Решение №ПК-05/3730 РЕШЕНИЕ по делу № 08-115/2015 от 18 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 08-115/2015

Исх.№ ПК-05/3730 от 17.03.2016

Резолютивная часть решения оглашена: «26» февраля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено: «15» марта 2016 года.

г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, каб. 201

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…>

рассмотрев дело № 08-115/2015 по признакам нарушения ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (420057, РТ, г. Казань, ул. Воровского, д. 17, офис 1; ИНН 1658151402) и ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» (420049, РТ, г. Казань, ул. Ипподромная, д. 17, ИНН 1659065386) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в введении в заблуждение собственников помещений в многоквартирных жилых домах об управляющей организации, в присутствии:

представителей ответчиков:

- ООО «УК ЖКХ Приволжского района»: <…> по доверенности № 114 от 01 декабря 2015 года;

- лица, содействующие рассмотрению дела граждан:<…> ;

в отсутствие представителя ответчика ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района», извещенного надлежащим образом;

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела в отношении ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1658151402) (далее по тексту – ответчик) явилось поступившая в Татарстанское УФАС России жалоба гражданина (вх. № 2654/ж от 08.12.2014) по факту предъявления жителям жилого фонда Приволжского района города Казани проектов договоров на обслуживание многоквартирного жилого дома с ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1658151402).

Из жалобы гражданина следует, что жителям жилого фонда Приволжского района города Казани предъявлялись проекты договоров на обслуживание с ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1658151402), приобретая за счет ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» право на получение платы за услуги по управлению жилым фондом, что может вводить собственников жилых помещений в заблуждение.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1658151402) по признакам нарушения части 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном использовании фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района» (ИНН 1659065386).

Однако, в период рассмотрения дела № 08-115/2015 в Татарстанское УФАС России поступило обращение граждан, содержащее факты, указывающие на наличие признаков нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

В частности, 02 июня 2016 года в Управление поступило обращение граждан (вх. № 55/л от 02.06.2015) на действия ООО «УК ЖКХ Приволжского района» по вопросу правомерности осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом № 10 по ул. Парина, № 40 по ул. Мавлютова г. Казани.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального закона «О защите конкуренции» определением Комиссии о привлечении к участию в деле, обратившиеся граждане, проживающие в многоквартирных домах № 10 по ул. Ак. Парина и № 40 по ул. Мавлютова, управление которыми осуществляет ООО «УК ЖКХ Приволжского района», были привлечены в качестве лиц, содействующих рассмотрению дела.

Граждане<…> , проживающие в доме № 10 по ул. Парина, г. Казань, управление которыми в настоящее время осуществляет ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1658151402), пояснили, что уведомление о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о смене управляющей организации в их адрес не поступало, о существовании новой управляющей организации граждане узнали заметив в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг идентификационный номер налогоплательщика, отличный от номера, ранее указывавшегося на квитанции, наименование организации ООО «УК ЖКХ Приволжского района», сходное до степени смешения с наименованием управляющей организации ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района».

<…>, проживающая в доме № 40 по ул. Мавлютова, г. Казань, пояснила, что в указанном многоквартирном доме сложилась аналогичная ситуация.

Также граждане, проживающие в доме № 10 по ул. Парина сообщили, что решение общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленное протоколом общего собрания, обжаловано в суд.

Таким образом, действия ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» и ООО «УК ЖКХ Приволжского района» свидетельствуют о наличии признаков нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», (в редакции от 13.07.2015) выразившиеся в ведении в заблуждение собственников помещений в многоквартирных жилых домах об управляющей организации, ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» было привлечено в качестве ответчика.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных лицами, участвующими в деле, а также устных выступлениях присутствующих на заседании, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Ранее в материалы дела ООО «УК ЖКХ Приволжского района» были представлены копии решений общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, оформленных протоколами общего собрания от 25.07.2014, в том числе проведенных в доме № 10 по ул. Парина, № 40 по ул. Мавлютова, г. Казань.

Установлено, что указанные протоколы содержат подписи пяти лиц: председатель собрания, секретарь собрания, три члена счетной комиссии. С целью получения дополнительных сведений указанные лица были привлечены к участию в деле в качестве лиц, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Четыре собственника помещений в указанных многоквартирных домах, участвовавших в составлении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах явились для дачи устных пояснений, исходя из которых следует, что собрание фактически не проводилось. Опрашиваемые указали на то, что с инициативой составления протокола выступил представитель ООО «Алика» (420006, РТ, г. Казань, ул. Ютазинская, д. 14, кв. 66а; ИНН 1658180587), являющегося подрядной организацией.

ООО «Алика» было привлечено к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах. В соответствии с письменными пояснениями ООО «Алика», от управляющей компании (без указания какой именно) поступило предложение о инициировании собрания жильцов, в связи с чем общество обратилось к собственникам помещений в многоквартирных домах № 10 по ул. Парина и № 40 по ул. Мавлютова, на что собственники выразили согласие и инициировали общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с отсутствием кворума возникла необходимость проведения заочного собрания. Инициаторы собрания попросили управляющую компанию (опять же без указания какой именно) содействовать в сборе подписей, ввиду наличия договорных отношений между управляющей организацией и ООО «Алика». Обществом был осуществлен сбор подписей.

Учитывая, что изложенные в пояснении события происходили до того, как ООО «УК ЖКХ Приволжского района» приняло обязательства по управлению многоквартирными домами, ранее находившимися под управлением ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района», следовательно, в пояснениях ООО «Алика» подразумевается наличие договорных отношений между ООО «Алика» и ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района».

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что фактически инициатором проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах выступило ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района».

При этом, исходя из анализа вышеуказанных протоколов общего собрания Комиссией установлены признаки нарушения процедуры проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных жилых домах № 10 по ул. Парина, № 40 по ул. Мавлютова.

Так, порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется статьей 45 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В редакции, действовавшей на дату инициирования проведения общего собрания Жилищный кодекс РФ (ред. от 21.07.2014) предусматривал, что инициатором проведения общего собрания может являться любой из собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Также, собственник, по инициативе которого созывается общее собрание, обязан сообщить собственникам помещений о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. Сообщение о проведении общего собрания должно быть направлено каждому собственнику заказным письмом, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в доступном для всех собственников помещении дома.

Однако, граждане, привлеченные к участию в деле в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, проживающие в многоквартирных домах № 10 по ул. Парина, № 40 по ул. Мавлютова, пояснили, что о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о смене управляющей организации они извещены не были ни одним из предусмотренных жилищным законодательством способов.

Лица, чьи подписи указаны в протоколах общего собрания, также указали на то, что фактически собрание не проводилось, кроме того, перед подписавшими протокол лицами вопрос смены управляющей организации не ставился. Осуществлявший сбор подписей представитель ООО «Алика» задавал вопрос о способе управления домом: товарищество собственников жилья или управляющая организация, в связи с чем жители делали выбор в пользу управляющей организации. Также, старшей по дому № 40 по ул. Мавлютова были представлены три заявления от жильцов данного дома о том, что общее собрание не проводилось, уведомления о проведении общего собрания не было.

Также в материалы дела была представлена копия коллективного заявления жителей дома № 10 по ул. Парина (25 подписей), направленного в прокуратуру Приволжского района г. Казани, содержащего сведения о том, что бюллетени голосования они не подписывали.

Таким образом, Комиссией установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах не знали о том, что произошла смена управляющей организации, то есть были введены в заблуждение.

Сокращенные фирменные наименования ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1658151402) и ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1659065386) являются сходными до степени смешения. Собственник помещения, получивший счет на оплату оказанных жилищно-коммунальных услуг не заметит изменений, если не обратит внимание на идентификационный номер налогоплательщика.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, 21 ноября 2013 года совершена постановка на учет юридического лица - ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (420057, г. Казань, ул. Воровского, 17, 1; ИНН 1658151402).

Основным видом экономической деятельности ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1658151402) является управление эксплуатацией жилого фонда.

Вместе с тем, ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1659065386) было образовано и зарегистрировано 26.06.2006. Основным видом экономической деятельности общества также является управление эксплуатацией жилого фонда.

Из вышеизложенного следует, что указанные хозяйствующие субъекты имеют одну и ту же организационно-правовую форму, в наименованиях обществ использован один и тот же элемент «Управляющая компания Приволжского района» и они выступают конкурентами по отношению друг к другу, осуществляя однородные и схожие виды экономической деятельности, а также расположены в пределах одного территориального образования (город Казань). При этом сокращенные фирменные наименования ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1658151402) и ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» (ИНН 1659065386) являются сходными до степени смешения, а их различительная способность очень низкая. Оба общества осуществляют деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, указанные юридические лица состоят в конкурентных отношениях на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со статьей 138 Гражданского кодекса Российской Федерации, фирменное наименование является средством индивидуализации юридического лица и по своему правовому положению приравнивается к объектам интеллектуальной собственности.

Применительно к статье 14 Федерального закона «О защите конкуренции» правовое значение приобретает не просто сходство тех или иных объектов, используемых в хозяйственной деятельности, а сходство до степени смешения в отношении предприятия (производителя, распространителя товаров), самих товаров и торговой деятельности конкурента. Поэтому в целях правового регулирования именно с точки зрения антимонопольного реагирования определяющим является введение потребителя в заблуждение, возникновение у него неоправданных ассоциаций с конкретным субъектом хозяйственной деятельности и его продукцией на определенном товарном рынке, в условиях конкурентной среды (при сопоставимости товаров по продуктовым и географическим границам определенного товарного рынка).

При сходстве произвольной части фирменного наименования возникает угроза смешения юридических лиц, использование ООО «УК ЖКХ Приволжского района» сокращенного фирменного наименования создает у потребителей неоправданные ассоциации с сокращенным фирменным наименованием ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района». В этой связи, учитывая осуществление этими юридическими лицами одинаковых видов экономической деятельности под схожими фирменными наименованиями, Комиссия пришла к выводу о совершении ООО «УК ЖКХ Приволжского района» и ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» акта недобросовестной конкуренции, выразившегося в введении в заблуждение собственников помещений в многоквартирных жилых домах об управляющей организации.

Данные действия ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» и ООО «УК ЖКХ Приволжского района» привели к тому, что жители не знали о том, что происходит смена управляющей организации на другую управляющую организацию со схожим до степени смешения сокращенного фирменного наименования (в наименованиях обществ использован один и тот же элемент «Управляющая компания Приволжского района»). Общества осуществляют деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, указанные юридические лица состоят в конкурентных отношениях на соответствующем товарном рынке, следовательно, их различительная способность очень низкая.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах не могли выразить мнение о смене управляющей организации, так как согласно материалам дела им был задан вопрос о выборе способа управления, а не о смене исполнителя жилищно-коммунальных услуг.

Иные лица, также осуществляющие аналогичный вид деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами не могли выдвинуть свои кандидатуры для осуществления выбора собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.

Рынок услуг управления эксплуатацией жилищного фонда является потенциально конкурентным, на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории города Казани на рассматриваемом рынке существует конкуренция – в 2015 году деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляла 251 организация.

Конкуренты ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» и ООО «УК ЖКХ Приволжского района» были ограничены в возможности предложить свои услуги по управлению многоквартирными жилыми домами № 10 по ул. Парина, № 40 по ул. Мавлютова, г. Казань, что привело к ограничению конкуренции на рынке по управлению многоквартирными жилыми домами.

При этом Комиссией установлено, что ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» и ООО «УК ЖКХ Приволжского района» входят в одну группу лиц по основанию, указанному в пункте 8 части 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции», так как указанные общества входят в группу с одним и тем же лицом:<…> , являющимся единоличным исполнительным органом в обоих обществах, входящим в одну группу лиц с обоими обществами по основанию, указанному в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

Следовательно, ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» и ООО «УК ЖКХ Приволжского района» действовали как одно лицо и их действия были направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, а также привели к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными жилыми домами.

Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 14 утратила силу, действия ООО «УК ЖКХ Приволжского района» и ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» следует квалифицировать по статье 14.2 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение», что было изложено в заключении об обстоятельствах дела.

До вынесения Комиссией решения по делу, 24 февраля 2016 года ООО «УК ЖКХ Приволжского района» были представлены возражения, в которых общество указывает на то, что статья 14 Федерального закона «О защите конкуренции» утратила силу и указало на необходимость прекращения дела.

Комиссия не может принять указанный довод в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 5.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», состав правонарушения, предусмотренный ранее частью 1 статьи 14 Федерального закона «О Защите конкуренции» (в редакции от 13.07.2015), детализирован в рассматриваемом случае в статье 14.2 Федерального закона «О Защите конкуренции» (в редакции от 05.10.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016), действия ответчиков подлежат квалификации по статье 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, действия ООО «УК ЖКХ Приволжского района» и ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района», выразившиеся в введении в заблуждение собственников помещений в многоквартирных жилых домах об управляющей организации, являются нарушением статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «УК ЖКХ Приволжского района» (420057, РТ, г. Казань, ул. Воровского, д. 17, офис 1; ИНН 1658151402) и ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» (420049, РТ, г. Казань, ул. Ипподромная, д. 17, ИНН 1659065386) нарушившими статью 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части введения в заблуждение собственников помещений в многоквартирных жилых домах об управляющей организации.

2. Выдать ООО «УК ЖКХ Приволжского района» и ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны