Решение №РБ-08/19171 Решение по делу № 08-632/2014 от 16 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №08-632/2014, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ОАО «Нижнекамскнефтехим» (423574, РТ, г. Нижнекамск, территория ОАО «Нижнекамскнефтехим», ИНН 165100001) по факту размещения рекламного видео, на телеканале «Новый Век» с текстом следующего содержания: «…Вот уже 10 «Нижнекамскнефтехим» признается лучшим предприятием России в сфере природоохранной деятельности…», которое содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»,

установила:

По результатам проведенной плановой выездной проверки по соблюдению законодательства о рекламе ОАО «Нижнекамскнефтехим» установлен факт размещения рекламного видео, на телеканале «Новый Век» с текстом следующего содержания: «…Вот уже 10 «Нижнекамскнефтехим» признается лучшим предприятием России в сфере природоохранной деятельности…», которое содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее – Правила), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее – Регламент).

По факту распространения рассматриваемой рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан определением (исх. №РБ-08/14387 от 23.09.2014г.) в отношении ОАО «Нижнекамскнефтехим» было возбуждено дело №08-632/2014 по признакам нарушения пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 названного закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Сообщение в рекламе недостоверных сведений об изготовителе или продавце товара ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед другими субъектами рекламной деятельности.

Информационное видео с текстом: «…Вот уже 10 «Нижнекамскнефтехим» признается лучшим предприятием России в сфере природоохранной деятельности… содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Во исполнение определения №08-632/2014 (исх. №РБ-08/14387 от 23.09.2014г.) о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе ОАО «Нижнекамскнефтехим» в адрес Управления направило письменные объяснения с приложением следующих документов (в копиях):

акт выполненных работ от 24.03.2014г.; счет-фактура №00001767 от 24.03.2014г.; платежное поручение №13082 от 21.04.2014г.;

согласованный текст рекламного видеоролика;

приказ №314-ПО от 14.08.2014г. «О принятии мер по предупреждению нарушений законодательства о рекламе»;

объяснительная исполняющего обязанности начальника отдела рекламы и выставок<…>.;

должностная инструкция начальника отдела рекламы ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Из представленных письменных объяснений следует, что ОАО «Нижнекамскнефтехим» с вменяемым правонарушением не согласно, считает вывод о том, что ОАО «Нижнекамскнефтехим» «…Вот уже 10 «Нижнекамскнефтехим» признается лучшим предприятием России в сфере природоохранной деятельности…» соответствует действительности, ссылается на результаты и рейтинги в различных тематических мероприятиях, проектах.

В ходе изучения имеющихся документов Управлением установлено, что, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ОАО «Телерадиокомпания «Новый Век», рекламодателем – ОАО «Нижнекамскнефтехим», текст рекламного видеоролика был надлежащим образом согласован. Рассматриваемый рекламный видеоролик распространялся в период с 13.03.2014г. по 19.03.2014г. Услуги были оказаны в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством, что подтверждается актом выполненных от 24.03.2014г.; счет-фактурой №00001767 от 24.03.2014г.; платежным поручением №13082 от 21.04.2014г.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела №08-632/2014, приходит к следующим выводам.

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 33 Закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В рассматриваемой рекламе с текстом «…Вот уже 10 «Нижнекамскнефтехим» признается лучшим предприятием России в сфере природоохранной деятельности…» используется сравнительная характеристика объекта рекламирования путем употребления слова «лучший», что создает преимущество рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Однако, ОАО «Нижнекамскнефтехим» не представил документов, подтверждающих свое лидерское положение в Российской нефтехимической отрасли. В соответствии с толковым словарем под редакцией <…>.; «лучший» - самого высокого качества, самого хорошего свойства.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе»).

Исходя из вышеизложенного, рекламный видеоролик с текстом «…Вот уже 10 «Нижнекамскнефтехим» признается лучшим предприятием России в сфере природоохранной деятельности…» содержит нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Кроме того, в данном случае также усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Таким образом, отсутствие в рекламе информации о том, кем ОАО «Нижнекамскнефтехим» было признано лидером, искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе за нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 названного закона несет ответственность рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

Признать ненадлежащей рекламу с текстом: «…Вот уже 10 «Нижнекамскнефтехим» признается лучшим предприятием России в сфере природоохранной деятельности…» в видеоролике на телеканале «Новый Век», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3, часть 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Предписание ОАО «Нижнекамскнефтехим» не выдавать в связи с тем, что указанная реклама более не распространяется.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны