Решение №ПК-05/14460 Решение по делу №05-224/2015 о нарушении антимонопольного за... от 10 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №05-224/2015 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Исх. № ПК-05/14460 от 16.09.2015

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…>

рассмотрев дело №05-224/2015 по признакам нарушения ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» (422545, РТ, г. Зеленодольск, ул. Жукова, д.10, ИНН 1648017567) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного законодательством порядка предоставления технических условий на подключение к объектам теплоснабжения, что привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц, при участии: Саляховой Рушании Радиковны – представителя ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» по доверенности от 05.08.2015г.,

Установил:

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17.04.2015г. №01/216-пр проведена плановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» (422545, РТ, г. Зеленодольск, ул. Жукова, д.10, ИНН 1648017567) (далее по тексту – ОАО «ЗПТС»).

В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» осуществляет выдачу технических условий на присоединение объектов юридических и физических лиц к сетям теплоснабжения, принадлежащих ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей».

Однако при этом, инспекцией установлено, что сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами на выдачу технических условий, обществом не соблюдаются.

Вышеуказанные действия ОАО «ЗПТС» имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного законодательством порядка предоставления технических условий на подключение к объектам теплоснабжения, что привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц, что явилось основанием для возбуждения настоящего дела.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях ОАО «ЗПТС» и представленных документах, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе в нарушении установленного законодательством порядка предоставления технических условий на подключение к объектам теплоснабжения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 06.11.01 №454-ст., деятельность по теплоснабжению относится к разделу E ОКВЭД "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", подгруппе 40.30 " Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)", 40.30.11 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями.

Классификационная группа товара – тепловая энергия, определяется согласно Общероссийскому классификатору продукции, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993г. №301. Данный вид продукции относится к классу 01 «Электроэнергия, теплоэнергия, вода, лед, холод», подклассу «Теплоэнергия».

Тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

Теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.

Теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем для целей использования горячего водоснабжения, в том числе поддержание мощности.

Система теплоснабжения - совокупность взаимосвязанных технических устройств, обеспечивающих снабжение потребителей тепловой энергией от источника тепла через тепловую сеть.

Материализованными веществами в качестве теплоносителей могут быть использованы вода (хим. очищенная вода, обессоленная вода и др.) и пар. В силу своих физических свойств данные вещества способны длительное время сохранять полученную энергию (тепло) от внешних источников. Для целей использования воды в качестве теплоносителя, а именно для теплоснабжения она подвергается внешним температурным воздействиям, в результате которого изменяются его термодинамические характеристики. При этом, без изменения таких характеристик данные вещества не могут быть рассмотрены в качестве теплоносителей.

Возможность теплоснабжения без теплоносителя отсутствует.

Источниками тепла при централизованном теплоснабжении могут быть теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), осуществляющие комбинированную выработку электрической и тепловой энергии; котельные установки большой мощности, вырабатывающие только тепловую энергию; устройства для утилизации тепловых отходов промышленности; установки для использования тепла геотермальных источников. В системах местного теплоснабжения источниками тепла служат печи, водогрейные котлы, водонагреватели (в том числе солнечные) и т.п. Теплоносителями в системах централизованного теплоснабжения обычно являются вода с температурой до 150 °С и пар под давлением 0,7—1,6 Мн/м2 (7—16 ат). Вода служит в основном для покрытия коммунально-бытовых, а пар — технологических нагрузок. Выбор температуры и давления в системах теплоснабжения определяется требованиями потребителей и экономическими соображениями.

Цель потребления товара – обеспечение тепловой энергией теплопринимающих энергоустановок потребителя, присоединенных непосредственно или через тепловые сети иных лиц к тепловым сетям теплоснабжающей организации. Данный вид энергии не может быть заменен в потреблении другими товарами (работами, услугами).

Специфика изучаемого товара проявляется в том, что тепловая энергия является особым видом имущества, а также в неразрывной технологической связи процессов производства, передачи и потребления тепловой энергии. Производство, передача и потребление тепловой энергии - единый цикл, и фаза производства практически совпадает с фазой потребления.

Необходимо учесть, что технологические особенности рассматриваемого товара - тепловая энергия, в частности, возможность передачи тепловой энергии до потребителя только по присоединенным сетям, предполагает наличие технологической инфраструктуры для функционирования данного товарного рынка. То есть, передача (транспортировка) тепловой энергии до потребителя возможна только по присоединенной тепловой сети.

Таким образом, у потребителей, имеющих технологическое присоединение к объектам инженерно-технического обеспечения, эксплуатируемым ОАО «ЗПТС», отсутствует экономическая и техническая возможность приобретать тепловую энергию в паре и тепловую энергию в горячей воде с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры через иные (кроме данных сетей) сети.

В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии со статьями 3,4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии относится к естественно-монопольным видам деятельности.

Тарифы на тепловую энергию, на теплоноситель, а также на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» подлежат государственному регулированию.

Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по передаче тепловой энергии является субъектом естественной монополии. На локальном рынки услуг по передаче тепловой энергии через тепловые сети ОАО «ЗПТС», географические границы которого определены (ограничены) территорией, на которой расположены тепловые сети ОАО «ЗПТС», общество, в соответствии с вышеуказанной статьей Федерального закона «О естественных монополиях» находится в состоянии естественной монополии.

Передача тепловой энергии представляет собой физический процесс доставки товара (в данном случае тепловой энергии до энергопринимающих устройств потребителя через тепловые сети). Услуги по передаче тепловой энергии не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), спрос на них в меньшей степени зависит от цены на этот товар (услуги). В силу технологических оснований (сложившаяся схема теплоснабжения, расположение энергопринимающих устройств покупателей и распределительных сетей продавца в определенном месте, наличие технологического присоединения энергопринимающих установок к тепловым сетям с учетом принципа однократности такого присоединения) и правовых оснований реализации данного товара (право владения и пользования тепловыми сетями, участвующими в процессе передачи энергоресурса), услуги по передаче тепловой энергии предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.

Хозяйствующий субъект - субъект естественной монополии, занятый производством (реализацией) товара (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).

ОАО «ЗПТС» на законном основании владеет и осуществляет содержание (эксплуатацию) тепловых сетей, с использованием которых, в том числе, осуществляется теплоснабжение многоквартирных жилых домов.

В ходе проведения плановой выездной проверки Татарстанским УФАС России было установлено, что главной задачей ОАО «ЗПТС» является бесперебойное и качественное обеспечение потребителей тепловой энергией. Потребителями тепловой энергии ОАО «ЗПТС» являются: население, бюджетные предприятия, прочие организации.

В соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28.11.2014г. №5-24/тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на 2015г.» для ОАО «ЗПТС» установлен индивидуальный тариф на тепловую энергию.

В соответствии с пунктом 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок) с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 30 января 2015 г. N 3, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка, который является неотъемлемой частью настоящего Решения (Приложение №1).

Исследование товарного рынка проводилось за период 2014 года и первое полугодие 2015 года.

Продуктовые границы рынка для целей рассмотрения данного дела определены, как услуга теплоснабжения.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка с учетом отсутствия экономической и технической возможности приобретать тепловую энергию в паре и тепловую энергию в горячей воде с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры через иные (кроме данных сетей) сети, является территория, охваченная тепловыми сетями ОАО «ЗПТС», а именно г. Зеленодольск.

На основании вышеизложенного, в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» и частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «ЗПТС» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче тепловой энергии в географических границах своих сетей. Следовательно, деятельность ОАО «ЗПТС» подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

1. По результатам анализа реестра обращений юридических и физических лиц, поступивших с 2013г. по 2015г. включительно в адрес ОАО «ЗПТС» по вопросу выдачи технических условий на подключение к инженерным сетям общества, установлено, что интересы отдельных потребителей были ущемлены при получении технических условий на подключение к сетям, вследствие нарушения ОАО «ЗПТС» порядка выдачи технических условий на подключение к инженерным сетям ОАО «ЗПТС».

Согласно пункту 9 постановления Правительства РФ от 13.02.2006 №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

1) Письмом от 27 января 2015 года исх.№55 (вх.№01-15-68 от 30.01.2015) ООО «Доступное жилье» обратилось в ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» с запросом о предоставлении технических условий на теплоснабжение объекта «16-ти этажный дом жилой дом по улице Ленина, п.г.т. Васильево».

Письмом от 4 марта 2015 года исх.№2-11 ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» направило технические условия и условия согласования. Срок выдачи технических условий составил 22 рабочих дня.

Таким образом, ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» был нарушен установленный законом 14-дневный срок выдачи технических условий.

2) Письмом от 3 февраля 2015 года исх.№41 Совет поселка городского типа Васильево (вх.№01-15-88 от 06.02.2015) обратилось в ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» с запросом о предоставлении технических условий на теплоснабжение объекта «9-этажный 79-квартирный жилой дом по ул.Ленина, д.24, п.г.т. Васильево».

Письмом от 4 марта 2015 года исх.№10 ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» направило технические условия на подключение теплоснабжения и условия согласования. Срок выдачи технических условий составил 17 рабочих дней.

Таким образом, ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» был нарушен установленный законом 14-дневный срок выдачи технических условий.

3) Письмом от 11 февраля 2014 года исх..№361-352 (вх.№01-14-136 от 13.02.2014г.) ОАО «Зеленодольский завод им.А.М. Горького» обратилось в адрес ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» с просьбой выдачи технических условий для проектирования объекта : «10 этажный жилой дом (поз.1) в жилом комплексе «Красный металлист» г.Зеленодольск, РТ» с учетом очередности строительства: Тепловая энергия на весь дом – Q=1,34073 Гкал/час, в том числе на отопление =0,81823 Гкал/час. Тепловая энергия на 1 очередь строительства – Q = 0,570 Гкал/час, в том числе: на отопление = 0,313Гкал/час.

Письмом от 26 марта 2014 года исх.№02-14-235 ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» направило технические условия на подключение теплоснабжения и условия согласования. Срок выдачи технических условий составил 28 рабочих дней.

Таким образом, ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» был нарушен установленный законом 14-дневный срок выдачи технических условий.

4) Письмом от 4 апреля 2013 года исх. №17 (вх.№01-13-278 от 08.04.2013г.) МУП «Дары природы» обратилось в адрес ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» с просьбой выдачи технических условий на теплоснабжение здания «Вещевого рынка» в г.Зеленодольск по адресу: ул. К.Маркса, д.39.

Письмом от 14 мая 2013 года исх.№02-13-415 ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» направило технические условия на подключение теплоснабжения и условия согласования. Срок выдачи технических условий составил 21 рабочий день.

Таким образом, ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» был нарушен установленный законом 14-дневный срок выдачи технических условий.

В части ущемлении ОАО «ЗПТС» интересов других лиц, путем нарушения порядка выдачи технических условий на подключение к инженерным сетям общества, ОАО «ЗПТС» были даны пояснения (вх.9874 от 07.08.2015) о том, что не соблюдение обществом сроков, установленных пунктом 9 Правил предоставления технических условий связанно с тем, что заказчики не представляли в ОАО «ЗПТС» в полном объеме сведения, необходимые обществу для выдачи технических условий, и обществу приходилось дополнительно запрашивать информацию.

Комиссия не согласна с вышеуказанными доводами ОАО «ЗПТС» по следующим обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления технических условий запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:

-наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;

-нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;

-правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);

-информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;

-информацию о разрешенном использовании земельного участка;

-информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;

-необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения;

-планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);

-планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).

В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления технических условий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил предоставления технических условий, запроса о предоставлении технических условий определить и предоставить технические условия либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, обязанность ОАО «ЗПТС» в течение 14 рабочих дней представить технические условия наступает после получения запроса правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий, который должен содержать в полном объеме сведения, предусмотренные пунктом 8 Правил предоставления технических условий.

Таким образом, вышеуказанные действия (бездействие) ОАО «ЗПТС» свидетельствует об ущемлении прав и законных интересов вышеуказанных лиц на своевременное получение технических условий на подключение к инженерным сетям ОАО «ЗПТС».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что действия ОАО «ЗПТС», выразившиеся в нарушении установленного законодательством порядка предоставления технических условий на подключение к объектам теплоснабжения, что привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц, свидетельствует о нарушении ОАО «ЗПТС» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1-4 статьи 41 и частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

1. Признать открытое акционерное общество «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» (422545, РТ, г. Зеленодольск, ул. Жукова, д.10, ИНН 1648017567) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного законодательством порядка предоставления технических условий на подключение к объектам теплоснабжения, что привело (могло привести) к ущемлению интересов других лиц.

2. Выдать ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» (422545, РТ, г. Зеленодольск, ул. Жукова, д.10, ИНН 1648017567) предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно не допускать нарушение порядка выдачи технических условий на подключение к инженерным сетям ОАО «ЗПТС».

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Связанные организации

Связанные организации не указаны