Решение №РБ-05/5092 Решение по делу №05-684/2014 в отношении ОАО «Генерирующая к... от 15 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №05-684/2014в отношении ОАО «Генерирующая компания»

Исх. от 03.04.2015 №РБ-05/5092

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <…>

рассмотрев дело №05-684/2014 по признакам нарушения ОАО «Генерирующая компания» (420021, РТ, г. Казань, ул. Салимжанова, д. 1, ИНН 1657036630) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», при участии: <…> – представителя ОАО «Генерирующая компания» по доверенности №119/20-17 от 17.12.2014г.,

Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) на рассмотрение поступило обращение гражданина на действия филиала ОАО «Генерирующая компания» «Казанские тепловые сети» в части отсутствия горячего водоснабжения дома по адресу г. Казань, ул. Ю. Фучика д.14Б (далее – МКЖД №14Б).

По результатам анализа представленных ОАО «Генерирующая компания» и ТСЖ «Наш дом» документов Управлением установлено следующее.

Отключение горячего водоснабжения МКЖД №14Б было произведено с 13 мая 2014 года по 5 июня 2014 года.

Производство горячей воды для нужд МКЖД №14Б осуществляется в индивидуальном тепловом пункте (ИТП) (пластинчатый теплообменник горячего водоснабжения (ГВС)), установленном в техническом подполье МКЖД №14Б. Данное ИТП входит в общедомовое имущество МКЖД №14Б, управление которым осуществляет ТСЖ «Наш дом».

ТСЖ «Наш дом» является управляющей организацией МКЖД №14Б на основании решения общего собрания собственников от 18.12.2004г. Согласно Уставу ТСЖ «Наш дом», утвержденному общим собранием членов товарищества собственников жилья от 18.12.2004г. протоколом №1, ТСЖ обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

В целях осуществления подготовки (производства) горячей воды для МКЖД №14Б между ТСЖ «Наш дом» и ОАО «Генерирующая компания» заключен договор №10086Т от 20.10.2005г. на снабжение тепловой энергией в горячей воде, используемой для производства горячей воды.

Таким образом, в случае непоставки ОАО «Генерирующая компания» тепловой энергии, необходимой для подготовки (производства) горячей воды, поставляемой собственникам помещений МКЖД №14Б, горячее водоснабжение не может быть осуществлено в связи с отсутствием у ТСЖ «Наш дом» возможности нагрева холодной воды в ИТП.

Согласно документам, представленным ОАО «Генерирующая компания», обществом было введено ограничение подачи тепловой энергии в МКЖД №14Б:

  1. с 12 мая по 14 мая 2014 года – в связи с гидравлическими испытаниями (опрессовки) тепловода;
  2. с 15 мая по 1 июня 2014 года – в связи с текущим ремонтом тепловода;
  3. со 2 июня по 5 июня 2014 года – в связи с реконструкцией участка тепловода.

Таким образом, у жителей МКЖД №14Б отсутствовало горячее водоснабжение (в связи с отсутствием возможности нагрева холодной воды теплоносителем в теплоузле МКЖД №14Б) – 25 дней, что привело к ущемлению интересов собственников помещений.

Учитывая вышеизложенное, в действиях ОАО «Генерирующая компания» имеются признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и устных выступлениях присутствующих на заседании представителей ОАО «Генерирующая компания», участвующих в деле, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

Порядок предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов коммунальных услуг установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. №354 (далее – Правила).

В соответствии с п.13 Правил №354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил №354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктами 115 и 117 Правил №354 предусматривается, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Следует отметить, что отношения по передаче тепловой энергии между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в гражданско-правовом смысле равноценны отношениям по передаче тепловой энергии между исполнителем коммунальных услуг и потребителем (п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иное применение данного пункта Правил, то есть исключительно к исполнителю коммунальных услуг, в случае противоправных действий ресурсоснабжающей организации приведёт к дисбалансу правоотношений в цепочке взаимосвязанных участников: ресурсоснабжающая организация – исполнитель коммунальных услуг – потребитель, поскольку за противоправные действия поставщика энергоресурсов рассматриваемая обязанность перед конечным потребителем возлагалась бы на непричастного к таким действиям лицо – исполнителя коммунальных услуг.

Таким образом, общество ОАО «Генерирующая компания» обязано соблюдать предусмотренные названными Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации сроки для проведения ремонтных (как текущих, так и аварийных) и профилактических работ.

Пунктами 9.2.17 и 9.2.18 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2003 № 4358) предусмотрено, что выявленные в процессе эксплуатации неисправности устраняются немедленно или, в зависимости от характера неисправности, в период текущего или капитального ремонта. Текущий ремонт систем теплопотребления производится не реже 1 раза в год, как правило, в летний период, и заканчивается не позднее, чем за 15 дней до начала отопительного сезона.

В силу п. 3.1.11 СанПин 2.1.4.2496-09, утвержденного постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Однако вышеуказанные требования СанПин 2.1.4.2496-09 относятся к проведению ежегодных профилактических (текущих) ремонтов.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) РД 153-34.0-20.507-98, утвержденной РАО "ЕЭС России" 06.07.1998 (далее - Типовая инструкция РД 153-34.0-20.507-98), для разработки проекта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт тепловых сетей, принадлежащих организации, эксплуатирующей тепловые сети, заказчик выдает проектной организации задание на проектирование.

Согласно пункту 9.1.1 Типовой инструкции РД 153-34.0-20.507-98 ремонт тепловой сети представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств тепловой сети и входящих в нее оборудования и сооружений. В силу пункта 9.1.2 названной инструкции ремонт тепловой сети подразделяется на текущий ремонт, к которому относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных элементов оборудования и конструкций тепловой сети от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких неисправностей и повреждений; и капитальный ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции, или они заменяются более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные качества ремонтируемой сети.

Из пункта 9.2.5 Типовой инструкции РД 153-34.0-20.507-98 следует, что капитальный ремонт и проводимые одновременно с ним работы по текущему ремонту должны производиться в летний период по заранее составленному для каждой магистрали и эксплуатационному району в целом плану-графику, утвержденному главным инженером энергосистемы и согласованному с местными органами власти.

Согласно пункту 6.145 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 N 285 графики ремонта тепловых сетей, отключение которых приводит к ограничению горячего водоснабжения в межотопительный период, должны быть согласованы с администрацией города, городского района, населенного пункта.

Согласно письменным пояснениям ОАО «Генерирующая компания» (исх. №015-119-20/541 от 25.07.2014г.), срок проведения работ по капитальному ремонту и реконструкции тепловых сетей определяется проектной документацией (рассчитывается объем работ и сроки выполнения). Чаще всего эти сроки превышают 14 дней иногда вплоть до нескольких месяцев (большие объемы работ), при этом значительная часть времени уходит на согласование переходов через дороги.

Согласно графику проведения гидроопрессовок, реконструкции, капитального и текущего ремонтов магистральных тепловодов, ЦТП, ИТП, внутриквартальных тепловых сетей систем отопления и горячего водоснабжения жилых домов филиала ОАО «Генерирующая компания» Казанские тепловые сети на 2014г. (Приложение №6 к письму ОАО «Генерирующая компания» исх. №015-119-20/541 от 25.07.2014г.), сроки отсутствия теплоносителя, отключение ГВС жилых домов и виды работ утверждены заместителем руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

Комиссией также были проанализированы представленные ОАО «Генерирующая компания» проектная и сметная документации (исх. №015-119-20/840 от 29.12.2014г., №015-119-20/68 от 13.02.2015г.), по результатам анализа которых установлено, что продолжительность строительства определяется в зависимости от сметной стоимости СМР и составляет ~ 4 месяца.

Производство горячей воды для нужд МКЖД №14Б осуществляется в индивидуальном тепловом пункте (ИТП) (пластинчатый теплообменник горячего водоснабжения (ГВС)), установленном в техническом подполье МКЖД №14Б. ИТП входит в общедомовое имущество МКЖД №14Б, управление которым осуществляет ТСЖ «Наш дом».

ОАО «Генерирующая компания» (420021, РТ, г. Казань, ул. Салимжанова, д. 1, ИНН 1657036630), включено в Реестр хозяйствующих субъектов РТ, с долей более 50% по реализации тепловой энергии в паре и тепловой энергии в горячей воде в границах Республики Татарстан. Таким образом, ОАО «Генерирующая компания» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в паре и тепловой энергии в горячей воде в границах Республики Татарстан.

У жителей МКЖД №14Б отсутствовало горячее водоснабжение (в связи с отсутствием возможности нагрева холодной воды теплоносителем в теплоузле МКЖД №14Б) – 25 дней.

Таким образом, в случае непоставки ОАО «Генерирующая компания» тепловой энергии, необходимой для подготовки (производства) горячей воды, поставляемой собственникам помещений МКЖД №14Б, горячее водоснабжение не может быть осуществлено в связи с отсутствием у ТСЖ «Наш дом» возможности нагрева холодной воды в ИТП.

Согласно п.5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2013г. №170, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.

Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

В то же время, установленная пунктом 4 раздела II Приложения № 1 к Правилам №354 продолжительность перерыва подачи горячей воды применительно к праву потребителей на изменение размера платы за коммунальные услуги означает также то, что при несоблюдении (превышении) перечисленных в названной норме сроков и отсутствия в каждом конкретном случае установленных органами местного самоуправления иных сроков продолжительности ремонта нарушаются права потребителей коммунальных услуг.

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в своем ответе (исх.№25837 от 11.09.2014) сообщает, что, несмотря на предпринимаемые  теплоснабжающими организациями меры, общий износ тепловых сетей в г. Казани составляет более 40%. Исполнительный комитет г. Казани при рассмотрении представленных теплоснабжающими организациями графиков проведения в межотопительные периоды плановых текущих и капитальных ремонтов тепловодов и теплофикационного оборудования, их реконструкции, учитывает сроки проведения работ, определяемые проектной документацией и графиками производства работ по каждому конкретному случаю. Сроки отключения горячей воды у потребителей находятся в диапазоне 12-21 дня и зависят от объемов проводимых работ.

Согласно представленной ОАО «Генерирующая компания» информации и документам (исх.№015-119-20/121 от 20.03.2015г., вх.№3425 от 20.03.2015г.), необходимость проведения капитального ремонта и реконструкции в 2014г. тепловых сетей, с использованием которых осуществляется поставка тепловой энергии в многоквартирный жилой дом №14Б по адресу: г. Казань, ул. Фучика, связана с длительным сроком эксплуатации (год постройки ф720мм - 1983г., 2ф530мм – 1975г.). Обоснованием необходимости проведения капитального ремонта и реконструкции тепловых сетей являются результаты осмотров трубопроводов в шурфе, проводимые в соответствии с требованиями п.п.6.2.34.-6.2.37 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Нормативный срок службы трубопроводов тепловых сетей принимается по нормам амортизационных отчислений, установленным в действующем документе «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление фондов народного хозяйства СССР» (Постановление Совмина СССР от 22.10.1990г. №1072). Для стальных трубопроводов тепловых сетей (шифр 30121) эта норма составляет 4% балансовой стоимости, что соответствует 25 годам эксплуатации. Этот срок должен приниматься проектировщиками при технико-экономических обоснованиях проектов.

В вышеуказанном письме ОАО «Генерирующая компания» также сообщается, и подтверждается приложенными документами, что необходимость проведения капитального ремонта и реконструкции тепловых сетей также подтверждается данными из журнала ремонтных работ. Согласно отраженным в журнале данным, на тепловую сеть многократно устанавливались заплатки в связи с появлением свищей.

Учитывая вышеизложенное, действия ОАО «Генерирующая компания» не могут быть квалифицированы как нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

Прекратить рассмотрение дела №05-684/2014, возбужденного в отношении ОАО «Генерирующая компания» (420021, РТ, г. Казань, ул. Салимжанова, д. 1, ИНН 1657036630), в связи с отсутствием в действиях вышеуказанного лица нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны