Постановление №ПК-05/4546 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 5 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по делу № А05-309/2016 об административном правонарушении

ПК-05/4546 от 31.03.2016

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № А05-309/2016 в отношении ООО «Автовокзал «Столичный» (420108, РТ, г. Казань, ул. Девятаева, д. 15, офис 2; ОГРН 1141690022210 от 27.03.2014, ИНН/КПП: 1655289515/165501001) по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления с отметкой «вручено» от 15.03.2016,

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела № 05-143/2014 о нарушении антимонопольного законодательства от 26 ноября 2015 года ООО «Автовокзал «Столичный» признано нарушившим пункты 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления различной стоимости услуг автовокзала для перевозчиков, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц (перевозчиков).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, через ФАС России поступило обращение <…>. (вх. № 880 от 03.02.2014), согласно которому на автовокзале г. Казани (г .Казань, ул. Девятаева, 15), обслуживаемом ООО «Столичный-К» при продаже билетов на проезд по маршруту «Казань-Оренбург», кроме платы за проезд, взимается комиссионный сбор в размере 120 рублей с одного билета.

В ходе рассмотрения данного обращения управлением, установлено, что заявителем в декабре 2013 года был приобретен проездной билет на проезд на пассажирском автотранспорте междугороднего следования по маршруту «Казань-Оренбург» с назначенной датой и временем отправления на 02.01.2014 в 06 час. 20 мин. (копия приложена к заявлению).

В указанном билете,  имеются следующие данные (реквизиты):

- наименование хозяйствующего субъекта, реализующий проездной билет – ООО «Столичный-К» (г. Казань);

- дата и время продажи - …/12/2013г., 07 час.40 мин.;

- наименование документа – автобусный билет;

- номер кассы – 3;

- ведомость – 274988010;

- рейс – Казань-Оренбург ч/з Чистополь;

- пункт назначения – Оренбург;

- дата отправления- 02.01.2014г.

- время отправления – 06 час. 20 мин.

- номер места – 27;

- кассир – <…>;

- ФИО пассажира – <…>.;

- реквизиты документа удостоверяющего личность – <...>;

- категория билета – полный;

- стоимость проезда – 1200 руб.;

- сумма комиссионного сбора – 120 руб.;

- стоимость билета (продажа) – 1320 руб.;

- способ оплаты – наличными 1320 руб.;

- сдача – 0,00 руб.

Как следует из представленных данных, кроме стоимости проезда в стоимость реализуемого билета, включен комиссионный сбор в размере 120 рублей.

В целях установления обоснованности доводов заявителя, Татарстанским УФАС России в адрес ООО «Столичный-К» был направлен соответствующий запрос о представлении информации, в том числе касающейся правовых оснований взимания комиссионного сбора при продаже билетов.

Письмом от 13 марта 2014 года исх. № 14 (вх. № 2589 от 17.03.2014) ООО «Столичный-К» представило письменные пояснения по вышеуказанным обстоятельствам, согласно которым общество поясняет, что оно является посредником между пассажиром и автопредприятием, следовательно, является платежным агентом, в соответствии с п.3 ст.2 и ч.1 ст.3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежным агентом».

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежным агентом» платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Основываясь на вышеуказанные положения Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежным агентом» ООО «Столичный-К» поясняет, что денежные средства в размере 120 рублей взимается в качестве вознаграждения, за предварительную продажу билетов.

Однако данные пояснения и выводы ООО «Столичный-К» не соответствовали нормам действующего законодательства, следовательно, являются несостоятельными, в силу следующего.

ООО «Столичный-К» является организацией, оказывающей услуги автовокзала юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (перевозчикам) и физическим лицам (пассажирам). ООО «Столичный-К» заключило договоры, касающиеся оказания услуг автовокзала (организации транспортно-экспедиционного обслуживания), как с индивидуальными предпринимателями, так и с юридическими лицами (перевозчиками).

В соответствии с пунктом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, автовокзал - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности автовокзалов, пассажирских автостанций в Республике Татарстан, утвержденными Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан от 02.12.2008 № 119, базовые услуги автовокзалов (автобусных станций) включают в себя основные категории услуг, без выполнения которых цель создания и функционирования автовокзалов, пассажирских автостанций не может быть достигнута:

 услуги по обслуживанию пассажиров;

 услуги по выполнению утвержденного Уполномоченным органом единого республиканского расписания автобусного сообщения.

Услуги по обслуживанию пассажиров включают в себя:

 продажу билетов на проезд пассажиров и провоз подлежащего оплате багажа, а также оформление страхования пассажиров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

 информационно-справочное обслуживание пассажиров;

 обеспечение санитарно-гигиенических условий для пассажиров.

Таким образом, основной функцией ООО «Столичный-К», как организации, оказывающей услуги автовокзала, является организация обслуживания пассажиров при осуществлении регулярных перевозок для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских автоперевозках, а также оказания услуг автовокзала перевозчикам.

В данном случае ООО «Столичный-К» осуществляет посредническую деятельность по продаже услуги (проезда на автобусе, услуги автовокзала), а не принимает платежи. Кроме того, ООО «Столичный-К» в рамках деятельности автовокзала самостоятельно оказывает услуги автовокзала, которые приобретаются пассажиром вместе с билетом, таким образом, получаемое вознаграждение является также платой пассажиров за услуги автовокзала.

Таким образом, в случае если прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, посредник не является платежным агентом, так как принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика, а также с целью реализации своей услуги – услуги автовокзала.

Учитывая изложенное, действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не распространяется на отношения, возникающие между ООО «Столичный-К» и перевозчиками по взаимодействию с пассажирами, следовательно, ООО «Столичный-К» не имеет права взимать с плательщика вознаграждение.

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 (далее – Правила № 112), которые представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и представления транспортных средств для таких перевозок.

Нормами вышеуказанных нормативных правовых актов не предусмотрено взимание и удержание дополнительных комиссионных сборов, кроме платы за проезд пассажира и провоз багажа по маршруту, по установленным тарифам.

Статьями 23-24 Устава и пунктами 51, 79-81 Правил №112 установлен порядок продажи и возврата пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади.

В соответствии с пунктом 51 Правил №112 продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Таким образом, положения Устава и  Правил №112, рассматривают любую продажу билетов не менее чем за 10 суток как текущую и не предусматривают предварительную продажу билетов, как основание для взимания за нее комиссионного сбора.

Таким образом, действия ООО «Столичный-К» по взиманию комиссионного сбора при продаже билетов на проезд пассажиров по маршрутам следования автобусов не соответствует требованиям Устава и Правил №112 и приводят (могут привести) к ущемлению интересов потребителей услуг автовокзала и имели признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что явилось основанием для возбуждения в отношении ООО «Столинчый-К» настоящего дела.

В рамках рассмотрения дела в отношении ООО «Столичный-К», в адрес места регистрации ООО «Столичный-К» - 420108, г. Казань, ул. Девятаева,15, Татарстанским УФАС России письмом от 27.05.2014г. было направлено определение о назначении дела №05-143/2014 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрения от 27.05.2014г. (исх. № РБ-05/7240 от 27.05.2014), содержащее сведения о месте, дате и времени рассмотрении настоящего дела. Также согласно пункту 3 вышеуказанного определения ООО «Столичный-К» в срок до 10 июня 2014 года необходимо было представить ряд документов материалов, необходимых для всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела.

Вместе с тем, конверт с вышеуказанным определением, направленный по адресу места регистрации ООО «Столичный-К» - 420108, г. Казань, ул.Девятаева,15, был возвращен в Татарстанское УФАС России, по причине отсутствие адресата по указанному адресу.

Письмом от 23.06.2014 в адрес места регистрации ООО «Столичный-К» - 420108, г. Казань, ул.Девятаева,15, Татарстанским УФАС России было направлено определение об отложении дела № 05-143/2014 о нарушении антимонопольного законодательства от 16.06.2014 (исх. № РБ-05/8556 от 23.06.2014), содержащее сведения о месте, дате и времени рассмотрении настоящего дела. Также согласно пункту 3 вышеуказанного определения ООО «Столичный-К» в срок до 10 июля 2014 года необходимо было представить ряд документов и материалов, необходимых для всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела.

Вместе с тем, конверт с вышеуказанным определением, был также возвращен в Татарстанское УФАС России, по причине отсутствие адресата по указанному адресу.

Письмом от 04.08.2014 в адрес места регистрации ООО «Столичный-К» - 420108, г. Казань, ул.Девятаева,15, Татарстанским УФАС России было направлено определение об отложении дела № 05-143/2014 о нарушении антимонопольного законодательства от 23.07.2014 (исх. № РБ-05/11085 от 04.08.2014), содержащее сведения о месте, дате и времени рассмотрении настоящего дела. Также согласно пункту 3 вышеуказанного определения ООО «Столичный-К» в срок до 25 августа 2014 года необходимо было представить ряд документов материалов, необходимых для всестороннего и объективного рассмотрения настоящего дела.

Конверт с вышеуказанным определением также был возвращен в Татарстанское УФАС России по причине «выбыл».

Таким образом, определения содержащее сведения о месте, дате и времени рассмотрении настоящего дела, а также запрос о представлении ООО «Столичный-К информации, необходимой для рассмотрения  дела № 05-143/2014, ООО «Столичный-К» не получен.

В целях установления места нахождения ООО «Столичный-К» (соответствия фактического адреса местонахождения общества, адресу регистрации, указанному в ЕГРЮЛ) и/или его постоянно действующего исполнительного органа, или иного органа, лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в целях доставки необходимой корреспонденции, Управлением был направлен соответствующий запрос в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан (далее – Инспекция).

Письмом от 21.08.2014 вх. № 8552 Инспекция сообщила, что обращение Татарстанского УФАС России направлено в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан для проведения контрольных мероприятий по обстоятельствам, указанным в обращении Татарстанского УФАС России. Кроме того, директору и участнику ООО «Столичный-К» Инспекцией направлены письма о необходимости представить заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений или представить доказательства того, что ООО «Столичный-К» находится по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ.

Инспекция также сообщила, что согласно информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, ООО «Столичный-К» расположено по адресу: 420108, г. Казань, ул. Девятаева, д.15.

Учитывая невозможность доставления необходимой почтовой корреспонденции в адрес ООО «Столичный-К» и в целях установления места нахождения ООО «Столичный-К» (соответствия фактического адреса местонахождения общества, адресу регистрации, указанному в ЕГРЮЛ) и/или его постоянно действующего исполнительного органа, или иного органа, лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в целях доставки необходимой корреспонденции, Комиссия, определением о приостановлении дела № 05-143/2014 от 27.08.2014 (исх. № РБ-05/12885 от 01.09.2014), приостановила рассмотрение настоящего дела до установления вышеуказанных обстоятельств.

В целях выяснения вышеуказанных обстоятельств Управлением были совершены соответствующие мероприятия и собраны материалы, на основании которых установлено следующее.

Согласно информации, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и в соответствии с информацией, представленной Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Республике Татарстан ООО «Столичный-К» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным по адресу :420108, г. Казань, ул.Девятаева,15.

Согласно устным пояснениями, представленным представителем почтового отделения «Казань 108» (г. Казань ул. Меховщиков, д.3), которое осуществляет доставку почтовой корреспонденции по адресу ул. Девятаева, д.15, установлено, что направляемая Татарстанским УФАС России корреспонденция в адрес ООО «Столичный-К» не принимается, неустановленными лицами указывается, что по данному адресу ООО «Столичный-К» не располагается, а располагается иная организация, а именно: ООО «Автовокзал «Столичный» (ОГРН 1141690022210; ИНН 1655289515; 420108, г.Казань, ул.Девятаева,15, 2).

На основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, Татарстанским УФАС России установлено, что ООО «Автовокзал «Столичный», зарегистрировано 27 марта 2014 года. Директором ООО «Автовокзал «Столичный» является <…>, который также, наряду с <…> является (являлся) одним из директоров ООО «Столичный-К». Учредителями ООО «Автовокзал «Столичный» и ООО «Столичный-К» являются одни и те же лица, а именно:

1-й учредитель: <…>;

2-й учредитель: Открытое акционерное общество «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие -1» (ОГРН 1021603464288; ИНН 1659006990; адрес места регистрации: 420059, РТ, г.Казань, ул.Роторная, д.1; [...] – <…>; основные акционеры: <…> (44,44% акции) и <…> (Наумова) (33,1% акции)).

Основными видом экономической деятельности ООО «Автовокзал «Столичный» является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

Исходя из сведений, содержащихся на официальном сайте Казанского автовокзала также следует, что деятельность автовокзала осуществляет ООО «Автовокзал «Столичный» (http://www.avtovokzal-kzn.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=45&Itemid=77), данные обстоятельства также подтверждаются реквизитами проездного билета, приобретённого на автовокзале (копия имеется в материалах дела).

Исходя из вышеизложенного следует, что услуги автовокзала в здании автовокзала, находящегося по адресу: г.Казань, ул.Девятаева, д.15, осуществляет ООО «Автовокзал «Столичный», который подконтролен тем же лицам, которые руководили деятельностью и были учредителями ООО «Столичный-К», Следовательно, ООО «Автовокзал «Столичный» имеет признаки аффилированной к исчезнувшей организации (ООО «Столичный-К»).

В связи с изложенными обстоятельствами, в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела № 05-143/2014, а именно для установления фактического правопреемства между ООО «Столичный-К» и ООО «Автовокзал «Столичный», установления местонахождения ООО «Столичный-К», оснований оказания услуг автовокзала ООО «Автовокзал «Столичный» в здании автовокзала, который ранее эксплуатировался ООО «Столичный-К» Татарстанским УФАС России в адрес ООО «Автовокзал «Столичный» был направлен запрос (исх. № РБ-05/19418 от 15.12.2014), в соответствии с которым ООО «Автовокзал «Столичный» необходимо было представить ряд информации и документов.

Однако, действия Татарстанского УФАС России по направлению указанного запроса обжаловано ООО «Автовокзал «Столичный» в арбитражный суд (дело № А65-462/2015).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2015 по делу № А65-462/2015 вышеуказанный запрос Татарстанского УФАС России признан обоснованным и законным в полном объеме. ООО «Автовокзал «Столичный» информация и документы на запрос Татарстанского УФАС России представлены в полном объеме.

На основании документов, представленных ООО «Автовокзал «Столичный», Управлением установлено, что ООО «Автовокзал «Столичный» осуществляет деятельность автовокзала и эксплуатирует здание автовокзала, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Девятаева, д. 15. Кроме того, между ООО «Автовокзал «Столичный» и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, как с заказчиком пассажирских перевозок на территории Республики Татарстан заключен договор на оказание ООО «Автовокзал «Столичный» базовых услуг автовокзала.

Также Управлением установлено, что ООО «Автовокзал «Столичный» эксплуатирует здание автовокзала, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Девятаева, д.15, на основании договора аренды, заключенного  с ОАО «КПАТП -1» (собственник здания).

Установлено, что учредителями ООО «Автовокзал «Столичный» являются <…> и ОАО «КПАТП -1», директором является <…>, которые на момент приостановления настоящего дела также являлись учредителями и директором ООО «Столичный-К», соответственно.

Таким образом, ООО «Столичный-К» и ООО «Автовокзал «Столичный» входили в одну группу лиц, по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции», установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

В связи с изложенными обстоятельствами, Комиссия посчитала возможным привлечь ООО «Автовокзал «Столичный» по настоящему делу в качестве ответчика, как лицо, входящее в одну группу лиц с ООО «Столичный-К» и возобновить рассмотрение настоящего дела, о чем Комиссией вынесено определение о возобновлении дела №05-143/2014.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях ООО «Автовокзал «Столичный» и документах, представленных обществом, а также устных выступлениях присутствующих на заседании, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия выразившегося в необоснованном установлении и взимании дополнительной платы (комиссионного сбора) при реализации билетов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС от 25.05.2012 № 345, с целью установления наличия/отсутствия у ООО «Столичный-К» и ООО «Автовокзал «Столичный» доминирующего положения на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций), Татарстанским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

По результатам анализа составлен Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций). Лица, участвующие в настоящем деле, ознакомлены с материалами анализа состояния конкуренции. Аналитический отчет приобщен к материалам дела, копия вышеуказанного отчета направлена в адрес лиц, участвующих в деле.

По результатам ознакомления с вышеуказанным аналитическим отчетом ООО «Автовокзал «Столичный» представил возражения.

Согласно письменным возражениям, следует, что Татарстанским УФАС России при проведении анализа рынка не учтены иные хозяйствующие субъекты осуществляющие продажу билетов, в соответствии с письменными возражениями, число которых достигает около тридцати.

Однако данные доводы не могут быть приняты во внимание, в силу того, что согласно информации, представленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (письмо от 31.07.2015 исх. № 04-20/3169) в городе Казани в период с 1 января 2014 года по 30 июня 2015 года действовало три объекта транспортной инфраструктуры, на которых осуществлялся обслуживание пассажиров на межмуниципальных маршрутах и предоставляются услуги автовокзала и пассажирской автостанции: автовокзал «Столичный» (г. Казань, ул. Девятаева, д.15); автовокзал «Южный» (г. Казань, ул. Оренбургский проезд, 207); автовокзал при терминале Казань-2 (г. Казань, ул. Воровского, д.33).

В связи с чем при расчете объема рынка и долей хозяйствующих субъектов, Татарстанским УФАС России правомерно учтены только три объекта транспортной инфраструктуры, на которых осуществлялся обслуживание пассажиров на межмуниципальных маршрутах и предоставляются услуги автовокзала и пассажирской автостанции.

Также согласно возражениям, следует, что Татарстанским УФАС России при проведении анализа рынка и определении доли ООО «Автовокзал Столичный» учтены в качестве полученного дохода от оказания услуг автовокзала, также доход по статье «Штраф», указанной в Книге учета доходов и расходов за 2014 и 1-пг 2015 года. По мнению представителей ответчика, данные статьи доходов не имею отношения к услугам услуг автовокзала, оказываемых обществом.

Данные доводы Комиссия считала обоснованными, в связи с чем аналитический отчет скорректирован в соответствии с указанными возражениями.

Иных возражений и пояснений относительно аналитического отчета участниками дела не представлены.

При проведении анализа состояния конкуренции исследование товарного рынка проводится за период с 01.01.2014 по 31.07.2015, так как в данный период усматриваются признаки нарушения ООО «Столичный - K» и ООО «Автовокзал «Столичный» антимонопольного законодательства.

При определении временного периода учтено, что рынок услуг автовокзалов (автобусных станций) не подвержен сезонным изменениям спроса, предложения и сложившихся цен, т. е. является по указанным параметрам стабильным в течение года.

Определение продуктовых и географических границ рынка услуг автовокзалов (автобусных станций) было проведено на основе общероссийских классификаторов продукции, работ и услуг, видов экономической деятельности; условий договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги автовокзалов с перевозчиками и заказчиками пассажирских перевозок; нормативных актов, регулирующих данную деятельность; а также на основе оценок характеристик услуг и особенностей потребления данных услуг.

Классификационная группа товара – услуги автовокзалов (автобусных станций) определяется согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 034-2007. Данный вид деятельности относится к разделу I ОКВЭД «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи», подгруппе 63.21.21 «Услуги автобусных станций и автовокзалов».

В соответствии с п. 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила перевозок), автовокзал – объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки.

В соответствии со статьями 2 и 8 Закона РТ № 70-ЗРТ и положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, последний является заказчиком пассажирских перевозок по регулярным межмуниципальным маршрутам на территории Республики Татарстан, который должен обеспечивать организацию и контроль деятельности автовокзалов на межмуниципальных маршрутах на территории Республики Татарстан.

Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 10 Закона РТ № 70-ЗРТ Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан обязан заключить договоры с автовокзалами, пассажирскими автостанциями, определяющие условия пользования услугами автовокзалов, пассажирских автостанций всеми перевозчиками, допущенными к выполнению регулярных маршрутных перевозок.

Целью деятельности автовокзалов, пассажирских автостанций, в соответствии с главой 2 Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ от 02.12.2008 № 119 является обеспечение качественного обслуживания пассажиров, безопасности перевозок в соответствии с договорами на предоставление базовых услуг, заключаемых с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок (далее - Уполномоченный орган) по осуществлению межмуниципальных перевозок в междугородном и пригородном сообщении. Приказом Минтранса РТ от 02.12.2008 № 119, утвержден типовой Договор.

В рамках Договора, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан предоставляет автовокзалу единое расписание движения автобусов, а автовокзал обязан, исходя из своих возможностей обеспечить предоставление базовых услуг автовокзала пассажирам и перевозчикам.

В соответствии с главой 2 Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ от 02.12.2008 № 119 базовые услуги включают в себя основные категории услуг, без выполнения которых цель создания и функционирования автовокзалов, пассажирских автостанций не может быть достигнута, к таким услугам относятся:

-услуги по обслуживанию пассажиров;

-услуги по выполнению утвержденного Уполномоченным органом единого республиканского расписания автобусного сообщения.

Услуги по обслуживанию пассажиров включают в себя:

- продажу билетов на проезд пассажиров и провоз подлежащего оплате багажа, а также оформление страхования пассажиров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- информационно-справочное обслуживание пассажиров

- обеспечение санитарно-гигиенических условий для пассажиров.

Кроме того, в соответствии со статьей 16 Закона РТ от 13.11.2006 № 70-ЗРТ пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам осуществляются от автовокзалов, пассажирских автостанций, определенных в установленном порядке заказчиком пассажирских перевозок. При этом для оказания услуг пассажирам и перевозчикам автовокзалы и пассажирские автостанции должны иметь необходимые здания и сооружения в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Деятельность автовокзалов (автобусных станций) включает в себя следующие работы (услуги):

предварительная и текущая продажа билетов;

хранение ручной клади и багажа;

обеспечение работы залов ожидания для водителей;

обеспечение своевременного отправления автобусов в рейсы по расписанию;

обеспечение посадки пассажиров, имеющих проездные билеты с остановочных пунктов, находящихся на территории автовокзала;

информационно-справочное обслуживание пассажиров, в том числе информирование пассажиров о видах регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута и т.д.;

иные услуги, в том числе: диспетчерские отметки путевых листов выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием;

обеспечение санитарно-гигиенических условий для пассажиров;

дополнительные платные услуги, в том числе: предоставление Перевозчикам платной автостоянки, осуществление технического осмотра автобуса (при необходимости), осуществление медицинского осмотра водителя.

В силу вышеперечисленных норм, пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам осуществляются от автовокзалов, которые должны отвечать установленным требованиям и предоставлять базовые услуги, определенные нормативными правовыми актами. Автовокзалы должны иметь специально оборудованные места для посадки и высадки пассажиров, ожидания автобуса, хранения багажа, информирования о расписании движения автобусов, обеспечения продажи пассажирам проездных билетов, медицинский осмотр водителей и др.

При этом, из условий нормативных правовых актов, не установлено иных взаимозаменяемых услуг.

С учетом изложенного продуктовые границы рынка определяются как услуги автовокзалов (автобусных станций).

Регулярные автобусные пассажирские перевозки осуществляются по утвержденным маршрутам.

Под маршрутом регулярных перевозок понимается маршрут, предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

В связи с тем, что регулярные перевозки осуществляются по утвержденным маршрутам, то потребители-перевозчики имеют возможность приобрести услугу по организации перевозки по конкретному маршруту исключительно на территории по местонахождению остановочного пункта, определенного маршрутом. За пределами данной территории потребитель-перевозчик не имеет возможности приобрести эту услугу, поскольку иначе это будет связано с изменением маршрута.

Потребители-пассажиры также имеют возможность воспользоваться услугами автовокзалов и автостанций исключительно на территории муниципального образования – в месте своего нахождения, в месте отправки или прибытия автобуса.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

Учитывая целесообразность потребления услуг автовокзалов (автобусных станций) лишь непосредственно в границах самих автовокзалов (автобусных станций) покупатели данной услуги (пассажиры, перевозчики) приобретают или имеют экономическую возможность приобрести товар – услуги автовокзалов (автобусных станций) только непосредственно в границах автовокзала (автобусной станции) определенного города либо муниципального района.

Следовательно, рынок услуг автовокзалов и автобусных станций является локальным, границы которого совпадают с административно-территориальными границами городского округа или муниципального района, на территории которого расположен автовокзал (автобусная станция), являющийся начальным или конечным остановочным пунктом.

Учитывая, что проведение анализа связано с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ООО «Столичный-К» и ООО «Автовокзал «Столичный», осуществляющих деятельность на территории г.Казани, то географические границы рассматриваемого рынка услуг автовокзалов и автобусных станции является административные границы города Казани Республики Татарстан.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие товар в его границах в пределах определенного временного интервала.

В соответствии с информацией, представленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, установлено, что в определенных настоящим аналитическим отчетом географических границах, то есть в городе Казани в период с 1 января 2014 года по 30 июня 2015 года действовало три объекта транспортной инфраструктуры, на которых осуществлялся обслуживание пассажиров на межмуниципальных маршрутах и предоставляются услуги автовокзала и пассажирской автостанции. Перечень и сведения о данных объектах, сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих их  эксплуатацию и основания оказания данными субъектами услуг автовокзалов, представлены ниже:

- автовокзал «Столичный» (г.Казань, ул.Девятаева, д.15). Эксплуатацию осуществляет ООО «Автовокзал «Столичный», услуги автовокзала оказывается на основании заключенного между ООО «Автовокзал «Столичный» и заказчиком пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах на территории Республики Татарстан, в лице Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан договора по обслуживание пассажиров на межмуниципальных маршрутах автовокзалом, пассажирской автостанцией №б/н от 27.03.2015г.

- автовокзал «Южный» (г.Казань, ул.Оренбургский проезд, 207). Эксплуатацию осуществляет ООО «Автовокзал Буревестник» (420107, РТ, ул.Петербургская, 62; ИНН 1655239480; ОГРН 1121690014490), услуги автовокзала оказывается на основании заключенного между ООО «Автовокзал Буревестник» и заказчиком пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах на территории Республики Татарстан, в лице Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан договора по обслуживание пассажиров на межмуниципальных маршрутах автовокзалом, пассажирской автостанцией от №б/н от 01.01.2015г.

- автовокзал при терминале Казань-2 (г.Казань, ул.Воровского, д.33). Эксплуатацию осуществляет ООО «Седьмое Частное Автотранспортное Объединение» (РТ, г.Зеленодольск, ул.Металлистов, д.6; ИНН1655064487; ОГРН 1041621021342), услуги автовокзала оказывается на основании заключенного между ООО «Седьмое Частное Автотранспортное Объединение» и заказчиком пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах на территории Республики Татарстан, в лице Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан договора по обслуживание пассажиров на межмуниципальных маршрутах автовокзалом, пассажирской автостанцией №б/н от 01.01.2015г.

Примечание: необходимо отметить, что в соответствии с информацией представленной ООО «Автовокзал «Столичный» и информацией, содержащейся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), ООО «Автовокзал «Столичный» создано (образовано) 27 марта 2014 года. Таким образом, в период с 01.01.2014г. по 27 марта 2014 года ООО «Автовокзал «Столичный» не могло оказывать услуги автовокзала. За указанный период ООО «Автовокзал «Столичный» услуги автовокзалов (автобусных станций) не оказывало, расчет доли данного субъекта за указанный период не осуществляется. Достоверная и подтвержденная информация о хозяйствующих субъектах, осуществлявших в период с 01.01.2014г. по 27.04.2014г. эксплуатацию автовокзала «Столичный» (г.Казань, ул.Девятаева, д.15), а также информация о объемах оказанных услуг на данном автовокзале отсутствует.

Таким образом, в границах города Казани временной период, определенный данным аналитическим отчетом, с учетом вышеуказанного примечания, услуги автовокзалов (автобусных станций) предоставляли ООО «Автовокзал «Столичный» (автовокзал «Столичный») и ООО «Автовокзал Буревестник» (автовокзал «Южное») и ООО «Седьмое Частное Автотранспортное Объединение» (автовокзал при терминале Казань-2).

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым и географическим границам рассматриваемого рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В таблице №1 представлена информация об объемах предоставленных услуг автовокзалов (автобусных станций) в разрезе предприятий-автовокзалов (автобусных станций) и их доли на данном товарном рынке в географических границах города Казани.

Таблица №1

Наименование предприятия

Объем оказанных услуг хозяйствующим субъектом

в период с 01.01.2014г.* по 30.06.2015г., в руб.

Доля хозяйствующего субъекта на рынке (в %)

автовокзал «Столичный» (г.Казань, ул.Девятаева, д.15) –

ООО «Автовокзал «Столичный»

24 572 510,82р.**

50,83

автовокзал «Южный» (г.Казань, ул.Оренбургский проезд, 207) –

ООО «Автовокзал Буревестник»,

22 034 404,00р.

45,58

автовокзал при терминале Казань-2 (г.Казань, ул.Воровского, д.33) –

ООО «Седьмое Частное Автотранспортное Объединение»,

1 735 969,90р.

3,59

Итого:

48 342 884,72р.

100

* - с учетом примечания, указанного в разделе 6 настоящего аналитического отчета.

** - величина оказанных ООО «Автовокзал «Столичный» оказанных услуг автовокзала откорректирована согласно доводам, отраженным с письменных возражениях ООО «Автовокзал «Столичный» от 22.09.2015г. исх.№АВ-64

 

Таким образом наиболее крупным хозяйствующим субъектом на рассматриваемом товарном рынке является ООО «Автовокзал «Столичный» (автовокзал «Столичный» (г.Казань, ул.Девятаева, д.15)), его доля на рынке составляет 50,83%.

Расчет уровня концентрации и индекса рыночной концентрации рынка услуг автовокзалов (автобусных автостанций) на территории г.Казани, представлена в таблице №2.

Таблица №2

Показатели

Значения для рассматриваемого товарного рынка

Соответствующий уровень концентрации  рассматриваемого товарного рынка

Коэффициент  рыночной  концентрации (CR )

100%

высокий

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

4674,03

 

Таким образом, рынок услуг автовокзалов (автобусных станций) в период с 01.01.2014 по 30.06.2015 являлся высококонцентрированным.

Основными барьерами входа хозяйствующих субъектов на рынок услуг автовокзалов (автобусных станций) являются:

-административные ограничения;

-экономические и организационные ограничения.

Административные ограничения.

К основным административным барьерам входа на рынок относятся:

 сложная процедура отведения земельных участков для организации посадочной площадки, организации автовокзала и автостанции;

 необходимость получения соответствующих разрешений на осуществление деятельности (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, МЧС, ФСБ, органы экологического надзора).

Кроме того, земельный участок, находящийся в муниципальной или государственной собственности, может быть предоставлен в аренду или в собственность только по результатам конкурса.

Перечень документов, необходимых для аренды помещений для организации автовокзалов, автостанций, билетных касс, находящихся в муниципальной собственности: заявление, учредительные документы, объявление в газеты, проведение конкурса.

Экономические и организационные ограничения.

-необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

-более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

-высокие проценты по кредитам;

-низкая норма прибыли.

Также следует отметить, что автовокзалы (автобусные станции) должны быть оборудованы в соответствии с требованиями Устава автомобильного транспорта и Правил перевозок пассажиров. На автовокзале (автобусной станции) должны быть залы ожидания, кассы продажи билетов, комнаты матери и ребенка, пункты питания, пункты медицинской помощи, камеры хранения, туалеты. На территории, прилегающей к автовокзалам должны быть перроны для входа пассажиров в автобусы и таксомоторы и выхода из них, оборудованные указателями и ограждающими устройствами, а также площадки для стоянки автобусов и таксомоторов, места ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках.

Обустройство автовокзалов и автостанций требует значительных капитальных затрат.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги автовокзалов (автобусных станций), круг предприятий, оказывающих вышеуказанные услуги, ограничен. При этом, в определенный данным аналитическим отчетом временной период предложения на услуги автовокзалов (автобусных станций) удовлетворяют спрос.

Доля, занимаемая ООО «Автовокзал «Столичный» в период с 01.01.2014 по 30.06.2015г. на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций)  на территории г. Казани Республики Татарстан, составляла 50,83%.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, в период с 01.01.2014 по 30.06.2015 на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) на территории г.Казани Республики Татарстан ООО «Автовокзал «Столичный» занимал доминирующее положение с долей 50,83%.

Следовательно, деятельность ООО «Автовокзал «Столичный» подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции».

Оценить положение ООО «Столичный-К» на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) рамках проведения вышеуказанного анализа состояния конкуренции не представлялся возможным в силу невозможности доставления в адрес ООО «Столичный-К» соответствующего запроса. Учитывая изложенное Комиссия считает возможным прекратить в отношении ООО «Столичный-К» настоящее дело.

На заседании Комиссии, состоявшемся 09 июня 2015 года представитель ООО «Автовокзал «Столичный» пояснила, что ООО «Автовокзал «Столичный» не является правопреемником ООО «Столичный-К», в связи, с чем ООО «Автовокзал «Столичный» не может быть привлечено в качестве ответчика по настоящему делу, возбужденному в отношении ООО «Столичный-К». Кроме того, представитель ООО «Автовокзал «Столичный» пояснила, что ООО «Автовокзал «Столичный» при оказании услуг автовокзала не устанавливало и не взимало (не взимает) дополнительную плату (комиссионный сбор) при реализации билетов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, что также является основанием для прекращения в отношении ООО «Автовокзал «Столичный» настоящего дела.

По результатам изучения представленных ООО «Автовокзал «Столичный» документов и материалов, а также материалов дела Комиссией установлено, что при реализации обществом при реализации билетов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не взимало (не взимает) дополнительную плату (комиссионный сбор), что подтверждается имеющимся в материалах дела копией проездного билета и сведениями о тарифах. Стоимость билета составляет величину установленных тарифов по тому или иному маршруту.

На основании изложенного в действиях ООО «Автовокзал «Столичный» отсутствует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном установлении и взимании дополнительной платы (комиссионного сбора) при реализации билетов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, результатом которого является или может являться ущемление интересов других лиц (пассажиров). В данной части Комиссия принимает решение о прекращении в отношении ООО «Автовокзал «Столичный» настоящего дела.

Вместе с тем, в ходе изучения материалов дела и информации, представленной ООО «Автовокзал Столичный», Комиссией Татарстанского УФАС России, в действиях ООО «Автовокзал «Столичный» установлены иные признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно признаки нарушения п.6 и п.8 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно договорам на оказание услуг по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования, заключенных между ООО «Автовокзал Столичный» и перевозчиками (далее – Договора), ООО «Автовокзал «Столичный» оказывает перевозчикам услуги, связанные с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом в междугородном и пригородном сообщении. В рамках данных договоров ООО «Автовокзал «Столичный» обеспечивает эффективное использование автобусов перевозчиков, управление движением и учет работы подвижного состава на линии путем отметок путевой и билетно-учетной документации, реализация билетов на проезд и иные услуги

Согласно пункту 4.2 указанных Договоров стоимость оказываемых ООО «Автовокзал «Столичный» по Договору услуг, за исключением услуг по медицинскому осмотру водителя, техническому осмотру автобуса, предоставлению места в гостинице автовокзала составляет 18% от стоимости реализованных билетов на проезд пассажиров и 50% от стоимости реализованных билетов за провоз багажа.

Кроме того, пунктом 4.3 Договоров предусмотрено, что за инкассацию денежных средств в банк, перевозчик возмещает понесенные ООО «Автовокзал «Столичный» расходы в размере 0,5% от суммы выручки реализованных билетов (на основании договора между ООО «Автовокзал «Столичный» и Инкассаторской службой на инкассацию денежной наличности).

Таким образом, учитывая, что стоимость билетов на проезд в разных направлениях, по которым перевозчики осуществляют перевозки пассажиров, являются различными, следовательно, стоимость оказываемых ООО «Автовокзал «Столичный» услуг перевозчикам по Договорам, являются также не одинаковыми, тем самым перевозчики находятся в дискриминационных условиях. Так как, в случае меньшей стоимости проездного билета перевозчик платит меньшую сумму за услуги автовокзала, оказываемые ему по Договору, чем перевозчик, осуществляющий перевозку по направлению, по которому стоимость проездного билета выше, при этом данные перевозчики получают одни и те же услуги, не различающиеся ни по качеству, ни по количеству.

Пример: 1) перевозчик осуществляющий перевозку по 450 рублей исходя из расчета, что он перевез 1 (одного) пассажира заплатит автовокзалу за услуги автовокзала и услуги инкассаторов 83,25 рублей; 2) перевозчик осуществляющий перевозку по 250 рублей исходя из расчета, что он перевез 1 (одного) пассажира заплатит автовокзалу за услуги автовокзала и услуги инкассаторов 46,25 рублей.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Автовокзал «Столичный», занимающий доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (автобусных станций) ставит перевозчиков в дискриминационные условия, а также устанавливает для различных перевозчиков разные цены (стоимости) оказываемых ООО «Автовокзал «Столичный» услуг автовокзалов.

На заседании Комиссии представитель ООО «Автовокзал «Столичный» представила возражения о том, что иного способа установления стоимости услуг автовокзала для перевозчиков не имеется. При этом, установление фиксированной стоимости одинаковой для всех перевозчиков, по мнению представителя ответчика, создаст дискриминационные условия. Комиссия считает данные доводы необоснованными в связи с тем, что при установлении одинаковых цен, перевозчики будут поставлены в одинаковые условия, следовательно, будет отсутствовать дискриминация.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, выразившегося в создании дискриминационных условий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании вышеизложенного решением Комиссии управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 05-143/2014 ООО «Автовокзал «Столичный» было признано нарушившим пункты 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), согласно которой совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Время совершения ООО «Автовокзал «Столичный» административного правонарушения:

Учитывая положения пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», должностным лицом Управления установлено, что правонарушение, совершенное ООО «Автовокзал «Столичный» является длящимся, так как действие общества выразилось в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Как установлено решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05-143/2014, неправомерные действия совершались ООО «Автовокзал «Столичный» с 01 апреля 2014 года (день заключения ООО «Автовокзал «Столичный» договоров на оказание услуг по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 50, 51, 55, 61, 68 от 01.04.2014).

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается дата его выявления.

Так, в соответствии с позицией, закрепленной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 № 11132/11 по делу № А26-9462/2010, датой выявления административного правонарушения является дата издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, то есть 08 мая 2014 года (Приказ № 02/150-к от 08.05.2014).

Место совершения ООО «Автовокзал «Столичный» административного правонарушения: город Казань.

Давность привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет один год, при этом в соответствии с пунктом 6 статьи 4.5 КоАП, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с 26 ноября 2015 года и на момент составления протокола об административном правонарушении не истек.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Процедура производства по делу об административном правонарушении соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, протокол об административном правонарушении составлен в надлежащей форме уполномоченным лицом, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные имеющие для правильного разрешения дела обстоятельства, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно пункту 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, сумма административного штрафа рассчитывается по следующей формуле:

 

(1 000 000-300 000)/2 + 300 000=650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

 

Сумма административного штрафа (без учета отягчающих и смягчающих обстоятельств) равна:

 

650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

 

В соответствии с пунктом 2 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 примечаний к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ,, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;

3) совершение административного правонарушения двумя и более лицами, входящими в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 вышеуказанного Примечания к ст.14.31 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

С учетом имеющихся в деле материалов смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства не установлены.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ООО «Автовокзал «Столичный», или представителя по доверенности, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола заказным письмом с уведомлением о вручении по месту нахождения юридического лица, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления с отметкой «вручено» от 02.03.2016.

О времени и месте рассмотрения протокола и материалов настоящего дела ООО «Автовокзал «Столичный» извещено надлежащим образом.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статями ст.4.1, ст.14.31, ст.23.48, ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать «Автовокзал «Столичный» (420108, РТ, г. Казань, ул. Девятаева, д. 15, офис 2; ОГРН 1141690022210 от 27.03.2014, ИНН/КПП: 1655289515/165501001) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 46 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.

 

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Банк получателя – Отделение – НБ Республика Татарстан;

БИК Банка – 049205001;

Расчетный счет – 40101810800000010001;

Получатель – УФК по РТ (Татарстанское УФАС России);

ИНН получателя – 1653003714;

КПП получателя – 165501001;

ОКТМО – по месту регистрации

КБК - 161 1 16 02010 01 6000 140

УИН – 0319882408033100000416001

назначение платежа – денежные взыскания за нарушение антимонопольного законодательства.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (843)2381946.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны