Определение №ПК-08/9335 Определение о возбуждении дела №08-158/2015 по признакам нар... от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение о возбуждении дела №08-158/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

исх. ПК-08/9335 от 19.06.2015

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, рассмотрев обращение, представленное гражданином, о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в информационно-рекламном СМИ «Полезная газета» №17(269) от 09 мая 2015г. на страницах 6 и 7 информации под общим заголовком «Секрет Бобра»,

Установил:

В соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение гражданина о проверке соблюдения

требований законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в информационно-рекламном СМИ «Полезная газета» №17(269) от 09 мая 2015г. на страницах 6 и 7 информации под общим заголовком «Секрет Бобра» о препаратах «Секрет Бобра», со сведениями об их лечебных свойствах и о возможности приобретения товара на выставке в ДК «КАМАЗА» по адресу г. Набережные Челны, пр. Мира, д. 87/22 и ДК «АЛЬФА» по адресу г. Нижнекамск, ул. 30 лет Победы, д. 3, а также содержащей рекомендации физических лиц с выражением благодарности и одобрением, указанием на лечебные свойства рекламируемого товара, а именно:

«… СТАРЕТЬ НАДО КРАСИВО! Свою историю поведала Суслова Людмила Николаевна – Заслуженный учитель России. Она обучала учеников с 5 по 11 коассы. Ежегодно ученики приходят к ней в День рождения. Вот и в этом году 19 марта отпраздновали и день рождения, и 50-летие окончания школы. С 3-х лет, рассказывает Людмила Николаевна, она на инвалидности, но доченьку родила. Она и счастье, и радость, и надежда. Всю жизнь трудилась и день, и ночь. В свои 86 лет перенесла инсульт, инвалид 2 группы. Когда поняла, что «умирает», е й попалась на глаза газета про мускус бобра, 24 страницы. Прорабатывала газету 2 дня и выбрала для себя БОБРОВУЮ СТРУЮ с лецитином, и капли с бобровой струей для женщин. И началось оздоровление, похожее на чудо. Через 5 дней прошла 3 остановки без дыхательной гимнастики. Начали появляться вены, которых вообще не было. В стационаре теперь ставят капельницы. Живет Людмила Николаевна и обслуживает себя сама. Повторяет только одно, что СТАРЕТЬ НАДО КРАСИВО.

…ПОДАРОК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ! Горожанка Ирина поделилась своей историей. После первых родов очень поправилась – на 45 кг. Попробовала всякие способы похудения (таблетки, капсулы, кодирование, всевозможные диеты). Помогало, но не надолго. Зато деньги на препараты утекали, как вода, вес возвращался с плюсом несколько кг. Начались проблемы с ЖКТ: вздутие живота, запоры, газообразование, тяжесть в животе. Врачи подтвердили: язва желудка. Стала искать в интернете препараты, способные помочь справиться не только с лишним весом, но и вылечить желудок. Наткнулась на БОБРОВУЮ СТРУЮ с хитозаном, решила попробовать. Была сильно удивлена – после 4 баночки похудела на 3 кг, плюс к этому объемы уменьшились, подтянулась кожа, особенно на животе, ушла дряблость кожи. Казалось, что похудела не на 3 кг, а на все 10 кг. Перестал беспокоить желудок, газообразование, запоры, рези, вздутие. Сходила на повторное обследование, оказалось, язва стала рубцеваться. Сейчас похудела еще больше. Это настоящий подарок для здоровья, который она искала почти 20 лет. И всем, кто еще до сих пор ищет средство для похудения, всем советует попробовать БОБРОВУЮ СТРУЮ с хитозаном. Это реально помогает.

…ТАК ЗДОРОВО! Семью Нелли Спиридоновны, уже несколько поколений по женской линии, преследует одно и тоже заболевание глаз – близорукость. – «С самого детства, сколько себя помню», - говорит она, - Я

ношу очки. В школе комплексовала, потом с годами привыкла. А недавно увидела газету с капельками для глаз, в состав которых входит БОБРОВАЯ СТРУЯ, и решила, что пора, что-то менять. Захотелось видеть окружающий мир здоровыми глазами. Пришла на выставку и купила глазные капли. Прошел всего один месяц, а уже почувствовала, что очки можно сменить. Зрение улучшилось, честное слово! Так здорово! Про гастрит вообще отдельная история. Беспокоили язва 12-персной кишки, поджелудочная, запоры, изжога! Пропила 2 курса БОБРОВОЙ СТРУИ с хитозаном по 3 баночки. Результатом очень довольна: нормализовался обмен веществ, сейчас не беспокоят запоры, нет изжоги и язва 12-персной кишки пока не беспокоит».

Кроме того, указано место и время проведения выставки-продажи, где можно приобрести «СЕКРЕТ БОБРА» с рекомендациями по применению указанием цены на данный товар: «Ждем вас на выставках-продажах Наб. Челны 12 мая (вторник) 19 мая (вторник) 14:00-16:00 ДК «КАМАЗА», пр. Мира, 87/22 и Нижнекамск 12 мая (вторник) 19 мая (вторник) 12:00-13:00 ДК «АЛЬФА» ул. 30 лет Победы, 3 … Вся серия «СЕКРЕТ БОБРА» (капсулы, капли, крем) цена упаковки – 723руб …инвалидам и пенсионерам – 650 руб. …рекомендуемый месячный курс от 4 упаковок…ВНИМАНИЕ АКЦИЯ! При сумме заказа от 3000руб. оптовая цена на всю серию «СЕКРЕБ БОБРА» 550руб.»

Распространенная информация, содержащая описание свойств и рекомендации к их использованию для перечисленных в тексте заболеваний, а также содержащая сведения о ценах на полный и минимальный курс приема таких препаратов и сведения о возможности приобретения препаратов в определенном месте, направлена на привлечение внимания к препарату «СЕКРЕТ БОБРА», формирует и поддерживает к нему интерес и тем самым способствует его продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является предлагаемые к продаже товары – серия «СЕКРЕТ БОБРА».

Из содержания приведенного рекламного текста однозначно следует, что препараты «СЕКРЕТ БОБРА» оказывают положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладает лечебными свойствами, и

тем самым формируется мнение потребителей рекламы о принадлежности такого товара к лекарственным средствам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом данные о регистрации лекарственных препаратов вносятся в государственный реестр лекарственных средств (статья 27, статья 33 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»).

Препараты «СЕКРЕТ БОБРА» отсутствует в Государственном реестре лекарственных средств, что подтверждается дополнительно проведенным просмотром названного Реестра, находящегося в свободном доступе в сети Интернет, следовательно, указанный товар лекарственным средством не является.

Анализ рассматриваемого рекламного текста показывает, что препараты «СЕКРЕТ БОБРА» характеризуются как препарат, обладающий лечебными свойствами, что не соответствует действительности, поскольку такими свойствами могут обладать только лекарственные средства, в качестве которых рекламируемый препарат не зарегистрирован и поэтому не является лекарственным средством.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соотвествия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Одновременно, указание в рекламе бальзама «СЕКРЕТ БОБРА», не являющегося лекарственным средством, на его лечебные свойства не допустимо в силу Закона.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Кроме того, продукты серии «СЕКРЕТ БОБРА» в Реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию, не найден.

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Однако, реклама препаратов «СЕКРЕТ БОБРА» создает впечатление о лечебных свойствах препарата, («…Попробовала всякие способы похудения (таблетки, капсулы, кодирование, всевозможные диеты). Помогало, но не надолго. Зато деньги на препараты утекали, как вода, вес возвращался с плюсом несколько кг. Начались проблемы с ЖКТ: вздутие живота, запоры, газообразование, тяжесть в животе. Врачи подтвердили: язва желудка. Стала искать в интернете препараты, способные помочь справиться не только с лишним весом, но и вылечить желудок. Наткнулась на БОБРОВУЮ СТРУЮ с хитозаном, решила попробовать. Была сильно удивлена – после 4 баночки похудела на 3 кг, плюс к этому объемы уменьшились, подтянулась кожа, особенно на животе, ушла дряблость кожи. Казалось, что похудела не на 3 кг, а на все 10 кг. Перестал беспокоить желудок, газообразование, запоры, рези, вздутие. Сходила на повторное обследование, оказалось, язва стала рубцеваться. Сейчас похудела еще больше. Это настоящий подарок для здоровья, который она искала почти 20 лет. И всем, кто еще до сих пор ищет средство для похудения, всем советует попробовать БОБРОВУЮ СТРУЮ с хитозаном. Это реально помогает» и т.д.)

Таким образом, распространенная реклама препаратов «СЕКРЕТ БОБРА» содержит признаки нарушений пункта 10 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

Определил:

1. Возбудить производство по делу № 08 - /2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе рекламно-информационное издание «Полезная газета Набережные Челны» (423816, г. Набережные Челны, б-р. Т. Кереселидзе, 10 «В» (46/10В), подъезд 1);

3. Назначить дело №08-158/2015 к рассмотрению на 15 июля 2015 года в 16 ч. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

4. Рекламно-информационному изданию «Полезная газета Набережные Челны» в срок до 10 июля 2014 г. представить следующие заверенные копии документов и сведений:

4.1. договоры, соглашения на размещение, распространение вышеуказанной рекламы, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение;

4.2. письменные пояснения о том, каким образом и кем формировался текст рекламы с приложением письменных пояснений данного лица;

4.3. доказательства, подтверждающие достоверность рекомендаций физических лиц в данной рекламе об излечении, оздоровлении, иных фактах, изложенных этими лицами;

4.4. сведения о рекламопроизводителе данной рекламы;

4.5. письменное объяснение по делу, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

4.6. информацию о должностном лице, уполномоченном утверждать рекламные макеты с приложением копий страниц паспорта;

При подготовке ответа на данное определение просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка представителя рекламно-информационного издания «Полезная газета Набережные Челны» с доверенностью для участия в конкретном

делопроизводстве (№08-158/2015), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны