Решение №РБ-08/19424 Решение по делу № 08-309/2014 от 18 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №08-309/2014 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Рекламная площадь-Казань» (420015, г. Казань, ул. Островского, 35А, 412; ИНН 1655084973) и обществом с ограниченной ответственностью «Медиа-холдинг «АБАК-ПРЕСС» (620014, г. Екатеринбург, ул. Радищева, д. 23, оф. 328; ИНН 6685013432) пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившимся в распространении в журнале «Shopping guide «Я Покупаю.Казань» (февраль 2014) на странице 60 рекламы системы фильтрации и ионизации воды «KYK» под заголовком «Глоток здоровья»,

в отсутствие законных представителей ООО «Рекламная площадь – Казань» и ООО «Медиа-холдинг «АБАК-ПРЕСС» или представителей по доверенности,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение гражданина (вх. №982/ж от 25.04.2014г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в журнале «Shopping guide «Я Покупаю.Казань» (февраль 2014) на странице 60 рекламы системы фильтрации и ионизации воды «KYK» под заголовком «Глоток здоровья», содержащей признаки нарушения пункта 4, 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

В целях выявления круга лиц подлежащих привлечению к участию в деле Управлением был направлен запрос представлении информации (исх. №РБ-08/6571 от 13.05.2014г.) в адрес издательства журнала «Shopping guide «Я Покупаю.Казань» ООО Медиа-холдинг «АБАК-ПРЕСС».

В ответ на указанный запрос информации Управлению были представлены письменные объяснения (вх. №5876 от 09.06.2014г.), исходя из анализа которых установлено, что ООО Медиа-холдинг «АБАК-ПРЕСС» (620014, г. Екатеринбург, ул. Радищева, д. 23, оф. 328; ИНН 6685013432) (исполнитель) размещает рекламные материалы в печатных изданиях по договору №29/РУ-13 от 09.01.2013г. с ООО «Рекламная площадь-Казань» (420015, г. Казань, ул. Муштари, 33б; ИНН 1655084973) (заказчик).

По факту распространения рассматриваемой рекламы Управлением (исх. №РБ-08/14956 от 22.07.2014г.) было возбуждено дело №08-309/2014 по признакам нарушения пункта 4, 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее – Правила), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее – Регламент).

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом «О рекламе».

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктами 1, 2 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Закона «О рекламе»).

Информация, распространявшаяся в журнале «Shopping guide «Я Покупаю.Казань» (февраль 2014) на странице 60 под заголовком «Глоток здоровья» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемые соответствующим рекламодателем, размещается на страницах печатного издания – в журнале «Shopping guide «Я Покупаю.Казань».

В силу пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается: использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников; указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

По смыслу требования вышеуказанных нормы на наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Этот перечень товаров и услуг является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В отношении товаров и услуг, не входящих в данный перечень, действует полный запрет указывать в их рекламе на лечебные свойства, т.е. на положительное влияние на течение болезни.

Термин "лечение" (терапия) используется при описании как этиотропного и патогенетического подхода в лечении заболеваний (когда при помощи лекарственных препаратов устраняются причины заболевания, например: при этиотропной терапии - антибактериальная терапия при инфекционных болезнях; при патогенетической терапии - заместительная терапия инсулином при сахарном диабете в связи с недостаточной продукцией этого гормона поджелудочной железой), так и при описании симптоматического подхода в лечении заболеваний (когда при помощи лекарственных препаратов устраняются симптомы/проявления заболевания в дополнение к этиотропной и патогенетической терапии, например: применение анальгетиков при боли, жаропонижающих препаратов - при "высокой" лихорадке и др.).

В медицинской практике применяется консервативное и хирургическое лечение.

Консервативное (нехирургическое) лечение (собственно терапия) осуществляется химическими, физическими и биологическими методами. Химические и биологические методы являются основными консервативными способами воздействия на больной организм. К их числу относятся фармакотерапия и химиотерапия, фитотерапия, иммунотерапия и фаготерапия. К физическим консервативным методам лечения относятся физиотерапия, массаж и лечебная физкультура, гидротерапия. В большинстве случаев эти методы являются вспомогательными. Физиотерапевтические методы включают в себя воздействия на организм с помощью электромагнитных и звуковых излучений (УВЧ-терапия, магнитотерапия, электрофорез, лазеротерапия, рентгенотерапия и др.).

Хирургическое лечение применяется в случае невозможности или низкой эффективности консервативного лечения.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь.

Исходя из заложенных в законодательстве Российской Федерации понятий медицинской деятельности, видов медицинской помощи и методов лечения сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.

Стремясь к достижению конкурентного преимущества, рекламодатели товаров и услуг прибегают к недопустимым методам в рекламе, указывая на показания к применению в медицинских целях своих товаров, которые не были подтверждены клиническими испытаниями. Иллюстрацией данного вида нарушений может служить реклама различных продуктов для лечебно-профилактического питания, пищевых добавок, лечебно-косметической продукции, приборов, тренажеров и пр. Производители таких товаров не заботятся о подтверждении терапевтических свойств своих товаров, а в некоторых случаях им не удается в установленном порядке подтвердить их лечебное действие, однако в рекламе указывается целый спектр показаний к применению для лечения и профилактики заболеваний, что не соответствует действительности.

В отношении различных приборов, изделий и аппаратов, которые рекламируются как медицинская техника или изделия медицинского назначения, следует отметить, что их применение в медицинских целях должно подтверждаться правоустанавливающим документом - регистрационным удостоверением, имеющим соответствующие реквизиты регистрирующего органа здравоохранения. Кроме того, должна регистрироваться в установленном порядке и медицинская технология, предусматривающая их применение. В рекламе таких товаров не допускается указывать на применение в медицинских целях при отсутствии государственной регистрации в качестве медицинской техники или изделий медицинского назначения, а также государственной регистрации медицинской технологии применения.

В настоящее время методы лечения, не принятые как стандарт лечения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в качестве новых медицинских технологий.

Следствием неразборчивости рекламораспространителей, принимающих к распространению рекламу товаров, терапевтические свойства которых не подтверждены соответствующими удостоверениями и свидетельствами, стал поток лживой и медицински безграмотной рекламы, несущей потенциальную угрозу здоровью миллионов потребителей. Суть такой угрозы сводится к тому, что взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов и приборов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья

В ходе изучения приложенной к обращению копии страницы 60 журнала «Shopping guide «Я Покупаю.Казань» (февраль 2014) установлено, что вышеуказанная реклама содержит текст следующего содержания:

«Татьяна Ганеева, директор стоматологии «Татьяна»;

«Когда нам домой устанавливали ионизатор воды KYK, я была настроена скептически. Я же врач, прагматик!»;

«перестала мучить изжога»;

«он страдал от камней в почках и желчном протоке, были проблемы с желудком…пьет ее каждое утро…чувствует себя гораздо лучше»;

«производит «мертвую воду»…используем для заживления ран, язвочек»;

«она страдала жутким обострением пародонтита, были гнойные выделения из десен…два дня полоскала рот «мертвой водой», а потом пила «живую»…»;

«никакой операции не требуется, выделений больше нет»;

«аппарат помог избавиться от таких заболеваний, как панкреатит, гастрит, повышенная кислотность желудка, избавил от запоров, диареи».

Вышеуказанная реклама содержит сведения, приведение которых характерно для рекламы лекарственных средств (изделий) – указания на лечебные свойства, при этом объект рекламирования - система фильтрации и ионизации воды «KYK» - в Государственном реестре медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу http://www.roszdravnadzor.ru/registration/mi_reestr/search) не зарегистрирован.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе используется словесный образ медицинского работника.

Указание в тексте рекламы профессии лица медицинской или фармацевтической деятельности и его специализации, приведение в рекламе фамилии, имени, отчества врача или фармацевта подпадают под понятие использования образа медицинского работника либо фармацевтического работника, поскольку позволяют идентифицировать данное лицо и однозначно определить его в качестве медицинского, фармацевтического работника.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

Из анализа представленных сведений Управлением установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО Медиа-холдинг «АБАК-ПРЕСС», рекламодателем - ООО «Рекламная площадь-Казань».

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона «О рекламе» при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положений части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

Из положений части 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 5 статьи 5, Закона «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

Признать ненадлежащей рекламу в журнале «Shopping guide «Я Покупаю.Казань» (февраль 2014) на странице 60 системы фильтрации и ионизации воды «KYK» под заголовком «Глоток здоровья», поскольку в ней нарушены требования пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

Выдать ООО «Рекламная площадь-Казань» (420015, г. Казань, ул. Островского, 35А, 412; ИНН 1655084973) предписание о прекращении нарушения пунктов 4, 6 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны