Определение №ПК-08/7476 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 08 - 124/2016 по признакам ... от 1 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №08 - 124/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх.№ ПК-08/7476 от 30.05.2016

27 мая 2016 года                                                                                                                           г. Казань

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> - заместитель руководителя, рассмотрев материалы в отношении <…> по факту рекламирования финансовых услуг по предоставлению займа под ПТС, путем размещения на территории г.Казани в опорах линии электропередач рекламной конструкции в виде синего прямоугольного щита содержащий следующий текст «ЗАЙМ под ПТС 297-84-77», имеющий признаки нарушений частей 1 и 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛ:

Татарстанское УФАС России в ходе осуществления в соответствии с  пунктом г) части 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 N 1346   наблюдения за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности обязательных требований, установленных Законом о рекламе, посредством мониторинга размещенных в городе Казани вывесок, в том числе информационных и рекламных, щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (далее – рекламная конструкция) установлено, что по г.Казани в опорах линии электропередач размещается рекламная конструкция в виде синего прямоугольного щита содержащий следующий текст «ЗАЙМ под ПТС 297-84-77». Данная реклама размещалась также по адресам: г.Казань, ул.Красносельская ул. д.51кв (Энергоуниверситет); г.Казань, ул. Восстания, д.5; г.Казань, ул.Чехова; г.Казань, ул.Гагарина, ул.Шмидтта что подтверждается фотоматериалами.

Из смысла содержания вышеуказанной рекламы, следует, что некое лицо предоставляет займ под ПТС.

Заем - одна из форм кредита, оформляемых в виде договора, соглашения между двумя договаривающимися сторонами: заимодавцем и заемщиком.

Согласно части 1 статье 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Таким образом, вышеуказанная реклама рекламирует услуги по предоставлению денежных средств (займов) под залог паспорта транспортного средства, то есть является рекламой финансовых услуг, связанных с предоставлением денежных средств (займов).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ («О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В целях установления лица, осуществляющего предоставления займа по вышеуказанной рекламе и которому принадлежит номер телефона «297-84-77» Управлением был направлен запрос в ПАО «МТС», которому выделен ресурс нумерации от 2960000 до 2979999.

Согласно материалам, представленным ПАО «МТС» (письмо от 21.12.2015г. вх.№15838 и от 25.12.2015г. вх.№16100) Управлением установлено, что номер <...> выделен <…>, с которым у ПАО «МТС» заключен договор на предоставление услуг сети сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM от 11.06.2014г.№116309436204.

Таким образом, вышеуказанная реклама рекламирует услуги по предоставлению физическим лицом – <…>  денежных средств (займов) под залог ПТС, то есть является рекламой финансовых услуг , оказываемых физическим лицом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции финансовая услуга это - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 6 данной статьи установлено, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ («О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьи 807, 819) и Закона о потребительском кредите услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица.

Учитывая изложенное, в сферу регулирования части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".

Согласно письму ФАС России от 31 июля 2014 г. N АД/30890/14, что из числа финансовых организаций (в том числе некредитных финансовых организаций, поименованных в статье 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и поднадзорных Банку России, а также указанных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" и не поднадзорных Банку России) индивидуальными предпринимателями могут являться только страховые брокеры.

При этом необходимо отметить, что страховые брокеры, осуществляя указанную в первом абзаце части 6 статьи 8 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность, в соответствии с третьим абзацем данной части вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.

Из изложенного следует, что страховые брокеры не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, а равно и физическими лицами, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

<…> не является кредитной организацией, а также не является микрофинансовой организацией (не состоит в реестре МФО), не состоит в сельскохозяйственном и кредитном кооперативе, а также не осуществляет деятельность ломбарда.

Таким образом, Управлением установлено, что <…> не является организацией, осуществляющей профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

На основании изложенного физическое лицо <…> не имеет право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, кроме того данное лицо не является кредитной организацией, а также не является микрофинансовой организацией (не состоит в реестре МФО), не состоит в сельскохозяйственном и кредитном кооперативе, а также не осуществляет деятельность ломбарда.

Согласно ч.13 ст.28 Закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

Таким образом, вышеуказанная реклама финансовой услуги, а именно реклама предоставление денежных средств (займов) под залог паспорта транспортного средства, содержит признаки нарушения ч. 13 ст. 28 Закона «О рекламе», в части рекламирования <…>, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" услуги по предоставлению денежных средств (займов) под залог ПТС.

Управлением также установлено, что в рекламе, размещенных в  г.Казани в опорах линии электропередач в виде синего прямоугольного щита, содержащего следующий текст «ЗАЙМ под ПТС 297-84-77» отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.

Согласно ч.1 ст.28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Таким образом, реклама «ЗАЙМ под ПТС 297-84-77» не соответствует требованиям ч.1 ст.28 Закона «О рекламе», в части отсутствия в рекламе наименования или имя лица, оказывающего услуги по предоставлению займов.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 и 13 статьи 28 Закона о рекламе закона.

Управлением установлено, что рекламодателем по вышеуказанной рекламе является <…>, который рекламирует оказываемые им финансовые услуги.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу №08 -124/2016 по признакам нарушения частей 1 и 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Назначить дело №08- 124/2016 к рассмотрению на  22 июня 2016 года в 13 часов 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

3. Признать лицом, участвующим в деле, в чьих действиях содержатся признаки нарушения Федерального Закона «О рекламе», являвшегося рекламодателем вышеуказанной рекламы – <…>.

4. <…> в срок до 17 июня 2016 года представить в Татарстанское УФАС России следующие документы.

4.1 Копию документа удостоверяющего личность, содержащего информацию о дате рождения, место рождения, кем и когда выдан данный документ, адреса места регистрации (жительства).

4.2. Информацию о том, на территории каких субъектов Российской Федерации (кроме Республики Татарстан) в период с 2015-2016 года распространялись следующие рекламы с аналогичным содержанием:

- «ЗАЙМ под ПТС».

4.3 Сведения о видах деятельности, фактически осуществляемых в 2015-2016 годах, с указанием объема (в тыс.руб.) выполненных работ (оказанных услуг) по каждому виду деятельности, или указанием места работы (наименование организации, ИНН, адрес);

4.4 Копии всех документов, свидетельствующих о разрешений и согласований органами исполнительной власти г.Казани размещения по г.Казань в опорах линии электропередач рекламных конструкции, содержащих следующий текст «ЗАЙМ под ПТС 297-84-77», в том числе с приложением копии подтверждающих документов.

4.5. Копии всех договор на изготовление, размещение и распространение рекламных конструкции, указанных в пункте 4.4 настоящего определения, с приложением документов подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение).

4.6 Письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка ответчика по делу или его законного представителя, а также лиц, участвующих в деле (с доверенностью на участие в рассмотрении настоящего дела), обязательна.

 

Заместитель председателя Комиссии           <…>

 

Исп.: <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны