Решение №РБ-08/19398 Решение по делу № 08-312/2014 от 18 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №08-312/2014 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Челны ТТ» (423803, РТ, г. Набережные Челны, Набережночелнинский проспект, д. 56, ИНН 1650248427) части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившимся в распространении рекламных сообщений по сетям электросвязи без предварительного согласия адресата, в отсутствие законного представителя ООО «Челны ТТ» или представителя по доверенности,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение гражданина (вх. 2110 от 03.03.2014г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламных сообщений по сетям электросвязи без предварительного согласия адресата.

В ходе изучения материалов дела установлено, что 10.01.2014г. в 21 часов 09 минут от отправителя TeleTrade на электронный почтовый ящик kus1410@gmail.com поступило сообщение с текстом: «…Не упустите возможность использовать благоприятный момент для быстрого заработка на новостях! Учитесь использовать новостные движения рынка! Посещайте практические занятия, обучающие мастер-классы!..», содержаще признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.06г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

В целях выявления круга лиц подлежащих привлечению к участию в деле Управлением был направлен запрос представлении информации (исх. №ДМ-08/3717 от 18.03.2014г.) в ООО «Челны ТТ» (представитель TeleTrade в г. Набережные Челны).

15.05.2014г. от ООО «Челны ТТ» в адрес Управления поступили следующие документы и сведения: 1) объяснительное письмо; 2) контракт №б/н от 13.01.2014г., заключенный между ООО «Челны ТТ» (423803, РТ, г. Набережные Челны, Набережночелнинский проспект, д. 56, ИНН 1650248427) Teletrade D.J. Limited (местонахождение: Сент-Винсент и Гренадины), согласно которому ООО «Челны ТТ» отдельное юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в г. Набережные Челны, в которую входит организация рекламных мероприятий, программ, акций, связанных с продвижением услуг Teletrade D.J. Limited; 3) пример карточки регистрации клиента на сайте Teletrade.

По факту распространения рассматриваемой рекламы Управлением определением (исх. №РБ-08/10483 от 24.07.2014г.) в отношении ООО «Челны ТТ» было возбуждено дело №08-312/2014 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона «О рекламе».

Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее – Правила), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее – Регламент).

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом «О рекламе».

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, которая содержится в рассматриваемом сообщении имеет все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемые соответствующим рекламодателем.

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» электросвязь представляет собой любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

В письме Федеральной антимонопольной службой России № АК/7654 от 19 мая 2006 года указано, что требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространяются в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет. Таким образом, к средствам электросвязи относится и сеть Интернет.

При этом распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного адреса почтового ящика.

Из анализа представленных сведений Управлением установлено, что ООО «Челны ТТ» является рекламораспространителем и рекламодателем вышеуказанного рекламного объявления.

Нарушение требований части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» произошло по вине ООО «Челны ТТ», осуществившим распространение рекламы.

В объяснительном письме от 15.05.2014г. ООО «Челны ТТ» сообщает, что «…рекламная информация в средствах электронных СМИ осуществляется строго в соответствии с согласием клиента компании, для этого в личном кабинете клиента при регистрации клиент в поле: «Согласен на получение информации на адрес» и прописывает данный адрес, таким образом, формируется база для автоматической рассылки информации…». Однако, согласно пункту 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы. Таким образом, доводы ООО «Челны ТТ» не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона «О рекламе» при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положения части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

Признать ненадлежащей рекламу, пришедшую на электронный почтовый ящик kus1410@gmail.com, с текстом: «…Не упустите возможность использовать благоприятный момент для быстрого заработка на новостях! Учитесь использовать новостные движения рынка! Посещайте практические занятия, обучающие мастер-классы!..» поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Закона «О рекламе».

Предписание ООО «Челны ТТ» (423803, РТ, г. Набережные Челны, Набережночелнинский проспект, д. 56, ИНН 1650248427) не выдавать в связи с тем, что указанная реклама более не распространяется.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны