Решение №ПК-05/15650 РЕШЕНИЕ по делу №05-223/2015 от 6 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-223/2015

 

г.Казань, ул.Московская, д.55, 2 этаж, каб.201

 

Резолютивная часть решения оглашена: «29»  сентября 2015г.

В полном объеме решение изготовлено:  «02»  октября 2015г.

 

 

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии              <…>

Члены Комиссии                           <…>

                                                       <…>

в присутствии представителей Государственного научного учреждения «Татарский Научно-исследовательский институт сельского хозяйства» Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»):

-<…> - представителя ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук» по доверенности от 02.09.2015г. №17300-д/274;

- <…> – представителя ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук» без доверенности;

рассмотрев дело № 05-223/2014 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Казанский научный центр Российской академии наук» (420111, РТ, г.Казань, ул.Лобачевского, д.2/31, ИНН 1655022127)   пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг теплоснабжения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  В апреле 2015 года Татарстанским УФАС России была проведена проверка ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук», в том числе на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

В ходе проведения проверки отделом антимонопольного контроля было установлено, что у ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук» имеется котельная, с использованием которой осуществляется производство тепловой энергии. Имеется также соответствующая лицензия №ВП-43-004446 (С) от 21.10.2010г. на эксплуатацию взрывоопасного объекта и свидетельство о регистрации данного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов №43-03872 от 27.03.2014г., выданное Приволжским Управлением Гостехнадзора.

С целью выработки тепловой энергии ФГБУН «Казанский научный центр РАН» заключен договор поставки газа с ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань», а также договор с ООО «Газпром трансгаз Казань» на техническое обслуживание газового оборудования и газопроводов.

ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук» осуществляет теплоснабжение своих объектов, а также поставляет тепловую энергию в ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан» на основании государственного контракта (на 2015 год – государственный контракт №2 от 12.01.2015г.).

В соответствии с Основами ценообразования в отношении тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от  22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», тарифы на поставку тепловой энергии  подлежат государственному регулированию.

Однако, ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук» осуществляет расчеты за регулируемый вид деятельности  с применением самостоятельно установленных тарифов (цен), что свидетельствуют о наличии признаков нарушения п.10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и устных выступлениях присутствующего на заседании представителей ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук», изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).

Теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.

Теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

         В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС от 25.05.2012г. №345, с целью установления доминирующего положения ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук» на локальных рынках тепловой энергии в паре и тепловой энергии в горячей воде, проведены анализы состояния конкурентной среды на данных товарных рынках в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220.

  В ходе рассмотрения анализа рынка установлено, что у ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  в оперативном управлении имеется котельная, с использованием которой осуществляется производство тепловой энергии (свидетельство о регистрации права от 24.01.2014 №816911 серия <...> -АМ). Имеется также соответствующая лицензия №ВП-43-004446 (С) от 21.10.2010г. на эксплуатацию взрывоопасного объекта и свидетельство о регистрации данного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов №43-03872 от 27.03.2014г., выданное Приволжским Управлением Гостехнадзора.

Котельная расположена по адресу г.Казань, ул.Кремлевская, д.31/2, инвентарный номер <...> , площадью 181,5 кв.м.

Кроме своих объектов, ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  осуществляет теплоснабжение иных потребителей, в частности поставляет тепловую энергию в ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан» на основании государственного контракта (на 2015 год – государственный контракт №2 от 12.01.2015г.).

По результатам анализа состояния конкурентной среды Комиссией был сделан вывод о том, что доля ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук» на локальном рынке тепловой энергии в паре, предоставляемой потребителю, имеющему технологическое присоединение к тепловым сетям ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук», составляет 100 процентов.

По результатам анализа составлен Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке тепловой энергии в паре. Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке тепловой  энергии в паре приобщен к материалам дела, копия вышеуказанного отчета направлена в адрес ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук».

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  не представил возражения на Аналитический отчет.

По результатам рассмотрения материалов анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке тепловой энергии в паре, Комиссия установила, что ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  занимает доминирующее положение на локальном рынке тепловой энергии в паре, в границах присоединенных сетей, деятельность ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  подпадает под регулирование Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с государственными контрактами №2 от 30.12.2013 и №2 от 12.01.2015г. осуществлялась в 2014 году и осуществляется в 2015 году поставка тепловой энергии в паре ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан».

Так, в соответствии с государственным контрактом №02 от 30.12.2013г., заключенным между ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  и ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан»:

- в течение 2014 года обязуется поставить <…>Гкал тепловой энергии на сумму <…>

руб.; стоимость 1 Гкал согласно контракта составляет <…>руб.

- - в течение 2015 года обязуется поставить <…>Гкал тепловой энергии на сумму <…>руб.; стоимость 1 Гкал согласно контракта составляет <…>руб.

Анализ актов об оказании услуг показал, что ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан»  в 2014 году было поставлено <…>Гкал  тепловой энергии в паре, в 2015 году – <…>Гкал. Поставки осуществлялись в период с января по май 2014 год и с октября по декабрь 2014 года, а в 2015 году  с января по май.

Всего в 2014 году ГБУК РТ «Национальная библиотека Республики Татарстан»  перечислило ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  за поставку тепловой энергии денежные средства в сумме  <…>руб., в 2015 году  - <…> руб.

ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»   представило плановые расчеты затрат по котельной и стоимость 1 Гкал в отопительный сезон 2014 и 2015 годов. В данный расчет ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  включает расход газа, расход эл.энергии, расход воды на отопительный сезон, проверка дымоходов и вент.каналов, проверка приборов учета, обслуживание газового оборудования, режимная наладка водогрейных котлов, оплата за экзамены, страхование котельного оборудования.

Факт осуществления потребителями платы за поставку тепловой энергии по тарифам, установленным ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук», подтверждается актами об оказании услуг и счетами-фактурами.

В соответствии с Основами ценообразования в отношении тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от  22 октября

2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.

Таким образом, ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  не вправе осуществлять расчеты за регулируемый вид деятельности (в данном случае услуги теплоснабжения) с применением самостоятельно установленных тарифов (цен).

В соответствии с Положением о Государственном Комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010г. №468, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан.

Документы, подтверждающие наличие у ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  тарифа на тепловую энергию, установленного уполномоченным на то государственным органом, отсутствуют.

Следовательно, осуществление у ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук» регулируемых видов деятельности (теплоснабжение) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) и применение при расчетах с потребителем ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук»  самостоятельно установленных тарифов является нарушением п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2007г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги теплоснабжения.

В рамках рассмотрения дела №05-223/2015  ФГБУН «Казанский научный центр Российской академии наук» сообщило, что направило все необходимые материалы в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, с целью утверждения регулируемым органом тарифа на теплоснабжение (исх.17300-7612/302 от 25.09.2015), что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.Признать Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Казанский научный центр Российской академии наук» (420111, РТ, г.Казань, ул.Лобачевского, д.2/31, ИНН 1655022127)нарушившим п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке теплоснабжения.

2. Прекратить рассмотрение настоящего дела в связи с добровольным устранением Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Казанский научный центр Российской академии наук»  нарушения антимонопольного законодательства.

3.Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.

          4.Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                      <…>

 

                                                                                                                                                 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны