Решение №РБ-05/5083 Решение по делу №05-10/2015 от 15 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №05-10/2015

Исх.№ РБ-05/5083 от 03.04.2015

Резолютивная часть решения оглашена: «16» марта 2015г.

В полном объеме решение изготовлено: «31» марта 2015г.

г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, каб. 201

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…>

рассмотрев дело №05-10/2015 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Шаматовым И.К. (<…>) (далее также – ИП Шаматов И.К.) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по передаче электрической энергии, при участии:

<…>,

Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество» (далее – заявитель) на действия ИП <…> По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы и документов, представленных ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество», Управлением установлено, что ИП <…>. владеет объектами электросетевого хозяйства, а именно: электрическими сетями АВ55ШВ 3х15-512 метров от ТП-1824 до ВРУ здания №20 по Оренбургскому тракту и трансформаторной подстанцией ТП-1824. С использованием указанных объектов осуществляется электроснабжение нежилых помещений №1-21, расположенных по адресу: Казань, Оренбургский тракт, №20, принадлежащих ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество».

Управлением установлено, что указанные объекты электросетевого хозяйства ИП <…>. предоставляет заявителю в пользование на возмездной основе. Размер платы за пользование указанными объектами электросетевого хозяйства составляет 10% от суммы услуг электроснабжения, определяемой по показаниям приборов учета.

Таким образом, ИП <…>., владея объектами электросетевого хозяйства и взимая плату за их содержание (пользование), фактически оказывает услуги по передаче электрической энергии, с использованием указанных объектов.  

Следовательно, установленная ИП <…>. плата за использование объектами электросетевого хозяйства является платой за оказываемые ИП <…>. услуги по передаче электрической энергии.

В соответствии с действующим законодательством услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию, тарифы на данные услуги устанавливаются уполномоченными государственными органами.

Тариф на услуги по передаче электрической энергии для ИП <…>. уполномоченным государственным органом не установлен.

Таким образом, действия ИП <…>., выразившиеся в осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в отсутствие установленного уполномоченным государственным органом тарифа на передачу электрической энергии имеет признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по передаче электрической энергии и явились основанием для возбуждения настоящего дела.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях ИП <…>. и документах, представленных ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество» вместе с жалобой, а также устных выступлениях присутствующих на заседании, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров, а субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности, осуществляемые субъектами естественной монополии, относится, в том числе деятельность по передаче электрической энергии.

Хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.

Передача электрической энергии представляет собой физический процесс доставки товара (в данном случае электрической энергии (мощности)) до энергопринимающих устройств потребителя через технические устройства электрических сетей. Услуги по передаче электрической энергии не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), спрос на них в меньшей степени зависит от цены на этот товар (услуги). В силу технологических оснований (сложившаяся схема электроснабжения, расположение энергопринимающих устройств покупателей и распределительных сетей продавца в определенном месте, наличие технологического присоединения энергопринимающих установок к электрическим сетям с учетом принципа однократности такого присоединения) и правовых оснований реализации данного товара (право владения и пользования объектами электросетевого хозяйства, участвующими в процессе передачи энергоресурса), услуги по передаче электрической энергии предоставляются в условиях отсутствия конкуренции.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26.03.2003г. (далее – Закон об электроэнергетике):

субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.

объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;

услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

ИП <…>. владеет на законном основании и осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов электросетевого хозяйства, в том числе трансформаторной подстанцией ТП-1824 РУ-0,4 кВ, расположенной по адресу: г.Казань, ул.Оренбургский тракт, 20, а также электрическими сетями АВ55ШВ 3х15-512 метров от ТП-1824 до ВРУ здания №20 по Оренбургскому тракту.

Комиссией установлено, что нежилые помещения №№ 1 – 21, расположенные по адресу: РТ, г.Казань, ул.Оренбургский тракт, д.20, принадлежащие ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество», имеют единственное технологическое  присоединение к электрическим сетям через трансформаторную подстанцию ТП-1824. Иного технологического присоединения, к каким-либо объектам электросетевого хозяйства, через которые возможно осуществлять электроснабжение указанных объектов (помещений), не имеется.

Электроснабжение объектов ИП <…> осуществляется на основании договора энергоснабжения №85133 Э от 01 февраля 2014 года, заключенного между ИП <…>. и гарантирующим поставщиком (ОАО «Татэнергосбыт»).

16 ноября 2013 года между ИП <…>. и ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество» был заключен договор №б/н от 16.11.2013 на снабжение электрической энергией (далее также – договор на снабжение электрической энергии)  и договор №б/н от 16.11.2013 на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования (далее также - договор пользования).

Согласно пункту 1 договора на снабжение электрической энергии ИП <…>. снабжает ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество» электрической энергией в количестве, определяемом по показаниям приборов учета.

Договор электроснабжения, заключенный между гарантирующим поставщиком (ОАО «Татэнергосбыт») и ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество»,  отсутствует.

Договором №б/н от 16.11.2013 на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования, заключенным между ИП <…>. и ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество», предусмотрено, что ИП <…>. представляет ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество» в  пользование, в том числе электрические сети: АВ55ШВ 3х15-512 метров от ТП-1824 до ВРУ здания №20 по Оренбургскому тракту и ТП-1824, с использованием которых осуществляется электроснабжение помещений №1-21 ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество». В соответствии с пунктом 3.1.1 договора пользования ИП <…>несет бремя содержания объектов инфраструктуры, в том числе указанных электрических сетей и ТП.

В соответствии с пунктом 2.1 договора №б/н от 16.11.2013 на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования, предусмотрено, что стоимость пользования объектами инфраструктуры и другим имуществом, в том числе электрическими сетями и ТП, определяется согласно калькуляции и сметой, предоставляемой ИП <…> Согласно калькуляции на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования, прилагаемой к договору пользования размер платы за пользование электрическими сетями: АВ55ШВ 3х15-512 метров от ТП-1824 до ВРУ здания №20 по Оренбургскому тракту и ТП-1824 составляет 10% от суммы услуг электроснабжения, определяемой по показаниям приборов учета. В примечаниях к вышеуказанной калькуляции указана расшифровка содержания услуги пользования электрическими сетями, а именно: «передача электрической энергии, профилактика и эксплуатация».

Договором №б/н от 01.08.2014г. на передачу электрической энергии, заключенным между ИП <…>. и ООО «Ял», предусмотрено, что в целях поддержания работоспособности инженерных коммуникаций электроснабжения, ООО «Ял» ежемесячно перечисляет ИП <…>10% от общей стоимости потребленной обществом электроэнергии в месяц (пункт 3.4 договора).

Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года №20-э/2, а также нормативными правовыми актами, регулирующими порядок ценообразования в сфере электроэнергетике установлено, что расходы на содержание, обслуживание и ремонт электрических сетей входят в состав регулируемого тарифа на передачу электрической энергии и являются его составной частью.

Таким образом, ИП <…> владея объектами электросетевого хозяйства, через которые осуществляется передача электрической энергии, и вместе с этим компенсируя свои расходы на содержание, обслуживание и ремонт указанных объектов электорсетевого хозяйства в рамках гражданско-правовых договоров (договор №б/н от 16.11.2013 на снабжение электрической энергией, договор пользования №б/н от 16.11.2013, договор на передачу электрической энергии №б/н от 01.08.2014), фактически оказывает услуги по передаче электрической энергии. Следовательно, ИП <…> является субъектом электроэнергетики, представляющим услуги по передаче электрической энергии потребителям, имеющим технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ИП <…>.

Таким образом, в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» и частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ИП <…> занимает доминирующее положение на рынке услуги по передаче электрической энергии в географических границах своих сетей. Следовательно, деятельность ИП <…> подпадает под регулирование Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ.

В соответствии со статьей 24 Закона об электроэнергетике  предусмотрено, что цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004г. (далее – Правила), собственники и иные законные владельцы электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии.

Таким образом, организация, имеющая намерение компенсировать свои расходы на содержание электрических сетей, должна в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии.

Уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на электрическую энергию в Республике Татарстан является Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

Как установлено Управлением, тариф на передачу электрической энергии для  ИП <…> на 2013 и 2014 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам не установлен.

В соответствии с документами и материалами, представленными ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество» и ИП <…>., а именно счетами-фактурами, платежными поручениями, Комиссией установлено, что ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество» ежемесячно оплачивало ИП <…> счета на возмещение затрат на электроснабжение и затрат по содержанию (пользованию) объектами электросетевого хозяйства ИП <…>.

Так, для возмещения затрат по содержанию (пользованию) объектами электросетевого хозяйства (эл.сети: АВ55ШВ 3х15-512 метров; ТП-1824), ИП <…> в период 2014 года и за январь 2015 года ежемесячно предъявляло ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество» к оплате следующие суммы:  январь 2014 года – 58,62 руб.; февраль 2014 года – 56,11 руб.; март 2014 года – 66,13 руб.; апрель 2014 года – 56,61 руб., май 2014 года – 47,09 руб.; июнь 2014 года – 47,09 руб.; июль 2014 года – 57,11 руб.; август 2014 года – 56,11 руб.; сентябрь 2014 года – 55,61 руб.; октябрь 2014 года – 58,12 руб.; ноябрь 2014 года – 47,60 руб.; декабрь 2014 года – 50,60 руб.; январь 2015 года – 41,08 руб., что подтверждается счетами на оплату №120 от 31.01.2014, №339 от 04.03.2014, №361 от 09.04.2014, №553 от 5.05.2014, №644 от 5.06.2014, №747 от 8.07.2014, №853 от 4.08.2014, №968 от 5.09.2014, №1013 от 9.10.2014, №1206 от 13.11.2014, №1337 от 9.12.2014, №1467 от 31.12.2014, №122 от 6.02.2015.

Оплаты, произведенные ООО «Ял» ИП <…>. по поддержанию работоспособности инженерных коммуникаций электроснабжения по договору №б/н от 01.08.2014г. на передачу электрической энергии, подтверждаются платежными поручениями №33 от 05.11.2014, №66 от 02.12.2014.

Вышеуказанные размеры платы за пользование объектами электросетевого хозяйства (эл.сети: АВ55ШВ 3х15-512 метров; ТП-1824) а также плата по поддержанию работоспособности инженерных коммуникаций электроснабжения фактически являются самовольно установленным ИП <…> ценой (тарифом) за оказываемые услуги по передаче электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства ИП <…>. Установление и требование вышеуказанной платы, подтверждаются счетами на оплату, расшифровками сумм возмещения за электрическую энергию, платежными поручения, договором №б/н от 16.11.2013. на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования и прилагаемым к нему калькуляции расшифровки стоимости пользования объектами инфраструктуры.

Таким образом, ИП <…> в нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004г. получало плату (выставляло счета) за оказываемые услуги по передаче электрической энергии на объект ООО «Поволжское Бухгалтерское Общество» и ООО «Ял» в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа, на основании самостоятельно установленной цены на данную услугу.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждают наличие в действиях ИП <…> нарушения установленного законодательством порядка ценообразования.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия установила, что действия ИП <…>, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах своих сетей, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на данном рынке, свидетельствуют о нарушении ИП <…> пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьей 39, частью 1-3 статьей 41 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

1. Признать индивидуального предпринимателя <…> нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по передаче электрической энергии.

2. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по передаче электрической энергии.

3.Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.

4.Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность.  Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа

Связанные организации

Связанные организации не указаны