Решение №РХ-06/11502 Решение по делу №06-95/2016 от 19 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №06-95/2016

Исх. РХ-06/11502 от 17.08.2016

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 Председатель комиссии:      <…>;

 Члены комиссии:                  <…>;

при участии: представителя  ответчика  –  <…>,  

рассмотрев  дело  №06-95/2016  по  признакам  нарушения  Исполнительным комитетом  Елабужского  муниципального  района  РТ,  Земельно-имущественной палатой  Елабужского  муниципального  района  РТ,  должностным лицом  Елабужского муниципального района РТ и ООО «Переправа» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г.  №135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»,  выразившегося  в  осуществлении согласованных действий при предоставлении и использовании земельного участка с кадастровым  номером  16:18:230101:246  с  нарушением  требований  действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан  поступил  депутатский  запрос  от  24.03.2016  г.  №3299,  содержащий признаки  нарушения  антимонопольного  законодательства,  в  части  незаконного предоставления  земельного  участка  с  кадастровым  номером  16:18:230101:246  и строительства на нем объекта капитального строительства. 

По  итогам  рассмотрения  указанного  запроса,  а  также  изучения представленных документов, Татарстанским УФАС России установлены следующие обстоятельства. 

Земельный  участок,  расположенный  по  адресу:  РТ,  Елабужский муниципальный район, Костенеевское сельское поселение, с кадастровым номером 16:18:230101:246, общей площадью 4851 кв.м. был предварительно согласован ООО «Переправа»  Постановлением  должностного лица  Елабужского  муниципального  района  от 18.10.2010  №388  «О  предварительном  согласовании  место  под  строительство лодочной станции ООО «Переправа».

Земельный  участок  сформирован  с  разрешенным  использованием  «под строительство  лодочной  станции»,  категория  земельного  участка  -  земли промышленности,  энергетики,  транспорта,  связи,  радиовещания,  телевидения, информатики,  земли  для  обеспечения  космической  деятельности,  земли  обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование земельного участка не менялось.

Данный земельный участок был предоставлен в аренду сроком на 3 года на основании  Постановления  должностного лица  Елабужского  муниципального  района  от 07.02.2011 №39 «О предоставлении в аренду ООО «Переправа».

Между  Земельно-имущественной  палатой  Елабужского  муниципального района  и  ООО  «Переправа»  заключен  договор  аренды  земельного  участка  с кадастровым номером 16:18:230101:246 №ТО-06-071-1252 сроком до 07.02.2014г.

20.03.2014г.  между  Земельно-имущественной  палатой  Елабужского муниципального  района  и  ООО  «Переправа»  было  заключено  дополнительное соглашение  к  договору  аренды  земельного  участка  №ТО-06-071-1252,  согласно которому аренда земельного участка с кадастровым номером 16:18:230101:246 была продлена на неопределенный срок.

При  этом  информационное  сообщение  о  возможности  повторного предоставления рассматриваемого земельного участка не публиковалось.

18.04.2014г.  Исполнительным  комитетом  Елабужского  муниципального района  ООО  «Переправа»  было  выдано  разрешение  на  строительство  №RU 16520000-036пс-14 объекта капитального строительства – гостевого дома в составе лодочной станции. 

На  основании  названного  разрешения  было  осуществлено  строительство соответствующего объекта капитального строительства.

Необходимо так же отметить, что земельный участок с кадастровым номером 16:18:230101:246  располагается  в  пределах  береговой  полосы  водного  объекта общего пользования и при этом огорожен забором.

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 25.04.2016 г. № 01/141-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела  о  нарушении  антимонопольного  законодательства  по  признакам  нарушения Исполнительным  комитетом  Елабужского  муниципального  района  РТ,  Земельно-имущественной  палатой  Елабужского  муниципального  района  РТ,  ООО «Переправа»  статьи  16  Федерального  закона  от  26.07.2006г.  №135-ФЗ  «О  защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий при предоставлении и использовании земельного участка с кадастровым номером 16:18:230101:246, что привело  или  могло  привести  к  недопущению,  ограничению,  устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела должностное лицо Елабужского муниципального района было привлечено в качестве ответчика (определение исх.№РХ-06/6645).

Проверив  обоснованность  доводов,  проанализировав  предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.  

В  силу  статьи  8  Конституции  Российской  Федерации  в  Российской Федерации  гарантируется  единство  экономического  пространства,  свободное перемещение  товаров,  услуг  и  финансовых  средств,  поддержка  конкуренции, свобода экономической деятельности.

В  соответствии  с  частью  1  статьи  34  Конституции  Российской  Федерации каждый имеет право  на  свободное использование  своих  способностей, имущества для  предпринимательской  и  иной,  не  запрещенной  законом  экономической деятельности.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического  пространства,  свободного  перемещения  товаров,  свободы экономической  деятельности  в  Российской  Федерации,  защита  конкуренции  и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Земельный  участок,  расположенный  по  адресу:  РТ,  Елабужский муниципальный район, Костенеевское сельское поселение, с кадастровым номером 16:18:230101:246, общей площадью 4851 кв.м. был предварительно согласован ООО «Переправа»  Постановлением  должностного лица  Елабужского  муниципального  района  от 18.10.2010  №388  «О  предварительном  согласовании  место  под  строительство лодочной  станции  ООО  «Переправа»  на  основании  заявления  Общества  от 04.10.2010г.

Земельный  участок  сформирован  с  разрешенным  использованием  «под строительство  лодочной  станции»,  категория  земельного  участка  -  земли промышленности,  энергетики,  транспорта,  связи,  радиовещания,  телевидения, информатики,  земли  для  обеспечения  космической  деятельности,  земли  обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование земельного участка не менялось.

Данный земельный участок был предоставлен в аренду сроком на 3 года на основании  Постановления  должностного лица  Елабужского  муниципального  района  от 07.02.2011 №39 «О предоставлении в аренду ООО «Переправа».

Между  Земельно-имущественной  палатой  Елабужского  муниципального района  и  ООО  «Переправа»  заключен  договор  аренды  земельного  участка  с кадастровым номером 16:18:230101:246 №ТО-06-071-1252 сроком до 07.02.2014г.

Необходимо  отметить,  что  за  весь  период  действия  первоначального договора  аренды  №ТО-06-071-1252  оплата  арендных  платежей  была  произведена единожды согласно платежному поручению №4 от 17.01.2014 и составила 13860,28 руб.

Статья  1  ЗК  РФ  декларирует  платность  использования  земли,  согласно которому  любое  использование  земли  осуществляется  за  плату,  за  исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В  силу  п.  1  ст.  65  ЗК  РФ  использование  земли  в  Российской  Федерации является  платным.  Формами  платы  за  использование  земли  являются  земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

По  договору  аренды  арендодатель  обязуется  предоставить  арендатору имущество  за  плату  во  временное  владение  и  пользование  или  во  временное пользование (ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно  п.  1  ст.  614  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации арендатор  обязан  своевременно  вносить  плату  за  пользование  имуществом (арендную  плату).  Порядок,  условия  и  сроки  внесения  арендной  платы определяются договором аренды.

Вместе  с  тем,  20.03.2014г.  между  Земельно-имущественной  палатой Елабужского  муниципального  района  и  ООО  «Переправа»  было  заключено дополнительное  соглашение  к  договору  аренды  земельного  участка  №ТО-06-071-1252,  согласно  которому  аренда  земельного  участка  с  кадастровым  номером 16:18:230101:246 была продлена на неопределенный срок.

Земельно-имущественная  палата  Елабужского  муниципального  района  РТ, как  орган,  осуществляющий  распоряжение  имуществом  и  имущественными правами,  находящимися  в  муниципальной  собственности  Елабужского муниципального района, не должна была допускать заключение новых договоров (в том числе пролонгацию ранее заключенных) с арендатором, не исполняющим свои обязательства.

Предоставление  земельного  участка  для  строительства  с  предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской  Федерации  (далее  -  ЗК  РФ,  в  редакции  на  момент  совершения нарушения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо,  заинтересованные  в  предоставлении  земельного  участка  для  строительства, обращаются  в  исполнительный  орган  государственной  власти или орган  местного самоуправления, определенные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

При  этом  ЗК  РФ  не  ограничивает  существование  указанного  права  во времени  моментом  обращения  первого  из  заинтересованных  лиц  с  заявлением  в орган  местного  самоуправления  и  не  устанавливает  каких-либо  критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Однако  порядок  предоставления  земельного  участка  для  строительства  с предварительным  согласованием  места  размещения  объекта  в  случае,  если  на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован.

Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо  необходимо  определить,  что  невозможно  сделать  по  правилам  выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления  земельных  участков  для  строительства  с  предварительным согласованием места размещения объекта.

Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с  пунктом  11  части  1  статьи  1  ЗК  РФ  является  сочетание  интересов  общества  и законных  интересов  граждан,  согласно  которому  регулирование  использования  и охрана  земель  осуществляется  в  интересах  всего  общества  при  обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно  этому  принципу  регулирование  использования  и  охраны  земель осуществляется  в  интересах  всего  общества  при  обеспечении  гарантий  каждого гражданина  на  свободное  владение,  пользование  и  распоряжение  принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность  получить  (предоставить)  земельный  участок,  пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.

Между  тем  целями  проведения  торгов  являются  привлечение  всех заинтересованных  лиц  и  обеспечение  им  равных  возможностей  на  приобретение земельного  участка,  а  также  получение  органом  местного  самоуправления максимальной цены за объект торгов.

Поэтому  в  ситуации,  когда  на  испрашиваемый  земельный  участок  подано несколько  заявок  с  предварительным  согласованием  места  размещения  объекта, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на  торги  по  правилам  пункта  4  статьи  30  ЗК  РФ.  Такой  способ  предоставления земельных  участков  отвечает  принципу  сочетания  интересов  общества  и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить  справедливость,  публичность,  открытость  и  прозрачность  процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия  решения  о  предварительном  согласовании  места  размещения  объекта. Иной  порядок  предоставления  земельных  участков  влечет  за  собой  нарушение требований статьи 1 ЗК РФ.

В  рассматриваемой  ситуации  публикация  информационного  сообщения  о предоставлении  земельного  участка  на  основании  заключения  дополнительного соглашения к договору аренды не осуществлялась.

В  соответствии  с  п.31  Информационного  письма  Президиума  Высшего Арбитражного суда  РФ от 11.01.2002  № 66  «Обзор практики разрешения споров,  связанных с арендой» договор аренды,  заключенный на новый срок является новым договором. 

Норма,    дающая  право  органам  местного  самоуправления  принимать распоряжения  (постановления)    о  предоставлении  земельных  участков  без предварительного  информирования  населения  в  федеральном  законодательстве отсутствует.

Информационное сообщение о намерении органов местного самоуправления предоставить  земельный  участок  во  владение  и  пользование  адресовано неопределенному  кругу  лиц  и направлено  на    соблюдение  права физических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей,    юридических  лиц  на  получение муниципального  земельного  участка  и  использование  его  в  предпринимательских целях.

На  этой  стадии  населением  могут  быть  заявлены  возражения  против размещения конкретного объекта,  а заинтересованными лицами поданы документы на  получение  того  же  участка  под  застройку  объектами  аналогичного  или  иного назначения,    для  чего  должен  быть  определен  разумный  срок  реагирования  на соответствующую информацию.

Следовательно,  публичное информирование направлено не только на защиту интересов  населения  в  целом,    но  и  конкретных  лиц,    в  том  числе  возможных претендентов на земельный участок. 

Конституционный  суд  Российской  Федерации  в  определении  от  25.11.2010  N  1549-0-0 отметил,  что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц,  желающих приобрести в собственность или аренду  земельные  участки  из  земель,    находящихся  в  государственной  или муниципальной собственности.

Информирование  о  предоставлении  конкретных  земельных  участков  в аренду  способствует  получению  наибольшего  числа  заявок  от  всех заинтересованных  лиц,    что  способствует  достижению  максимальной эффективности сдачи имущества в аренду.

Исходя из изложенного,  следует,  что нарушение обязательной процедуры предоставления  таких  земельных  участков,    может  повлечь  нарушение  прав  неопределенного  круга  лиц,    как  юридических,    так  и  граждан,    которые  могли претендовать на получение названного земельного.

Согласно п.1  ст.  621  Гражданского кодекса,  если иное не предусмотрено законом  или  договором  аренды,    арендатор,    надлежащим  образом  исполнявший свои обязанности,  по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

В соответствие с  п.3  ст.22  Земельного Кодекса РФ,  по истечении срока договора  аренды  земельного  участка  его  арендатор  имеет  при  прочих  равных условиях  преимущественное  право  на  заключение  нового  договора  аренды земельного участка,  за исключением случаев,  предусмотренных пунктом 3 статьи 35,  пунктом 1  статьи 36  и статьей 46  настоящего Кодекса.

Согласно  пункту  35    Информационного  письма  Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002  №66  «Обзор практики разрешения споров,  связанных с арендой»  реализация предусмотренного пунктом 3  статьи  22    Земельного  кодекса  Российской  Федерации  и  пунктом  1    статьи  621  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  преимущественного  права  на заключение  договора  аренды  земли  на  новый  срок  возможна  только  в  случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду.

Исходя  из  смысла  перечисленных  выше  норм  Земельного  кодекса,  Гражданского  Кодекса,    речь  о  преимущественном  праве  прежнего  арендатора может  идти  лишь  при  наличии  нескольких  претендентов  на  аренду  земельных участков и заключении нового договора аренды с одним из них. 17.11.2011    г.    №  73    «Об  отдельных  вопросах  практики  применения  правил Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  о  договоре  аренды»  если арендодатель  до  заключения  договора  аренды  с  победителем  торгов  предложил арендатору  заключить  с  ним  договор  аренды  на  условиях,    предложенных победителем торгов,  а арендатор отказался от заключения договора либо не принял этого предложения в названный в нем срок,  суд отказывает такому арендатору в защите его преимущественного права.

Таким  образом,    прежний  арендатор  земельного  участка,    имеет преимущественное,  приоритетное перед другими лицами,  но не исключительное право на аренду земельного участка.  

Вместе с тем,  наличие  преимущественного права на заключение договора аренды  земельного  участка  не  исключает  необходимость  соблюдения  порядка предоставления этого участка,  установленного законодательством. 

Факт незаконной пролонгации договора аренды земельного участка №ТО-06-071-1252  был  так  же  установлен  Прокуратурой  Республики  Татарстан.  По  итогам прокурорской  проверки  законности  предоставления  земельного  участка  с кадастровым номером 16:18:230101:246 должностному лицу Елабужского муниципального района было выдано Представление №7-496-2016 от 28.04.2016, согласно которому договор аренды земельного участка от 21.03.2011 и дополнительного соглашения к нему от 20.03.2014 подлежали расторжению.

Кроме  того,  Татарстанским  УФАС  было  установлено,  что  на  момент заключения  рассматриваемого  дополнительного  соглашения  о  пролонгации договора аренды земельного участка, срок первоначального договора аренды истек более чем на месяц.

20.03.2014г.,  то  есть  после  истечения  срока  основного  договора  аренды земельного  участка  и  в  день  заключения  дополнительного  соглашения  о пролонгации  договора  на  неопределенный  срок,    Исполнительным  комитетом Елабужского  муниципального  района  было  принято  постановление  №273  от  20 марта 2014 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу:  Республика  Татарстан,  Елабужский  муниципальный  район,  Костенеевское сельское поселение, кадастровый номер земельного участка 16:18:230101:246».

Указанные  действия  позволяют  рассматривать  заключенное  ответчиками соглашение от 20 марта 2014 года не как дополнение к основному договору от 21 марта  2016  года,  но  как  самостоятельную  сделку,  направленную  на  передачу земельного  участка  с  кадастровым  номером  16:18:230101:246  в  аренду  ООО «Переправа» без соблюдения конкурентных процедур.

18.04.2014г.  Исполнительным  комитетом  Елабужского  муниципального района  ООО  «Переправа»  было  выдано  разрешение  на  строительство  №RU 16520000-036пс-14 объекта капитального строительства – гостевого дома в составе лодочной станции. 

На  основании  названного  разрешения  было  осуществлено  строительство соответствующего объекта капитального строительства.

Согласно    ч.2  ст.7  Земельного  кодекса  РФ,  правовой  режим  земель определяется  исходя  из  их  принадлежности  к  той  или  иной  категории  и разрешенного  использования  в  соответствии  с  зонированием  территорий,  общие принципы  и  порядок  проведения  которого  устанавливаются  федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. 1 ст. 42 ЗК РФ собственник земельного участка обязан использовать  землю  как  в  соответствии  с  целевым  назначением,  так  и  в соответствии с разрешенным использованием.

Вместе  с  тем,  органами  местного  самоуправления  Елабужского муниципального  района  РТ  выдавалось  разрешение  на  строительство  объекта,  не соответствующего  разрешенному  использованию  земельного  участка,  при  этом должностные лица не могли не знать об использовании земельного участка не по назначению,  а,  следовательно,  в  нарушение  положений  действующего законодательства.

Кроме того, исходя из информации, полученной от лиц, участвующих в деле, фактически на рассматриваемом земельном участке располагается индивидуальное жилое  строение,  которое  предполагается  для  использования  в  качестве  лодочной станции и гостевого дома в ее составе.

Земельный участок с кадастровым номером 16:18:230101:246 располагается в пределах  береговой  полосы  водного  объекта  общего  пользования  и  при  этом огорожен  забором,  который  доходит  непосредственно  до  воды  без  возможности доступа населения к водному объекту.

Согласно  ч.  3.2  ст.  22  Земельного  кодекса  РФ,  договор  аренды  земельного участка,  находящегося  в  государственной  или  муниципальной  собственности  и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается  с  пользователем  водным  объектом  при  условии  обеспечения свободного  доступа  граждан  к  водному  объекту  общего  пользования  и  его береговой полосе.

16.05.2016  ООО  «Переправа»  обратилось  к  должностному лицу  Елабужского муниципального района с заявлением о перезаключении договора аренды №ТО-06-071-1252  от  21.03.2011  на  новый  срок  для  завершения  строительства  объекта незавершенного строительства степенью готовности объекта 70%, право на который было зарегистрировано за ООО «Переправа» 13.05.2016.

Договор  аренды  земельного  участка  №ТО-06-071-1252  от  21.03.2011 расторгнут соглашением сторон от 20.05.2016.

Вместе  с  тем,  в  этот  же  день  постановлением  должностного лица  Елабужского муниципального  района  №1007  от  20.05.2016  земельный  участок  с  кадастровым номером 16:18:230101:246 был предоставлен ООО «Переправа» сроком на 3 года. 

На  основании  вышеназванного  постановления  между  МКУ  «Земельно-имущественная  палата  Елабужского  муниципального  района  Республики Татарстан»  и  ООО  «Переправа»  был  заключен  новый  договр  аренды  земельного участка №ТО-06-071-2131 от 20 мая 2016 года сроком действия до 19 мая 2019 года без  указания  на  цель  предоставления  –  для  завершения  объекта  незавершенного строительства.

В  связи  с  изменениями,  внесенными  Законом  N  171-ФЗ,  пунктом  5  статьи 39.6  ЗК  РФ  прямо указано  на  возможность  однократного  продления  договора  без торгов  в  целях  завершения  строительства  при  условии  соблюдения  требований, установленных  подпунктами  1  и  2  пункта  5  статьи  39.6  ЗК  РФ.  При  этом,  такое право предоставляется:

1)  собственнику  объекта  незавершенного  строительства,  право собственности  на  который  приобретено  по  результатам  публичных  торгов  по продаже  этого  объекта,  изъятого  у  предыдущего  собственника  в  связи  с прекращением  действия  договора  аренды  земельного  участка,  находящегося  в государственной или муниципальной собственности;

2)  собственнику  объекта  незавершенного  строительства,  в  случае,  если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот  объект  не  был  продан  с  публичных  торгов  по  причине  отсутствия  лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в  соответствии  с  настоящим  подпунктом  допускается  при  условии,  что  такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Учитывая,  что  объект  незавершенного  строительства  на  рассматриваемом земельном  участке  был  завершен  не  более  чем  за  2  года  на  70%,  предоставление данного земельного участка сроком на 3 года свидетельствует о несоответствии его предоставления  целям завершения строительства.

Кроме  того,  на  момент  возведения  объекта  незавершенного  строительства более  чем  наполовину,  фактическое  использование  рассматриваемого  земельного участка  не  соответствует  разрешенному  использованию  –  лодочная  станция  и непосредственно связанные с ней объекты отсутствуют. 

Необходимо  отметить,  что  на  момент  вынесения  Постановления  должностного лица Елабужского  муниципального  района  от  18.10.2010  №388  «О  предварительном согласовании  место  под  строительство  лодочной  станции  ООО  «Переправа» обязанности главы Елабужского муниципального района исполнял <...>.

Вместе  с  тем,  уже  на  следующий  день  решением  Совета  Елабужского муниципального  района  №1  от  19  октября  2010  года  [...]  Елабужского муниципального района был избран <...>.

Согласно  сведениям,  полученным  с  официального  сайта  Федеральной налоговой  службы  и  предоставленным  Управлением  ЗАГС  Кабинета  министров Республики  Татарстан  согласно  справке  о  рождении  №1145  от  16  мая  2016  года (вх.№5697  от  23.05.2016)  единственным  учредителем  арендатора  земельного участка  ООО  «Переправа»  является  <...>  –  <...>.

Ситуация  тесной  взаимосвязи,  возникшей  на  основании  договорных обязательств  имущественного  характера  между  арендатором  и  арендодателем противоречит требованиям действующего законодательства.

В  соответствии  с  пунктом  7  статьи  4  Федерального  закона  от  26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция  - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или  ограничивается  возможность  каждого  из  них  в  одностороннем  порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной  власти,  органами  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,  органами  местного  самоуправления,  иными  осуществляющими функции  указанных  органов  органами  или  организациями,  а  также государственными  внебюджетными  фондами,  Центральным  банком  Российской Федерации  или  между  ними  и  хозяйствующими  субъектами  либо  осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ «О защите конкуренции» выступают  реальные  либо  возможные  негативные  последствия  для определенной  конкурентной  среды  и  выявление  причинной  связи  между определенными  соглашением  и  (или)  согласованными  действиями  и  такими последствиями. 

Согласно  разъяснениям  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 года №30 «О  некоторых  вопросах,  возникающих  в  связи  с  применением  арбитражными судами  антимонопольного  законодательства»,  согласованность  действий  может быть  установлена  и  при  отсутствии  документального  подтверждения  наличия договоренности  об  их  совершении.  Вывод  о  наличии  одного  из  условий, подлежащих  установлению  для  признания  действий  согласованными,  а  именно:  о том,  что  о  совершении  таких  действий  было  заранее  известно  каждому  из  лиц, принимавших  участие  в  согласованных  действиях,  может  быть  сделан  исходя  из фактических обстоятельств их совершения. 

Осуществление  согласованных  действий  предполагает  в  качестве  условия прямое  или  косвенное  взаимодействие  между  хозяйствующими  субъектами  и органами государственной или муниципальной власти.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате  принятия  соответствующим  органом  акта  и  (или)  осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение  конкуренции  подразумевает  то,  что  в  результате  принятия соответствующим  органом  акта  и  (или)  осуществления  действия  (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции. 

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим  органом  акта  и  (или)  осуществления  действия  (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции. 

Материалами  дела  подтверждается,  что  в  процессе  предоставления  и использования земельного участка с кадастровым номером 16:18:230101:246:

-  договор  аренды  земельного  участка,  находящегося  в  муниципальной собственности,  был  продлен  после  истечения  срока  аренды,  без  соблюдения публичных процедур, на неопределенный срок;

на земельном участке, предоставленном хозяйствующему субъекту для строительства  лодочной  станции,  фактически  возведено  индивидуальное  жилое строение;

- арендные платежи за предоставленный земельный участок систематически не  вносились,  при  этом  органы  местного  самоуправления  не  предпринимали никаких действий по взысканию задолженности арендной платы, по расторжению договора  с  недобросовестным  арендатором, напротив,  продлили  указанные арендные отношения.

На  основании  вышеизложенного  Татарстанское  УФАС  России  приходит  к выводу,  что  действия  Исполнительного  комитета  Елабужского  муниципального района РТ, Земельно-имущественной палаты Елабужского муниципального района РТ, должностного лица Елабужского муниципального района РТ и ООО «Переправа» являются нарушением  требований  статьи  16  Федерального  закона  от  26.07.2006г.  №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в осуществлении согласованных действий при  предоставлении  и  использовании земельного  участка  с  кадастровым  номером 16:18:230101:246, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно  части  1  статьи  37  Закона  о  защите  конкуренции,  за  нарушение антимонопольного  законодательства  должностные  лица  федеральных  органов исполнительной  власти,  органов  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации,  органов  местного  самоуправления,  должностные  лица  иных осуществляющих  функции  указанных  органов  или  организаций,  а  также должностные  лица  государственных  внебюджетных  фондов,  коммерческие  и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные  предприниматели,  несут  ответственность,  предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 16, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Татарстанского УФАС России, 

РЕШИЛА:

1.  Признать  Исполнительный  комитет  Елабужского  муниципального района РТ, Земельно-имущественную палату  Елабужского муниципального района РТ,  должностное лицо  Елабужского  муниципального  района  РТ  и  ООО  «Переправа»  (ИНН 1630005070) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий при предоставлении  и  использовании  земельного  участка  с  кадастровым  номером 16:18:230101:246, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Передать  имеющиеся  материалы  должностному  лицу  Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. 

3. Основания  для  принятия  иных  мер  по  пресечению  и  (или)    устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют. 

Председатель комиссии:               <…>

Члены комиссии:                           <…>

Решение  может  быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд  в  течение  трех  месяцев  со  дня  его  принятия,  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  установлена  административная ответственность.

Привлечение  к  ответственности,  предусмотренной  законодательством  Российской  Федерации,  не  освобождает  от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны