Решение №РХ-06/10925 Решение по делу №06-118/2015 от 27 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу №06-124/2015 по признакам нарушения должностным лицом Мамадышского муниципального района Республики статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исх. РХ-06/10925 от 16.07.2015

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия)  в составе:

Председатель комиссии:      <…>;

Члены комиссии:                  <…>,

с участием:

от ответчика – Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан представитель не явился, надлежащим образом уведомлен.

от ответчика – должностного лица Мамадышского муниципального района Республики Татарстан представитель не явился, надлежащим образом уведомлен.

Рассмотрев дело №06-124/2015 по признакам нарушения должностным лицом Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. М.Джалиля, д.23/33) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения должностным лицом Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. М.Джалиля, д.23/33), Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. М.Джалиля, д.23/33), ОАО «Мамадышнефтепродукт» (422170, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. Давыдова, д.105), Мамадышского районного потребительского общества (422191, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. Давыдова, д.153в), ООО «Созидание» (422190, Республика Татарстан, г. Мамадыш, ул. М.Джалиля, д.23/33) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении согласованных действий по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, а также создания таких условий, при которых денежные средства, направляемые на цели благотворительности хозяйствующими субъектами, могли использоваться для иных целей, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

Установила:

На основании приказа от 26.01.2015г. №01/19-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

В ходе проведения контрольных мероприятий были изучены учредительные документы Фонда социального развития Мамадышского района «Милосердие» в результате чего выявлено следующее.

Согласно Уставу фонда «Милосердие» учредителями являются такие коммерческие организации как ОАО «Мамадышнефтепродукт» и Мамадышское районное потребительское общество.

В пункте 1.1. Устава указано, что Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной Протоколом общего собрания Учредителей от 31 марта 2003 года. Фонд действует в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Гражданским Кодексом РФ, законодательными и нормативными актами РФ и настоящим Уставом.

Основы правового регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций определены Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В соответствии с данным Федеральным законом под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статья 6 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает, что благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и не муниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Статья 8 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает, что учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.

Следует заметить, что не все организации, которые оказывают пожертвования на благотворительные цели, относятся к благотворительным. Для получения организацией статуса «благотворительная» законодательно установлены специальные критерии и требуется регистрация.

Исходя из системного толкования норм Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» следует, что:

- благотворительная организация является некоммерческой;

- учредителями данной организации не могут выступать органы власти;

- учредителем данной организации не может выступать лицо занимающее должность в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация;

- данная организация должна быть зарегистрирована в качестве благотворительной в установленном законом порядке.

При этом, органам местного самоуправления предоставлена возможность создания внебюджетного фонда  денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц как безвозмездная помощь.

Вместе с тем Фонд социального развития Мамадышского района «Милосердие» учрежден юридическими лицами являющиеся коммерческими организациями, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на протяжении 2013-2014г.г. направлял письма различным хозяйствующим субъектам №069 от 25.01.2013г., №188 от 19.02.2013г., №226 от 28.02.2013г., №343 от 09.04.2013г., №832 от 24.08.2013г., №1012 от 16.10.2013г., №391 от 25.04.2014г., №1345 от 23.12.2014г. в которых обращался с просьбой перечислить денежные средства в Фонд социального развития Мамадышского района «Милосердие» с указанием реквизитов фонда.

Таким образом, действиями Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ОАО «Мамадышнефтепродукт», Мамадышское районное потребительское общество были созданы такие условия, при которых денежные средства направляемые на цели благотворительности хозяйствующими субъектами, могли использоваться для иных целей, что в свою очередь приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также может содержать иные признаки  нарушений действующего законодательства.

Также в ходе проведения контрольных мероприятий было изучено письмо должностного лица Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 23.10.2013 года №1051 на имя должностного лица ООО «Строительные инертные материалы» <…>.

Из данного письма следует, что должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит оказать финансовую помощь в сумме 3,5 миллиона  рублей для укрепления материально-технической базы школ по основам военной службы и завершения работ по реализации программы «Безопасный город».

При этом должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит перечислить денежные средства в ООО «Созидание» с приложением банковских реквизитов.

В соответствии  с частью 1  статьи 34  Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей,  имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.

ООО «Созидание» является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, не имея признаков благотворительной организации и участия органов местного самоуправления.

При этом данная организация в одностороннем порядке имеет возможность распоряжаться любыми денежными средствами, находящимися на своих расчетных счетах.

Действиями Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан были созданы такие условия, при которых денежные средства направляемые на цели благотворительности хозяйствующими субъектами, могли использоваться для иных целей, что в свою очередь приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также может содержать иные признаки нарушений действующего законодательства.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства,  свободного перемещения товаров,  свободы экономической деятельности в Российской Федерации,  защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2  статьи 1 Закона №135-ФЗ).

Обращаясь с просьбой оказать финансовую помощь в сумме 3,5 миллиона  рублей для укрепления материально-технической базы школ по основам военной службы и завершения работ по реализации программы «Безопасный город» и перечислить денежные средства в ООО «Созидание» с приложением банковских реквизитов, должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан нарушает антимонопольное законодательство.

Таким образом, в действиях Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Созидание» имеются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно согласованные действия по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, на расчетных счетах ООО «Созидание» в нарушение требований действующего законодательства, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ОАО «Мамадышнефтепродукт», Мамадышское районное потребительское общество усматриваются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно согласованные действия по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, на расчетных счетах Фонда социального развития Мамадышского района «Милосердие», в части создания таких условии, при которых денежные средства направляемые на цели благотворительности хозяйствующими субъектами, могли использоваться для иных целей, что в свою очередь приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В действиях Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Созидание» имеются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно согласованные действия по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, на расчетных счетах ООО «Созидание» в нарушение требований действующего законодательства, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 13.05.2015 года №02/272-к было возбуждено дело №06-124/2015 по признакам нарушения Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ОАО «Мамадышнефтепродукт», Мамадышское районное потребительское общество статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно согласованные действия по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, на расчетных счетах Фонда социального развития Мамадышского района «Милосердие», в части создания таких условии, при которых денежные средства направляемые на цели благотворительности хозяйствующими субъектами, могли использоваться для иных целей, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

А также приказом от 30.04.2015 года №02/262-к было возбуждено дело №06-119/2015 по признакам нарушения Совета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Созидание» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно согласованные действия по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, на расчетных счетах ООО «Созидание» в нарушение требований действующего законодательства, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В процессе рассмотрения дела №06-119/2015 и дела №06-124/2015 было вынесено определение об объединении дел №06-119/2015 и №06-124/2015 от 18.06.2015г., так как они имеют однородный характер. Также в процессе рассмотрения дела – должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан был привлечен в качестве ответчика, по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения – отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В процессе рассмотрения дела была представлена информация и сведения из которой стало известно, что на протяжении 2013-2014г.г. Должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан направлял письма различным хозяйствующим субъектам №069 от 25.01.2013г., №188 от 19.02.2013г., №226 от 28.02.2013г., №343 от 09.04.2013г., №832 от 24.08.2013г., №1012 от 16.10.2013г., №391 от 25.04.2014г., №1345 от 23.12.2014г. в которых обращался с просьбой перечислить денежные средства в Фонд социального развития Мамадышского района «Милосердие» с указанием реквизитов фонда.

Также было представлено письмо должностного лица Мамадышского муниципального района Республики Татарстан от 23.10.2013 года №1051 на имя должностного лица ООО «Строительные инертные материалы» Г.Ф. Зариповой., из которого следует, что должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит оказать финансовую помощь в сумме 3,5 миллиона  рублей для укрепления материально-технической базы школ по основам военной службы и завершения работ по реализации программы «Безопасный город». При этом должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан просит перечислить денежные средства в ООО «Созидание» с приложением банковских реквизитов.

ООО «Созидание» является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, не имея признаков благотворительной организации и участия органов местного самоуправления.

При этом данная организация в одностороннем порядке имеет возможность распоряжаться любыми денежными средствами, находящимися на своих расчетных счетах.

Должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в письменных пояснениях на определение об отложении дела №06-119/2015 сообщил, что переписка с указанными хозяйствующими субъектами не велась. Перечисление денежных средств на расчетный счет ООО «Созидание» не поступило. Аккумулирование денежных средств на цели благотворительности из ООО «Строительные инертные материалы» на расчетном счете ООО «Созидание» не производилось.

Однако, обращаясь с просьбой оказать финансовую помощь и перечислить денежные средства в ООО «Созидание» и в Фонд социального развития Мамадышского района «Милосердие» с приложением банковских реквизитов, должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан нарушил антимонопольное законодательство.

Должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, как должностное лицо органа местного самоуправления, обращаясь к хозяйствующим субъектам, вмешался в их хозяйственную деятельность, обладая властно-распорядительными полномочиями, должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан имеет возможность воздействовать на принятие того или иного решения в пользу предоставления либо отказа в предоставлении денежных средств.

Изучив представленные документы и сведения, в процессе рассмотрения дела №06-119/2015 и дела №06-124/2015 было вынесено определение об объединении дел, так как они имеют однородный характер. Также в процессе рассмотрения дела – должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан был привлечен в качестве ответчика, по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Необходимо отметить, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2011 года по делу №А66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В ходе рассмотрения настоящего дела должностным лицом Мамадышского муниципального района Республики Татарстан были представлены письменные пояснения о том, что денежные средства на расчетный счет ООО «Созидание» не поступили.

Учитывая вышеизложенное, основании для выдачи должностному лицу Мамадышского муниципального района Республики Татарстан предписания о прекращении действий, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании вышеизложенного, должностным лицом Мамадышского муниципального района РТ допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

  1. Прекратить рассмотрение дела по признакам нарушения ОАО «Мамадышнефтепродукт» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием состава нарушения в рамках статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Прекратить рассмотрение дела по признакам нарушения Мамадышского районного потребительского общества статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием состава нарушения в рамках статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. Прекратить рассмотрение дела по признакам нарушения ООО «Созидание» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием состава нарушения в рамках статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  4. Прекратить рассмотрение дела по признакам нарушения Совета  Мамадышского муниципального района Республики Татарстан статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием состава нарушения в рамках статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  5. Признать должностное лицо Мамадышского муниципального района Республики Татарстан  нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий по аккумулированию денежных средств, направляемых на цели благотворительности хозяйствующими субъектами Мамадышского муниципального района, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;
  6. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны