выполняющих обязательства по оплате коммунальных услуг, выразившиеся в ограничении снабжения тепловой энергией в случае неоплаты управляющими организациями (Заявителями) задолженности по тепловой энергии, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела ОАО «Генерирующая компания» были даны пояснения, согласно которым общество, указав на необходимость решения вопроса о погашении задолженности и о неготовности Заявителей к отопительному периоду, руководствовалось подпунктом 14 пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду (утв. Приказ Минэнерго России от 12.03.2013 № 103), в соответствии с которым в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверено, в том числе, отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель.

Заявители в ответ на указанный довод ОАО «Генерирующая компания» сообщили, что паспорта готовности жилых домов к отопительному сезону должна выдавать ресурсоснабжающая организация.

Однако, представитель ОАО «Генерирующая компания» изложил свою позицию, и сообщил, что у них нет права выдавать паспорта готовности жилых домов к отопительному сезону, указанные паспорта выдает комиссия, проводившая проверку готовности жилых домов к отопительному периоду.

Согласно пункту 5 Правил оценки готовности к отопительному периоду, проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду, утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются:

– объекты, подлежащие проверке;

– сроки проведения проверки;

– документы, проверяемые в ходе проведения проверки.

В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.

Так, в связи с необходимостью всестороннего и объективного рассмотрения данного дела к участию в рассмотрении дела №05-734/2014 было привлечено Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В соответствии с письменными пояснениями, представленными Ростехнадзором, в соответствии с пунктом 2 Привил оценки подготовки к отопительному периоду проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

В соответствии с пунктом 5 Правил проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Согласно пункту 9 Правил паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу (приложение № 2 к Правилам) и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки.

Так, Ростехнадзор сообщил, что в целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Представители Управления приняли участие в проверке 48 теплоснабжающих организаций по г. Казани в рамках подготовки к осенне0зимнему периоду 2014-2015. В перечне проверенных Управлением теплоснабжающих организаций ООО «МИР Сервис», ООО «УК Азино-1», ЖСК «Темп-53», ЖСК «Темп-9» отсутствуют.

В соответствии с пунктом 12 Правил оценки готовности к отопительному периоду теплоснабжающая организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до 1 ноября, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

На основании вышеизложенного, а также учитывая положения пункта 12 Правил оценки готовности к отопительному периоду, действия ОАО «Генерирующая компания», выразившиеся в угрозе отказа пуска тепла потребителям тепловой энергии в отопительном периоде 2014/2015 года при отсутствии паспорта готовности к отопительному периоду, условием для получения которого является отсутствие задолженности за тепловую энергию, теплоноситель, противоречат действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 05-734/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Генерирующая компания», выразившиеся в угрозе отказа пуска тепла потребителям тепловой энергии в отопительном периоде 2014/2015 года при отсутствии паспорта готовности к отопительному периоду, условием для получения которого является отсутствие задолженности за тепловую энергию, теплоноситель.

Указанные действия ОАО «Генерирующая компания» могли повлечь наступление негативных последствий (прекращение теплоснабжения) для жителей многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляют ООО «МИР Сервис», ООО «УК Азино-1», ЖСК «Темп-53», ЖСК «Темп-9», являющихся добросовестными плательщиками, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг, что могло привести к ущемлению их интересов.

Вместе с тем, ОАО «Генерирующая компания» были также представлены дополнительные пояснения, согласно которым Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казань принято постановление «Об итогах работы городского хозяйства в осенне-зимний период 2013/2014 года и о задачах по подготовке города в условиях зимы 2014/2015 года».

Указанное постановление, в том числе содержит пункт об утверждении состава Комиссии по проверке готовности к отопительному периоду 2014/2015 года теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии муниципального образования г. Казани.

Согласно приложению № 3 к указанному постановлению, в состав комиссии подлежит включению директор филиала ОАО «Генерирующая компания» Казанские тепловые сети.

В период подготовки к отопительному периоду 2014/2015 года представителями ИК МО г. Казани в филиал ОАО «Генерирующая компания» Казанские тепловые сети привозились и передавались нарочно для подписания акты проверки готовности. При отсутствии замечаний, заместителем главного инженера по эксплуатации филиала Казанские тепловые сети акты подписывались и также нарочно возвращались представителю ИК МО г. Казани для дальнейшего согласования.

Относительно пуска тепловой энергии ОАО «Генерирующая компания» пояснило, что подача тепловой энергии в начале отопительного сезона осуществлялась в случае отсутствия акта проверки готовности и паспорта готовности, но при наличии у ОАО «Генерирующая компания» сведений об осуществлении необходимых мероприятий по подготовке к отопительному периоду, а также выполнении требований, установленных главами 3-5 Правил оценки готовности к отопительному периоду.

В случае отсутствия указанных сведений, пуск энергии осуществлялся без согласия ОАО «Генерирующая компания» посредством самовольного пуска тепла, также пуск осуществлялся потребителями, чьи энергопотребляющие устройства подключены последовательно к тепловым сетям абонентов, которыми был осуществлен пуск тепла.

Данная информация также была подтверждена представителями Заявителей при рассмотрении дела № 05-734/2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представителями ОАО «Генерирующая компания» было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела № 05-734/2014 писем (исх. № 119-12/4985 от 13.07.2015), направленных в адрес ООО «Мир Сервис», ООО «УК Азино-1», ЖСК «Темп-53», ЖСК «Темп-9», в котором ОАО «Генерирующая компания» сообщает о том, что предоставление паспорта готовности к отопительному периоду не ставилось в зависимость исключительно от наличия/отсутствия задолженности по договору теплоснабжения, заключенного с перечисленными лицами.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что ОАО «Генерирующая компания» в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия до принятия решения по существу, Комиссия Управления считает необходимым, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции», производство по делу № 05-734/2014 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 указанной статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.

Факт нарушения ОАО «Генерирующая компания» антимонопольного законодательства установлен Комиссией Управления настоящим решением.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1. Признать ОАО «Генерирующая компания» (420021, РТ, г. Казань, ул. Салимжанова, д. 1) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части угрозы введения ограничения режима потребления тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, результатом которого может является ущемление интересов граждан, полностью выполняющих обязательства по оплате коммунальной услуги-горячего водоснабжения.

2. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением ОАО «Генерирующая компания» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Связанные организации

Связанные организации не указаны