Определение №ПК-08/9600 Определение о возбуждении дела №08-161/2015 по признакам нар... от 12 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение о возбуждении дела №08-161/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

исх. ПК-08/9600 от 24.06.2015

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, рассмотрев материалы в отношении рекламно-информационного издания «Полезная газета Набережные Челны» (423816, г. Набережные Челны, б-р. Т. Кереселидзе, 10 «В» (46/10В), подъезд 1),

Установил:

В соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации  о рекламе.

В ходе мониторинга средств массовой информации Управлением установлен факт распространения в газете «Полезная газета» №17(269) от 9 мая 2015г. информации под общим заголовком «АЛТАЙСКОЕ ЗДОРОВЬЕ! г. Барнаул» о препаратах «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь», со сведениями о лечебных свойствах таких препаратов и о возможности их приобретения на выставке в ДК «КАМАЗ» (г. Набережные Челны), а именно:

1) в тексте под названием «капли для глаз «Светоч» г. Барнаул» приводится описание свойств капель «Светоч», характеризуемых как «...полезен при синдроме СУХОГО ГЛАЗА, диабетической ретинопатии, центральной и перефирической дистрофии сетчатки, блефарите, кератите, ирите, помутнении стекловидного тела, катаракте, в комплексной терапии первичной глоукомы…». При этом приводятся рекомендации по применению с указанием цены на данный препарат: «миним. Курс 4 упак. Полный оздоровительн. Курс состоит из 8 упак. ВНИМАНИЕ ЦЕНА -450 руб. прием вместе с бальзамом СВЯТОЧ»;

2) в тексте под названием «Новинка! ИНОЛ+» приводится описание свойств препарата «ИНОЛ+», который «...полезен при : Мастопатии, раке груди, желудка, печени, прямой кишки, легких, фибромиоме матки, узлах и полипах на ней… Аденоме щитовидной железы, раке щитовидной железы, фибромиома матки, узлы и полипы на ней, кистоз яичников, рассасываются кисты, проходит молочница, эндометриоз, различные кровотечения…». При этом приводятся рекомендации по применению с указанием цены на данный препарат: «ЦЕНА 425руб мин курс 5 упак на месяц, полный начальный курс 12 упак»;

3) в тексте под названием «Новинка 2015 года АМАРАНТОС+» приводится описание свойств препарата «особенно полезно употреблять в комплексной терапии при следующих заболеваниях: онкологические заболевания, сердечно-сосудистые (гипертония, стенакардия, инсульт, инфаркт, и др.), туберкулез, мышечная дистрофия, анемия, нарушение обмена веществ, дерматологические заболевания, заболевания печени, мочеполовая система, мощная антипаразитарная программа, проблема с суставами, болезни почек, трофические язвы и др.…Ежедневное употребление АМАРАНТОС+ - гарантия активной долгой жизни» с указанием рекомендаций по применению и цены: «ЦЕНА препарата – 795 руб., мин курс на 1 месяц – 3 упак. Курс 4 месяца»;

4) в тексте под названием «ФЛОРАКСИН по Лебедеву», «…онкология и раковые заболевания на последней стадии.Курс на 1 месяц 10 упак. Курс 4 месяца. Цена 1 упак. – 695руб. Кол-во ограничено!!»;

5) в тексте под названием «Бальзам «Егерь» 250 мл г. Барнаул, новый» приводится описание свойств препарата «Бальзам «Егерь»: «…особенно важен бальзам для лиц среднего и пожилого возраста. Бальзам хорош при многих заболеваниях, как туберкулез легких, бронхиты, пневмония, при острых и хронических заболеваниях печени, кроме всего помогает хащищать печень от поражения антибиотиками и другими лекарствами, в том числе от действия химиопрепаратов, применяемых в онкологии. Полезен при слабоумии, болезни Паркинсона, рассеянном склерозе, и прочих нервных заболеваниях, в гинекологии, заболеваниях мочеполовой системы, простатите, аденоме, импотенции, нормализации давления, восстановление после операций, помогает в укреплении иммунитета, нормализации обмена веществ, стимуляции полноценной работы щитовидной железы, при понижении содержания холестерина в крови, укреплении сердечно-сосудистой системы и т.д. ЦЕНА 495 руб. Мин. курс 4 упак. Полный курс оздоровления 8 упак.»;

6) в тексте под названием «МАСЛО АМАРАНТА 100% » приводится описание свойств препарата «содержит СКВАЛЕН не менее 8%. Онкологические заболевания; сахарный диабет, анемия, нарушение обменавеществ, дерматологические заболевания и т.д. Цена 995руб – мин. Курс 4 упак. Полный курс 8 упак.»;

7) в тексте под названием «НОВИНКА ОСТЕОРЕВМИН»: «…восстанавливаются биохимические свойства и структура суставного хряща, улучшается функциональное состояниеопорно-двигательного аппарата, и т.д. Цена 695 руб. мин курс 6 упак., полный курс 14 упак..»;

8) в тексте под названием «Новинка ЭКСТРАКТ БОБРОВОЙ СТРУИ» приводится описание: «…уменьшает развитие воспалительного процесса в мочеполовой системе. Цена только в мае 1650 руб. мин курс 4 упак полный курс 8 упак.».

Распространенная информация, содержащая описание свойств препаратов «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь» и рекомендации к их использованию для перечисленных в текстах заболеваний, а также содержащая сведения о ценах на полный и минимальный курс приема таких препаратов и сведения о возможности приобретения препаратов в определенном месте,  направлена на привлечение внимания к препаратам «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь», формирует и поддерживает к ним интерес и тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемом случае объектами рекламирования являются предлагаемые к продаже товары – препараты «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь».

Из содержания приведенных рекламных текстов однозначно следует, что препараты «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь» оказывают положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладают лечебными свойствами, и тем самым  формируется мнение потребителей рекламы о принадлежности таких препаратов к лекарственным средствам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом данные о регистрации лекарственных препаратов вносятся в государственный реестр лекарственных средств (статья 27, статья 33 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»).

Препараты «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь» отсутствуют в Государственном реестре лекарственных средств, что подтверждается дополнительно проведенным просмотром названного Реестра, находящегося в свободном доступе в сети Интернет, следовательно, указанные препараты лекарственными средствами не являются.

Анализ рассматриваемых рекламных текстов показывает, что препараты «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь» характеризуются как препараты, обладающие лечебными свойствами, что не соответствует действительности, поскольку такими свойствами могут обладать только лекарственные средства, в качестве которых рекламируемые препараты не зарегистрированы и поэтому не являются лекарственными средствами.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соотвествия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Одновременно, указание в рекламе препаратов «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь», не являющихся лекарственными средствами, на их лечебные свойства не допустимо в силу Закона.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Кроме того, дополнительно проведенный просмотр Реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию, который  находится в свободном доступе в сети Интернет, показал, что препарат «Бальзам «Егерь» зарегистрирован в качестве биологически активной добавки к пище по свидетельству о государственной регистрации 77.99.11.3.У.7074.7.09 от 22.07.2009, согласно которому областью применения  биологически активной добавки к пище «Апифитобальзам «Егерь»(флаконы по 150 мл, 200 мл, 250 мл) (ТУ 9185-013-40851966-09, продукция изготовлена АКООХ-И «Фонд поддержки строительства Храма», 656066, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Малахова, 157А (Российская Федерация), является реализация населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище - источника дубильных веществ, органических кислот (лимонная кислота), содержащей флавоноиды (гиперозид, рутин, кверцетин, кемпферол).

Препараты «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь» в Реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию, не найдены (распечатка из Реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию, имеется в материалах дела).

С учетом изложенного, реклама препаратов «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь», являющихся  биологически активной добавкой к пище, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к  рекламе биологически  активных добавок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Таким образом, распространенная реклама препаратов «капли для глаз «Светоч», «Новинка Инол +», «Амарантос+», «Флораксин по Лебедеву», «Масло амаранта», «Новинка Остеоревмин», «Новинка Экстракт Бобровой струи», «Бальзам Егерь» нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 и пункт 1части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», поэтому является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьей 25 настоящего Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, статьей 25 настоящего Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных   по признакам   нарушения   законодательства    Российской Федерации о рекламе,

Определил:

Возбудить производство по делу № 08-161/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать лицами, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе рекламно-информационное издание «Полезная газета Набережные Челны» (423816, г. Набережные Челны, б-р. Т. Кереселидзе, 10 «В» (46/10В), подъезд 1);

Назначить дело №08-161/2015 к рассмотрению на  22 июля 2015 года  в 16 ч. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

Рекламно-информационному изданию «Полезная газета Набережные Челны» в срок до 10 июля 2014 г. представить следующие заверенные копии документов и сведений:

4.1. договоры, соглашения на размещение, распространение вышеуказанной рекламы, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение;

4.2. письменные пояснения о том, каким образом и кем формировался текст рекламы с приложением письменных пояснений данного лица;

4.3. доказательства, подтверждающие достоверность рекомендаций физических лиц в данной рекламе об излечении, оздоровлении, иных фактах, изложенных этими лицами;

4.4. сведения о рекламопроизводителе данной рекламы;

4.5. письменное объяснение по делу, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

4.6. информацию о должностном лице, уполномоченном утверждать рекламные макеты с приложением копий страниц паспорта;

При подготовке ответа на данное определение просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка представителя рекламно-информационного издания «Полезная газета Набережные Челны» с доверенностью для участия в конкретном делопроизводстве (№08-161/2015), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны