Решение №ПК-08/4011 РЕШЕНИЕ по делу №05-150/2015 от 24 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №05-150/2015

ПК-08/4011 от 23.03.2016

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…>

рассмотрев дело №05-150/2015 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем<…>, ООО «Спец-Автопласт» (ИНН 6321221958; Самарская область, Ставропольский район, п.Тимофеевка, ул.Березовая, д.1, офис 1) и ООО «Бампер-НН» (ИНН 5249123049; адрес для писем: 603152, г.Нижний Новгород, ул.Кащенко, д.6; адрес регистрации: 606002, г.Джержинск, ул.Лермонтова, д.20, литер 77А) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к установлению и поддержанию цен на бамперы на автомобили ВАЗ (Lada) на территории Республики Татарстан, при участии (отсутствии):

-представителя ИП<…>. - не явился, извещен;

-представителя ООО «Бампер НН» - не явился, извещен (заявлено ходатайство о рассмотрении без участия представителя);

-представителя ООО «Спец-Автопласт» - не явился, извещен;

УСТАНОВИЛА:

В Татарстанское УФАС России поступила жалоба гражданина на действия поставщиков бамперов для автомобилей ВАЗ (Lada), выразившиеся в повышении ими цен на указанные детали автомобилей.

Управлением в рамках рассмотрения вышеуказанной жалобы было установлено, что на территории Республики Татарстан производство и поставку бамперов на автомобили ВАЗ (Lada) осуществляет ООО «Кампласт», ООО «ТД «Кампласт», ОАО «ПК Автокомпонент Сызрань» (через ООО «ТД «Автокомпонент»).

В целях рассмотрения вышеуказанной жалобы по существу Управлением в адрес вышеуказанных хозяйствующих субъектов были направлены соответствующие запросы.

По результатам рассмотрения материалов и информации, представленных ООО «Кампласт», ООО «ТД «Кампласт» и ОАО «ПК Автокомпонент Сызрань», а также информации, содержащейся в сети Интернет, Управлением установлено, что роизводители бамперов реализуют (отдают на реализацию) произведенную ими продукцию сбытовым компаниям (так называемыми торговые дома), которые реализуют бамперы независимым дистрибьютерам (дилерам), с которыми заключены соответствующие договоры. В некоторых случаях производители реализовывают продукцию напрямую дистрибьютерам (дилерам). Дистрибьютеры (дилеры) реализуют бамперы хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по розничной реализации бамперов конечным покупателям. Схематическую реализацию бамперов на автомобили ВАЗ (Lada) и движение данного товара от производителя до конечного потребителя можно изобразить следующим способом:

 

Производитель

Сбытовые компании (торговые дома)

Дистрибьютеры (дилеры)

Хозяйствующие субъекты

Конечные покупатели (потребители_)

 

 

 

 

 

 

Установлено, что торговые дома, дилеры осуществляют реализацию бамперов только своим дистрибьютерам, приобрести указанную продукцию напрямую у торгового дома, дилера конечным покупателем или хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по розничной реализации, невозможно.

На основании информации о ценах, представленных ООО «Кампласт», ОАО «ПК Автокомпонент Сызрань», ООО «ТД «Кампласт» и ООО «ТД «Автокомпонент», цены на бамперы для автомобилей ВАЗ (Lada), установленные ООО «Кампласт» и ООО «ТД «Кампласт», в среднем составляют около 500 рублей. Цены, установленные ОАО «ПК Автокомпонент Сызрань» и ООО «ТД «Автокомпонент» варьируются от 500 до 2000 рублей (в зависимости от наличие покраски).

Значительного повышения цен на бамперы на автомобили ВАЗ (Lada), в период с май 2014 года по февраль 2015 года производителями (ООО «Кампласт», ОАО «ПК Автокомпонент Сызрань») и торговыми домами, дилерами (ООО «ТД «Кампласт», ООО «ТД «Автокомпонент») не наблюдается.

Однако, на основании информации, содержащейся на официальном сайте дистрибьютеров (ИП <…> (г.Набережные Челны), ООО «Спец-Автопласт» (Самарская область, Ставропольский район, п.Тимофеевка)) (ООО «Бампер-НН» (г.Нижний Новгород)), установлено, что цены  на бамперы на автомобили ВАЗ (Lada), в частности на Lada Kalina, установленные указанными дистрибьютерами, составляют: на крашенные – от 2600 до 2850 рублей, на некрашеные – от 2070 до 2150 рублей.

Таким образом, Управление пришло к выводу, что дистрибьютеры устанавливают цену реализации  бамперов на автомобили ВАЗ (Lada), превышающую в 4-5 раза цену, по которым данные дистрибьютеры приобретали бампера у производителей ООО «Кампласт» и ООО «ТД «Кампласт».

Вышеуказанные действий ИП <…>(г.Н.Челны), ООО «Спец-Автопласт» (Самарская область, ставропольский район, п.Тимофеевка), ООО «Бампер-НН» (г.Нижний Новгород), являющихся дистрибьютерами (дилерами) и осуществляющими реализацию бамперов на автомобили ВАЗ на территории Республики Татарстан свидетельствуют об установлении ими экономически необоснованных (завышенных) цен на бамперы, что быть обусловлены наличием между ними соглашения или осуществления ими согласованных действий и признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося заключении между ними соглашения по установлению и поддержанию цен на бамперы на автомобили ВАЗ (Lada) и явились основанием для возбуждения настоящего дела.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и документах, представленных ответчиками по делу, а также устных выступлениях присутствующих на заседании, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статья 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности.

При доказывании антиконкурентных соглашений допускается использование косвенных доказательств, указывающих на синхронность и единообразие действий хозяйствующих субъектов в отсутствие объективных причин и (или) действий хозяйствующих субъектов, которые не могли иметь место ни при каких иных условиях, кроме как при условии наличия сговора между ними.

Соглашению свойственна взаимозависимость и взаимодополняемость действий (бездействий) хозяйствующих субъектов. В соглашении, действия одних хозяйствующих субъектов совершаются (или не совершаются) как бы в комплекте с действиями других участников картеля, и именно такое поведение – предмет договоренности.

Таким образом, модель группового поведения независимых хозяйствующих субъектов предполагает совершение хозяйствующими субъектами координированных, сознательных действий (не обусловленных внешними условиями функционирования конкретного товарного рынка), направленных в той или иной мере на ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» одним из признаков ограничения конкуренции является рост цены товара (услуги), не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами.

При этом, с позиции действующего закона, если для квалификации действий как согласованных согласно статье Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установление такого признака как взаимовыгодный результат обязательно, то в случае решения вопроса о наличии картеля (соглашения) его взаимовыгодный результат значения не имеет.

Таким образом, в рассматриваемом случае доказыванию подлежит установление факта достижения между ответчиками по делу соглашения, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели, а именно установление и поддержание цен на бамперы на автомобили ВАЗ (Lada) на территории Республики Татарстан.

Для квалификации действий хозяйствующих субъектов, запрещенных пунктом 1 части 1 статьи 11 Закон о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить продуктовые и географические границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок) с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 30 января 2015 г. №3, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка, который является неотъемлемой частью настоящего Решения (Приложение №1).

а) Исследование товарного рынка проводилось за период с 01.01.2014г. по 31.12.2014г. и с 01.01.2015г. по 31.03.2015г.

б) Продуктовые границы рынка для целей рассмотрения данного дела определены как розничная торговля бамперами на автомобили ВАЗ (Lada).

в) Географические границы рассматриваемого товарного рынка с учетом взаимного пересечения локальных границ розничной торговли для каждого покупателя, определены географическими границами Республики Татарстан.

В ходе рассмотрения дела установлено, что нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции совершено на территории Республики Татарстан.

г) Ответчики по делу осуществляют свою деятельность на одном товарном рынке - рынке розничной торговли бамперами на автомобили ВАЗ (Lada). Следовательно, являются конкурентами.

В ходе рассмотрения дела всеми ответчиками по настоящему делу были представлены письменные объяснения о том, что повышение цен на бампера на автомобили ВАЗ (Lada) в рассматриваемый период сопровождалось исключительно увеличением цен на бамперы производителями, а также повышением расходов на покраску этих бамперов, в связи с увеличением цен на краску, коммунальные услуги и на иные сырье и материалы, используемые в при покраске бамперов и не является результатом какого-либо антиконкурентного соглашения заключенного между ответчиками.

Комиссией в ходе рассмотрения данного дела у ответчиков были запрошены документы и материалы о ценах реализации на бампера, о ценах закупки бамперов, расходов на покраску бамперов, о поставщиках

По результатам анализа представленной ответчиками информации Комиссией установлено следующее.

ООО «Спец-Автопласт».

Согласно представленной ООО «Спец-Автопласт» письмом от 17.07.2015г. исх.№183 информации Комиссией установлено, что ООО «Спец-Автопласт» осуществляет покраску авто компонентов, в том числе бамперов и их последующую реализацию, кроме того, общество реализует неокрашенные бампера. Общество само не осуществляет производство бамперов, а приобретает у иных хозяйствующих субъектов по договорам поставки и купли-продажи.

Согласно представленным данным, Комиссией установлено, что основными поставщиками бамперов для общества являются:

- ООО «АВТО-С (г.Тольятти, ул.Шлюзовая, 23-62);

 -ООО «Велан» (Московская обл., Коломенский р-н, пос.Радужный, 41);

- ООО «ГАМА» (г.Наб.Челны, ул.Индустриальный пр-д, 3Б);

- ООО «ЛАДА Спецоборудование» (г.Самара, ул.Коммунальная, 12);

- ООО «ЛиК» (г.Тольятти, ул.Шлюзовая, 23-62);

-ООО «ПО Начало» (г.Наб.Челны, ул.Профильная, 59);

- ООО «Партнер» (Самарская обл., сызранский р-н, п.Взгорье);

- ООО «Портал» (г.Тольятти, ул.Ларина, 139);

-ООО «Ремкузов» (Москва, п-рд Серебрякова, д.6);

- ООО «ТД Кампласт» (г.Сызрань, ул.Нефтяная, 45А).

Согласно представленным данным, Комиссией установлено, что ценообразование на окрашенный бампер ООО «Спец-Автопласт» формируется из стоимости неокрашенного бампера, стоимости расходных материалов, затрат на окраску, упаковку, хранение и доставку.

Исходя из изложенного, можно прийти к выводу, что ценообразование на неокрашенный бампер обществом формируется из стоимости неокрашенного бампера, затрат на упаковку, хранение и доставку.

В таблицах, представленных в Приложении №2 представлены цены на окрашенные и неокрашенные бамперы на автомобили ВАЗ (Lada), установленные ООО «Спец-Автопласт» в период с мая 2014 года по февраль 2015 года.

Исходя из представленных данных Комиссией установлено, что в период с мая 2014 года по ноябрь 2014 года цены на производимые и реализуемые обществом бампера на автомобили ВАЗ (Lada) не увеличивались, а оставался на одном и том же уровне.

Однако в период с декабря 2014 года цены на производимые и реализуемые ООО «Спец-Автопласт» бампера на автомобили ВАЗ (Lada) повысились по сравнению с ценами предыдущего период (с ноября 2014 года) в среднем от 21% до 170% (в среднем по рассматриваемому ассортименту реализуемых бамперов на автомобили ВАЗ (Lada) увеличение составило 65%).

Данное повышение цен на указанные бампера продолжалось в феврале 2015 года, когда по сравнению с январем 2015 года цены повысились еще в среднем на 27%.

Про окрашенные бампера.

Например: цена на передний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ООО «Спец-Автопласт» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в январе 2014 года составило 1189 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1541,6 рублей (без НДС), в мае 2015 года - 2132 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 79% (т.е. повысилось в 1,79 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 117% (т.е. в 2,17 раза).

Цена на задний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ООО «Спец-Автопласт» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в январе 2014 года составило 1271 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1541,6 рублей (без НДС), в мае 2015 года - 2132 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 68% (т.е. повысилось в 1,68 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 86% (т.е. в 1,86 раза).

Цена на задний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ООО «Спец-Автопласт» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2115 в январе 2014 года составило 1312 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 2107,4 рублей (без НДС), в мае 2015 года - 2132 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 63% (т.е. повысилось в 1,63  раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 93% (т.е. в 1,93 раза).

Цена на передний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ООО «Спец-Автопласт» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2190 в январе 2014 года составило 1312 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1451,4 рублей (без НДС), в мае 2015 года – 1886 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года 44% (т.е. повысилось в 1,44  раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 70% (т.е. в 1,7 раза).

Про неокрашенные бампера.

Например: цена на передний бампер, неокрашенный производимый и реализуемый ООО «Спец-Автопласт» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в январе 2014 года составило 820 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1131,6 рублей (без НДС), в мае 2015 года – 1697,4 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 107% (т.е. повысилось в 2,07 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 196% (т.е. в 2,96 раза).

Цена на задний бампер, неокрашенный производимый и реализуемый ООО «Спец-Автопласт» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в январе 2014 года составило 902 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1131,6 рублей (без НДС), в мае 2015 года – 1697,4 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 88% (т.е. повысилось в 1,88 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 130% (т.е. в 2,3 раза).

Цена на задний бампер, неокрашенный производимый и реализуемый ООО «Спец-Автопласт» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2115 в январе 2014 года составило 902 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1697,4 рублей (без НДС), в мае 2015 года – 1697,4 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 88% (т.е. повысилось в 1,88 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 130% (т.е. в 2,3 раза).

Цена на передний бампер, неокрашенный производимый и реализуемый ООО «Спец-Автопласт» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2190 в январе 2014 года составило 902 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1041,4 рублей (без НДС), в мае 2015 года – 1517 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 68% (т.е. повысилось в 1,68 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 118% (т.е. в 2,18 раза).

Динамика изменения цен на вышеуказанные бампера (окрашенные и неокрашенные), производимые и реализуемые ООО «Спец-Автопласт» на автомобили ВАЗ (Lada) представлены в таблицах Приложения №2 и в диаграммах №1-20, представленных в Приложении №3.

Согласно пояснениям ООО «Спец-Автопласт» причинами повышения цен на указанные товары в конце 2014 года- начало 2015 года, явилось повышение курса иностранной валюты, и как следствие повышение цен на сами бампера, на расходные материалы, а также на электроэнергию, водоснабжение, теплоснабжение и ГСМ. Таким образом, по мнению ООО «Спец-Автопласт», произошло повышение цены на производимые обществом продукции – окрашенные бампера.

Между тем, Комиссия проанализировала стоимость поставляемых ООО «Спец-Автопласт» исходных материалов, а именно неокрашенных бамперов и стоимости коммунальных ресурсов и установило следующее.

Согласно представленной ООО «Спец-Автопласт» информации, а именно своду поступлении автокомпонентов на ООО «Спец-Автопласт» за период с января 2014 года по май 2015 года в январе 2014 года общество приобрела неокрашенные бампера на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 по цене 369,7 руб. (без НДС), ноябре 2014 года цена приобретения составила 339 руб. (без НДС), в декабре 2014 года – 405,23 руб. (без НДС), в январе 2015 года – 508,5 руб. (без НДС), с февраля по май 2015 года – 762,7 руб. (без НДС). То, есть увеличение цены, по которым ООО «Спец-автопласт» приобретало передние неокрашенные бампера на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в период с января 2014 года по май 2015 года составило 106% (т.е. повысилось в 2,06 раза), в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены поставок (покупок) составило 106% (т.е. в 2,06раза), однако цена на реализуемые обществом бампера повысились на 196% (неокрашенные бампера) и на 117% (окрашенные бампера).

 По задним бамперам аналогичной модели за период с января 2014 года по май 2015 года цена приобретения (покупок) бампера в январе 2014 года составила 423,7 руб. (без НДС), в ноябре 2014 года - 507,79 руб. (без НДС), в декабре 2014 года – 508,47 руб. (без НДС), в январе 2015 года – 508,47 руб. (без НДС), в феврале 2015 года – 677,9 руб. (без НДС), в марте, в апреле и в мае 2016 года – 762,7 руб. (без НДС). Таким образом, увеличение цены поставки (покупки) в период с января 2014 года по май 2015 года составило 80% (т.е. повысилось в 1,8 раза), в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены поставок (покупок) составило 33% (т.е. в 1,33раза), однако цена на реализуемые обществом бампера указанных видов (здание на 1118 модель ВАЗ) повысились на 130% (неокрашенные бампера) и на 86% (окрашенные бампера).

По задним неокрашенным бампера на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2115 и по передним неокрашенным бампера на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2190 за период с января 2014 года по май 2015 года цена приобретения (покупок) бампера в январе 2014 года составила 1100 руб. (без НДС), в ноябре 2014 года - 750 руб. (без НДС), с декабря 2014 года по май 2015 года – 762,7 руб. (без НДС). Таким образом, увеличение цены поставки (покупки) бамперов в период с января 2014 года по май 2015 года составило отрицательную величину (т.е. цена поставки не повышалась), в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены поставок (покупок) составило 2%, однако цена на реализуемые обществом бампера указанных видов - задние на модель 2115 ВАЗ и передние на модель 2190 ВАЗ повысились на 130% (неокрашенные бампера) и на 93% (окрашенные бампера), а также на 118% (неокрашенные бампера) и на 70% (окрашенные бампера), соответственно.

В таблицах, представленных в Приложениях №4 и 5 представлены цены поставки некоторых видов неокрашенных бамперов для ООО «Спец-Автопласт», а также динамика изменения указанных цен.

Информация о средневзвешенных ценах приобретения ООО «Спец-Автопласт» бамперов в 2014 и 2015 годах представлены в Таблице №1.

Таблица №1

№№

Наименование (вид, марка) бампера

Средневзвешенная цена приобретения бамперов, в руб. (без НДС).

Изменение цены, в %

2014 год

2015 год

1

Бампер передний 1118 норма

357

712

100%

2

Бампер задний 1118 Калина Кампласт

468

695

48%

3

Бампер задний 2115 Кампласт

896

763

-15%

4

Бампер передний 2190 Гранта норма Кампласт

534

763

43%

5

Бампер задний 2190 Гранта Кампласт

981

763

-22%

6

Бампер задний 2110 Кампласт

589

763

29%

7

Бампер задний 2112

470

763

62%

8

Бампер передний 2170 Приора Кампласт

512

677

32%

 

Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что увеличение цен на реализуемые обществом бампера, в том числе на окрашенные и неокрашенные в столь значительной степени не был обусловлен повышением закупочных цен.

Динамика изменения цен реализации ООО «Спец-Автопласт» окрашенных и неокрашенных бамперов и закупочных цен неокрашенных бамперов представлены в диаграммах №21-30, представленных в Приложении №6.

Доказательств и документов, обосновывающих доводы ООО «Спец-Автопласт» о том, что повышение цен на реализуемые обществом неокрашенные и окрашенные бампера связан с повышение курса иностранной валюты, затрат на расходные материалы, затрат на электроэнергию, водоснабжение, теплоснабжение и ГСМ обществом не представлена.

Более того, по результатам анализа полученной ООО «Спец-Автопласт» выручки в период за 2014 года и за период с 01.01.2015г. по 31.05.2015г. Комиссией установлено, что в январе 2014 года выручка общества составила 32 072 554,09 руб. (с НДС), в феврале 2014 года – 52 041 097,69 руб. (с НДС), в марте 2014 года -45 113 751,34 руб. (с НДС), в апреле 2014 года – 44 120 539,52 руб. (с НДС), в мае 2014 года – 46 229 334,44 руб. (с НДС) …….. в ноябре 2014 года 40 994 473 руб. (с НДС), в декабре 2014 года – 61 091 127,71 руб. (с НДС), в январе 2015 года – 37 111 678,15 руб. (с НДС), в феврале 2015 года – 59 747 065,91 руб. (с НДС), в марте 2014 года – 48 216 494 руб. (с НДС), в апреле 2014 года – 57 132 089,54 руб. (с НДС), в мае 2014 года – 41 710 661,28 руб. (с НДС). Указанные данные свидетельствуют о том, что после повышения обществом цен на реализуемые им бампера, выручка общества повысилась, по сравнению с предыдущими периодами.

Таким образом, по мнению Комиссии, повышение ООО «Спец-Автопласт» цен на реализуемые обществом окрашенные и неокрашенные бампера в столь значительно степени, а именно в среднем более чем на 90% был экономический не обоснован, и направлен на получение обществом сверхприбыли.

ИП <…>

Согласно представленной ИП <…>. письмом от 10.07.2015г. исх.№78 информации Комиссией установлено, что ИП <…> осуществляет закупку неокрашенных бамперов, окрашивает их по договорам подряда с физическими лицами и реализует. Кроме того, ИП <…> реализует неокрашенные бампера. ИП<…>. само не осуществляет производство бамперов, а приобретает у иных хозяйствующих субъектов по договорам поставки и купли-продажи.

Согласно представленным данным, Комиссией установлено, что основными поставщиками бамперов для ИП <…> являются ООО «Магистраль-НН»  и  ООО «Альянс-Холдинг».

Согласно представленным данным, Комиссией установлено, что ценообразование на окрашенные бампера <…> формируется из стоимости неокрашенного бампера и расходов на покраску.

В таблицах Приложения №7 представлены цены на окрашенные и неокрашенные бамперы на автомобили ВАЗ (Lada), установленные ИП <…> в период с декабря 2014 года по май 2015 года.

Исходя из представленных данных Комиссией установлено, что повышение предпринимателем цен на реализуемые им бампера, аналогичного вида которые реализует ООО «Спец-Автопласт» произошло в период с декабря 2014 года по январь-февраль 2015 года.

Так, в феврале 2015 года по сравнению с январем 2015 года цены на реализуемые ИП <…> бампера повысились в среднем на 32% (повышение цен ООО «Спец-Автопласт» в указанные период составило 27%).

Про окрашенные бампера.

Например: цена на передний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ИП <…> на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в декабре 2014 года составило 1800 рублей (без НДС), в феврале, в марте, в апреле и в мае 2015 года цена на указанное изделие составляло 2650 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с декабря 2014 года по май 2015 года составило 47% (т.е. повысилось в 1,47 раза).

Цена на задний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ИП <…> на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в декабре 2014 года составило 1800 рублей (без НДС), в феврале, в марте, в апреле и в мае 2015 года цена на указанное изделие составляло 2650 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с декабря 2014 года по май 2015 года составило 47% (т.е. повысилось в 1,47 раза).

Цена на передний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ИП <…> на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2190 в декабре 2014 года составило 1 750 руб. (без НДС), в январе 2015 года – 2645 руб. (с НДС) в феврале, в марте, в апреле и в мае 2015 года цена на указанное изделие составляло 2350 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с декабря 2014 года по январь 2015 года составило 51% (т.е. повысилось в 1,51 раза) (с декабря 2014 года по февраль, март, в апрель и в май 2015 года цена повысилась на 34% (т.е. повысилось на 1,34 раза).

Цена на задний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ИП <…> на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2190 в декабре 2014 года составило 1800 рублей (без НДС),  в январе 2015 года – 2650 руб. (с НДС) в феврале, в марте, в апреле и в мае 2015 года цена на указанное изделие составляло 2350 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с декабря 2014 года по май 2015 года составило 47% (т.е. повысилось в 1,47 раза).

Цена на задний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ИП <…> на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2190 в декабре 2014 года и в январе 2015 года составило 1 800 руб. (без НДС), в феврале 2015 года – 2645 руб. (с НДС) в марте, в апреле и в мае 2015 года цена на указанное изделие составляло 2350 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с декабря 2014 года по февраль 2015 года составило 46,9% (т.е. повысилось в 1,469 раза) (с декабря 2014 года по март, в апрель и в май 2015 года цена повысилась на 30% (т.е. повысилось на 1,30 раза).

Про неокрашенные бампера.

Например: цена на передний и задний бампер, неокрашенные и реализуемые ИП <…> на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в декабре 2014 года и в январе 2015 года составило 1300 рублей (без НДС), в феврале, в марте, в апреле и в мае 2015 года цены на указанные изделия составляли 2100 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цен в период с декабря 2014 года по май 2015 года составили 62% (т.е. повысилось в 1,62 раза).

Цена на задний бампер, неокрашенный реализуемый ИП <…> на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в декабре 2014 года и в январе 2015 года составило 1300 рублей (без НДС), в феврале, в марте, в апреле и в мае 2015 года цена на указанное изделие составляло 2100 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с декабря 2014 года по май 2015 года составило 62% (т.е. повысилось в 1,62 раза).

Цена на передний бампер, неокрашенный реализуемый ИП <…> на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2190 в декабре 2014 года и в январе 2015 года составило 1260 рублей (без НДС), в феврале 2015 года – 2100 рублей (без НДС),  в марте, в апреле и в мае 2015 - 1855 рублей (без НДС).  Таким образом, увеличение цены в период с декабря 2014 года по февраль 2015 года составило 66,6% (т.е. повысилось в 1,66 раза) (с декабря 2014 года по март, в апрель и в май 2015 года цена повысилась на 47,2% (т.е. повысилось на 1,472 раза).

Цена на задний бампер, неокрашенный реализуемый ИП <…> на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2190 в декабре 2014 года и в январе 2015 года составило 1300 рублей (без НДС), в феврале 2015 года – 2100 рублей (без НДС),  в марте, в апреле и в мае 2015 - 1855 рублей (без НДС).  Таким образом, увеличение цены в период с декабря 2014 года по февраль 2015 года составило 61,5% (т.е. повысилось в 1,615 раза) (с декабря 2014 года по март, в апрель и в май 2015 года цена повысилась на 43% (т.е. повысилось на 1,43 раза).

Динамика изменения цен на вышеуказанные бампера (окрашенные и неокрашенные), производимые и реализуемые ИП <…> на автомобили ВАЗ (Lada) представлены диаграммах №31-46 в Приложении №8.

Комиссия проанализировала цены закупки ИП <…> исходных материалов, а именно неокрашенных бамперов и установило следующее.

Согласно представленной ИП <…> информации, а именно сведений об объемах покупки бамперов в период с 1 января 2014г. по 31 мая 2015 г. Комиссией установлено, что средневзвешенная цена приобретения ИП <…> бамперов на автомобили ВАЗ (Lada) составляла следующие величины (см. Таблица №2):

 

Таблица №2

№№

Наименование (вид, марка) бампера

Средневзвешенная цена приобретения бамперов, в руб. (без НДС).

Изменение цены, в %

2014 год

2015 год

1

Бампер передний 1118 норма

1 162,00

1 250,00

8%

2

Бампер задний 1118 Калина Кампласт

1 200,00

1 358,00

13%

3

Бампер задний 2115 Кампласт

1 800,00

1 790,00

-1%

4

Бампер передний 2190 Гранта норма Кампласт

1 194,00

1 297,00

9%

5

Бампер задний 2190 Гранта Кампласт

1 284,00

1 309,00

2%

6

Бампер задний 2110 Кампласт

1 800,00

1 632,00

-9%

7

Бампер задний 2112

1 800,00

1 795,00

0%

8

Бампер передний 2170 Приора Кампласт

1 167,00

  1. 361,00

17%

 

Таким образом, среднее увеличение цен, по которым ИП <…> приобретало бампера на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в период с 2014 года по 2015 год составило 5% (т.е. повысилось в 1,05 раза). Однако цена на реализуемые ИП <…> бампера в среднем повысились на 132% (окрашенные бампера) и на 135% (окрашенные бампера).

Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что увеличение цен на реализуемые ИП <…> бампера, в том числе на окрашенные и неокрашенные в столь значительной степени не был обусловлен повышением закупочных цен.

Динамика изменения цен реализации ИП <…> окрашенных и неокрашенных бамперов  (по видам) и цен закупки представлены в диаграммах №47-54 приложения №9.

Доказательств и документов, обосновывающих действия ИП <…> по повышению цен на реализуемые им неокрашенные и окрашенные бампера ИП <…> не представлены.

Таким образом, по мнению Комиссии, повышение ИП <…> цен на реализуемые окрашенные и неокрашенные бампера в столь значительно степени, а именно в среднем более чем на 32% был экономический не обоснован.

ООО «Бампер-НН»

Согласно представленной ООО «Бампер-НН» письмом от 13.07.2015г. исх.№8716 информации Комиссией установлено, что ООО «Бампер-НН» осуществляет закупку неокрашенных бамперов, окрашивает их по договорам подряда с подрядной организацией (ООО «Платспайтинг») и реализует. Кроме того, ООО «Бампер-НН» реализует неокрашенные бампера. ООО «Бампер-НН» не осуществляет производство бамперов, а приобретает у иных хозяйствующих субъектов по договорам поставки и купли-продажи.

Согласно представленным данным, Комиссией установлено, что основными поставщиками бамперов для общества являются:

-ООО «Пластиком» (446013, Самарская обл., г.Сызрань, ул.Урицкого, д.2);

-ЗАО «ТД «ТехноАвто» (603041, г.Нижний Новгород, проспект Молодежный, д.82);

-ООО «НижБел» (603043, г.Нижний Новгород, ул.Героя Поющего, д.16В);

 

-ЗАО «Полад» (445944, Самарская область, г.Тольятти, Южное шоссе, д.105)

 

- ООО «Спец-Автопласт-Форм» (445030, Самарская область, г.Тольятти, ул.40 лет Победы, д.15Б, кв.26);

- ООО «Авто Ярмарка» (603147, г.Нижний Новгород, ул.Шнитникова, д.20, кв.213);

- ООО «ПромАвто» (446010, Самарская область, г.Сызрань, ул.Гидротурбинная, д.13);

- ООО «Альянс-Холдинг» (446001, Самарская область, г.Сызрань, ул.Советская, д.148).

Согласно представленным данным, Комиссией установлено, что ценообразование на окрашенный бампер ООО «Бампер-НН» формируется из закупочной цены неокрашенного бампера, затраты на окраску бамперов, (по договору подряда) торговой наценки и налога на добавленную стоимость.

Ценообразование на неокрашенный бампер обществом формируется из стоимости неокрашенного бампера, торговой наценки и налога на добавленную стоимость.

В таблицах Приложения №10 представлены цены на окрашенные и неокрашенные бамперы на автомобили ВАЗ (Lada), установленные ООО «Бампер-НН» в период с мая 2014 года по февраль 2015 года.

Исходя из представленных данных Комиссией установлено, что в период с мая 2014 года по ноябрь 2014 года цены на производимые и реализуемые обществом бампера на автомобили ВАЗ (Lada) практический не увеличивались, и оставались на одном и том же уровне.

Однако в период с декабря 2014 года цены на производимые и реализуемые ООО «Бампера-НН» бампера на автомобили ВАЗ (Lada) повысились по сравнению с ценами предыдущего период (с ноября 2014 года) в среднем от 22% до 98% (в среднем по рассматриваемому ассортименту реализуемых бамперов на автомобили ВАЗ (Lada) увеличение составило 63%).

Данное повышение цен на указанные бампера продолжалось в феврале 2015 года, когда по сравнению с январем 2015 года цены повысились еще в среднем на 21%.

Про окрашенные бампера.

Например: цена на передний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ООО «Бампер-НН» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в январе 2014 года составила 1450 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1880 рублей (без НДС), в мае 2015 года - 2600 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 79% (т.е. повысилось в 1,79 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 108% (т.е. в 2,08 раза).

Цена на задний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ООО «Бампер-НН»  на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в январе 2014 года составило 1550 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1880 рублей (без НДС), в мае 2015 года - 2600 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 68% (т.е. повысилось в 1,68 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 100% (т.е. в 2 раза).

Цена на задний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ООО «Бампер-НН» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2115 в январе 2014 года составило 1600 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 2570 рублей (без НДС), в мае 2015 года - 2600 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 63% (т.е. повысилось в 1,63  раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 93% (т.е. в 1,93 раза).

Цена на передний бампер, окрашенный производимый и реализуемый ООО «Бампер-НН» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2190 в январе 2014 года составило 1550 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1750 рублей (без НДС), в феврале 2015 года – 2600 рублей (без НДС), в мае 2015 года – 2300 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года 48% (т.е. повысилось в 1,48  раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 93% (т.е. в 1,7 раза).

Про неокрашенные бампера.

Например: цена на передний бампер, неокрашенный реализуемый ООО «Бампер-НН» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в январе 2014 года составило 1150 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1380,6 рублей (без НДС), в мае 2015 года – 2070 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 80% (т.е. повысилось в 1,8 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 176% (т.е. в 2,76 раза).

Цена на задний бампер, неокрашенный реализуемый ООО «Бампер-НН» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 1118 в январе 2014 года составило 1150 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1380 рублей (без НДС), в мае 2015 года – 2070 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 80% (т.е. повысилось в 1,80 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 176% (т.е. в 2,76 раза).

Цена на задний бампер, неокрашенный реализуемый ООО «Бампер-НН» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2115 в январе 2014 года составило 1150 рублей (без НДС), в ноябре 2014 года – 950 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 2070 рублей (без НДС), в мае 2015 года – 2070  рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 80% (т.е. повысилось в 1,80 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 118% (т.е. в 2,18 раза).

Цена на передний бампер, неокрашенный реализуемый ООО «Бампер-НН» на автомобили ВАЗ (Lada) марки 2190 в январе 2014 года составило 1150 рублей (без НДС), в декабре 2014 года цена на указанное изделие составляло 1270 рублей (без НДС), в мае 2015 года – 1900 рублей (без НДС). Таким образом, увеличение цены в период с января 2014 года по май 2015 года составило 65% (т.е. повысилось в 1,65 раза). При этом, в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года повышение цены составило 144% (т.е. в 2,44 раза).

Динамика изменения цен на вышеуказанные бампера (окрашенные и неокрашенные), производимые и реализуемые ООО «Бампер-НН» на автомобили ВАЗ (Lada) представлены в диаграммах №55-73 Приложения №9.

Согласно пояснениям ООО «Бампер-НН» (письмо от 13.07.2015 вх.№8716) причинами повышения цен на указанные товары, явились повышение цен на закупку неокрашенных бамперов (основопологающая причина), на закупку лакокрасочных материалов, повышение арендной платы, повышение стоимости услуг по покраске бамперов, а также повышение тарифов на электроэнергию, водоснабжение, теплоснабжение и ГСМ. Торговая наценка, согласно пояснениям общества, составляла в среднем 15%.

Согласно представленной обществом калькуляций на покраску бамперов, себестоимость покраски составляет 196,46 рублей.

При этом, установленная подрядной организацией (ООО «Пластпайтинг») цена покраски бамперов  в сентябре 2014 года составляла – 220 рублей, в январе 2015 года -360 рублей, то есть повышение цены покраски составило 63%.

Комиссия проанализировала стоимость поставляемых ООО «Бампер-НН» исходных материалов, а именно неокрашенных бамперов и установило, что средневзвешенная цена приобретения обществом неокрашенных бамперов составляет следующие величины (см. Таблица №3):

Таблица №3

№№

Наименование (вид, марка) бампера

Средневзвешенная цена приобретения бамперов, в руб. (без НДС).

 
 

1

Бампер передний 1118 норма

790

 

2

Бампер задний 1118 Калина Кампласт

890

 

3

Бампер задний 2115 Кампласт

850

 

4

Бампер передний 2190 Гранта норма Кампласт

1005

 

5

Бампер задний 2190 Гранта Кампласт

1200

 

6

Бампер задний 2110 Кампласт

845

 

7

Бампер задний 2112

870

 

8

Бампер передний 2113

760

 

9

Бампер задний 2113

780

 

10

Бампер передний 2170 Приора Кампласт

900

 

 

Исходя из вышеуказанных данных о средневзвешенных ценах покупки ООО «Бампер-НН» неокрашенных бамперов и цен реализации окрашенных и неокрашенных бамперов, установленных обществом Комиссией установлено, что среднее превышение цен реализации неокрашенных бамперов над ценами покупки составляет 48%, по окрашенным бамперам – 104%. С учетом затрат на покраску одного бампера в размере 360 рублей,  превышение цен реализации окрашенных бамперов над ценами покупки составляет 44%.

Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что увеличение цен на реализуемые ООО «Бампер-НН» бампера, в том числе на окрашенные и неокрашенные в столь значительной степени не был обусловлен повышением закупочных цен.

Сравнительные диаграммы средневзвешенных цен реализации ООО «Бампер-НН» окрашенных и неокрашенных бамперов (по видам) и цен закупки представлены в Приложении №11 (диаграммы №54-63).

Доказательств и документов, обосновывающих действия ООО «Бампер-НН» по повышению цен на реализуемые обществом неокрашенные и окрашенные бампера ООО «Бампер-НН» не представлены.

Таким образом, по мнению Комиссии, повышение ООО «Бампер-НН» цен на реализуемые обществом окрашенные и неокрашенные бампера в столь значительно степени, а именно в среднем более чем на 90% был экономический не обоснован.

Как показывает нижеприведенные таблицы №2 и №3, в период с января 2014 года по май 2015 года наблюдается общая тенденция роста цен на бампера, установленные ИП <…>, ООО «Спец-Автопласт» и ООО «Бампер-НН».

 

Таблица №4

Изменение цен на окрашенные бампера на автомобили ВАЗ в период с января 2014 года по май 2015 года, установленные  ИП <…>, ООО «Спец-Автопласт» и ООО «Бампер-НН»

Месяц

Розничная цена на  в руб.

Бампер передний на автомобили ВАЗ 1118

Бампер задний на автомобили ВАЗ 1118

Бампер задний на автомобили ВАЗ 2115

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

Январь 2014 года

-

1189

1450

-

1271

1550

-

1312

1600

Декабрь 2014 года

1800

1541

1880

1800

1541

1880

2600

2107,4

2570

Февраль 2015 года

2650

2132

2600

2650

2132

2600

2655

2132

2600

Май 2015 года

2650

2132

2600

2650

2132

2600

2655

2132

2600

Месяц

Розничная цена на  в руб.

Бампер передний на автомобили ВАЗ 2190

Бампер задний на автомобили ВАЗ 2190

Бампер задний на автомобили ВАЗ 2110

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

Январь 2014 года

-

1312

1550

-

1353

1700

-

1517

1850

Декабрь 2014 года

1750

1451,4

1750

1800

1541,6

2200

2555

1828,6

2570

Февраль 2015 года

2645

2132

2600

2645

2132

2770

2650

2050

2600

Май 2015 года

2350

1886

2300

 

2350

1886

2600

2650

2050

2600

Месяц

Розничная цена на  в руб.

Бампер задний на автомобили ВАЗ 2112

Бампер передний на автомобили ВАЗ 2170

ИП <…>.

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

ИП <…>.

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

Январь 2014 года

-

1571

1850

-

1312

1600

Декабрь 2014 года

2555

1828,6

2570

1765

-

1750

Февраль 2015 года

2555

2107,4

2600

2700

-

2600

Май 2015 года

2655

2132

2600

2350

-

2300

                             

 

            Таблица №5

Изменение цен на неокрашенные бампера на автомобили ВАЗ в период с января 2014 года по май 2015 года, установленные  ИП <…>., ООО «Спец-Автопласт» и ООО «Бампер-НН»

Месяц

Розничная цена на  в руб.

Бампер передний на автомобили ВАЗ 1118

Бампер задний на автомобили ВАЗ 1118

Бампер задний на автомобили ВАЗ 2115

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

Январь 2014 года

-

820

1150

-

902

1150

-

902

1150

Декабрь 2014 года

1300

1131,6

1380

1300

1131,6

1380

1850

1697,4

2070

Февраль 2015 года

2100

1697,4

2070

2100

1697,4

2070

2100

1697,4

2070

Май 2015 года

2100

1697,4

2070

2100

1697,4

2070

2100

1697,4

2070

Месяц

Розничная цена на  в руб.

Бампер передний на автомобили ВАЗ 2190

Бампер задний на автомобили ВАЗ 2190

Бампер задний на автомобили ВАЗ 2110

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

Январь 2014 года

-

902

1150

-

984

1150

-

1148

1450

Декабрь 2014 года

1260

1041,4

1270

1300

1131,6

1400

2075

1418

2070

Февраль 2015 года

2100

1697,4

2070

2100

1697,4

2070

2100

1640

2070

Май 2015 года

1855

1517

1900

1855

1517

1900

2100

1615,4

2070

Месяц

Розничная цена на  в руб.

Бампер задний на автомобили ВАЗ 2112

Бампер передний на автомобили ВАЗ 2170

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

ИП <…>.

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

Январь 2014 года

-

1148

1450

-

943

1150

Декабрь 2014 года

2000

1697,4

2070

1265

1041,4

1270

Февраль 2015 года

2100

1697,4

2070

2100

1697,4

2070

Май 2015 года

2100

1697,4

2070

1855

1517

1900

                             

 

При этом, как следует из данных, приведенных в таблице №6 средневзвешенные цены покупки бамперов ответчиками различны, изменение данных цен не соответствует тенденции и величине изменения цен реализации бамперов.

                                                                                                                                                                         

 

Таблица №6

№№

Наименование (вид марка) бампера

Средневзвешенная цена приобретения бамперов, в руб. (без НДС)

ИП <…>

ООО «Спец-Автопласт»

ООО «Бампер-НН»

2014 год

2015 год

2014 год

2015 год

2014-2015

1

Бампер передний 1118 норма

1 162,00

1 250,00

357

712

790

2

Бампер задний 1118 Калина Кампласт

1 200,00

1 358,00

468

695

890

3

Бампер задний 2115 Кампласт

1 800,00

1 790,00

896

763

850

4

Бампер передний 2190 Гранта норма Кампласт

1 194,00

1 297,00

534

763

1005

5

Бампер задний 2190 Гранта Кампласт

1 284,00

1 309,00

981

763

1200

6

Бампер задний 2110 Кампласт

1 800,00

1 632,00

589

763

845

7

Бампер задний 2112

1 800,00

1 795,00

470

763

870

8

Бампер передний 2170 Приора Кампласт

1167,00

1361,00

512

677

760

 

Динамика изменения цен на реализуемые ответчиками бампера (окрашенные и неокрашенные) в сравнительной форме представлены в диаграммах №64-80 Приложения №12.

Таким образом, в период с января 2014 года по май 2015 года ИП <…>, ООО «Спец-Автопласт» и ООО «Бампер-НН» увеличивали цены на окрашенные и неокрашенные бампера несоразмерно росту закупочных цен бамперов.

В стабильной рыночной ситуации, в отсутствие резких колебаний объемов и соотношения спроса и предложения учет цен конкурентов является обычной деловой практикой. При этом совпадение цен может быть обусловлено не заранее согласованной конкурентами ценовой стратегией, а результатом текущего мониторинга цен конкурента. Наличие в определенные временные интервалы совпадений цен на товары различных компаний, позволяют сделать вывод, что каждый хозяйствующий субъект выбирал в качестве ценового ориентира при установлении цен по каждой ассортиментной позиции определенные (не обязательно совпадающие по товарному знаку, по сходные по потребительской нише) ассортиментные позиции, реализуемые одной – двумя конкурирующими компаниями.

В условиях резкого изменения рыночной конъюнктуры необходимость оперативной реакции не позволяет строить ценообразование на результатах продолжительного наблюдения за ценами конкурентов.

В такой ситуации последовательное, существенное повышение цен конкурентами, характеризующееся отсутствием объективных причин такого повышения до конкретного уровня (неизменность затрат компаний), может быть обусловлено только предварительной информированностью ответчиков о действиях конкурентов по повышению цен.

В противном случае (если действия конкурентов заранее неизвестны), подобная стратегия ценообразования связана с неоправданным уровнем коммерческого риска – риска снижения конкурентоспособности и потери постоянных покупателей, реагирующих на резкое повышение цен переключением на товары других предприятий реализующих бампера.

При этом, установление различных цен на товары является механизмом ценовой конкуренции, за счет которой предприятия  могут привлекать потребителей и, соответственно, увеличивать свой товарооборот и, в конечном итоге, прибыль, что является целью осуществления экономической деятельности хозяйствующими субъектами.

Доводы, приведенные ответчиками по делу, о том, что повышение цен на бампера в рассматриваемый период сопровождалось увеличением поставщиками цен на бампера, не обосновывают одновременное, синхронное установление высоких розничных наценок в течение исследованного периода (см. Диаграммы №64-80). Более того, как следует из представленных в таблице №6изменение цен поставки бамперов у различных хозяйствующих субъектов различны, поставщики бамперов, которые осуществляют поставки бамперов для ответчиков также различны.

Факторы, влияющие на ценообразование каждой компаний различны, изменяются в разное время, на различную величину и должны приводить к различиям в конечном результате – установлении различной цены, из чего следует, что вероятность случайного увеличения цен в нескольких организациях синхронно и единообразно, мала.

Из вышеизложенного следует, что несостоятельным является довод ответчиков о том, что рост цен реализации бамперов является тем фактором, который объективно влияет на поведение хозяйствующих субъектов и вызывает единообразную, относительно синхронную реакцию лиц на изменение рынка.

Кроме того, рост цен закупки бамперов не является фактором влияющим на единообразное поведение ответчиков по повышению цен реализации, поскольку в другой период, когда цены на бампера были стабильными (январь-октябрь 2014 года), такие действия со стороны ответчиков были неприемлемыми, невозможными, в связи с тем, что единоличное повышение цен привело бы к снижению конкурентной способности реализуемой продукции (бамперов) и снижению объемов продаж.

Таким образом, материалы дела подтверждают единообразие действий ответчиков по повышению в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года цен реализации на бампера, в сравнении с динамикой закупочных цен на соответствующие ассортиментные позиции. При этом, несмотря на (а) разную величину закупочных цен, (б) разные условия хозяйствования (товарооборот, в один промежуток времени начали повышать цены на бампера.

Ответчиками поддерживалась определенная модель поведения в области изменения цен, позволявшая каждому из них с учетом обстоятельств устанавливать высокие цены и поддерживать их на соответствующем уровне, не боясь потерять покупателей, поскольку каждое из них было уверено, что другая организация увеличит также свою  цену, а первая при этом не примет решение о ее снижении, в условиях роста цен. Необходимо отметить, что ответчики являются отдельными хозяйствующими субъектами, и соответственно, не могут быть связаны единой ценовой политикой.

Повышение цен может быть экономически обосновано только в случае увеличения затрат хозяйствующего субъекта, связанных с реализацией бамперов.

Комиссией в рамках рассмотрения дела не выявлены экономические факторы, влияющие на повышение цен реализации бамперов у ответчиков.

Увеличение ответчиками цен реализации бамперов несоразмерно росту закупочных цен данных бамперов.

Одним из основных доказательств наличия между ответчиками запрещенного антимонопольным законодательством соглашения является их поведение на товарном рынке, которое не соответствует принципам и целям нормальной коммерческой деятельности, и результат такого поведения может быть обусловлен только заключенным между ответчиками соглашением.

Таким образом, действия ответчиков, выразившиеся в установлении и поддержанию на высоком уровне цен реализации бамперов на автомобили ВАЗ (Lada), не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать индивидуального предпринимателя <…>, ООО «Спец-Автопласт» (ИНН 6321221958; Самарская область, Ставропольский район, п.Тимофеевка, ул.Березовая, д.1, офис 1) и ООО «Бампер-НН» (ИНН 5249123049; адрес для писем: 603152, г.Нижний Новгород, ул.Кащенко, д.6; адрес регистрации: 606002, г.Джержинск, ул.Лермонтова, д.20, литер 77А)  нарушившими пункт 1 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и участии в соглашении, которое приводит (может привести) к установлению, поддержанию необоснованно высоких цен реализации бамперов на автомобили ВАЗ (Lada) на территории  Республики Татарстан.

2. Выдать индивидуальному предпринимателю<…>, ООО «Спец-Автопласт» (ИНН 6321221958; Самарская область, Ставропольский район, п.Тимофеевка, ул.Березовая, д.1, офис 1) и ООО «Бампер-НН» (ИНН 5249123049; адрес для писем: 603152, г.Нижний Новгород, ул.Кащенко, д.6; адрес регистрации: 606002, г.Джержинск, ул.Лермонтова, д.20, литер 77А)   предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель комиссии <…>

 

 

Приложение №1

Обзор

об исследовании рынка услуг

реализации бамперов на автомобили ВАЗ (Lada)

 

Отчет (обзор) об исследовании товарного рынка подготовлен в связи с рассмотрением дела № 05-15/2015 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем, ООО «Спец-Автопласт» (ИНН 6321221958; Самарская область, Ставропольский район, п.Тимофеевка, ул.Березовая, д.1, офис 1) и ООО «Бампер-НН» (ИНН 5249123049; адрес для писем: 603152, г.Нижний Новгород, ул.Кащенко, д.6; адрес регистрации: 606002, г.Джержинск, ул.Лермонтова, д.20, литер 77А) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к установлению и поддержанию цен на бамперы на автомобили ВАЗ (Lada) на территории Республики Татарстан.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее – Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.3 Порядка.

Согласно пункту 10.3 Порядка 10.3. По делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.

1. Временной интервал исследования товарного рынка.

На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период 2014 года и период с января по май 2015 года.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка.

Классификационная категория товара - бампера определяется согласно Общероссийскому классификатору по видам экономической деятельности "ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 24.12.2012) (введен в действие 01.01.2008).

Данный вид товара относится к подразделу DM – Производство транспортных средств и оборудования, к группе 34 - Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов, к подгруппе 34.30 – Производство частей и принадлежностей автомобилей  и  их двигателей, которая включает производство ремней безопасности  и  прочих  составных частей  и  принадлежностей  кузовов автомобилей: дверей,бамперов и т.п.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.

Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

Поскольку экономическая деятельность ответчиков по делу характеризуется затратами в том числе на реализацию бамперов на автомобили ВАЗ (Lada) в целом (всех видов), а также c учетом того, что бампера на автомобили ВАЗ (Lada) не могут быть заменены при потреблении другими бамперами автомобилей других производителей в силу технических особенностей конструкции автомобилей ВАЗ (Lada), в целях настоящего обзора продуктовые границы рынка определяются как - реализация бамперов на автомобили ВАЗ (Lada).

3. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 10.3 Порядка географические границы товарного рынка определяются с учетом материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе территорий, определенных в соглашении хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Исходя из изложенного, географические границы рынка реализации бамперов на автомобили ВАЗ (Lada) в рамках дела №05-150/2015 определены территорий, в границах которого Татарстанским УФАС России исследуется состав нарушения, в виде заключенного между ИП <…>, ООО «Спец-Автопласт» и ООО «Бампер-НН» соглашения, запрещенного п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции, а именно административные границы Республики Татарстан.

4. Установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.

 

ИП <…>, ООО «Спец-Автопласт» и ООО «Бампер-НН» осуществляют реализацию бамперов на автомобили ВАЗ (Lada), что подтверждается представленными ответчиками по делу сведениями об основных показателях экономической деятельности.

Согласно представленным ИП <…> сведениям, ИП <…> в рассматриваемый период реализовал 5914 единиц бамперов, из них 599 единиц в границах Республики Татарстан.

ООО «СпецАвтоПласт» реализовало 182 452 единиц бамперов, из них 722 единиц в границах Республики Татарстан.

ООО «Бампер-НН» реализовало 245 478 единиц бамперов, из них 1570 единиц в границах Республики Татарстан.

Таким образом, ИП <…>, ООО «Спец-Автопласт» и ООО «Бампер-НН» осуществляют свою деятельность на одном товарном рынке – рынке реализации бамперов на автомобили ВАЗ (Lada). Следовательно, являются конкурентами.

Председатель комиссии<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны