Решение №ПК-05/15213 Решение по делу № 05-158/2015 от 28 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 05-158/2015

 

Исх.№ ПК-05/15213 от 25.09.2015

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…>

Рассмотрев дело № 05-158/2015 по признакам нарушения ООО «Акос-Трейд» (420073, г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д.96, ИНН 1660122663) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в создании препятствий доступа на рынок оказания услуг технического обслуживания автомобилей марки КИА другим хозяйствующим субъектам, посредством введения в заблуждение потребителей (владельцев автомобилей марки КИА) относительно характера и места оказания услуг планового технического обслуживания автомобилей марки КИА, при участии:

-<…> [физического лица] – представитель ООО «Акос-Трейд» и ООО «Акос на Герцена» по доверенности от 13.07.2015г. №б/н и от 04.08.2015г., соответственно;

- в качестве слушателя представитель газеты «Бизнес Online».

Установила:

Поводом для возбуждения настоящего антимонопольного дела послужило обращение гражданина по вопросу навязывания ООО «Акос-Трейд» невыгодных условий договора купли-продажи автомобиля марки KIA, в части необходимости прохождения планового технического обслуживания автомобиля в сервисном центре ООО «Акос-Трейд».

В частности, из подпункта 2 пункта 2.1. договора купли-продажи автомобиля №14-12-0281К от 12.01.2015г. (далее – Договор) следует, что покупатель обязан своевременно и в полном объеме проводить плановое техническое обслуживание в сервисном центре по адресу: г.Казань, ул.Аделя Кутуя, 96 (сервисный центр ООО «Акос-Трейд»). При этом, из подпункта 1 пункта 3.3. Договора следует, что невыполнение очередного обслуживания в соответствии с вышеуказанным требованием влечет утрату гарантийных обязательств со стороны ООО «Акос-Трейд».

В ходе изучения документов, представленных ООО «Акос-Трейд», установлено, что ООО «Акос-Трейд» осуществляет деятельность по продаже и техническому обслуживанию автомобилей марки КИА на основании дилерского договора, заключенного с ООО «КИА Моторс РУС».

Условиями вышеуказанного дилерского договора предусмотрено, что дилер обязуется оказывать Услуги в отношении автомобилей в соответствии с положениями Соглашения о сервисном и гарантийном обслуживании автомобилей марки КИА (включая положение Гарантийной политики, Сервисной Книжки и Информационных писем).

В соответствии с информацией, представленной на странице 13 Сервисной книжки (раздел «Обязанности Владельца автомобиля») Владелец автомобиля обязан проводить плановое техническое Обслуживание в соответствии с регламентом, изложенным в Руководстве по эксплуатации автомобиля и Сервисной книжке.

Регламент прохождения планового ТО определяется условием (пробег, период), наступившим ранее. Например: Автомобиль, достигший 12 месяцев с даты продажи, но не достигший пробега 15000 км (ТО 1), должен быть представлен Владельцем Официальному дилеру для прохождения ТО. В противном случае Гарантия Изготовителя на данный автомобиль будет ограничена. Кроме того, имеется ссылка (*), что перечень официальных Дилеров ООО «КИА Моторс Рус» представлен на сайте www.kia.ru в разделе Дилеры и может изменяться с течением времени.

Более того, было установлено, что в Сервисной книжке (раздел «Отметки о прохождении планового ТО и осмотра состояния ЛКП кузова») предусмотрено поле для проставления штампа о прохождении планового технического обслуживания автомобиля марки КИА, в котором возможно проставление печати дилера.

Из ответа, представленного ООО «Акос-Трейд» (вх.4526 от 17.04.2015г.) также следовало, что работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей уполномочены производить все официальные дилеры KIA. Перечень официальных дилеров ООО «КИА Моторс Рус» представлен на сайте www.kia.ru в разделе «дилеры».

Таким образом, по результатам изучения документов Управление пришло к выводу, что Владельцы автомобилей марки КИА обязаны проводить плановые технические осмотры только у официальных дилеров ООО «КИА Моторс Рус».

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении ООО «КИА Моторс РУС» (109028, г.Москва, Серебряническая набережная, д.29, ИНН 7728674093) и ООО «Акос-Трейд» (420073, г.Казань, ул.Аделя Кутуя, д.96, ИНН 1660122663) дела по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Управлением в действиях ООО «КИА Моторс РУС» и ООО «Акос-Трейд» не установлены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В частности, Комиссией установлено, что заключенные дилерские соглашения не содержат условий, из которых может вытекать обязанность владельцев автомобилей марки КИА проводить плановые технические осмотры только у официальных дилеров, а также каких-либо обязательств Дилера по заключению с конечными владельцами автомобилей каких-либо соглашений, содержащих такие требования.

В соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия вынесло определение о прекращении участия в рассмотрении дела №05-158/2015 ООО «КИА Моторс РУС».

При этом в действиях ООО «Акос-Трейд» были выявлены иные признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и устных выступлениях присутствующих на заседаниях представителей, участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции содержит общий запрет на недобросовестную конкуренцию. В данной норме закона приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.

Таким образом, если исходить из определения недобросовестной конкуренции, действия, которые являются нарушением конкурентной борьбы, прежде всего, имеют четкую направленность на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, способами, запрещенными действующим законодательством (в том числе путем введения в заблуждение потребителей), позволяющими, в частности, увеличить получаемую прибыль, либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Согласно информации, представленной единственным уполномоченным импортером (дистрибьютором) автомобилей марки КИА - ООО «КИА Моторс РУС» на территории Республики Татарстан осуществляют свою деятельность по продаже и сервисному обслуживанию 7 уполномоченных дилеров (из них 4 дилера, осуществляют деятельность на территории г.Казани): ООО «Акос-Трейд» (г.Казань), ООО «ТрансТехСервис-19» (г.Казань), ООО «ПФ «ТрансТехСервис-7» (г.Казань), ООО «Кан Авто-3» (г.Казань), ООО «ПФ «ТрансТехСервис-5» (г.Набережные Челны), ООО «Армада-Авто» (г.Нижнекамск), ООО «Акос на Герцена» (г.Альметьевск).

При этом, установлено, что ООО «Акос-Трейд» занимает лидирующие позиции по количеству проданных в 2014 году и первом полугодии 2015 года новых автомобилей марки КИА на территории г.Казани.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено, что заключенные между ООО «КИА Моторс РУС» и официальными дилерами дилерские соглашения не содержат условий, из которых может вытекать обязанность владельцев автомобилей марки КИА проводить плановые технические осмотры только у официальных дилеров, а также каких-либо обязательств Дилера по заключению с конечными владельцами автомобилей каких-либо соглашений, содержащих такие требования.

Действующее законодательство, в частности Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, также не предусматривает ограничения на деятельность автосервисов, не заключавших договор с официальным импортером на территории Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, а также заключенными дилерскими соглашениями, любые сервисные организации могут осуществлять работы по техническому обслуживанию автомобилей, в том числе автомобилей марки КИА.

Учитывая вышеизложенное, потенциальными конкурентами ООО «Акос-Трейд» являются уполномоченные дилеры автомобилей марки КИА, а также любые сервисные организации, осуществляющие деятельность по сервисному обслуживанию автомобилей.

Отношения между дилерским центром и покупателем (физическим или юридическим лицом) регулируются договором купли-продажи автомобиля, который заключается между указанными выше субъектами в письменной форме.

В силу пункта 1 статьи 428 Гражданского кодекса РФ заключаемые дилерскими центрами с гражданами-потребителями договоры купли-продажи автомобилей являются договорами присоединения, поскольку условия данных договоров определяются в типовых формах и могут быть приняты потребителем не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

По результатам представленных документов ООО «Акос-трейд», в частности договоров купли-продажи автомобилей установлено следующее.

В договоре купли-продажи автомобилей №14-12-0281К от 12.01.2015г. (далее Договор) обязанности покупателя изложены в разделе 2 настоящего договора.

Из раздела 2 пункта 2.1. Договора следует, что:

- покупатель обязан своевременно и в полном объеме проводить плановое техническое обслуживание в сервисном центре по адресу: г.Казань, ул.Аделя Кутуя, 96 (далее – сервисный центр ООО «Акос-Трейд»).

- устанавливать любое дополнительное оборудование только с разрешения Продавца (прим. ООО «Акос-Трейд») и в сервисных центрах, одобренных продавцом.

При этом, гарантийные обязательства Продавца изложены в разделе 3 Договора.

В соответствии с разделом 3 пункта 3.3. Договора гарантийные обязательства утрачивают силу до истечения гарантийного периода в частности в следующих случаях:

- в случае невыполнения очередного обслуживания в соответствии с разделом 2 настоящего Договора;

- установка дополнительных агрегатов или энергопотребителей, не одобренных Продавцом, или установленных на сервисных центрах, не одобренных Продавцом.

- несоблюдение Покупателем требований руководства по эксплуатации и сервисной книжке, в том числе по применению указанных в руководстве эксплуатационных материалов, а также нарушения обязательств Договора.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Акос-Трейд» на этапе заключения договоров купли-продажи автомобилей марки КИА, имеет возможность воздействовать на общие условия обращения товара (работ, услуг), в том числе услуг по плановому техническому обслуживанию автомобилей марки КИА, посредством воздействия на потребителей – покупателей автомобилей марки КИА.

В частности, Комиссия считает, что включение в договор купли-продажи автомобилей марки КИА вышеуказанных обязательств покупателя в своей совокупности способны создать у потребителя-гражданина впечатление о том, что ООО «Акос-Трейд» является единственным сервисным центром, в котором можно пройти плановое техническое обслуживание автомобиля марки КИА.

Однако, как было указано выше по тексту решения, владелец автомобиля марки КИА, в силу закона, имеет право проходить плановое техническое обслуживание в любом сервисном центре, в том числе неавторизированном сервисном центре.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что договоры купли-продажи автомобилей, заключенные между ООО «Акос-Трейд» и потребителями-гражданами, содержащие положения о прохождения планового технического обслуживания автомобиля марки КИА в период гарантийного срока исключительно в сервисном центре ООО «Акос-Трейд», обуславливающие выбор владельцами автомобилей марки КИА прохождения планового технического обслуживания в полном объеме исключительно у официального дилера КИА, а именно в сервисном центре ООО «Акос-Трейд» (в связи с возможными негативными последствиями в части отказа в проведении гарантийного обслуживания в случае невыполнения владельцем автомобиля определенных обязательств), приводят к созданию препятствий доступа на рынок оказания услуг планового технического обслуживания автомобилей марки КИА в период гарантийного ремонта другим хозяйствующим субъектам (иным официальным дилерам и автомастерским, имеющим возможность для оказания аналогичных услуг).

Вышеизложенное подтверждается ответами официального дилера (от 06.08.2011г. №№9812, 9813, 9814) из которых следует, что навязывание владельцам автомобилей марки КИА обязательного планового обслуживания исключительно в каком-либо одном сервисном центре – это ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, т.к. владелец автомобиля имеет право проводить работу в любых сервисных центрах. При этом Комиссия считает необходимым отметить, что письма-опровержения, представленные в дальнейшем в рамках рассмотрения дела, не могут быть приняты Комиссией во внимание в силу того, что они были представлены позже, а именно после представления позиции по делу Комиссией и другими участниками дела. Кроме того, данные письма не опровергают выводы, изложенные выше по тексту решения.

Также необходимо отметить, что потенциальными конкурентами ООО «Акос-Трейд» являются не только официальные дилеры, но и неавторизированные сервисные центры, которые имеют право осуществлять работы по плановому техническому обслуживанию автомобилей марки КИА.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО «Акос-Трейд» присутствуют все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», а именно заключая договоры купли-продажи автомобилей в вышеуказанной редакции, Общество получает необоснованное преимущество в предпринимательской деятельности и может причинить своим конкурентам убытки, вызванные перераспределением потребительского спроса на товарном рынке услуг технического обслуживания автомобилей марки КИА (в частности в границах города Казани).

В рассматриваемом случае вред, причиняемый конкуренту, выражается в упущенной выгоде, так как недобросовестный хозяйствующий субъект привлекает к своему товару (работе, услуге) потенциальных клиентов других конкурентов (официальных дилеров и неавторизированных сервисных центров).

Кроме того, действия ООО «Акос-Трейд» противоречат требованиям статьи 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, поскольку могут ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

При этом, следует иметь ввиду, что термин «введение в заблуждение» необходимо понимать как действия хозяйствующего субъекта, вследствие которых создается ложное впечатление.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Акос-Трейд» являются недобросовестной конкуренцией, запрещенной частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», которая выражена в создании препятствий доступа на рынок оказания услуг технического обслуживания автомобилей марки КИА другим хозяйствующим субъектам, посредством введения в заблуждение потребителей (владельцев автомобилей марки КИА) относительно характера и места оказания услуг планового технического обслуживания автомобилей марки КИА.

В рамках рассмотрения дела ООО «Акос-Трейд» представлены документы, подтверждающие изменение типовой формы договора купли-продажи автомобиля, в которой не предусмотрены обязательства покупателя проводить плановое техническое обслуживание автомобиля в полном объеме исключительно у продавца или у надлежаще уполномоченного официального дилера. Вышеуказанные действия свидетельствует о добровольном устранении ООО «Акос-Трейд» нарушения антимонопольного законодательства. В связи с чем, основания для выдачи ООО «Акос-Трейд» предписания отсутствуют.

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

1. Признать ООО «Акос-Трейд» (420073, г.Казань, ул.Аделя Кутуя, д.96, ИНН 1660122663) нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании препятствий доступа на рынок оказания услуг технического обслуживания автомобилей марки КИА другим хозяйствующим субъектам, посредством введения в заблуждение потребителей (владельцев автомобилей марки КИА) относительно характера и места оказания услуг планового технического обслуживания автомобилей марки КИА.

2. Прекратить рассмотрение дела, возбужденного в отношении ООО «Акос-Трейд» (420073, г.Казань, ул.Аделя Кутуя, д.96, ИНН 1660122663) по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют

Связанные организации

Связанные организации не указаны