Определение №РБ-08/3207 Определение о возбуждении дела №08-53/2015 по признакам нару... от 22 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение о возбуждении дела №08-53/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

исх. РБ-08/3207 от  06.03.2015

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...> – заместитель руководителя, рассмотрев заявление о проверке соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения в газете «Капитал-Закамье» № 48 от 6 декабря 2014 года на странице номер <...> рекламы услуг по представлению займов, что имеет признаки нарушения, что имеет признаки нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе»,

Установил:

В Управление поступило обращение гражданина (вх. №2786/ж от 24.12.2014г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Капитал-Закамье» № 48 от 6 декабря 2014 года на странице номер <...> рекламы услуг по представлению займов.

Для объективного рассмотрения данного обращения Татарстанским УФАС России был направлен соответствующий запрос в редакцию газеты «Капитал» о представлении необходимой информации.

В ответ на запрос из редакции газеты «Капитал-Закамье» поступили письменные пояснения, что все рекламные макеты для публикации их в газете «Капитал-Закамье» № 48 от 06.12.2014г. были предоставлены рекламодателем, т.е. ИП <...>, также были приложены договор № 169 от 01.02.2011 на оказание рекламных услуг, заключенный между ИП <...> и ИП <...>, заказ на оказание рекламных услуг и согласованный макет рекламы по предоставлению займов следующего содержания: «ДЕНЬГИ…Любые суммы, НАЛИЧНЫМИ….списание долгов перед банками   ИП <...>…..8-909-313-11-01 ».

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная в газете «Капитал-Закамье» № 48 от 6 декабря 2014 содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

Стоит отметить, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьи 807, 819) и Закона о потребительском кредите услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица.

Учитывая изложенное, в сферу регулирования части 13 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации".

Проанализировав федеральные законы, регламентирующие деятельность некредитных финансовых организаций, Татарстанское УФАС пришло к выводу о том, что из числа финансовых организаций (в том числе некредитных финансовых организаций, поименованных в статье 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и поднадзорных Банку России, а также указанных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" и не поднадзорных Банку России) индивидуальными предпринимателями могут являться только страховые брокеры.

При этом необходимо отметить, что страховые брокеры, осуществляя указанную в первом абзаце части 6 статьи 8 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность, в соответствии с третьим абзацем данной части вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.

Из изложенного следует, что страховые брокеры не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, согласно письму ФАС России от 31 июля 2014 г. N АД/30890/14 о рекламе финансовых услуг, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе признается ненадлежащей.

Из положения частей 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение  требований, установленных частью 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» несет ответственность рекламодатель, т. е. ИП <...>и<...>рекламораспространитель, т.е.,<...>ИП <...>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

Определил:

1. Возбудить производство по делу №08-53/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Назначить дело №08-53/2015 к рассмотрению на  25 марта 2015 года в 16 ч. 30 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

3. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе» ИП <...>

4. ИП <...> в срок до 20 марта 2015 г. представить следующие заверенные копии документов и сведений:

4.1. свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

4.2. договоры/соглашения иные документы, на основании которых осуществляется предоставление займов в период с 01.04.2014г по 1.03.2015г.

4.2. договор на размещение, распространение вышеуказанной рекламы, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение;

4.3. Информацию о принятых мерах по соблюдению Закона «О рекламе».

4.4. письменные пояснения по доводам, изложенным в данном определении, при наличии возражений представить нормативное и документальное их обоснование.

4.5. иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

5. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона «О рекламе» редакцию газеты «Капитал Закамье» (423818, РТ, г. Набережные Челны, Новый город, д. 28/05, оф. 4).

6. Редакции газеты «Капитал Закамье» в срок до 20 марта 2015 г. представить следующие заверенные копии документов и сведений:

6.1. учредительные документы;

6.2. письменные пояснения по доводам, изложенным в данном определении, при наличии возражений представить нормативное и документальное их обоснование.

6.3. свидетельство регистрации СМИ.

6.4. информацию о должностных лицах, ответственных за размещение данной рекламы (ФИО, место работы, должность, копию документа о назначении на должность, должностную инструкцию, копию страниц паспорта, содержащих информацию о Ф.И.О., годе и месте рождения, месте жительства или месте пребывания).

7. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона «О рекламе» ИП <...>

8. ИП <...> в срок до 20 марта 2015 г. представить следующие заверенные копии документов и сведений:

8.1. письменные пояснения о том кто является рекламораспространителем и рекламопроизводителем вышеуказанной рекламы в соответствии с Законом «О рекламе».

8.2. Информацию о принятых мерах по соблюдению Закона «О рекламе».

8.3. письменные пояснения по доводам, изложенным в данном определении, при наличии возражений представить нормативное и документальное их обоснование.

Явка сторон для участия в конкретном делопроизводстве (№ 08-53/2015), в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер <...> указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны