Решение №РБ-08/16889 Решение по делу № 08-255/2014 от 18 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №08-255/2014 возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Еженедельник Metro. Казань» №42(98) от 4 ноября 2013г. информации под общим заголовком «АЛТАЙСКОЕ ЗДОРОВЬЕ! г. Барнаул» о препаратах «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир», со сведениями о лечебных свойствах таких препаратов и о возможности их приобретения на выставке в ДК «Химиков», ДК «Сайдаш»,

в присутствии представителя ООО «Успех-Пресс» по доверенности – <...>,

в отсутствие ИП <...> или его представителя по доверенности,

установила:

В соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации  о рекламе.

В Управление поступило обращение гражданина о проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Еженедельник Metro. Казань» №42(98) от 4 ноября 2013г. информации под общим заголовком «АЛТАЙСКОЕ ЗДОРОВЬЕ! г. Барнаул» о препаратах «капли для глаз «Светоч», «Инол+ усиленный, натуральный», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир», со сведениями о лечебных свойствах таких препаратов и о возможности их приобретения на выставке в ДК «Химиков», ДК «Сайдаш», а именно:

1) в тексте под названием «капли для глаз «Светоч» г. Барнаул» приводится описание свойств капель «Светоч», характеризуемых как «...полезен при близорукости различной степени, синдроме СУХОГО ГЛАЗА, нарушении механизмов адаптации зрения к темноте, миопическом хориоретините, диабетической ретинопатии, центральной и переферической дистрофии сетчатки, блефарите, коньюктивите, кератите, ирите, помутнении стекловидного тела, катаракте, первичной глаукоме, для улучшения энергетического обмена веществ в хрусталике глаз…». При этом приводятся рекомендации по применению с указанием цены на данный препарат: «миним. Курс 4 упак. Полный оздоровительн. Курс состоит из 8 упак. ЦЕНА данного препарата капли «СВЕТОЧ» - 395 руб. + Черника с живицей – 650 руб.»;

2) в тексте под названием «Новинка! ИНОЛ+ усиленный, натуральный» приводится описание свойств препарата «ИНОЛ+», который «...полезен при : Мастопатии, раке груди, желудка, печени, прямой кишки, легких, фибромиоме матки, узлах и полипах на ней… Аденоме щитовидной железы, раке щитовидной железы…». При этом приводятся рекомендации по применению с указанием цены на данный препарат: «ТОЛЬКО в ноябре ЦЕНА 415 руб. Мин. Курс 5 упак. На месяц, полный начальный курс 12 упак.»;

3) в тексте под названием «Новинка! Новый Аденостоп» приводится описание свойств препарата «Новый Аденостоп», который «…представляет собой жидкий экстракт травы дурнушника колючего и экстракта бобровой струи (мускус). Полезен при: простатите, половом бессилии, импотенции, аденоме предстательной железы, преждевременной эякуляции, бесплодии, гипертрофии предстательной железы, цистопиелите…» с указанием рекомендаций по применению и цены: «ЦЕНА 750 руб., мин. Курс 4 упак. Полный 8 упак.»;

4) в тексте под названием «Новинка! эликсир «Диоскорея кавказская» приводится описание свойств препарата «Диоскорея кавказская», который «…полезен для снижения содержания холестерина в крови и отложения липидов в артериальных сосудах, печени, коже, при атеросклерозе сосудов головного мозга, сердца и конечностей, при гипертонии, стенокардии, ревматическом артрите, подагре, укрепления стенок сосудов, нормализации сна. ЦЕНА 550руб. Мин. курс 4 упак. На 1 месяц, полный курс оздоровления 8 упак.»;

5) в тексте под названием «Бальзам «Егерь» 250 мл г. Барнаул, новый» приводится описание свойств препарата «Бальзам «Егерь»: «…особенно важен бальзам для лиц среднего и пожилого возраста. Бальзам хорош при многих заболеваниях, как туберкулез легких, бронхиты, пневмония, при острых и хронических заболеваниях печени, кроме всего помогает хащищать печень от поражения антибиотиками и другими лекарствами, в том числе от действия химиопрепаратов, применяемых в онкологии. Полезен при слабоумии, болезни Паркинсона, рассеянном склерозе, и прочих нервных заболеваниях, в гинекологии, заболеваниях мочеполовой системы, простатите, аденоме, импотенции, нормализации давления, восстановление после операций, помогает в укреплении иммунитета, нормализации обмена веществ, стимуляции полноценной работы щитовидной железы, при понижении содержания холестерина в крови, укреплении сердечно-сосудистой системы и т.д. ЦЕНА 495 руб. Мин. курс 4 упак. Полный курс оздоровления 8 упак.»;

6) в тексте под названием «Новинка! Крем Венокрепин от вен.» приводится описание свойств препарата «крем «Венокрепин»: «…полезен при хронической венозной недостаточности 1-2 степени, чувстве тяжести, неприятных и болезненных ощущениях в ногах, отечности ладыжек, гематомы, синяки, при сосудистых звездочках, при варикозном расширении вен и тромбофлебите. ЦЕНА 295 руб. Минимально на курс 2-3 упак.»;

7) в тексте под названием «НУКСЕН на основе черного ореха» приводится описание свойств препарата «НУКСЕН»: «…полезен при: заболеваниях органов дыхания, сердечно сосудистая система (ишемия, аритмия, тромбозы, нормализует память, сон, трофические язвы, инсульты и инфаркты), гепатологии… ЦЕНА от производителя 350 руб. Мин. Курс 3-6 упак, полный – 9 упак.»;

8) в тексте под названием «БАРСУЧИЙ ЖИР 250 мл.» приводится описание свойств барсучьего жира: «…полезен при множестве тяжелых болезней: туберкулез легких, хронические бронхиты (включая курильщиков), затемнение на легких, общее истощение организма независимо от факторов, некоторые виды астмы, атеросклероза, начальные стадии силиказа, язва желудка и двенадцатиперстной кишки… ЦЕНА 400 руб. Курс 6 упак.».

Распространенная информация, содержащая описание свойств препаратов «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир» и рекомендации к их использованию для перечисленных в текстах заболеваний, а также содержащая сведения о ценах на полный и минимальный курс приема таких препаратов и сведения о возможности приобретения препаратов в определенном месте,  направлена на привлечение внимания к препаратам «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир», формирует и поддерживает к ним интерес и тем самым способствует их продвижению на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемом случае объектами рекламирования являются предлагаемые к продаже товары – препараты «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир».

Из содержания приведенных рекламных текстов однозначно следует, что препараты «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир» оказывают положительное влияние на течение болезней, перечисленных в рекламе, то есть обладают лечебными свойствами, и тем самым  формируется мнение потребителей рекламы о принадлежности таких препаратов к лекарственным средствам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств») лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В силу требований статьи 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом данные о регистрации лекарственных препаратов вносятся в государственный реестр лекарственных средств (статья 27, статья 33 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»).

Препараты «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир» отсутствуют в Государственном реестре лекарственных средств, что подтверждается дополнительно проведенным просмотром названного Реестра, находящегося в свободном доступе в сети Интернет, следовательно, указанные препараты лекарственными средствами не являются.

Анализ рассматриваемых рекламных текстов показывает, что препараты «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир» характеризуются как препараты, обладающие лечебными свойствами, что не соответствует действительности, поскольку такими свойствами могут обладать только лекарственные средства, в качестве которых рекламируемые препараты не зарегистрированы и поэтому не являются лекарственными средствами.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соотвествия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Одновременно, указание в рекламе препаратов «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир», не являющихся лекарственными средствами, на их лечебные свойства не допустимо в силу Закона.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Кроме того, дополнительно проведенный просмотр Реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию, который  находится в свободном доступе в сети Интернет, показал, что препарат «Бальзам «Егерь» зарегистрирован в качестве биологически активной добавки к пище по свидетельству о государственной регистрации 77.99.11.3.У.7074.7.09 от 22.07.2009, согласно которому областью применения  биологически активной добавки к пище «Апифитобальзам «Егерь»(флаконы по 150 мл, 200 мл, 250 мл) (ТУ 9185-013-40851966-09, продукция изготовлена АКООХ-И «Фонд поддержки строительства Храма», 656066, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Малахова, 157А (Российская Федерация), является реализация населению через аптечную сеть и специализированные магазины, отделы торговой сети в качестве биологически активной добавки к пище - источника дубильных веществ, органических кислот (лимонная кислота), содержащей флавоноиды (гиперозид, рутин, кверцетин, кемпферол).

По результатам поиска препарата «Барсучий жир» найдено 18 выданных свидетельств о государственной регистрации препаратов с аналогичными названиями, зарегистрированных в качестве биологически активной добавки к пище.

Препараты «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха» в Реестре продукции, прошедшей государственную регистрацию, не найдены (распечатка из Реестра продукции, прошедшей государственную регистрацию, имеется в материалах дела).

С учетом изложенного, реклама препаратов «Бальзам «Егерь», «Барсучий жир», являющихся  биологически активной добавкой к пище, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к  рекламе биологически  активных добавок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Однако, реклама препаратов «Бальзам «Егерь», «Барсучий жир» создает впечатление о лечебных свойствах препарата («…особенно важен бальзам для лиц среднего и пожилого возраста. Бальзам хорош при многих заболеваниях, как туберкулез легких, бронхиты, пневмония, при острых и хронических заболеваниях печени, кроме всего помогает защищать печень от поражения антибиотиками и другими лекарствами, в том числе от действия химиопрепаратов, применяемых в онкологии. Полезен при слабоумии, болезни Паркинсона, рассеянном склерозе, и прочих нервных заболеваниях, в гинекологии, заболеваниях мочеполовой системы, простатите, аденоме, импотенции, нормализации давления, восстановление после операций, помогает в укреплении иммунитета, нормализации обмена веществ, стимуляции полноценной работы щитовидной железы, при понижении содержания холестерина в крови, укреплении сердечно-сосудистой системы и т.д..»; «…полезен при множестве тяжелых болезней: туберкулез легких, хронические бронхиты (включая курильщиков), затемнение на легких, общее истощение организма независимо от факторов, некоторые виды астмы, атеросклероза, начальные стадии силиказа, язва желудка и двенадцатиперстной кишки…»).

Таким образом, распространенная реклама препаратов «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха» нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а реклама препаратов  «Бальзам «Егерь», «Барсучий жир» нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5 и пункт 1части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», поэтому является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно выходным данным, опубликованным в газете «Еженедельник Metro. Казань» №42(98) от 4 ноября 2013г. издателем газеты (свидетельство ПИ № ТУ 16-00641 от 8.11.2011г.) является ООО «Успех-Пресс».

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, статьей 25 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель – ООО «Успех Пресс».

В ответ на определение о возбуждении дела №08-255/2014 по признакам нарушения законодательства о рекламе были представлены следующие документы и сведения:

Копия договора №698 от 17.10.2011г. (Договор), заключенного между ООО «Успех-Пресс» (Исполнитель) и ИП <...> (Заказчик);

Копии макетов рассматриваемой рекламы;

Копии актов выполненных работ;

Учредительные документы;

ИНН, свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Из анализа представленных материалов установлено, что распространение рассматриваемой рекламы препаратов «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир» осуществлено в рамках Договора, представленного ООО «Успех-Пресс».

Из сложившихся договорных отношений следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...>.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьей 25 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо – ИП <...>

В ответ на определение об отложении дела №08-255/2014 ООО «Успех-Пресс» были представлены следующие документы и сведения:

Согласованный между рекламодателем и рекламораспространителем макет рекламы;

Акт сверки взаимных расчетов между ООО «Успех-Пресс» и ИП<...>. по состоянию на 15.08.2013г.;

Акт сверки взаимных расчетов между ООО «Успех-Пресс» и ИП <...> по состоянию на 01.05.2014г.;

Опись вложения в письмо от 10.09.2014г.

Копия чека об отправке корреспонденции ИП <...> от 10.09.2014г.

Письменные пояснения.

Из анализа представленных документов и сведений следует, что рассматриваемая реклама распространялась и в последующих выпусках газеты «Еженедельник Metro. Казань», последний выход в выпуске от 3.03.2014г. №8 (113), что подтверждается актами приема-сдачи оказанных услуг, направленных в адрес ИП <...>(в том числе актом №000418 от 3.03.2014г.).

Также, в ходе заседания Комиссии представитель ООО «Успех-Пресс» пояснил, что в соответствии с пунктом 2.2.5 Договора, Заказчик обязан подписывать акты приема-сдачи оказанных услуг или направлять мотивированных отказ от их подписания в срок не позднее двух рабочих дней с момента их получения от Исполнителя, в случае неподписания акта в указанные сроки или непредоставления мотивированного отказа, акт считается подписанным, а услуги – оказанными надлежащим образом.

Так, акты приема сдачи оказанных услуг в период с 4.02.2013г. до 3.03.2014г. были высланы посредством почтовой связи в адрес ИП <...>, однако, подписанных актов ООО «Успех-Пресс» не получило. Заказчиком был согласован макет рекламы, опубликованной в газете «Еженедельник Metro. Казань» №42(98) от 4 ноября 2013г., в последующих выпусках реклама размещалась на основании указанного макета, дату проведения выставки Заказчик уточнял посредством телефонной связи, однако, доказательств согласования размещения рекламы таким способом ООО «Успех-Пресс» не представлено.

Оплата оказанных услуг производилась путем внесения предоплаты, в соответствии с представленным актом сверки расчетов по состоянию на 1.05.2014г. ИП <...> в период с 1.01.2013г. по 1.08.2013г. сумма, внесенная на счет ООО «Успех-Пресс» составила 757 000 рублей, сумма, подлежащая уплате - 829 000 рублей. Таким образом, оплата за оказание рекламных услуг производилась только до 2.12.2013г. Размещение рекламы в последующих выпусках газеты «Еженедельник Metro. Казань» фактически не было согласовано рекламодателем, оплата не производилась.

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5, статьей 25 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1.Признать рекламу, распространявшуюся в газете «Еженедельник Metro. Казань» №42(98) от 4 ноября 2013г. информации под общим заголовком «АЛТАЙСКОЕ ЗДОРОВЬЕ! г. Барнаул» о препаратах «капли для глаз «Светоч», «Инол+», «Новый Аденостоп», «эликсир «Диоскорея кавказская», «Бальзам «Егерь», «крем «Венокрепин», «Нуксен на основе черного ореха», «Барсучий жир», со сведениями о лечебных свойствах таких препаратов и о возможности их приобретения на выставке в ДК «Химиков», ДК «Сайдаш», ненадлежащей, так как были нарушены требования, установленные пунктом 6 части 5 статьи 5, статьей 25 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.Выдать ООО «Успех-Пресс» (420073, РТ, г. Казань, ул. Гвардейская, д. 31/42; ИНН: 1660124237) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны