Решение №РХ-06/2667 АКТ ПРОВЕРКИ № от 16 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

26 февраля 2016 года, г. Казань

АКТ ПРОВЕРКИ №

№РХ-06/2667 от 29.02.2016 года

На основании приказа от 21.01.2016г. №02/15-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан».

Проверка начата 01 февраля 2016 года, окончена 29 февраля 2016 года.

Акт составлен: <…>

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

__________________________________________________________________

          (Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

Проверка проводилась инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:   <…>

Члены инспекции:         <…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Предметом проводимой проверки является контроль за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

   Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: с 01.01.2014г. по 01.02.2016г.

Срок проведения проверки: с 01.02.2016г. по 29.02.2016 г. включительно.

Адрес проверяемой организации: 422330, Республика Татарстан, Кайбицкий район, с. Большие Кайбицы, Солнечный Бульвар, д.7.

Место проведения проверки: 422330, Республика Татарстан, Кайбицкий район, с. Большие Кайбицы, Солнечный Бульвар, д.7.

Распоряжением Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан №81-1/с от 09.09.2013 года Председателем Палаты имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района — назначена <…>.

За проверяемый период МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» издано:

- 73 Распоряжения;

- 48 входящей корреспонденции;

- 422 исходящей корреспонденции.

В ходе проведения проверки установлено:

  1. В ходе изучения представленных документов и материалов Татарстанским УФАС России обнаружены следующие обстоятельства. 

Согласно ч.1 ст.33 Земельного Кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

П.2 Решения Совета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан от 12 ноября 2010г. №15 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства на территории Кайбицкого муниципального района» предельные максимальные размеры земельных участков предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства установлены в размере 0,25 га.

Согласно абз.2 п.10 ст.33 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ  «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Исполнительным комитетом Кайбицкого муниципального района РТ в районной газете «Кайбицкие зори» №75 от 08.10.2016г. была размещена публикация о приеме заявлений на предоставление в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером 16:21:160402:65, категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: РТ, Кайбицкий муниципальный район, Муралинское сельское поселение, площадью 9000 кв.м., что равно 0,9га, соответственно, является превышением максимального предела площади предоставляемых земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, установленного п.2 Решения Совета Кайбицкого муниципального района РТ от 12 ноября 2010г. №15.

Земельный участок с кадастровым номером 16:21:160402:65 был предоставлен Постановлением Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан №530 №17 ноября 2014г. <…> в аренду сроком на 5 лет, так как заявлений от других лиц не поступало.

На основании вышеназванного Постановления между Палатой земельных и имущественных отношений Кайбицкого муниципального района РТ и <…> был заключен договор аренды вышеназванного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в неразграниченной государственной собственности №11 с/х-2014 от 17 ноября 2014г.

Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Площадь земельного участка является одной из существенных его характеристик и факт предоставления земельного участка площадью, не соответствующей установленным максимальным пределам предоставления, нарушает положения действующего законодательства.

Более того, спрос на предоставление земельного участка с кадастровым номером 16:21:160402:65 формировался исходя из заявленной площади. Вместе с тем, спрос на земельный участок, сформированный с соблюдением требований действующего законодательства, может отличаться исходя из потребности неопределенного круга лиц в земельном участке иной площади.

Таким образом, принятие Постановления №530 от 17 ноября 2014г. и заключение договора аренды №11с/х-2014 от 17 ноября 2014г. Исполнительным комитетом Кайбицкого муниципального района РТ содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения предельных максимальных размеров предоставления земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, что создало преимущество для <…>, что, в свою очередь, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

  1. Постановлением Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан №165 от 19.03.2014г. «О предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью «Кайбицкий КООП» мест размещения магазинов на кадастровом плане территории н. п. Мурали, Шушерма, Малые Меми, Федоровское, Бурундуки земельные участки с кадастровыми номерами  16:21:060101:349; 16:21:060101:187; 16:21:130201:269; 16:21:130201:168; 16:21:160101:591; 16:21:160101:375; 16:21:070101:807; 16:21:070101:710; 16:21:130101:692; 16:21:130101:618 был предварительно согласован ООО «Кайбицкий КООП»  с утверждением акта выбора земельного участка в порядке статей 30, 31, 33 Земельного кодекса РФ. 

Данное постановление подготовлено на основании заявления ООО «Кайбицкий КООП».

На основании постановления №292 от 12.06.2014 года Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан и ООО «Кайбицкий КООП» заключили договор аренды (№0009-2014 от 19.06.2014г.) земельных участков с кадастровыми номерами:

16:21:060101:349 находящегося по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, Маломеминское сельское поселение с. Малые Меми, ул. Центральная;

16:21:060101:187 находящегося по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, Маломеминское сельское поселение с. Малые Меми, ул. Центральная 26а;

16:21:130201:269 находящегося по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, Бурундуковское сельское поселение с. Шушерма, ул. Вахитова;

16:21:130201:168 находящегося по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, Бурундуковское сельское поселение с. Шушерма, ул. Вахитова д.22;

16:21:160101:591 находящегося по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, Муралинское сельское поселение с. Мурали, ул. Центральная;

16:21:160101:375 находящегося по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, Муралинское сельское поселение с. Мурали, ул. Центральная д.63А;

16:21:070101:807 находящегося по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, Федоровское сельское поселение с. Федоровское, ул. Пролетарская;

16:21:070101:710 находящегося по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, Федоровское сельское поселение с. Федоровское, ул. Пролетарская д.12А;

16:21:130101:692 находящегося по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, Бурундуковское сельское поселение с. Бурундуки, ул. К. Маркса;

16:21:130101:618 находящегося по адресу: Республика Татарстан, Кайбицкий муниципальный район, Бурундуковское сельское поселение с. Бурундуки, ул. К. Маркса д.20а.

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации сообщение о приеме заявлений на предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 16:21:060101:349; 16:21:060101:187; 16:21:130201:269; 16:21:130201:168; 16:21:160101:591; 16:21:160101:375; 16:21:070101:807; 16:21:070101:710; 16:21:130101:692; 16:21:130101:618 в аренду направлялись в газеты «Кайбицкие зори» и «Кайбыч таннары» №35 от 16 мая 2014 года, уже после предварительного согласования с ООО «Кайбицкий КООП».

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции на момент совершения нарушения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован.

Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.

Между тем целями проведения торгов являются привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.

Поэтому в ситуации, когда на испрашиваемый земельный участок подано несколько заявок с предварительным согласованием места размещения объекта, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.

Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Иной порядок предоставления земельных участков влечет за собой нарушение требований статьи 1 ЗК РФ.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010г. №4224/10.

Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ срок.

Таким образом, ЗК РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах. После определения участка (-ов), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после предусмотренного законом публичного информирования населения.

Тем самым, Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан лишил заинтересованных лиц возможности заявить возражения против размещения конкретного объекта, а потенциально заинтересованных лиц возможности подать документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.

Исходя из изложенного, в действиях Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 16:21:060101:349; 16:21:060101:187; 16:21:130201:269; 16:21:130201:168; 16:21:160101:591; 16:21:160101:375; 16:21:070101:807; 16:21:070101:710; 16:21:130101:692; 16:21:130101:618 для размещения магазинов без публикации информационного сообщения, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

  1. В ходе изучения представленных документов и материалов Татарстанским УФАС России обнаружены следующие обстоятельства. 

18 июля 2014 года в районных газетах «Кайбицкие зори» и «Кайбыч таннары» №57 было опубликовано извещение о приеме заявлений на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:21:140603:41.

Заявлений от граждан по данному земельному участку не поступило.

Постановлением № 409 от 09.09.2014г. Исполнительный комитет Кайбицкого муниципального района РТ предоставил Боярину В.Ю. земельный участок с кадастровым номером 16:21:140603:41, общей площадью 2005 кв.м. с разрешенным использованием – для жилищного строительства.

В этот же день между Палатой земельных и имущественных отношений Кайбицкого муниципального района РТ и Бояриным В.Ю. заключен договор аренды № 063 от 09.09.2014г. земельного участка с кадастровым номером 16:21:140603:41, общей площадью 2005 кв.м. с разрешенным использованием – для жилищного строительства.

Исходя из положений пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент совершения правонарушения) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:

- предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование для целей жилищного строительства победителю торгов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов);

- предоставление земельных участков жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

- предоставление земельного участка в собственность или в аренду лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;

- предоставление земельного участка единственному участнику указанного в пункте 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации аукциона, если такой аукцион признан не состоявшимся.

Положения пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации сформулированы как императивные и содержащие исчерпывающий перечень случаев, когда для предоставления земельного участка аукцион не проводится (за исключением индивидуального жилищного строительства - пункт 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 года №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», статей 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В результате вышеуказанных действий Боярин В.Ю. получил земельный участок с кадастровым номером 16:21:140603:41 без проведения конкурса или аукциона, обязательного в таких случаях, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и лишило возможности хозяйствующих субъектов претендовать на получение земельного участка в аренду, что следует расценивать как ограничение конкуренции, а соответственно нарушение антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Передача государственного или муниципального имущества конкретному лицу без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеназванные права в отношении государственного или муниципального имущества.

Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Одной из характерных черт проведения аукционов и конкурсов, как публичных процедур, является конкуренция их участников.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, действия Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан и Палаты земельных и имущественных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан содержат признаки  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения порядка предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:21:140603:41, общей площадью 2005 кв.м. с разрешенным использованием – для жилищного строительства Боярину В.Ю., что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

4. По результатам контрольного мероприятия инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

Исполнительным комитетом Кайбицкого муниципального района РТ, в соответствии с Постановлением №535 от 17.11.2014г.,  в газетах  «Кайбицкие зори» и «Кайбыч таннары» были  опубликованы извещения о проведении открытого аукциона по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенных в РТ, Кайбицком районе.

На аукцион были выставлены следующие земельные участки в составе лота №1:

  • земельный участок с кадастровым номером №16:21:000000:102, 3931321,00 кв.м., АХК «Кубня», начальная цена земельного участка 812 684р.;
  • земельный участок с кадастровым номером №16:21:000000:170, 316480,67 кв.м., СХПК «Мир», начальная цена земельного участка 54 477р.;
  • земельный участок с кадастровым номером №16:21:000000:135, 1119986,69 кв.м., АСК «Урожай», начальная цена земельного участка 273 449р.;
  • земельный участок с кадастровым номером №16:21:000000:188, 680710,32 кв.м., АККХ «Тан», начальная цена земельного участка 157 355р.

Начальная цена лота 1 297 965р. Шаг аукциона - 1% от начальной цены лота. Дата и время проведения торгов: 19.12.2014г. в 15 час. 00 мин. Срок принятия решения об отказе в проведении торгов - не позднее 03.12.2014г. Специализированная организация по предпродажной подготовке и проведению аукциона является ЗАО «Карат». Размер задатка для участия в аукционе - 100% от начальной цены лота.

На участие в аукционе были поданы заявки от ООО «Лэнд-Инвест» и ОАО «Земельная корпорация «Лидер».

Победителем торгов стал ОАО «Лидер».

Вместе с тем, указанное формирование лота Исполнительным комитетом Кайбицкого муниципального района РТ по 4 земельным участкам, не соответствует действующему законодательству.

В соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) регламентировано статьей 38 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 ЗК РФ и Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N808 (далее - Правила), предусмотрен порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе сведения о предстоящих торгах, подлежащие обязательному опубликованию (пункт 8 Правил).

Понятие земельного участка как объекта земельных отношений закреплено в статье 11.1 Земельного кодекса РФ, и определяется как часть поверхности земли, границы которого определены в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 38 ЗК РФ предусмотрено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 38 ЗК РФ в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

То есть фактически объединение нескольких сформированных земельных участков в один лот означает продажу не земельного участка, а земельных участков, что Земельным кодексом РФ не предусмотрено.

Терминология вышеуказанных статей Земельного кодекса РФ не допускает проведение аукциона по продаже земельных участков. Законодательством предусмотрено лишь проведение аукциона по продаже земельного участка.

Соответственно, продажа нескольких земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, одним лотом ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые в соответствии с федеральными законами имеют право приобретать в собственность земельные участки, однако финансовое положение некоторых не позволяет приобрести несколько земельных участков (например, физические лица, предприниматели малого и среднего бизнеса).

В соответствии с пунктом 6 частью 1 Правила предусмотрено, что задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы.

На основании вышеизложенного, организатором торгов ЗАО «Карат» необоснованно установлен размер задатка, что нарушают право заявителей на участие в открытых торгах, тем самым ограничив круг претендентов на участие в торгах.

При формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и цели Закона Ш35-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации и Правил, направленных на эффективное использование государственной (муниципальной) собственности, на достижение публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, эффективности использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также должен соблюдать требования статьи 17 Закона N 135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

В рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных освоить крупный лот.

Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый земельный участок привлекает к торгам специфический круг потребителей. Объединение в один лот земельных участков, обладающих индивидуальными, различными потребительскими свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке с определенным месторасположением и характеристиками.

Таким образом, в действиях Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, Палаты имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения прав неопределенного круга лиц при предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами: №16:21:000000:102, №16:21:000000:170, №16:21:000000:135, №16:21:000000:188 путем объединения нескольких земельных участков в один лот, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях ЗАО «Карат» усматриваются признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части нарушения прав неопределенного круга лиц при проведении торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Иных признаков нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в действиях МКУ «Палата имущественных и земельных отношений Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» не установлено.

Запись в Журнале учета  проверок юридического лица внесена:

__________________________________________________________________

(подпись проверяющего)  (подпись уполномоченного представителя юридического лица)

Участники инспекции:                                                               <…>

                                        <…>

                                        <…>

                                        <…>

                                        <…>

                                        <…>

Акт составлен в 2-х экземплярах на 13 листах.

С актом ознакомлен, 2-ой экземпляр акта на 13 листах получен:

_________________________/_________________________________________

 (исх. от ____________ за № _________)  (подпись, печать) (должность, Ф.И.О.)

Руководитель инспекции                                                                    <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны