Решение №РБ-08/1079 решение по делу №08-847/2014 по признакам нарушения законода... от 4 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

решение по делу №08-847/2014 по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

Исх. РБ-08/1079 от 29.01.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №08-847/2014 возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространении в газете «Казанский выпуск Ва-БанкЪ» № 40 (1062) от 03 октября 2014 года на странице 32 рекламного блока под заголовком «С днем пожилого человека!; мы вас ценим, уважаем и желаем крепкого здоровья!» с признаками нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: индивидуального предпринимателя <...>,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение гражданина (вх. №2378/ж от 27.10.2014) о проверке соблюдения законодательства о рекламе по факту распространения в газете «Казанский выпуск Ва-БанкЪ» № 40 (1062) от 03 октября 2014 года на странице 32 рекламного блока под заголовком «С днем пожилого человека!; мы вас ценим, уважаем и желаем крепкого здоровья!», содержащую признаки нарушения пункта 4 части 3статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Из текста обращения следует, что 14 октября 2014 года в аптеке ООО «Арсе», расположенной по ул. Космонавтов д. 4 города Казани, заявитель приобрел лекарственные препараты, а именно «настойка валерианы 25 мл.» и «цветки ромашки», опираясь при этом на цены, указанные в рекламе – 6 рублей за «настойку валерианы 25 мл.» и 35 рублей за «цветки ромашки». При попытке выяснить у сотрудников аптеки вследствие чего имеется несоответствие между ценами указанными в рекламе и действительными ценами в аптеке объективного ответа не получил. К обращению заявителем была приложена копия кассового чека, подтверждающая покупку в ООО «Арсе» препаратов «настойка валерианы 25 мл.» и «цветки ромашки» по цене 6.60 руб и 44 руб. соответственно.

В целях установления рекламодателя Управлением был направлен запрос о предоставлении информации (исх. №РБ-08/18113 от 24.11.2014г.) в адрес учредителя издания «Ва-БанкЪ» ООО «ИнтерМедиаГруп».

В ответ на указанный запрос от ООО «ИнтерМедиаГруп» были получены письменные объяснения (вх. №9044 от 29.08.2014г.) с приложением следующих документов (в копиях):

договор на размещение рекламы №628 от 02.12.2014г.;

согласованный рекламный макет;

платежное поручение №285 от 26.11.2014г.

Изучив имеющиеся документы и сведения Управление приходит к выводу, что рассматриваемая реклама распространялась на основании договора на размещение рекламы №628 от 02.12.2014г., заключенного между ООО «ИнтерМедиаГруп» (рекламораспространитель, исполнитель) и ИП <...> (рекламодатель, заказчик). Оригинал-макет рекламного объявления предоставлен и утвержден Заказчиком рекламы посредством электронной почты.

Из письменных пояснений ООО «ИнтерМедиаГруп» следует, что после выхода рекламного объявления заказчику были высланы по почте счет-фактура №27948 и акт выполненных работ от 03.10.2014г. В связи с тем, что в течении трех дней заказчик не предоставил мотивированный отказ от подписания акта выполненных работ, согласно п.2.1.4. указанного договора услуги считаются выполненными с надлежащим качеством.

Заказчик произвёл оплату публикации рекламного объявления в соответствии с платежным поручением №285 от 26.11.2014г.

По факту распространения рассматриваемой рекламы Управлением в отношении ИП <...> было возбуждено дело №08-847/2014 (исх. №РБ-08/20027 от 25.12.2014г.) по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Во исполнение вышеуказанного определения о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе ИП <...> в адрес Управления направила письменные объяснения (вх. №612 от 19.01.2015г.) с приложением истребуемых документов.

Из представленных письменных пояснений. следует, что между ИП Куроповой С.А. (Заказчик) и ООО «ИнтерМедиаГруп» (Исполнитель) был заключен договор на размещение рекламы №628 от 02.12.2013г., согласно которому Исполнитель оказывает услуги по размещению рекламы Заказчика в соответствии с согласованным рекламным макетом.

При изготовлении макета специалистом ИП Куроповой С.А. Скурухиной А.А. была допущена ошибка, что и привело к несоответствию цен, изображенных в рекламе и реальных цен в аптеках, в том числе в аптеке ООО «Арсе».

На момент заседания Комиссии ИП Куроповой С.А. было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела №08-847/2014, приходит к следующим выводам.

При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее – Правила), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее – Регламент).

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом «О рекламе».

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, размещенная в газете «Казанский выпуск Ва-БанкЪ» № 40 (1062) от 03 октября 2014 года на странице 32 рекламного блока под заголовком «С днем пожилого человека!; мы вас ценим, уважаем и желаем крепкого здоровья!» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Часть 3 статьи 5 Закона «О рекламе» закрепляет понятие недостоверной рекламы, состав которой образует закрытый перечень объектов, достоверность информации о которых не должна вызывать сомнения. Перечень этих объектов не подлежит расширению. Предписания части 3 комментируемой статьи носят общий характер, т.е. должны соблюдаться при рекламировании всех товаров, рекламодателей, видов деятельности независимо от специфических, особенных свойств, присущих тому или иному объекту, и предоставляют свободу их толкования правоприменительным органам.

Предметом регулирования комментируемой нормы являются отношения, связанные с предоставлением потребителям достоверной информации о рекламируемых товарах и рекламодателях в целях обеспечения свободы потребительского выбора и реализации потребителями прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Предписания части 3 комментируемой статьи касаются содержания рекламных посланий и распространяются на предоставляемую информацию о товарах, к которым в целях Закона «О рекламе» относится также выполнение работ, оказание услуг, о правомочиях и обязательствах рекламодателя, а также на иную информацию, способную повлиять на правильный выбор предлагаемых товаров (работ, услуг).

По смыслу предписаний комментируемой статьи сообщаемая в рекламе информация об объекте рекламирования должна быть достоверной. Достоверность информации предполагает правдивость и соответствие содержащихся в ней сведений о товаре, рекламодателе, его правомочиях и обязательствах и пр. действительным, имеющим место в реальности во время, к которому относятся такие сведения.

Под недостоверной рекламой понимается присутствие в рекламе не соответствующих действительности сведений в отношении объектов рекламирования. Посягательства на достоверность рекламы не допускаются. Недостоверная реклама является ненадлежащей рекламой.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Стоимость - воплощенный в товаре и овеществленный в нем общественный труд товаропроизводителей. Цена - сумма, которую следует уплатить при приобретении товара или услуги. Как правило, цена имеет денежное выражение. Если в рекламе указывается цена товара или стоимость услуги, то она должна соответствовать действительным тарифам, а не минимальным расценкам, которые практически не применяются или подразумевают затраты на сопутствующие услуги.

В рассматриваемой рекламе имеется несоответствие между ценами указанными в рекламе и действительными ценами в аптеке, что образует состав нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5 названного закона несет ответственность рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

Признать рекламу, распространявшуюся в газете «Казанский выпуск Ва-БанкЪ» № 40 (1062) от 03 октября 2014 года на странице 32 рекламного блока под заголовком «С днем пожилого человека!; мы вас ценим, уважаем и желаем крепкого здоровья!», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Выдать индивидуальному предпринимателю <...> предписание о прекращении нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «28» января 2015 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны