Определение №РБ-08/20445 Решение по делу № 08-736/2014 от 19 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №08-736/2014, возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе, по факту распространении в эфире радиостанции «Брежнев FM» г. Набережные Челны рекламы с текстом: «5417 «Соната! Сонату не видели? Простите вы не знаете где Соната? Захотелось Сонату? Вот оно новое поколение легендарного автомобиля среди бизнес-класса Hyundai i40 в наличии с ПТС с ценой от 8599 тысяч рублей в кредит за 6,5%, все подробности в салонах официальных дилеров Hyundai компании ТТС и по тел. 392560. Кредит предоставляется ЗАО «Кредит Европа Банк», с признаками нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в отсутствие лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – общества с ограниченной ответственностью «Агентство по маркетингу и рекламе «Фортуна» (420066, РТ, г. Казань, пр. Ибрагимова, 48 ИНН 1658094497)

установила:

По результатам проведения плановой выездной проверки ООО «Современные технологии» на предмет соблюдения норм Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее — Управление) установлен факт распространения в эфире радиостанции «Брежнев FM» г. Набережные Челны рекламы с текстом: «5417 «Соната! Сонату не видели? Простите вы не знаете где Соната? Захотелось Сонату? Вот оно новое поколение легендарного автомобиля среди бизнес-класса Hyundai i40 в наличии с ПТС с ценой от 8599 тысяч рублей в кредит за 6,5%, все подробности в салонах официальных дилеров Hyundai компании ТТС и по тел. 392560. Кредит предоставляется ЗАО «Кредит Европа Банк».

Данная реклама умалчивает об условиях оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий, что образует признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

Из представленных документов и сведений от ООО «Современные технологии» установлено, что вышеуказанная реклама распространялась на основании договора №198/2011 от 14 декабря 2010г., заключенного между ООО «Современные технологии» (Исполнитель) и ООО «АМР «Фортуна» (Заказчик).

В соответствии с п.п 1.1 вышеуказанного договора Заказчик поручает Исполнителю оказать Заказчику следующие услуги по изготовлению и/или размещению рекламного материала в г. Набережные Челны на частотах 102.8 МГц (радиопрограмма «Закамье – 102,8 FM»), 90,9 МГц (радиопрограмма «Радио Брежнев FM»), 104,8 Мгц (радиопрограмма «Белый город»).

Таким образом, рекламодателем рекламы является ООО «АМР «Фортуна», рекламораспространителем - ООО «Современные технологии».

По факту распространения данной рекламы Управлением в отношении ООО «АМР «Фортуна» было возбуждено дело №08-736/2014 по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела №08-736/2014, приходит к следующим выводам.

При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее – Правила), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее – Регламент).

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом «О рекламе».

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, распространявшаяся в эфире радиостанции «Брежнев FM» г. Набережные Челны, с текстом: «5417 «Соната! Сонату не видели? Простите вы не знаете где Соната? Захотелось Сонату? Вот оно новое поколение легендарного автомобиля среди бизнес-класса Hyundai i40 в наличии с ПТС с ценой от 8599 тысяч рублей в кредит за 6,5%, все подробности в салонах официальных дилеров Hyundai  компании ТТС и по тел. 392560. Кредит предоставляется ЗАО «Кредит Европа Банк», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в эфире радиостанции; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемые соответствующим рекламодателем.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Понятие финансовой услуги для целей Федерального закона «О рекламе» включает не только услуги, прямо указанные в Федеральном законе «О защите конкуренции», но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств. При этом для целей Федерального закона «О рекламе» необходимо учитывать правовое регулирование финансовых услуг, установленное также иными нормативными актами.

В широком смысле финансовые услуги - это услуги финансового посредничества, в том числе займ, кредит и страхование. Отношения в сфере финансовой деятельности регулируются гражданским законодательством, а также специальным законодательством о банках и банковской деятельности, о страховании, об инвестиционной деятельности, важное место в котором для целей комментируемой статьи занимает законодательство о ценных бумагах.

Исходя из анализа текста рассматриваемой рекламы следует, что предоставляемая ЗАО «Кредит Европа Банк» услуга является финансовой, так как связана с возможностью приобретения автомобиля в кредит.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе» недопустимо умалчивание иных условий оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Информация, содержащая иные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица в рассматриваемой рекламе отсутствует. При этом информация о том, что потребитель, воспользовавшись данной услугой имеет возможность приобрести автомобиль с ценой от 8599 тысяч рублей в кредит за 6,5% годовых присутствует.

Закон «О рекламе» запрещает умалчивать об определенных существенных условиях, которые влияют на конечную стоимость оказываемой потребителю финансовой услуги, поэтому информация о возможности уточнения непосредственно в организации подробностей о рекламируемой финансовой услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

При этом важно определить, что подразумевается под условиями, влияющими на стоимость кредита (займа).

Стоимость кредита (займа) составляет сумма вознаграждения, которая должна быть уплачена заемщиком в рамках заключенного договора займа. При этом стоимость кредита (займа) включает в себя проценты за кредит (займ), а также все иные платежи, взимаемые в рамках договора займа.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены:

•        сумма потребительского кредита (займа);

•        срок действия договора потребительского кредита (займа);

•        срок возврата потребительского кредита (займа);

•        валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем);

•        процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита (займа) будет указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по предоставлению займа, так и влияющие на эти расходы.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что реклама, распространявшаяся в эфире радиостанции «Брежнев FM» г. Набережные Челны, с текстом: «5417 «Соната! Сонату не видели? Простите вы не знаете где Соната? Захотелось Сонату? Вот оно новое поколение легендарного автомобиля среди бизнес-класса Hyundai i40 в наличии с ПТС с ценой от 8599 тысяч рублей в кредит за 6,5%, все подробности в салонах официальных дилеров Hyundai  компании ТТС и по тел. 392560. Кредит предоставляется ЗАО «Кредит Европа Банк» нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» за нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 названного закона ответственность несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

Признать рекламу, распространявшуюся в эфире радиостанции «Брежнев FM» г. Набережные Челны, с текстом: «5417 «Соната! Сонату не видели? Простите вы не знаете где Соната? Захотелось Сонату? Вот оно новое поколение легендарного автомобиля среди бизнес-класса Hyundai i40 в наличии с ПТС с ценой от 8599 тысяч рублей в кредит за 6,5%, все подробности в салонах официальных дилеров Hyundai  компании ТТС и по тел. 392560. Кредит предоставляется ЗАО «Кредит Европа Банк» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

Предписание ООО «Агентство по маркетингу и рекламе «Фортуна» (420066, РТ, г. Казань, пр. Ибрагимова, 48 ИНН 1658094497) не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «10» декабря 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны