Решение №РБ-08/1500 Решение по делу №08-569/2014 от 5 марта 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<...>
рассмотрев дело № 08-569/2014 возбужденное по признакам ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства – директора ООО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района» (ранее – ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района») (420036, РТ, г. Казань, ул. Копылова, д. 4, строение а; ИНН: 1661005144), Сахапова М. З.,
представителя заинтересованного лица ООО «Чулпан мед» по доверенности Петровой К. А. (доверенность № 4 от 19.01.2015г.)
установила:
В Управление поступило обращение страховой компании «АК БАРС-Мед» (общество с ограниченной ответственностью) (вх. №1034/ж от 29.04.2014г.) о проверке соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ ООО «КДЦ Авиастроительного района» по факту введения в заблуждение потребителей о необходимости замены полиса обязательного медицинского страхования в страховой медицинской организации «Чулпан-Мед» (общество с ограниченной ответственностью) на платной основе.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения антимонопольным органом установлено следующее.
Согласно представленному протоколу осмотра доказательств от 22.04.2014г., произведенному <...> Казанского нотариального округа Республики Татарстан <...>, в помещении ООО «КДЦ Авиастроительного района» по адресу РТ, г. Казань, ул. Копылова, д. 4а, во входной группе (с внутренней стороны двери) было размещенного объявление рекламного характера с текстом следующего содержания:
«ВНИМАНИЕ! Выдача ПОЛИСОВ ЕДИНОГО РБРАЗЦА
В ЗАО «КДЦ АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО РАЙОНА» появилась возможность заменить Старый полис на Новый полис
С 1 января 2011 года, в соответствии с Федеральным законом №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании», в Российской Федерации» граждане получили возможность выбора страховой медицинской организации.
При желании каждый застрахованный будет вправе заменить выбранную им страховую организацию на иную, но не чаще одного раза в год.
Обязательное медицинское страхование детей осуществляется страховой организацией, выбранной их родителями. Страхование в страховой медицинской организации «Чулпан-Мед» всех членов семьи позволяет оперативно и качественно решать все проблемы, возникающие при получении медицинской помощи.
Имеющиеся на руках полисы обеспечивают получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации и сохраняют действие до замены их на полисы единого образца, не требующие замены при смене страховой медицинской организации.
К заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации прилагаются следующие документы:
-документ, удостоверяющий личность (паспорт);
-страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС).
Необходимые документы для получения полиса единого образца для детей:
-свидетельство о рождении (до 14 лет); СНИЛС при наличии;
-документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
Для получения полиса ОМС Вы можете обратиться в отделение семейной медицины (2 этаж)».
В связи с изложенным, было возбуждено дело № 08-569/2014 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ЗАО «КДЦ Авиастроительного района», а именно части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела №08-569/2014 комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», страховая медицинская организация обеспечивает выдачу застрахованному лицу полиса ОМС в порядке, установленном статьей 46 названного закона, которая определяет, что для получения полиса ОМС застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011г. №158н, заявление о выборе страховой медицинской организации.
Так, Управлению были представлены поступившие в ООО СК «АК БАРС-Мед» заявления граждан о представлении разъяснений по факту взимания платы за оформление полиса ОМС нового образца в ООО «КДЦ Авиастроительного района», исходя из содержания которых следует, что изъявивший желание заменить полис ОМС гражданин, за плату двести рублей и про оформлении доверенности, уполномочивающей <...>. представлять интересы гражданина в ООО СМО «Чулпан-Мед» на подачу заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации, получение временного свидетельства, полиса обязательного медицинского страхования, подачу заявления о выдаче дубликата или переоформления полиса ОМС.
Данная доверенность удостоверяется начальником отдела кадров ООО «КДЦ Авиастроительного района» и скрепляется печатью организации.
По данному факту в ответ на запрос информации, направленный в адрес ООО СМО «Чулпан-Мед» с целью проверки фактов, изложенных в обращении, и выявлению круга лиц, подлежащих привлечению к участию при рассмотрении дела, были даны следующие пояснения: при подаче заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации в ООО СМО «Чулпан-Мед», представитель (доверенное лицо) предоставляет доверенность на регистрацию в качестве застрахованного лица в выбранную ими страховую медицинскую организацию.
Для страховой организации не имеет значения, где и каким образом оформлены сопроводительные документы (заявление и доверенность), а именно: от самого застрахованного лица, от лица, действующего по доверенности на получение временного свидетельства и полиса обязательного медицинского страхования, или заявление, поданное в электронном виде.
Указанные доверенности должны быть оформлены в соответствии с требованиями статьи 185 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Так, руководствуясь действующим законодательством, ООО СМО «Чулпан-Мед» выдает гражданам временные свидетельства, подтверждающие оформление полиса ОМС, и сами полисы ОМС на безвозмездной основе.
Кроме того, согласно представленным пояснениям, в соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2014 год, заключенным с Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования Республики Татарстан, страховые медицинские организации обязаны заключать договоры на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, участвующих в осуществлении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан.
В рамках указанного договора и в соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», между ООО СМО «Чулпан-Мед» и ЗАО «КДЦ Авиастроительного района» был заключен договор, предметом которого является оказание необходимой медицинской помощи застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования со стороны ООО «КДЦ Авиастроительного района», и оплата медицинской помощи, оказанной в соответствии с указанной программой, со стороны ООО СМО «Чулпан-Мед».
Информацию о каких-либо других договорах или соглашениях о сотрудничестве, в том числе предусматривающих подачу в адрес ООО СМО «Чулпан-Мед» заявлений о замене или выборе страховой медицинской организации, а также на получение временного свидетельства и полиса обязательного медицинского страхования сотрудниками медицинской организации на основании доверенностей граждан между ООО СМО «Чулпан-Мед» и ЗАО «КДЦ Авиастроительного района», ООО СМО «Чулпан-Мед» не представили, мотивируя это тем, что подобных договоров и соглашений между указанными лицами не заключалось.
ООО «КДЦ Авиастроительного района» с доводами ООО СК «АК БАРС-Мед» не согласились, кроме того ООО «КДЦ Авиастроительного района» отрицает тот факт, что обществом совершались какие-либо действия, направленные на увеличение численности населения, застрахованного в ООО СМО «Чулпан-Мед» путем введения в заблуждения потребителя о том, что данной услугой можно воспользоваться только в указанной страховой медицинской организации.
В подтверждении чего ООО «КДЦ Авиастроительного района» была представлена сводка по прикреплению граждан следующего содержания:
Дата |
Всего |
Ак Барс-Мед |
Спасение |
Чулпан-Мед |
|||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
22.04.2014 |
29962 |
20698 |
69,8 |
2764 |
9,23 |
6500 |
27,69 |
15.10.2014 |
30295 |
21311 |
70,34 |
2722 |
8,98 |
6262 |
20,67 |
Изучив все материалы дела комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно данной сводке количество прикрепленных граждан к ООО «КДЦ Авиастроительного района» по полису ООО СК «АК БАРС-Мед» увеличилось на 613 человек, а количество прикрепленных граждан к ООО «КДЦ Авиастроительного района» по полису ООО СМО «Чулпан-Мед» уменьшилось на 238 человек.
Таким образом, с момента поступления жалобы гражданина в ООО СК «АК БАРС-Мед» на ООО «КДЦ Авиастроительного района» (22.04.2014г.) количество застрахованных не уменьшилось, а увеличилось. Следовательно, данное заявление не повлияло на количество застрахованных граждан в ООО СК «АК БАРС-Мед.
Также согласно данным Территориального Фонда ОМС Республики Татарстан население Республики Татарстан застраховано в трех страховых организациях (ООО СК «АК БАРС-Мед», ООО СМО «Чулпан-Мед», ЗАО СК «Спасение»), имеющих лицензию на ведение медицинского страхования на территории Республики Татарстан и распределено следующим образом:
- 86% населения Республики Татарстан в ООО СК «АК БАРС-Мед»;
- 7,4% в ООО СМО «Чулпан-Мед»;
- 6,6% в ЗАО СК «Спасение».
Вышеуказанные данные показывают, что население Республики Татарстан в основном застраховано в ООО СК «АК БАРС-Мед», и ООО СМО «Чулпан-Мед» не имеет преимущественного положения в осуществлении страхования, а наоборот ООО СК «АК БАРС-Мед» занимает доминирующее положение на рынке обязательного страхования на территории Республики Татарстан.
Кроме того, довод ООО СК «АК БАРС-Мед» о том, что в действиях ООО «КДЦ Авиастроительного района» присутствуют факты недобросовестной конкуренции, которые нарушают Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», является необоснованным, так как, в соответствии с указанным законом, конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается, или ограничивается возможность каждого их них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, а недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
ООО «КДЦ Авиастроительного района» не осуществляет деятельность в сфере обязательного страхования, поэтому не является конкурентом для ООО СК «АК БАРС-Мед».
Согласно положениям статьи 4 данного Закона для целей соответствующего правового регулирования значимы, в частности, следующие правовые понятия:
товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункты 1, 3, 4, 7, 9).
В силу требований статьи 14 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе, на распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (пункт 1 части 1), введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей (пункт 2 части 1), некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами (пункт 3 части 1).
Системный анализ приведенных нормативных положений и официального толкования закона позволяет признать, что сфера применения Закона «О защите конкуренции» ограничена определенным кругом общественных отношений. Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.
В частности, для квалификации действий хозяйствующего субъекта как акта недобросовестной конкуренции необходимо установить совокупность квалифицирующих признаков, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Кроме того, в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения (пункт 9 статьи 4, статья 14 Закона «О защите конкуренции»), но и положения статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Таким образом, то или иное деяние в качестве акта недобросовестной конкуренции может быть квалифицировано в соответствии с пунктом 9 статьи 4, частью 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», если оно противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушает один из запретов, перечисленных в части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции», направлено на получение преимуществ перед другими лицами, стремящимися к тому же результату и может причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, стремящегося к тому же результату.
При отсутствии доказательств совершения действий, прямо не предусмотренных статьей 14 Закона «О защите конкуренции», квалификация деяния в качестве акта недобросовестной конкуренции возможна лишь при наличии всех признаков таковой, сформулированных в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Учитывая, что ООО «КДЦ Авиастроительного района» и ООО СК «АК БАРС-Мед» не являются конкурирующими субъектами, соответственно действия ООО «КДЦ Авиастроительного района» не могут рассматриваться в качестве недобросовестной конкуренции, так как они не подпадают под запреты установленные ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
решила:
Прекратить рассмотрение дела, возбужденного по признакам нарушения ООО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района» (ранее – ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района») (420036, РТ, г. Казань, ул. Копылова, д. 4, строение а; ИНН: 1661005144) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием состава правонарушения.