Решение №ПК-05/9509 Решение по делу №05-10/2016 в отношении АО «Комбытсервис» от 18 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 05-10/2016 в отношении АО «Комбытсервис»

Исх. ПК-05/9509 от 08.07.2016 г

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

<…>,

<…>.

рассмотрев дело № 05-10/2016 по признакам нарушения АО «Комбытсервис»

(420021, г. Казань, ул. Лево-Булачная, д.52, ИНН 1653006793) части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении координации экономической деятельности ООО «Здоровье», ООО «Идель», ООО «Дуслык», ООО «Нептун», что привело к последствиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно к установлению, поддержанию цен на банные услуги на территории города Казани, при участии:

<…> [должностного лица] ООО «Здоровье», <…> [должностного лица] ООО «Нептун», <…> – представитель АО «Комбытсервис» по доверенности №1 от 11.01.2016г.,

 

УСТАНОВИЛА

На основании приказа Татарстанского УФАС России от 05.11.2015г. №01/760-пр проведена внеплановая выездная проверка деятельности АО «Комбытсервис». По результатам внеплановой проверки по соблюдению АО «Комбытсервис» антимонопольного законодательства выявлены признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках вышеуказанной проверки Управлением установлено следующее.

Согласно информации, представленной АО «Комбытсервис», Общество в 2015 году осуществляло деятельность по сдаче в аренду помещений, а также реализацию алкогольной продукции.

Таким образом, в рамках проверки было установлено, что АО «Комбытсервис» в 2015 году не оказывало банно-прачечные услуги в границах г. Казани, а осуществляло деятельность по сдаче в аренду имущества, предназначенного для оказания банно-прачечных услуг.

Арендаторами АО «Комбытсервис» являются ООО «Здоровье», ООО «Идель», ООО «Дуслык», ООО «Нептун».

Из устных и письменных пояснений АО «Комбытсервис» следует, что согласно, заключенных договоров аренды Общество оставило за собой право контроля за целевым использованием бань. Тарифы на услуги устанавливаются арендаторами самостоятельно.

Однако, в рамках проверки установлено, что АО «Комбытсервис» осуществляет контроль за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию банно-прачечных услуг. Так, например, приказом от 12.11.2014г. №19 объявлено предупреждение [должностным лицам]  ООО «Нептун», ООО «КБК Сервис», ООО «Дуслык», ЗАО «Алсу» за невыполнение утвержденных планов экономических и финансовых показателей.

Вышеуказанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении АО «Комбытсервис» дела №05-10/2016 по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении координации экономической деятельности ООО «Здоровье», ООО «Идель», ООО «Дуслык», ООО «Нептун», что привело к установлению, поддержанию цен на банные услуги на территории города Казани.

Изучив материалы дела, Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 настоящей статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона или которые не предусмотрены федеральными законами.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» координация экономической деятельности – это согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов.

Комиссия учитывает, что Законом о защите конкуренции не определено, в какой форме могут совершаться действия, направленные на координацию поведения хозяйствующих субъектов, поэтому под координацией понимаются любые действия, предписывающие осуществлять какие-либо действия либо воздержаться от их совершения (в том числе письменные или устные указания, предписывающие осуществлять какие-либо действия или воздержаться от совершения каких-либо действий), если в результате этих действий возникает угроза наступления или фактически наступают последствия, перечисленные в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Как видно из вышеуказанного определения «координации экономической деятельности», она возможна только при наличии двух условий:

а) координатор не входит в группу лиц ни с одним координируемым лицом;

б) координатор не является участником того же самого рынка, на котором осуществляют свою деятельность координируемые лица.

Как было указано выше по тексту решения АО «Комбытсервис» не входит в одну группу лиц с ООО «Здоровье», ООО «Идель», ООО «Дуслык», ООО «Нептун», и не осуществляет деятельность на товарном рынке, на котором осуществляют свою деятельность ООО «Здоровье», ООО «Идель», ООО «Дуслык», ООО «Нептун».

ООО «Здоровье», ООО «Идель», ООО «Дуслык», ООО «Нептун» осуществляют деятельность на одном товарном рынке – рынок предоставления банно-прачечных услуг, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами  и в соответствии с положениями статьи 9, частями 7,8 статьи 11 Закона о защите конкуренции не входят в одну группу лиц.

Для квалификации действий хозяйствующих субъектов, запрещенных частью 5 статьи 11 Закон о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить временные, продуктовые и географические границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок) с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 23 ноября 2015 г. N 1132/15, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка.

а) исследование товарного рынка проводилось в период с 01.01.2014г. по 31.12.2015г.;

б) продуктовые границы рынка для целей рассмотрения данного дела определены как банные услуги;

в) географические границы – город Казань;

г) ООО «Здоровье», ООО «Идель», ООО «Дуслык», ООО «Нептун» осуществляет свою деятельность на одном товарном рынке – рынке банно-прачечных услуг, следовательно являются конкурентами.

Наличие в действиях АО «Комбытсервис», ООО «Здоровье», ООО «Идель», ООО «Дуслык», ООО «Нептун» признаков нарушения антимонопольного законодательства, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно материалами дела подтверждаются факты осуществления АО «Комбытсервис» контроля за экономической деятельностью ООО «Здоровье», ООО «Идель», ООО «Дуслык», ООО «Нептун», осуществляющих деятельность по оказанию банно-прачечных услуг, а именно приказом от 12.11.2014г. №19 объявлено предупреждение [должностным лицам]  ООО «Нептун», ООО «КБК Сервис», ООО «Дуслык», ЗАО «Алсу» за невыполнение утвержденных планов экономических и финансовых показателей.

Кроме того, по результатам анализа письменной корреспонденции и внутренних организационных документов (в частности протоколов производственных совещаний), установлено, что ценообразование в банях происходит при непосредственном участии АО «Комбытсервис».

В частности, приказом от 31.07.2014 г. №13 был установлен единый тариф во всех банях на помывку пенсионеров в размере <…> рублей, а также отменены с 1 августа помывки посетителей бань по купонам из газет.

Из докладной записки от 27.10.2015г., направленной АО «Комбытсервис» в адрес [должностного лица] АО «Комбытсервис», следует, что с 1 сентября 2015 года тарифы по общим отделениям бань были увеличены с <…> до <…> рублей, а для пенсионеров с <…> до <…> рублей. При этом, из докладной записки следует, что на Совете директоров 29 апреля 2015 года было принято решение об увеличении тарифа до <…> рублей с 1 июля 2015 года, до <…> рублей с 1 октября 2015 года, а с 1 января 2015 года до <…> рублей.

Кроме того, в рамках проверки АО «Комбытсервис» Инспекцией были направлены запросы в адрес Исполнительного комитета г.Казани и хозяйствующих субъектов, осуществляющих банные услуги в границах г.Казани. По результатам анализа, полученной информации членами Инспекции установлено, что цены на банные услуги находятся на одном уровне, а динамика свидетельствует о стойкой корреляции цен. При этом, установлено, что с сентября 2015 года цены на помывку в общих отделениях бань действительно были увеличены с <…> рублей до <…> рублей.

Таким образом, вышеуказанные действия АО «Комбытсервис» по координации экономической деятельности   привели/могли привести к последствиям указанным в пункте 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно к установлению, поддержанию цен на банные услуги на территории г. Казани.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии факта координации экономической деятельности ООО «Дуслык», ООО «Нептун», ООО «Идель», ООО «Здоровье», со стороны АО «Комбытсервис», приведшим к последствиям указанным в пункте 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

2) В рамках рассмотрения дела было установлено, что цена на банные услуги ООО «Дуслык», ООО «Нептун», ООО «Идель», ООО «Здоровье» находится на одном уровне и составляет <…> рублей.

По результатам изучения протоколов заседаний было установлено, что решения об установлении цен принимались на совместных заседаниях АО «Комбытсервис», ООО «Дуслык», ООО «Нептун», ООО «Идель» (ООО «КБК Сервис»), ООО «Здоровье».

Например, на производственном заседании 24 августа 2015 года принималось решение об увеличении цен на банные услуги с сентября 2015 года:

«<…>: С 1 сентября 2015 года надо поднять цены. Довести надо до <…> руб. во всех банях. И в бане №5 экон.классе. Пенсионерам тоже нужно будет поднять до <…> руб. И выделить только один день для них. Значит всем <…> рублей и пенсионерам <…> рублей. Если будет народ возмущаться так и говорите, что повысили ТЭРы. Напишите объявление».

Заседание от 24.02.2015 года: <…>: Надо продумать ценовую политику. У каждой бани разная себестоимость, так что каждую баню надо рассматривать по отдельности. …. Давайте с 1 марта 2015 года повысим цены, до <…> рублей и пенсионерам до <…> рублей».

Заседание от 10 марта 2015 года: «<…>: С 15 марта 2015 года в бане №5 вводятся новые цены на помывки. Помывка 1-го разряда в сумме <…> рублей. Пенсионерам (1 день) – <…> рублей. Покупка абонементов» … На перспективы для бани №5: с 1 июля 2015 года цена для всех <…> рублей. С 1 октября – <…> рублей. С 1 января 2016 года – <…> рублей».

Заседание от 30 марта 2015 года: «<…>: Теперь меня интересует, все ли подняли цены на номера? <…>: Все подняли, кроме бани №14 и бани №5»

Заседание от 28 сентября 2015: «<…>: С 1 октября будет повышение тарифов. Положение по абонементам и отчетности».

Заседание от 26 октября 2015 года: «<…>: Повышение тарифа с 1 ноября до <…> рублей».

Таким образом, вышеуказанные действия АО «Комбытсервис» по координации экономической деятельности ООО «Дуслык», ООО «Нептун», ООО «Идель», ООО «Здоровье» привели/могли привести к последствиям указанным в пункте 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно к установлению, поддержанию цен на банные услуги в г. Казани.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии факта координации экономической деятельности ООО «Дуслык», ООО «Нептун», ООО «Идель», ООО «Здоровье», со стороны АО «Комбытсервис», приведшим к последствиям указанным в пункте 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Одним из оснований возможности осуществления координации может являться, в том числе соглашение между координатором и координируемым. Материалы дела подтверждают факты участия ООО «Дуслык», ООО «Нептун», ООО «Идель», ООО «Здоровье» в производственных совещаниях АО «Комбытсервис», на которых АО «Комбытсервис» принимались решения по ценообразованию на банные услуги, а также фактическое исполнение данных поручений.

Однако, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что соглашение об установлении и поддержанию цен на банные услуги в г. Казани достигнутое между ООО «Дуслык», ООО «Нептун», ООО «Идель», ООО «Здоровье» было заключено в результате осуществления  АО «Комбытсервис» действий по координации экономический деятельности вышеуказанных обществ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия АО «Комбытсервис» в части осуществления координации экономической деятельности ООО «Дуслык», ООО «Нептун», ООО «Идель», ООО «Здоровье» образуют нарушение части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 «О защите конкуренции».

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать АО «Комбытсервис» (420021, г. Казань, ул. Лево-Булачная, д.52, ИНН 1653006793) нарушившим часть 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 «О защите конкуренции», в части осуществления координации экономической деятельности ООО «Дуслык», ООО «Нептун», ООО «Идель», ООО «Здоровье».

2. Выдать АО «Комбытсервис» предписание о прекращении нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии                                                                       <…>

Члены Комиссии                                                                                   <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны