Определение №РБ-08/5009 Определение о возбуждении дела № 08-87/2015 по признакам нар... от 15 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Определение о возбуждении дела № 08-87/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

исх. РБ-08/5009 от 03.04.2015

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...>, рассмотрев материалы в отношении индивидуального предпринимателя <...>,

Установил:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление) через государственную информационную систему «Народный контроль» поступили обращения гражданина (вх. №158/ж от 29.01.2015г. и вх. №157/ж от 29.01.2015г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на входных дверях по адресам: г. Казань, ул. Николая Ершова, 78б и г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, 94 рекламных плакатов, с текстом: «…0% на 5 дней…5-15% на месяц…авто ломбард от 4% под залог недвижимости…», содержащих признаки нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе).

Из имеющихся материалов проверки Управлением установлено, что предпринимательскую деятельность на объектах, расположенных по вышеуказанным адресам, осуществляет индивидуальный предприниматель <...>.

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация на плакатах, размещенных на входных дверях по адресам: г. Казань, ул. Николая Ершова, 78б и г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, 94 с текстом: «…0% на 5 дней…5-15% на месяц…авто ломбард от 4% под залог недвижимости…» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемые соответствующим рекламодателем.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Стоит отметить, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьи 807, 819) и Закона о потребительском кредите услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица.

Учитывая изложенное, в сферу регулирования части 13 статьи 28 Закона о рекламе подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов, при этом реклама услуг по предоставлению потребительских кредитов не входит в сферу регулирования указанной нормы.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

В соответствии с п. 1 ст. 358 Гражданского кодекса  РФ принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями — ломбардами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Таким образом, в качестве ломбарда могут выступать только зарегистрированные в установленном законом порядке юридические лица в виде ООО, ЗАО, ОАО и иные. Индивидуальные предприниматели не могут заниматься деятельностью ломбарда.

Согласно письму ФАС России от 31 июля 2014 г. №АД/30890/14, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положений части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение части 13 статьи 28 названного закона несет ответственность рекламодатель и рекламораспространитель.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

Определил:

Возбудить производство по делу №08-87/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения Федерального закона «О рекламе» индивидуального предпринимателя <...>.

Назначить дело №08-87/2015 к рассмотрению на 28 апреля 2015 г. в 16 ч. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.

ИП <...> представить в срок до 24 апреля 2015 г. следующие документы и сведения:

4.1. свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;

4.2. паспортные данные (вторая, третья страница бланка паспорта, страница бланка паспорта с отметкой о регистрации гражданина по месту жительства);

4.3. договор на изготовление, распространение и размещение вышеуказанной рекламы, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные поручения;

4.4. макет рекламы, надлежащим образом согласованный между рекламодателем и рекламораспространителем;

4.5. информацию о должностном лице, ответственном за размещение данной рекламы, с приложением паспортных данных (общие сведения, адрес регистрации), должностных инструкций и письменных пояснений данного лица;

4.6. информацию о рекламораспространителе;

4.7. письменное объяснение по делу, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование;

4.8. прочие документы и сведения, необходимые для рассмотрения настоящего дела по существу.

Явка ИП <...> или его защитника для участия в конкретном делопроизводстве по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

При подготовке ответа на данный запрос просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации.

Сообщаем, что непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны