Определение №РБ-08/2550 Определение о возбуждении дела №08-48/2015 по признакам нару... от 22 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение о возбуждении дела №08-48/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

исх. РБ-08/2550 от 25.02.2015

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, рассмотрев заявление о проверке соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента,

Установил:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение гражданина (вх. № 2792/ж от 25.12.2014 г.) о проверке соблюдения законодательства о рекламе по фактам распространения рекламы по сетям электросвязи  на мобильный номер <...> с буквенного номера «Raiffeisen» без  предварительного согласия абонента:

23.09.2014г. в 14 часов 17 минут,  с текстом следующего содержания: «Uvazhaemyi Klient! Vam odobrena kreditnaya karta Visa Classic Cash s limitom 130000 RUR! Kak tolko Vasha karta budet dostavlena v otdelenie, my Vas proinformiruem po SMS. S uvazheniem, Raiffeisenbank»;

14.10.2014г. в  10 часов 21 минуту, с текстом следующего содержания: «Uvazhaemyi Klient! Vy podklucheny k vozmozhnosti podtverzhdenija operacij kodom, poluchennym po SMS na danniy nomer. Spravka po tel 88007000072. Paiffeisenbank»;

13.11.2014г. в 11 часов 00 минут, с текстом следующего содержания: «Выгодные курсы обмена валют и тарифы на переводы, оплата ЖКХ и других услуг в бесплатном интернет-банке R-Connect. Осталось 30 дней до окончания действия логина и пароля. Райффайзенбанк»;

10.12.2014г. в 09 часов 02 минуты, с текстом следующего содержания: «Uvazhaemyi Klient! Raiffeisenbank napominaet o priblizhenii ocherednogo platezha po kreditu, prosba svoevremenno popolnit schet. 84959812823»;

14.12.2014г. в 09 часов 09 минут, с текстом следующего содержания: «Uvazhaemyi Klient! Raiffeisenbank napominaet o priblizhenii ocherednogo platezha po kreditu, prosba svoevremenno popolnit schet. 84959812823».

Согласия на получение подобных сообщений заявитель не давал. Так же заявитель представил письменное разрешение на обработку своих персональных данных.

Данный факт имеет признаки нарушений части 1 статьи 18  Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»).

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, поступившая на мобильный номер  <...>  содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемые соответствующим рекламодателем.

В целях установления рекламораспространителя Управлением  направлен запрос информации в адрес пользователя ресурса нумерации, в состав которого входит номер <...> - ОАО «ВымпелКом»  (исх. № РБ-08/149 от 13.01.2015г.), а также в адрес ЗАО «РайффайзенБанк» (исх. № РБ-08/1147 от 13.01.2015г.).

Согласно представленным ОАО «ВымпелКом» и ЗАО «РайффайзенБанк» документам  и сведениям (вх. № 13 ДСП от 13.02.2015г.) отправителем вышеуказанных сообщений является ЗАО «РайффайзенБанк». Причем отправка  смс-сообщения прошедшего на номер заявителя 23.09.2014г. в 14 часов 17 минут  осуществлена в результате цепи последовательных договоров между ОАО «ВымпелКом» и ООО «Билайн Венчурс», ООО «Билайн Венчурс» и ООО «СМС Трафик», ООО «СМС Трафик» и ЗАО «СКЛ», ЗАО «СКЛ»  и ЗАО «РайффайзенБанк», а отправка смс-сообщений прошедших 14.10.2014г., 13.11.2014г., 10.12.2014г., 14.12.2014г.  - ОАО «ВымпелКом» и ООО «Билайн Венчурс», ООО «Билайн Венчурс» и ООО «ОСК», ООО «ОСК» и ЗАО «РайффайзенБанк».

Также Управлению представлена копия Заявления на регистрацию в системе Raiffeisen Connect от 14.10.2014г. (вх. № 13 ДСП от 13.02.2015г.; № 1126 от 30.01.2015г.),  которым заявитель (клиент) дал согласие на получение от Банка (ЗАО «Райффайзенбанк») смс-сообщений на  мобильный номер <...>  с информацией об изменениях «Правил использования карт ЗАО «Райффайзенбанк», «Общих условиях обслуживания счетов вкладов и потребительских кредитов граждан ЗАО «Райффайзенбанк», тарифов Банка, новых продуктах, иных новостей, а также сообщений рекламного характера.

Следует учитывать, что обязанность реклмораспространителя на получение согласия от абонента, выраженного посредством совершения абонентом действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки установлена Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», вступившим в силу 21.10.2014 г.

До 21.10.2014 г.  согласие абонента могло быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя или рекламораспространителя.

Соответственно, принимая во внимание дату получения Банком согласия  заявителя (клиента) на получение информационных смс-сообщений – 14.10.2014г., и  дату вступления в  действие Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» - 21.10.2014г., устанавливающий требования к форме согласия абонента на получение рассылки, при осуществлении  отправки сообщений 13.11.2014г., 10.12.2014г., 14.12.2014г. рекламораспространитель должен был обладать согласием  абонента в установленной законом форме, а именно согласием, выраженным посредством совершения абонентом действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.

Доказательств получения согласия владельца номера <...>, выраженным посредством совершения абонентом действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылок от 13.11.2014г., 10.12.2014г., 14.12.2014г. не представлено; лицо указанное в Заявлении на регистрацию в системе Raiffeisen Connect от 14.10.2014г.  не является владельцем указанного в данном заявлении номера телефона <...>, соответственно, представленное согласие на получение абонентом <...> рассылки является ненадлежащим.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации,  является ненадлежащей.

Из положения части 7 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение  требований, установленных  частью 1 статьи 18 Закона «О рекламе», ответственность несет рекламораспространитель.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных   по признакам   нарушения   законодательства    Российской Федерации о рекламе,

Определил:

1.Возбудить производство по делу № 08-48/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2.Назначить дело №08-48/2015 к рассмотрению на  17 марта 2015 года  в 16 ч. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

3.Признать лицами, участвующими в деле, в действиях которых содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе» ЗАО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК» (129090, г. Москва, ул. Троицкая, 17, 1; ИНН: 7744000302; дата  регистрации: 09.02.2001г.), ООО «Билайн Венчурс» (127083, г. Москва,
ул. Восьмого Марта, 10, стр.14. ИНН: 7713651706), ООО «ОСК» (115114, г. Москва, ул. Летниковская, 10, стр.1; ИНН: 7705658056).

4. ООО «Билайн Венчурс»  в срок до 06 марта 2015 г. представить следующие заверенные копии документов и сведений:

учредительные документы ООО «Билайн Венчурс» ;

выписку из ЕГРЮЛ;

свидетельство о регистрации ООО «Билайн Венчурс» в качестве юридического лица;

свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;

документы, подтверждающие полномочия руководителя ООО «Билайн Венчурс», с приложением копии паспорта (старица с Ф.И.О., датой и местом рождения,  страница с адресом регистрации);

надлежащее согласие абонента <...>  на данную смс-рассылку;

договор (-ы) на распространение вышеуказанных смс-сообщений  с приложением счетов, платежных поручений, актов выполненных работ;

письменное объяснение о том, каким образом осуществлялась вышеуказанные рассылки;

информацию о том, какие фактически действия совершило ООО «Билайн Венчурс» для осуществления отправки вышеуказанных смс-сообщений;

информацию о том, кем был определен текст вышеуказанного смс-сообщения;

информацию о том, кто определил получателя (адресата) данных смс-сообщений;

информацию о том, кто предоставил базы абонентов для рассылки данных смс-сообщений;

представить информацию о цепочке лиц,  при участии которых осуществлена отправка указанных смс-сообщений; информацию о договорах, заключенных между данными лицами, на основании которых осуществлена отправка этих смс-сообщений;

представить всю имеющуюся информацию о лицах, состоявших в указанной цепочке, в том числе информацию о имеющихся контактах каждого лица (почтовый адрес (в случае, если с данным лицом ведется переписка по почте), адрес электронной почты, по которой ведется переписка с данным лицом, телефоны должностных лиц указанного общества, с которыми поддерживается (поддерживалась) связь).

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование. 

В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

5. ООО «ОСК» в срок до 06 марта 2015 г. представить следующие заверенные копии документов и сведений:

учредительные документы ООО «ОСК»;

выписку из ЕГРЮЛ;

свидетельство о регистрации  ООО «ОСК»  в качестве юридического лица;

свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;

документы, подтверждающие полномочия руководителя ООО «ОСК», с приложением копии паспорта (старица с Ф.И.О., датой и местом рождения,  страница с адресом регистрации);

надлежащее согласие абонента <...>  на данную смс-рассылку;

договор (-ы) на распространение вышеуказанных смс-сообщений  с приложением счетов, платежных поручений, актов выполненных работ;

письменное объяснение о том, каким образом осуществлялась вышеуказанные рассылки;

информацию о том, какие фактически действия совершило ООО «ОСК»  для осуществления отправки вышеуказанных смс-сообщений;

информацию о том, кем был определен текст вышеуказанного смс-сообщения;

информацию о том, кто определил получателя (адресата) данных смс-сообщений;

информацию о том, кто предоставил базы абонентов для рассылки данных смс-сообщений;

представить информацию о цепочке лиц,  при участии которых осуществлена отправка указанных смс-сообщений; информацию о договорах, заключенных между данными лицами, на основании которых осуществлена отправка этих смс-сообщений;

представить всю имеющуюся информацию о лицах, состоявших в указанной цепочке, в том числе информацию о имеющихся контактах каждого лица (почтовый адрес (в случае, если с данным лицом ведется переписка по почте), адрес электронной почты, по которой ведется переписка с данным лицом, телефоны должностных лиц указанного общества, с которыми поддерживается (поддерживалась) связь).

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование. 

В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

6. ЗАО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК» в срок до 06 марта 2015 г. представить следующие заверенные копии документов и сведений:

учредительные документы ЗАО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК»;

выписку из ЕГРЮЛ;

свидетельство о регистрации  ЗАО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК» в качестве юридического лица;

свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;

документы, подтверждающие полномочия руководителя ЗАО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК», с приложением копии паспорта (старица с Ф.И.О., датой и местом рождения,  страница с адресом регистрации);

надлежащее согласие абонента <...>  на данную смс-рассылку;

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование. 

В случае если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данное определение просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка законных представителей ЗАО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК», ООО «Билайн Венчурс», ООО «ОСК» или представителей с доверенностью для участия в конкретном делопроизводстве (№08-48/2015), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны