Решение №РБ-08/16199 Решение по делу № 08-499/2014 от 23 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе <...>, рассмотрев дело №08-499/2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения посредством размещения на рекламных конструкциях в лифтах жилых домов г. Набережные Челны в период с 16 марта 2014 года по 31 марта 2014 года рекламы, содержащей несоответствующие действительности сведения о размере скидок, о правилах и сроках проведения стимулирующего мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, с текстом: «У Айдара»…Напольные покрытия Линолеум плинтуса Скидка на линолеум при покупке от 12 м² - 3% от 20м² - 5% от 30м² - 10%...Приглашаем в наш магазин!»,

в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя <...>),

установила:

В соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации  о рекламе.

В Управление поступило обращение гражданина о проверке соблюдения законодательства о рекламе по факту распространения недостоверной рекламы на рекламной конструкции в лифте жилого дома по адресу г. Набережные Челны, пр-т Автозаводский, д. 5, содержащей несоответствующие действительности сведения о размере скидок, о правилах и сроках проведения стимулирующего мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, с текстом: «У Айдара»…Напольные покрытия Линолеум плинтуса Скидка на линолеум при покупке от 12 м² - 3% от 20м² - 5% от 30м² - 10%...Приглашаем в наш магазин!».

Исходя из анализа содержания и материалов жалобы, потребителю не была предоставлена скидка, соответствующая данным указанной рекламы.

Данный факт имеет признаки нарушений пункта 4 части 3 статьи 5 от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»).

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, распространявшаяся на рекламной конструкции в лифте жилого дома по адресу г. Набережные Челны, пр-т Автозаводский, д. 5 «У Айдара»…Напольные покрытия Линолеум плинтуса Скидка на линолеум при покупке от 12 м² - 3% от 20м² - 5% от 30м² - 10%...Приглашаем в наш магазин!» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемые соответствующим рекламодателем.

В ответ на определение о возбуждении дела №08-499/2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. №РБ-08/12293 от 21.08.2014г.) от <...> были представлены следующие документы:

- свидетельство о государственной регистрации <...>. в качестве индивидуального предпринимателя от 30.05.2011г. (ОГРН 311165015000137);

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе <...>. (ИНН 165046813954);

- копия второй, третьей страницы бланка паспорта, страница бланка паспорта с отметкой о регистрации <...>. по месту жительства;

- договор на оказание рекламных услуг №796 от 10.12.2013г., заключенный между ООО «Лифтборд-Челны» и ИП <...>.;

- приложение №04 от 12.02.2014г. к договору на оказание рекламных услуг №796 от 10.12.2013г.;

- макет рекламы, согласованный ИП <...>.;

- счет на оплату №126 от 12.03.2014г.;

- платежное поручение №57 от 20.03.2014г.

- акт выполненных работ №158 от 31.03.2014г.;

- копия информационного листа, размещенного на доске покупателя об условиях акции от 25.02.2014г.;

- письменные пояснения.

Исходя из анализа представленных документов следует, что вышеуказанная реклама распространялась на основании договора на оказание рекламных услуг №796 от 10.12.2014г., из сложившихся договорных отношений следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>., согласовавший макет рекламы и оплативший оказанные рекламные услуги.

Также на заседании Комиссии ИП <...>. пояснил, что условия предоставления скидки на линолеум, указанные в рассматриваемой рекламе, не распространяются на товар с надписью «акция». Условия проводимой акции были указаны на информационном листе, размещавшемся на доске покупателя, согласно которым скидки на акционный товар не распространяются.

Однако из содержания рекламы не следует, что условия предоставления скидки применимы не ко всем моделям товара, представленным в магазине «У Айдара», таким образом привлекательная реклама формирует интерес потребителя к рекламируемому товару, а также намерение его приобрести именно на тех выгодных условиях, которые указаны в рекламе.

Так, заявитель проявив интерес к рассматриваемой рекламе, совершил в указанном магазине покупку линолеума «Спринт Баден 1 ПРО» по цене 387руб/м² в количестве 54,9м² на общую сумму 21 246 рублей, что подтверждается товарным чеком от 29.03.2014г., скидка заявителю не была предоставлена в связи с тем, что на данный товар не распространяются условия предоставления скидки, так как на данную модель установлена фиксированная цена в соответствии с приказом о проведении акции от 25.02.2014г. за подписью <...> магазина «У Айдара» <...>.

Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

Общественные отношения в области размещения, распространения и производства рекламы регламентированы Федеральным законом «О рекламе».

Целями настоящего закона является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, в данном случае ИП <...>

Объект рекламирования – это товар (работы, услуги), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, в рассматриваемой рекламе – товары, представленные для продажи в магазине «У Айдара».

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой рекламе указана информация об условиях предоставления скидки при покупке линолеума от 12 м² - 3% от 20м² - 5% от 30м² - 10%. В ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу, что данная информация является достоверной, однако в силу того, что из содержания рекламы не следует, что условия предоставления скидки применимы не ко всем моделям товара, представленным в магазине «У Айдара», а также отсутствие в рекламе информации о том, что условия предоставления скидки на линолеум не распространяются на товар с надписью «акция», образует признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с положениями Федерального закона «О рекламе», реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способно привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств.

По смыслу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы.

В рассматриваемой рекламе используется фраза «Скидка на линолеум при покупке от 12 м² - 3% от 20м² - 5% от 30м² - 10%». Данная формулировка создает впечатление о том, что любой заинтересовавшийся рекламируемым товаром потребитель имеет возможность приобрести необходимый товар с предоставлением скидки, при этом рекламное объявление не содержит информации о том, что условия предоставления скидки применимы не ко всем моделям товара, представленным в магазине «У Айдара».

Таким образом, в указанной рекламе отсутствует часть существенной информации: условия предоставления скидки на линолеум не распространяются на товар с надписью, что явилось причиной введения в заблуждение потребителя.

Информация, вводящая потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта или знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации, рассматривается как недобросовестная реклама.

Не допускается умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтоб сделать верный вывод о свойствах рекламируемого объекта, приобрести его и использовать надлежащим образом. Отсутствие этой информации или неправильное ее изложение не позволяет правильно, адекватно воспринимать информацию, вводит в заблуждение и влияет на оценку и решение потребителей относительно товара.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что размещенная на рекламных конструкциях в лифтах жилых домов г. Набережные Челны в период с 16 марта 2014 года по 31 марта 2014 года реклама с текстом: «У Айдара»…Напольные покрытия Линолеум плинтуса Скидка на линолеум при покупке от 12 м² - 3% от 20м² - 5% от 30м² - 10%...Приглашаем в наш магазин!», , распространялась с нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 названного закона ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо – ИП <...>.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

Признать ненадлежащей рекламу, распространявшуюся посредством размещения на рекламных конструкциях в лифтах жилых домов г. Набережные Челны в период с 16 марта 2014 года по 31 марта 2014 года с текстом: «У Айдара»…Напольные покрытия Линолеум плинтуса Скидка на линолеум при покупке от 12 м² - 3% от 20м² - 5% от 30м² - 10%...Приглашаем в наш магазин!», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе».

Выдать индивидуальному предпринимателю <...> (<...>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны