Решение №ПК-05/3358 Решение по делу № 05-386/2015 от 22 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 05-386/2015

 

Исх. ПК-05/3358 от 11.03.2016

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №05-386/2015 о нарушении порядка ценообразования на рынке услуг по передаче электрической энергии (далее - Комиссия) в составе:

<…>

после перерыва рассмотрев дело № 05-386/2015 по признакам нарушения Садоводческим некоммерческим товарищества «Наратлы» - потребительское общество (423708, РТ, Мензелинский муниципальный район Республики Татарстан, с. Верхний Такерман; ИНН 1628002481) (далее – СНТ «Наратлы-ПО») пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по передаче электрической энергии, результатом которого явилось (могло явиться) ущемление интересов других лиц – членов СНТ «Наратлы-ПО», энергопринимающие установки которых имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства СНТ «Наратлы-ПО»,

в отсутствии:

- представителя СНТ «Наратлы-ПО» (о перерыве уведомлен надлежащим образом),

Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступила коллективная жалоба членов СНТ «Наратлы-ПО» на действия председателя правления СНТ «Наратлы-ПО» в части необоснованного применения завышенного тарифа на электроэнергию при взимании платы с членов садового общества.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения вышеуказанного обращения, в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О защите конкуренции» Татарстанским УФАС России в адрес СНТ «Наратлы-ПО» был направлен соответствующий запрос о представлении информации и документов.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях СНТ «Наратлы-ПО», и представленных документов вместе с жалобой, а также устных выступлениях присутствующих на заседании, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии являются деятельностью субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Передача электрической энергии представляет собой физический процесс доставки товара (в данном случае электрической энергии (мощности)) до энергопринимающих устройств потребителя через технические устройства электрических сетей. Услуги по передаче электрической энергии не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), спрос на них в меньшей степени зависит от цены на этот товар (услуги). В силу технологических оснований (сложившаяся схема электроснабжения, расположение энергопринимающих устройств покупателей и распределительных сетей продавца в определенном месте, наличие технологического присоединения энергопринимающих установок к электрическим сетям с учетом принципа однократности такого присоединения) и правовых оснований реализации данного товара (право владения и пользования объектами электросетевого хозяйства, участвующими в процессе передачи энергоресурса), услуги по передаче электрической энергии предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26.03.2003г. (далее – Закон об электроэнергетике):

- субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.

- объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;

- услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

СНТ «Наратлы-ПО» создано в 2005 году. Председателем правления СНТ «Наратлы-ПО» избрана Загирова Н.Ю. (на основании протокола общего собрания от 13.04.2014г.).

СНТ «Наратлы-ПО» действует на основании Устава, утвержденного общим собранием членов СНТ (протокол № 1 от 30.03.2003).

В соответствии с представленной информации СНТ «Наратлы-ПО» имеет в собственности объекты электросетевого хозяйства по адресу: РТ, Мензелинский район, с. Верхний Такерман, посредством которых осуществляется передача электроэнергии в садовые дома членов СНТ, в частности трансформатор тока КТП, расположенный на въезде, и электролинии, осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется электроснабжение садового общества.

С целью обеспечения электроэнергией садового общества СНТ «Наратлы-ПО» заключен договор энергоснабжения с ОАО «Татэнерго» (ОАО «Татэнергосбыт») № 1795/э от 01.01.2007г., расчеты с энергоснабжающей организацией осуществляются по тарифу, утвержденному для указанной категории.

В соответствии с представленными заявителями документами, а именно копий платежных документов, фотографий размещенных объявлений о размерах членских взносов и установленных платежей за электроэнергию, СНТ «Наратлы-ПО» при взимании платы за потребленную электроэнергию с членов СНТ применяет тариф 4,01 руб./ кВт.

При этом согласно пояснениям, указанный повышенный тариф применяется в связи с необходимостью компенсации потерь на трансформаторе КТП и электросетях садового общества.

СНТ «Наратлы-ПО», владея объектами электросетевого хозяйства, через которые осуществляется передача электрической энергии, и вместе с этим компенсируя свои расходы на восполнение стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в рамках гражданско-правовых договоров, заключенных с членами СНТ, фактически оказывает услуги по передаче электрической энергии. Следовательно, СНТ «Наратлы-ПО» является субъектом электроэнергетики, представляющим услуги по передаче электрической энергии потребителям – членам СНТ, имеющим технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства СНТ «Наратлы-ПО».

Таким образом, в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» и частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» СНТ «Наратлы-ПО» занимает доминирующее положение на рынке услуги по передаче электрической энергии в географических границах своих сетей. Следовательно, деятельность СНТ «Наратлы-ПО» подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

В соответствии со статьей 24 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закон об электроэнергетике цены (тарифы) и предельные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

Закон об электроэнергетике относит полномочия по установлению тарифов на электроэнергию к ведению субъектов РФ.

Согласно Постановлению Государственного комитета РТ по тарифам № 3-16/э от 12.12.2014 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по РТ на 2015 год» для расчетов с данными категориями потребителей утвержден на период с 01.01.2015г. по 30.06.2015г. тариф 2,09 руб. за кВт/ч; с 01.07.2015г. по 31.12.2015г. – тариф 2,24 руб. за кВт/ч.

Согласно примечаниям к данным постановлениям садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан – некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства приравнены к категории население.

Соответственно оплата потребленной электроэнергии членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан должна производиться по тарифам, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, для городского населения.

Согласно пояснениям председателя СНТ «Наратлы-ПО», решение о применении тарифа за электроэнергию для осуществления расчетов с членами СНТ, имеющими приборы учета электроэнергии, в размере 4,01 руб. за кВт/ч принято общим собранием членов СНТ (на 2014 год – протокол от 13.04.2014г., на 2015 год протокол от 19.04.2015г.).

Вместе с тем, утверждение или согласование тарифов на электроэнергию общим собранием членов СНТ (отличных от тарифов, утвержденных уполномоченным органом) законом не предусмотрено.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее – Правила), собственники и иные законные владельцы электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии.

Таким образом, организация, имеющая намерение компенсировать свои расходы на содержание электрических сетей, должна в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии.

Уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на электрическую энергию в Республике Татарстан является Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

Полномочным органом на территории Республики Татарстан по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, является Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

Как установлено Комиссией, тариф на передачу электрической энергии для СНТ «Наратлы-ПО»  на 2014 и 2015 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам не установлен.

Согласно Федеральному закону от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» товарищество вправе устанавливать размеры вступительных, членских, паевых, целевых, и дополнительных взносов, а также начисления пени за несвоевременную уплату указанных взносов.

Содержание и обслуживание принадлежащих СНТ электрических сетей и трансформаторов, а также оплата в них потерь электроэнергии, должны производиться за счет членов такого садоводческого объединения (за счет средств, взимаемых с членов садоводческих обществ). Потери, которые возникают в сетях СНТ и трансформаторных подстанциях должны включаться в членские взносы, и равномерно распределяться на всех членов СНТ.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015г. №184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Согласно данным критериям к территориальным сетевым организациям могут быть отнесены владельцы объектов электросетевого хозяйства, удовлетворяющие следующим условия:

1. Владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.

2. Владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, не менее 2 уровней напряжения из следующих уровней напряжения:

-высокое напряжение (ВН) - 110 кВ и выше;

-среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВ;

-среднее второе напряжение (СН2) - 1 - 20 кВ;

-низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВ.

3. Отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных.

4. Наличие выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.

5. Наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, которые не соответствуют указанным критериям не могут быть отнесены к территориальным сетевым организациям.

При этом, соответствии с пунктом в части 1 изменений, вносимых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015г. №184 в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», установлено, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).

Таким образом, изменениями вносимыми постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015г. №184 в Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» предусмотрено, что тарифы (цены) на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются, а также действуют установленные ранее тарифы (цены) только для тех владельцев объектов электросетевого хозяйства, которые соответствуют критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Возможность установления тарифов (цен) для иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, с целью компенсации потерь электрической энергии в их объектах электросетевого хозяйства, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015г. №184 и вносимыми им изменениями в действующие нормативные правовые акты, не предусмотрено.

При этом, необходимо отметить, что сохраняется действие положений части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861, в соответствии с которыми собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Требование данной платы возможно после установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, СНТ не вправе взимать плату за услуги по передаче электрической энергии в составе тарифа на электрическую энергию.

В соответствии с представленными документами установлено, что на общих собраниях СНТ «Наратлы-ПО» установлены следующие тарифы оплаты за потребление электроэнергии в месяц для каждого члена СНТ:

- за 1 кВт – 4,01 рублей;

- по среднему – 1200 рублей;

- для постоянно проживающих – 1500 рублей.

Вышеуказанные размеры платы за потребление электрической энергии членами СНТ фактически являются самовольно установленным СНТ «Наратлы-ПО» ценой (тарифом) за потребление электрической энергии членами СНТ.

Установление и требование вышеуказанной платы, подтверждаются протоколами отчетно-выборного общего собрания СНТ «Наратлы-ПО» от 13.04.2014г. и от 19.04.2015г.

Таким образом, СНТ «Наратлы-ПО» в нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004г. получало плату (выставляло счета) за потребление электрической энергии членами СНТ в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа, на основании самостоятельно установленной цены на данную услугу.

Комиссией Татарстанского УФАС России было составлено заключение об обстоятельствах дела (исх. № ПК-05/835 от 27.01.2016) и направлено в адрес СНТ «Наратлы-ПО» (уведомление о вручении от 04.02.2016г.). Письменных пояснений и возражений по фактам, изложенным в заключении в адрес Татарстанского УФАС России представлено не было.

Кроме того, по состоянию на дату принятия решения, в соответствии с представленными материалами, оплата за электроэнергию взимается с членов СНТ «Наратлы-ПО» по завышенному тарифу, а именно по 4,01 рублей за 1 кВт электроэнергии.

В силу вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о целесообразности выдачи СНТ «Наратлы-ПО» предписания.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьей 39, частью 1-3 статьей 41 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

1. Признать СНТ «Наратлы-ПО» (423708, РТ, Мензелинский муниципальный район Республики Татарстан, с. Верхний Такерман; ИНН 1628002481) нарушившим нарушившим пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.200г. №135-ФЗ «О Защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по передаче электрической энергии, результатом которого явилось (могло явиться) ущемление интересов других лиц – членов СНТ «Наратлы-ПО», энергопринимающие установки которых имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства СНТ «Наратлы-ПО».

2. Выдать СНТ «Наратлы-ПО» (423708, РТ, Мензелинский муниципальный район Республики Татарстан, с. Верхний Такерман; ИНН 1628002481) предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РТ для возбуждения дела об административном правонарушении по фактам, указанным в настоящем решении.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны