Решение №ПК-08/8353 Решение по делу № 08-81/2016 по признакам нарушения законода... от 17 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №08-81/2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. № ПК-08/8353 от 16.06.2016

Резолютивная часть решения оглашена: «31» мая 2016г.

В полном объеме решение изготовлено: «14» июня 2016г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя

Комиссии                              <…>;

Члены Комиссии                   <…>;<….>

рассмотрев дело № 08-81/2016, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), в присутствии:

 - директора ООО «Фаворит Плюс» (423822, РТ, г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, дом 88 (62/4), этаж 4, оф. 402, ОГРН: 1021602018030)

<…> (решение №45 от 10.12.2015г.);

- слушателя <…>;

- слушателя <…>.,

Установила:

В Управление  поступили сведения Отделения - Национального банка  по РТ о результатах мониторинга средств массовой информации (вх. № 2139 от 29.02.2016г.) по факту размещения в газете «Единство»
(выпуск от 08.02.2016 г. №05 (1081)) рекламы о выдаче денежных средств для покупки автомобиля с предоставлением автокредита от 7,18% с текстом следующего содержания: «Без Каско и первоначального взноса, Подарки, Скидки, Бош Сервис Первый, пр. Автозаводский, 60А (8552) 75-30-52, 8-927-035-43-43, 8-902-718-30-52 и т.д.», содержащая признаки нарушения части 1 статьи 28 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

Из представленных документов от  редакции СМИ «Единство» следует, что в СМИ «Единство» в выпуске №5(1081) от 08.02.2016г. был размещен рекламный материал ИП <…> на основании договора №15 на оказание рекламных услуг от 11 января 2016г.

Из вышеуказанного следует, что рекламодателем данного рекламного материала является ООО ИП <…>, рекламораспространителем является ООО «Фаворит Плюс» (редакция СМИ «Единство»).

На основании вышеизложенного Управлением было возбуждено настоящее дело.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия пришла к следующим выводам.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе»  объектом рекламирования  является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация о выдаче денежных средств для покупки автомобиля с предоставлением автокредита от 7,18%, распространявшаяся в газете «Единство» (выпуск от 08.02.2016 г. №05 (1081)) с текстом следующего содержания: «Без Каско и первоначального взноса, Подарки, Скидки, Бош Сервис Первый, пр. Автозаводский, 60А (8552) 75-30-52, 8-927-035-43-43, 8-902-718-30-52 и т.д.», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижения на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Из разъяснений в п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представителя о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойств.

Исходя из содержания рассматриваемой рекламы, объектом рекламы является услуга автокредитования. Автокредит - это процентный заем, который банк (иное кредитное учреждение) выдает на приобретение автомобиля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц - является финансовой услугой. Таким образом, информация о выдаче денежных средств для покупки автомобиля с предоставлением автокредита от 7,18%, распространявшаяся в газете «Единство» (выпуск от 08.02.2016 г. №05 (1081)) с текстом следующего содержания: «Без Каско и первоначального взноса, Подарки, Скидки, Бош Сервис Первый, пр. Автозаводский, 60А (8552) 75-30-52, 8-927-035-43-43, 8-902-718-30-52 и т.д.» является рекламой финансовых услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

К условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма личных сбережений, их срок размещения, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании личных сбережений, периодичность выплаты процентов, иные условия.

Поскольку рассматриваемая реклама финансовых услуг (автокредитование) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

В рекламе визуально показывается только минимальная процентная ставка по автокредиту – от 7,18%.

Отсутствие в рекламе информации об иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий, вводит в заблуждение потенциального потребителя автокредита, что является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается ненадлежащей.

В ходе рассмотрения дела № 08-81/2016 директор ООО «Фаворит Плюс» в своих письменных пояснениях разъяснил, что в рассматриваемой рекламе  указаны полные наименования банков, представляющих автокредит покупателям рекламируемого автосалона.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, настоящее дело было отложено на 31 мая 2016 г.

Татарстанским УФАС России были направлены запросы информации в адрес банков, указанных в вышеуказанной рекламе.

Согласно представленной информации на запросы Татарстанского УФАС России, каких – либо соглашений о сотрудничестве (партнерстве) у ИП <…> с ПАО «БыстроБанк» не заключалось.

Таким образом, реклама о выдаче денежных средств для покупки автомобиля с предоставлением автокредита от 7,18%, распространявшаяся в газете «Единство» (выпуск от 08.02.2016 г. №05 (1081)) с текстом следующего содержания: «Без Каско и первоначального взноса, Подарки, Скидки, Бош Сервис Первый, пр. Автозаводский, 60А (8552) 75-30-52, 8-927-035-43-43, 8-902-718-30-52 и т.д.» содержит недостоверные сведения о банках-партнерах.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 реклама признается недобросовестной,  если она порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

На основании вышеизложенного, распространение рекламы о выдаче денежных средств для покупки автомобиля с предоставлением автокредита от 7,18%, распространявшаяся в газете «Единство» (выпуск от 08.02.2016 г. №05 (1081)) с текстом следующего содержания: «Без Каско и первоначального взноса, Подарки, Скидки, Бош Сервис Первый, пр. Автозаводский, 60А (8552) 75-30-52, 8-927-035-43-43, 8-902-718-30-52 и т.д.», нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5,  пункта 2 части 2 статьи 28 Закон «О Рекламе».

Из положений части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 5, пунктом 2 части 3 статьи 5,  пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, т.е. ИП <….>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ №508 от 17.08.2006г., Комиссия

Решила:

  1. Признать рекламу о выдаче денежных средств для покупки автомобиля с предоставлением автокредита от 7,18%, размещенную в газете «Единство» (выпуск от 08.02.2016 г. №05 (1081)) с текстом следующего содержания: «Без Каско и первоначального взноса, Подарки, Скидки, Бош Сервис Первый, пр. Автозаводский, 60А (8552) 75-30-52, 8-927-035-43-43, 8-902-718-30-52 и т.д.» ненадлежащей и недобросовестной, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5,  пункта 2 части 2 статьи 28 «О рекламе».

2.Выдать ООО «Фаворит Плюс» (423822, РТ, г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, дом 88 (62/4), этаж 4, оф. 402, ОГРН: 1021602018030) два предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  1. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не возбуждать, в связи с привлечением к административной ответственности ИП <…> по прокурорскому материалу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны