Решение №РБ-08/16866 Решение по делу № 08-335/2014 от 18 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №08-335/2014 возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в информационно-рекламном СМИ «PRO Город-ТВ» №18(175) от 03 мая 2014г. информации под общим заголовком информации под общим заголовком «Бальзам «Ёрш здоровья» Когда исцеляет сама природа…»,

в присутствии представителя в присутствии представителя ИП <...>. по доверенности - <...>(доверенность б/н от 15.04.2014г.),

установила:

В соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации  о рекламе.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение гражданина о проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в информационно-рекламном СМИ «PRO Город-ТВ» №18(175) от 03 мая 2014г. информации под общим заголовком «Бальзам «Ёрш здоровья» Когда исцеляет сама природа…» о препарате «Бальзам «Ёрш здоровья», со сведениями о его лечебных свойствах и о возможности приобретения бальзама на выставке в ДК «Химиков», КЦ «Сайдаш», а также содержащей рекомендации физических лиц с выражением благодарности и одобрением, указанием на лечебные свойства рекламируемого товара, а именно:

«… На сегодняшний день не имеющий аналогов бальзам был изобретен более 15 лет назад и прекрасно себя зарекомендовал. Многие годы изобретатели в малых количествах производили «Ёрш здоровья» в домашних условиях и помогали своим пациентам. Десятки тысяч людей с помощью «Ерша здоровья» справились со своими недугами. Это остеохондроз и радикулит, холецистит и почечнокаменная болезнь, расстройство щитовидной железы и большое количество случаев онкологических заболеваний. Высокоэффективен «Ерш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Случалось, он помогал и больным рассеянным склерозом, хотя это заболевание считается неизлечимым. В накопленной практике есть всё – и грипп, и паралич. Авторами этого удивительного изобретения… Рекомендуется применять бальзам при хронических заболеваниях не менее двух месяцев. Необходимо отметить, что от давно возникшего заболевания нельзя избавиться за один день.

…Мне исполнилось 60 лет. К этому возрасту я уже набрал приличный вес  (110кг), стал тучным, началась отдышка, а вскоре диабет скрутил так, что полетело в организме всё. Начались пролежни (я уже не вставал), язвы и общий развал…. Взяли мы тогда бальзам в количестве 12 штук. Сначала затянуло язвы, потом нормализовался сахар. Я окреп, поднялся. Постепенно забывая о страшной болезни я начал работать… Спасибо тебе, Ерш! Подгорнев В.М., г. Ростов-на-Дону

…У моего внука туберкулез, легкие как паутинка, образуются дырки. Черех три месяца пользования «Бальзамом «Ёрш здоровья» во время обследования было обнаружено, что вместо дыр там рубцы. Надеемся на полное выздоровление! Евсина Н.Н., г. Ачинск

…Я врач, «Бальзаму «Ёрш здоровья» поначалу не доверяла. А после курса, когда ко мне вернулись силы, аппетит, поняла: бальзам действительно имеет живительные свойства. Очень сильно болела поджелудочная железа. Боли прекратились, даже перестала принимать ферменты. По вечерам хандрил муж, жаловался на боли в ногах, язва желудка допекала, а сейчас ничего не болит. Удивительный состав! Евстигнеева М.Г., г. Саратов…».

Кроме того, указано место и время проведения выставки-продажи, где можно приобрести «Ёрш здоровья» с рекомендациями по применению указанием цены на данный товар: «Выставка-продажа бальзама «Ёрш здоровья» состоится: 15 мая г.Казань с 10 до 11 часов КЦ Сайдаш ул. Ершова, 57 г. Казань с 13 до 14 часов ДК Химиков, пр-т Ямашева, 1 Цена бальзама «Ерш здоровья» 590 руб. (шт.)… Рекомендуемый (пробный) курс – 1 месяц (2 шт.) При хронических заболеваниях – не менее 2-х курсов – (4 шт.). Для наружного применения + 1 шт. на месяц.»

Распространенная информация, содержащая описание свойств и рекомендации к их использованию для перечисленных в тексте заболеваний, а также содержащая сведения о ценах на полный и минимальный курс приема таких препаратов и сведения о возможности приобретения препаратов в определенном месте,  направлена на привлечение внимания к препарату «Бальзам «Ёрш здоровья», формирует и поддерживает к нему интерес и тем самым способствует его продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является предлагаемый к продаже товар – бальзам «Ёрш здоровья».

Из содержания приведенного рекламного текста однозначно следует, что препарат «Бальзам «Ёрш здоровья» оказывает положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладает лечебными свойствами, и тем самым  формируется мнение потребителей рекламы о принадлежности такого товара к лекарственным средствам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом данные о регистрации лекарственных препаратов вносятся в государственный реестр лекарственных средств (статья 27, статья 33 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»).

Препарат «Бальзам «Ёрш здоровья» отсутствует в Государственном реестре лекарственных средств, что подтверждается дополнительно проведенным просмотром названного Реестра, находящегося в свободном доступе в сети Интернет, следовательно, указанный товар лекарственным средством не является.

Анализ рассматриваемого рекламного текста показывает, что бальзам «Ёрш здоровья» характеризуются как препарат, обладающий лечебными свойствами, что не соответствует действительности, поскольку такими свойствами могут обладать только лекарственные средства, в качестве которых рекламируемый препарат не зарегистрирован и поэтому не является лекарственным средством.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соотвествия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Одновременно, указание в рекламе бальзама «Ёрш здоровья», не являющегося лекарственным средством, на его лечебные свойства не допустимо в силу Закона.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Кроме того, бальзам «Ёрш здоровья» в Реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию, не найден.

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Однако, реклама препарата «Бальзам «Ёрш здоровья» создает впечатление о лечебных свойствах препарата, («…мне исполнилось 60 лет. К этому возрасту я уже набрал приличный вес  (110кг), стал тучным, началась отдышка, а вскоре диабет скрутил так, что полетело в организме всё. Начались пролежни (я уже не вставал), язвы и общий развал…. Взяли мы тогда бальзам в количестве 12 штук. Сначала затянуло язвы, потом нормализовался сахар. Я окреп, поднялся. Постепенно забывая о страшной болезни я начал работать… Спасибо тебе, Ерш! Подгорнев В.М., г. Ростов-на-Дону» и т.д.)

Таким образом, распространенная реклама препарата «Бальзам «Ёрш здоровья» содержит признаки нарушений пункта 10 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на запрос информации (исх. №РБ-08/7107 от 23.05.2014г.) в адрес Управления от главного редактора информационно-рекламного СМИ «PRO Город-ТВ» <...>поступили следующие документы и сведения:

Копия свидетельства о регистрации СМИ;

Копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя <...>;

Копия договора, заключенного между учредителем и редакцией СМИ газеты «PRO Город-ТВ» от 10.12.2013г. (далее - Договор);

Выписка из приказа №1 от 10.12.2013г.

Исходя из анализа полученных документов следует, что учредителем информационно-рекламного СМИ «PRO Город-ТВ» является общество с ограниченной ответственностью «Город-ТВ», ИП <...>– самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее подготовку редакционных материалов и выпуск СМИ – редакция.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, в данном случае - ИП <...>

<...>были представлены письменные пояснения по факту распространения указанной рекламной статьи, согласно которым, редакция газеты разместила данный рекламный макет с целью привлечения рекламодателей соответствующего сегмента рынка.

В ходе заседания Комиссии представитель по доверенности <...>с позицией Управления о несоответствии рассматриваемой рекламы законодательству Российской Федерации о рекламе согласилась, а также пояснила, что данный рекламный макет был изготовлен редакцией информационно-рекламного СМИ «PRO Город-ТВ» самостоятельно, таким образом, рекламопроизводителем в данном случае является ИП <...>

На основании части 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, установленных Федеральным законом «О рекламе» в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать рекламу, распространявшуюся в информационно-рекламном СМИ «PRO Город-ТВ» №18(175) от 03 мая 2014г. под общим заголовком под общим заголовком «Бальзам «Ёрш здоровья» Когда исцеляет сама природа…», ненадлежащей, так как были нарушены требования, установленные пунктом 10 части 3 статьи 5 и пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны