Решение №РХ-06/10454 Акт проверки № 39/06 от 29 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Акт проверки №39/06

Исх.№РХ-06/10454 от 28.07.2016 г. 

27 июля 2016 года г. Казань

 

На основании приказа от 17.06.2016 года №02/225-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.

Проверка начата 11 июля 2016 года, окончена 27 июля 2016 года.

Акт составлен: <…>.

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

____________________________________________________________________

(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

Проверка проводилась инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:      <…> 

Члены инспекции:                 <…>

                                                <…>

                                                <…>

                                                <…>

                                                <…>

<…>

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: с 01.06.2013 года по 01.07.2016 года.

Срок проведения проверки с 01.07.2016 года по 27.07.2016 года включительно.

Адрес проверяемой организации: 422570, Республика Татарстан,  Верхнеуслонский район, село Верхний Услон, ул. Чехова, д. 18.

Место проведения проверки: 422570, Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, село Верхний Услон, ул. Чехова, д. 18.

Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан является исполнительно-распорядительным органом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и действует на основании Положения, утвержденного решением Совета Верхнеуслонского муниципального района № 4-30 от 30 декабря 2005 года (в редакции от 04.04.2012 года).

Решением Совета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан №11-116 от 20.05.2016 года Руководителем Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан был назначен <…>.

За проверяемый период Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан издано:

- 5957 постановлений;

- 813 распоряжений;

- 25501 входящей корреспонденции;

- 25216 исходящей корреспонденции;

- 7861 обращений граждан.

В ходе проведения проверки установлено:

1. 18.12.2014 года между Исполнительным комитетом Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района и ООО «МАТИРОС» был заключен муниципальный контракт №37.

Согласно условиям муниципального контракта, исполнитель ООО «МАТИРОС» обязался выполнить бетонные работы, подстилающий слой под брусчатку Центральный Парк Культуры и Отдыха с.Верхний Услон, срок выполнения работ указан до 31.12.2014 года.

Цена контракта 2 млн. 143 тыс. 350 руб.

Акт приемки выполненных работ составлен 24.12.2014 года, период выполнения работ указан с 18.12.2014 года – до 24.12.2014 года.

Оплата работ произведена 28.12.2014 года.

Таким образом, работы оплачены в полном объеме спустя 10 дней с момента подписания контракта, то есть время недостаточное для выполнения работ в полном объеме.

Выполнение всех вышеперечисленных строительных работ, оказание монтажных услуг объективно требует определенных погодных условий, привлечения большого количества трудовых, денежных, временных  и иных ресурсоемких затрат.

Целью заключения указанного муниципального контракта был не поиск лица для выполнения подрядных работ, а только получение финансирования из бюджета и передача денежных средств лицу, выполняющему работы согласно муниципальному контракту.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 года №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, принимавших участие в согласованных действиях, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района и ООО «МАТИРОС» содержат признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий, с целью получения финансирования из бюджета и передачи денежных средств лицу, выполняющему работы согласно муниципальному контракту, а также в части осуществления согласованных действий с целью проведения аукционов на выполнение работ в пользу предварительно определенного лица, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.    В ходе проведения выборочной проверки муниципальных контрактов за 2013-2016 гг.  выявлены контракты, заключенные между Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и  МУП «Волжанка».

2.1. 04.12.2015 года между Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и  МУП «Волжанка» был заключен муниципальный контракт №31.

Согласно условиям муниципального контракта, исполнитель МУП «Волжанка» обязался оказать консультационные услуги по охране труда, срок исполнения указан с 04.12.2015 года по 31.12.2015 года.

Цена контракта 180 000 руб. была оплачена в полном объеме 18.12.2015 г – спустя 2 недели с момента заключения контракта.

2.2. 04.12.2015 года между Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и  МУП «Волжанка» был заключен муниципальный контракт №32.

Согласно условиям муниципального контракта, исполнитель МУП «Волжанка» обязался оказать консультационные услуги в сфере капитального строительства, срок исполнения указан с 04.12.2015 года по 31.12.2015 года.

Цена контракта 170 000 руб. была оплачена в полном объеме 18.12.2015 г – спустя 2 недели с момента заключения контракта.

2.3. 04.12.2015 года между Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и  МУП «Волжанка» был заключен муниципальный контракт №33.

Согласно условиям муниципального контракта, исполнитель МУП «Волжанка» обязался оказать услуги персонала для управления автомобилями заказчика, срок исполнения указан с 04.12.2015 года по 31.12.2015 года.

Цена контракта 394 000 руб. была оплачена в полном объеме 18.12.2015 г – спустя 2 недели с момента заключения контракта.

2.4. 05.12.2015 года между Советом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и  МУП «Волжанка» был заключен муниципальный контракт №34.

Согласно условиям муниципального контракта, исполнитель МУП «Волжанка» обязался оказать услуги советника по вопросам архитектуры и градостроительства, срок исполнения указан с 05.12.2015 года по 31.12.2015 года.

Цена контракта 260 000 руб. была оплачена в полном объеме 18.12.2015 г – спустя 2 недели с момента заключения контракта.

2.5. 05.12.2015 года между Советом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и  МУП «Волжанка» был заключен муниципальный контракт №35.

Согласно условиям муниципального контракта, исполнитель МУП «Волжанка» обязался оказать услуги делопроизводителя, срок исполнения указан с 05.12.2015 года по 31.12.2015 года.

Цена контракта 480 000 руб. была оплачена в полном объеме 18.12.2015 г – спустя 2 недели с момента заключения контракта.

Во всех рассматриваемых ситуациях контракты заключались между органами местного самоуправления Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и  МУП «Волжанка» на оказание услуг сотрудников, персонала и были оплачены спустя 2 недели с момента заключения контракта.

При этом, из сопоставления цены контракта и сроков его исполнения следует, что цена не соотносится со сроками за оказание соответствующих услуг, исходя из указанного Инспекция делает вывод, что муниципальные контракты в рассматриваемой ситуации заключались на ранее выполненные работы, либо цена заключенных контрактов являлась необоснованно завышенной.

На основании изложенного, действия Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Совета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и МУП «Волжанка»  содержат признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения муниципальных контрактов на ранее выполненные работы, заключения муниципальных контрактов с необоснованным завышением цены, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

3. Согласно постановлению Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от 17.04.2014 года №517 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ).

Согласно приложению №2 к вышеуказанному Административному регламенту при предоставлении муниципальной услуги по выдаче ГПЗУ органами местного самоуправления Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан запрашиваются документы не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно части  1  статьи  7  Федерального закона № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы,  предоставляющие муниципальные услуги,  не вправе требовать от заявителя представление документов и информации или осуществления действий,  представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами,  регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

Градостроительный Кодекс устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)  земельным участкам в случае,  если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка,  проведение процедур,  предусмотренных частями 1-16 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации,  не требуется.

Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п.  17  ст.  46  Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из содержания приведенных норм следует,  что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа,  не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов,  за исключением тех,  которые связанны с возможностью идентификации обратившегося лица. 

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельного участка, Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан самостоятельно установил перечень документов в Административном регламенте, который, по его мнению, необходим для получения градостроительного плана земельного участка, чем создал препятствия в получении бесплатной муниципальной услуги.

Таким образом, создание дополнительных административных барьеров при получении хозяйствующими субъектами и физическими лицами муниципальной услуги является нарушением действующего антимонопольного законодательства.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с указанным законом, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с данными документами, согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица или юридического лица.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством РФ при предоставлении муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка.

4.   В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) до 1 января 2014 года обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно части 5 указанной статьи с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Согласно справке, представленной Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан инспекции Татарстанского УФАС России во время проведения проверки, установлено, что утвержденной в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан не имеется.

Также, в указанной справке Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан пояснил, что договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе не заключались.

Отсутствие схемы  размещения рекламных конструкций на территории Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан ограничивает права хозяйствующих субъектов, в силу того, что такое разрешение не может быть получено в связи с отсутствием схемы.

Таким образом, в бездействии Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неутверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.

5. На  территории Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан действуют десять муниципальных унитарных предприятий:

  1. МУП «Волжанка», расположенное по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, с. Набережные Моркваши, ул. Красавина, д. 40;
  2. МУП «Макулово», расположенное по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, с. Русское Макулово, ул. Центральная, д. 110;
  3. МУП «Куралово», расположенное по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, с. Куралово, ул. Центральная, д. 25;
  4. МУП «Вахитово», расположенное по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, д. им. М. Вахитово, ул. Центральная, д. 28;
  5. МУП «Октябрьский», расположенное по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, пос. Октябрьский, ул. Центральная, д. 7;
  6. МУП «Коргуза», расположенное по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, с. Коргуза, ул. Центральная, д. 1;
  7. МУП «Шеланга», расположенное по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, с. Шеланга, ул. Советская, д. 7;
  8. МУП «Печищи», расположенное по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, с. Печищи, ул. Декабристов, д. 35А;
  9. МУП «Нижний Услон», расположенное по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, с. Нижний Услон, ул. Заводская, д. 51;
  10. МУП «Татарское Бурнашево», расположенное по адресу: РТ, Верхнеуслонский муниципальный район, с. Татарское Бурнашево, ул. Советская, д. 62.

Вышеуказанные муниципальные  унитарные предприятия оказывают для населения Верхнеуслонского муниципального района РТ следующие виды услуг:

- услуги в сфере жилищного коммунального хозяйства (предоставление коммунальных услуг, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, сбор и очистка воды, сбор бытовых отходов, распределение воды, услуги водоснабжения и т.д),

- благоустройство придомовых территорий,

- уборка газонов, детских, спортивных, хозяйственных и других площадок,

- уборка территории,

- капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,

- строительство зданий, сооружений,

- строительно – монтажные, ремонтные и реставрационные работы,

- архитектурная деятельность,

- транспортные услуги,

- предоставление прочих услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»  унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
  • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
  • необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

-    необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому, недопустимо осуществление государственными или муниципальными предприятиями деятельности, не указанной в норме пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  

Рынок по оказанию услуг в сфере жилищного коммунального хозяйства, строительства зданий и сооружений, транспортных услуг и т.д.   является конкурентным и создание муниципального унитарного предприятия в данной сфере, предоставляет данному предприятию более выгодные условия деятельности, так как при создании муниципального унитарного предприятия за данным предприятием закрепляется муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), Исполнительным комитетом выделяются дополнительные денежные средства для реализации определенных задач.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Указанные муниципальные унитарные предприятия  созданы для целей, которые не содержатся в перечне согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», что свидетельствует о нарушении Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При обычных условиях здоровой и справедливой конкуренции вышеуказанные муниципальные унитарные предприятия должны были осуществлять тот круг деятельности, которое ему предоставляет действующее законодательство.

Соответственно, в действиях Исполнительного комитета Макуловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Вахитовского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Набережно - Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Кураловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Печищинского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Шеланговского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Коргузинского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Бурнашевского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Нижнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части бездействия по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Волжанка», МУП «Макулово», МУП «Куралово», МУП «Вахитово», МУП «Октябрьский», МУП «Коргуза», МУП «Шеланга», МУП «Печищи», МУП «Нижний Услон», МУП «Татарское Бурнашево»  положениям Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кроме того, на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием №2 от 03.03.2014 г. Исполнительный комитет Нижнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ закрепил на праве хозяйственного ведения за МУП «Нижний Услон» артезианскую скважину, каптаж.

В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием № 3 от 01.03.2016 г. Исполнительный комитет Октябрьского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ закрепил на праве хозяйственного ведения за МУП «Октябрьский» муниципальное имущество: водопроводная сеть, водозабор каптаж, родник – каптаж, водоразборная колонка, водопровод, водонапорная башня системы Рожновского, водонакопительная емкость.

На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием №1 от 06.05.2014 г. Исполнительный комитет Коргузинского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ закрепил на праве хозяйственного ведения за МУП «Коргуза»  водонапорные башни, водонапорную сеть, водозабор каптаж.

Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием №1 от 01.04.2014 г. Исполнительный комитет Шеланговского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ закрепил на праве хозяйственного ведения за МУП «Шеланга»  водонапорную башню, башни «Рожнова».

На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием  от 06.05.2014 г. Исполнительный комитет Макуловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ закрепил на праве хозяйственного ведения за МУП «Макулово»  водонапорные башни, водопроводные сети, водозабор каптаж, башни Рожновского, водонапорную сеть, водоснабжение.

В соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием № 5 от 01.03.2014 г. Исполнительный комитет Вахитовского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ закрепил на праве хозяйственного ведения за МУП «Вахитово» муниципальное имущество: водопроводные сети, водонапорную башню, артезианские скважины.

С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут.

Действия по передаче прав на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем закрепления указанных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за государственными или муниципальными предприятиями могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Более того, передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении государственного или муниципального имущества.

Передача прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными учреждениями путем проведения конкурса или аукциона позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В рассматриваемом случае,  указанные договоры о закреплении муниципального имущества (объекты коммунального назначения)  на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями заключены с нарушением антимонопольного законодательства.

Соответственно, в действиях Исполнительного комитета Нижнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Коргузинского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, Исполнительного комитета  Шеланговского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Макуловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Вахитовского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ   усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части закрепления муниципального имущества – объектов коммунального назначения на праве хозяйственного ведения за МУП «Нижний Услон»,  МУП «Октябрьский», МУП «Коргуза», МУП «Шеланга», МУП «Макулово» и МУП «Вахитово»  без проведения торгов.

Кроме того, вышеуказанные договоры были заключены сроком на 11 (одиннадцать) месяцев, соответственно, МУП «Нижний Услон»,  МУП «Октябрьский», МУП «Коргуза», МУП «Шеланга», МУП «Макулово» и МУП «Вахитово» используют  муниципальное имущество в настоящее время без правоустанавливающих документов, что является грубым нарушением действующего законодательства.

Также установлен факт, что между Исполнительным комитетом Набережно – Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ (ссудодатель) и МУП Набережно – Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района  РТ  «Волжанка» (ссудополучатель) заключен договор №1 безвозмездного пользования имуществом от 18.01.2016 г., на основании которого ссудодатель передал ссудополучателю следующее имущество: артезианские скважины, водопроводные сети, водонапорные башни, контейнерные площадки.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров  безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Вместе с тем, торги на право заключения договора  безвозмездного пользования имуществом   Исполнительным комитетом Набережно - Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан не проводились.

Кроме того, на основании пункта 1.3. договора №1 безвозмездного пользования имуществом от 18.01.2016 г. срок безвозмездного пользования имуществом устанавливается на 11 календарных месяцев с момента заключения настоящего договора с правом дальнейшего пролонгирования настоящего договора на такой же срок.

Указанные действия Исполнительного комитета Набережно - Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан противоречат требованиям антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к  полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Статья 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определяет основные цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения среди прочих являются:

- создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;

-достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;

- обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;

- открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан является конкурентным.                      

 Также имеются потенциальные участники данного рынка, которыми могли бы стать предприятия различных форм собственности (при передаче указанным хозяйствующим субъектам муниципального имущества – объектов водоснабжения на территории соответствующих сельских поселений), осуществляющие деятельность на территории Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, а также на территории соседних муниципальных образований.

Каждый участник данного рынка (хозяйствующий субъект) должен находиться в равных условиях перед конкурентами. Запрещаются действия, которые могут привести к нарушению равенства хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности.

Пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что предоставление органами местного самоуправления, преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке - представляет собой государственную преференцию.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3)  проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6)  развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7)  развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1)  поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», органы местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Заявление о согласовании муниципальной преференции МУП «Волжанка» в форме передачи муниципального имущества - объектов коммунального назначения, расположенных на территории с. Набережные Моркваши, пос. Никольский  Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан в адрес Татарстанского УФАС России не поступало. 

В частности, пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
        Учитывая изложенное, действие Исполнительного комитета Набережно - Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан по предоставлению муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, являются нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Соответственно, действия Исполнительного комитета Набережно - Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан  являются нарушением антимонопольного законодательства, в части заключения договора №1 безвозмездного пользования имуществом от 18.01.2016 г. с МУП «Волжанка» без проведения конкурентных процедур, в части предоставления незаконной преференции МУП «Волжанка», путем дальнейшего права на пролонгацию   договора №1 безвозмездного пользования имуществом от 18.01.2016 г. на такой же срок (пункт 1.3. указанного договора), что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, в действиях Исполнительного комитета Макуловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Вахитовского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Набережно - Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Кураловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Печищинского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Шеланговского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Коргузинского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Бурнашевского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Нижнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части бездействия по принятию решения о несоответствии деятельности МУП «Волжанка», МУП «Макулово», МУП «Куралово», МУП «Вахитово», МУП «Октябрьский», МУП «Коргуза», МУП «Шеланга», МУП «Печищи», МУП «Нижний Услон», МУП «Татарское Бурнашево»  положениям Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; в действиях Исполнительного комитета Нижнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Октябрьского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Коргузинского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, Исполнительного комитета  Шеланговского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Макуловского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ, Исполнительного комитета Вахитовского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района РТ   усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части закрепления муниципального имущества – объектов коммунального назначения на праве хозяйственного ведения за  МУП «Нижний Услон»,  МУП «Октябрьский», МУП «Коргуза», МУП «Шеланга», МУП «Макулово» и МУП «Вахитово» без проведения торгов и использования указанными хозяйствующими субъектами муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения  без правоустанавливающих документов; в действиях Исполнительного комитета Набережно - Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан  усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15,  части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения договора №1 безвозмездного пользования имуществом от 18.01.2016 г. с МУП «Волжанка» без проведения конкурентных процедур, в части предоставления незаконной преференции МУП «Волжанка», путем дальнейшего права на пролонгацию   договора №1 безвозмездного пользования имуществом от 18.01.2016 г. на такой же срок (пункт 1.3. указанного договора), что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

6. В ходе изучения документации Палаты имущественных и земельных отношений  Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан было установлено, что органами местного самоуправления за проверяемый период предоставлены следующие земельные участки для строительства по процедуре выбора земельного участка с предварительным согласованием размещения объекта. 

Информация по земельным участкам предоставленным для строительства с предварительным согласованием размещения объекта на территории Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.

Арендатор

Кадастровый номер

Цели предоставления

№ и дата Постановления ИК о предварительном согласовании

№ и дата Постановления ИК о предоставлении земельного участка

1

<…>

16:15:050501:269

Для строительства рынка строительных материалов

№348 от 19.04.2013г.

№218 от 11.02.2014г.

2

<…>

16:15:020601:761

Для строительства объектов сельскохозяйственного назначения

№1314 от 05.09.2013г.

№441 от 07.04.2014г.

3

<…>

16:15:040101:432

Для строительства объектов благоустройства

№348 от 20.03.2014г.

№496 от 11.04.2014г.

4

<…>

16:15:110107:95

Для строительства рынка строительных материалов

№296 от 03.03.2014г.

№588 от 07.05.2014г.

5

<…>

 

Для строительства рынка строительных материалов

№318 от 06.03.2014г.

Не предоставлен

6

<…>

16:15:130401:694

Для строительства овцефермы

№410 от 02.04.2014г.

№827 от 11.06.2014 г.

7

<…>

16:15:050104:558

Для строительства автовокзала и стоянки автотранспорта

№336 от 13.03.2014г.

№1096 от 31.07.2014г.

8

ЗАО «Эникс»

16:15:020301:120

Для строительства и организации центра авиамоделизма и стажировки внешних пилотов

№877 25.06.2014 г.

№1569  30.10.2014 г.

9

<…>

16:15:140401:479

Для строительства молочно-животноводческой и птицеводческой ферм

№871 от 24.06.2014г.

№1603 от 07.11.2014г.

10

<…>

16:15:180501:165

Для строительства объектов пчелопасеки

№132 от 02.02.2015г.

№418 от 12.03.2015г.

11

<…>

16:15:120102:159

Для строительства комплекса объектов сельскохозяйственного туризма и дачного отдыха

№290 от 24.02.2015г.

№1057 от 10.07.2015г.

12

ООО Газпром Трансгаз Казань

16:15:121001:340;

16:15:121001:343;

16:15:121001:344

Для  размещения объекта рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения

№301 от 25.02.2015г.

№347 от 30.03.2016г.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован.

Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.

Между тем целями проведения торгов являются привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.

Поэтому в ситуации, когда на испрашиваемый земельный участок подано несколько заявок с предварительным согласованием места размещения объекта, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Иной порядок предоставления земельных участков влечет за собой нарушение требований статьи 1 ЗК РФ.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010г. №4224/10.

Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ срок.

Таким образом, ЗК РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах. После определения участка(ов), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после предусмотренного законом публичного информирования населения.

По обращениям вышеуказанных хозяйствующих субъектов о выборе земельного участка для строительства были изданы соответствующие постановления Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о предварительном согласовании.

Между тем при принятии указанных Постановлений в информационных сообщениях, опубликованных в газете «Волжская Новь» указывалось, что возражения принимаются в течение недели с момента публикации, что нарушает права неопределенного круга лиц, имеющих намерение приобрести земельный участок на аналогичных условиях, посредством соблюдения конкурентных процедур предоставления земельных участков из муниципальной собственности, что свидетельствует о несоблюдении принципов открытости и прозрачности предоставления таких земельных участков.

Инспекция Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указание в информационных сообщениях на то, что возражения принимаются в течение недели с момента публикации, намеренно направлено на сокращение количества возможных претендентов на приобретение земельного участка из муниципальной собственности на принципах равенства, с целью предоставления земельного участка определенному хозяйствующему субъекту минуя процедуру торгов.

Более того, Инспекцией установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:15:121001:340, 16:15:121001:343, 16:15:121001:344 предоставленные ООО Газпром Трансгаз Казань, а также земельный участок с кадастровым номером 16:15:020301:120 предоставленный в аренду ЗАО «Эникс» -  на момент принятия постановлений о предварительном согласовании имели кадастровые номера, стояли на кадастровом учете, следовательно, не могли быть предоставлены по процедуре предварительного согласования, имея намерение предоставить указанные земельные участки для строительства, органы местного самоуправления Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан были обязаны реализовывать земельные участки посредствам проведения торгов.

Одной из характерных черт проведения аукционов и конкурсов, как публичных процедур, является конкуренция их участников.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ненадлежащем опубликовании информационных сообщений о предоставлении земельного участка из муниципальной собственности для строительства, с целью предоставления земельного участка определенному хозяйствующему субъекту минуя процедуру торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

7.  В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

Проверкой установлено, что объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных ч.1.1 ст.30 Закона о контрактной системе, который Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан в отчетном 2014г. осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составил 0,36%, в отчетном 2015г. - 1,93% от совокупного годового объема закупок.

Таким образом, Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан допущено нарушение части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

 

Запись в Журнале учета проверок юридического лица внесена:

______________________________________________________________________

(подпись проверяющего)  (подпись уполномоченного представителя юридического лица)

 

Участники инспекции:                                                            <…>

                                                                                                         <…>

  <…>

  <…>

  <…>

  <…>

Акт составлен в 2-х экземплярах на 26 листах.

С актом ознакомлен, 2-ой экземпляр акта

на 26 листах получен:

_________________________/___________________________________________

 (исх. от ____________ за № _________)  (подпись, печать) (должность, Ф.И.О.)

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны