Решение №РХ-06/3363 РЕШЕНИЕ по делу №06-364/2015 от 16 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №06-364/2015

Исх. РХ-06/3363 от 11.03.2016 г.

Резолютивная часть объявлена «24» февраля 2016 года

Полный текст решения изготовлен «11» марта 2016 года

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:   <…>

Члены комиссии:                <…>

                                              <…>

рассмотрев дело №06-364/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования города Нижнекамска Республики Татарстан части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в фактическом наделении ООО «Ритуал-Сервис» функциями и правами органа местного самоуправления, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа от 16.07.2015г. №02/505-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан.

В ходе проведения проверки установлено:

Общественные кладбища стоят на балансе в Исполнительном комитете муниципального образования города Нижнекамск. Выдача разрешений на выкопку могил на территории кладбищ в городе Нижнекамск и ведение журнала мест захоронений осуществляется специалистами отдела городского кладбища.

Однако непосредственно оформлением документов на местах кладбища осуществляет ООО «Ритуал-Сервис» осуществляющая хозяйственную деятельность на рынке оказания ритуальных услуг, а также согласно муниципальному контакту выполняет услуги по содержанию территории городских кладбищ.

Из представленных документов, письменных и устных пояснений, и непосредственного выезда на место расположения городских кладбищ, стало известно следующее. Городские общественные кладбища стоят на балансе Исполнительного комитета муниципального образования города Нижнекамск. На территории города Нижнекамск находится 2 городских кладбища.

Непосредственно у кладбища находится офис и гаражи ООО «Ритуал-Сервис» которое осуществляет уборку территории кладбища. Также представители ООО «Ритуал-Сервис» пояснили, что по вопросу захоронения и оформлению документов, а также копке могил можно обратиться в любой магазин ритуальных услуг ООО «Ритуал-Сервис» один из которых находится напротив городского морга, второй около рынка «Бызовский». Функции по контролю за соблюдением порядка захоронений возложены на Исполнительный комитет муниципального образования города Нижнекамск.

В городе Нижнекамске функции специализированной службы по вопросам похоронного дела и органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение фактически возложены на ООО «Ритуал-Сервис» города Нижнекамска.

Исполнительным комитетом города Нижнекамска заключен муниципальный контракт с ООО «Ритуал-Сервис» по содержанию территории городских кладбищ.

Таким образом, ООО «Ритуал-Сервис» города Нижнекамск, как хозяйствующий субъект осуществляет полномочия органа местного самоуправления, совмещает функции органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение и оформлению документов на погребение, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 14.10.2015 года №02/735-к было возбуждено дело №06-364/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования города Нижнекамска Республики Татарстан части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части фактического наделения ООО «Ритуал-Сервис» функциями и правами органа местного самоуправления, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующему.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Общественные кладбища стоят на балансе в Исполнительном комитете муниципального образования города Нижнекамск. Выдача разрешений на выкопку могил на территории кладбищ в городе Нижнекамск и ведение журнала мест захоронений осуществляется специалистами отдела городского кладбища.

Однако непосредственно оформлением документов на местах кладбища осуществляет ООО «Ритуал-Сервис» осуществляющая хозяйственную деятельность на рынке оказания ритуальных услуг, а также согласно муниципальному контакту выполняет услуги по содержанию территории городских кладбищ.

Согласно пункту 23 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении. Между тем ни одним федеральным законодательным актом передача хозяйствующему субъекту функции по отводу каждого земельного участка под захоронение не предусмотрена. Передача указанных функций хозяйствующему субъекту сопряжена с созданием для него преимущественных условий по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на том же товарном рынке – рынке ритуальных услуг.

Из представленных документов, письменных и устных пояснении, и непосредственно выезда на место расположения городских кладбищ, стало известно следующее. Городские общественные кладбища стоят на балансе Исполнительного комитета муниципального образования города Нижнекамск. На территории города Нижнекамск находится 2 городских кладбища.

Непосредственно у кладбища находится офис и гаражи ООО «Ритуал-Сервис» которое осуществляет уборку территории кладбища. Также представители ООО «Ритуал-Сервис» пояснили, что по вопросу захоронения и оформлению документов, а также копке могил можно обратиться в любой магазин ритуальных услуг ООО «Ритуал-Сервис» один из которых находится напротив городского морга, второй около рынка «Бызовский». Функции по контролю за соблюдением порядка захоронений возложены на Исполнительный комитет муниципального образования города Нижнекамск.

Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.

Нахождение общественных кладбищ в ведении хозяйствующего субъекта, наделенного полномочиями органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения противоречит действующему законодательству.

В компетенцию органов местного самоуправления входят вопросы, касающиеся организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории муниципального образования, что предусмотрено пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Реализуя свои полномочия в сфере организации ритуальных услуг орган местного самоуправления должен руководствоваться положениями федерального законодательства о погребении и похоронном деле.

Статьей 9 Федеральным законом от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлен гарантированный перечень услуг по погребению, предоставляемых супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанности осуществить погребение умершего, оказываемых на безвозмездной основе, которые оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (статья 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле»). В случае если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (статья 10 Закона). 39

Согласно статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которых в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов. На основании статьи 17 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из изученной информации следует, что в г. Нижнекамске функции специализированной службы по вопросам похоронного дела и органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение фактически возложены на ООО «Ритуал-Сервис» города Нижнекамска.

Исполнительным комитетом города Нижнекамска заключен муниципальный контракт с ООО «Ритуал-Сервис» по содержанию территории городских кладбищ. Осуществление специализированной организацией функции выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит Федеральному закону от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также положениям Федерального закона от 08.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Таким образом, ООО «Ритуал-Сервис» города Нижнекамска, как хозяйствующий субъект осуществляет полномочия органа местного самоуправления, совмещает функции органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение и оформлению документов на погребение, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом и передачи полномочий органов местного самоуправления.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статей 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Анализируя материалы дела и вышеуказанные нормативно-правовые акты, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан приходит к выводу, что Исполнительный комитет муниципального образования города Нижнекамска нарушил часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части фактического наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета муниципального образования города Нижнекамска Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Ответчику выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем недопущения осуществления предпринимательской деятельности на территории городского кладбища города Нижнекамска Республики Татарстан.

Предупреждение (исх.№ РХ-06/1441 от 05.02.2016 года) Татарстанского УФАС России необходимо было исполнить в срок до 19 февраля 2016 года.

11.02.2016 года в адрес Татарстанского УФАС России были представлены документы (вх. №1429 от 11.02.2016 года), подтверждающие исполнение Исполнительным комитетом муниципального образования города Нижнекамска Республики Татарстан предупреждения (исх.№ РХ-06/1441 от 05.02.2016 года).

 Представленные документы являются достаточным доказательством надлежащего исполнения предупреждения (исх.№ РХ-06/1441 от 05.02.2016 года) Татарстанского УФАС России, в связи с чем, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу №06-364/2015 подлежит прекращению. 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела №06-364/2015 в отношении Исполнительного комитета муниципального образования города Нижнекамска Республики Татарстан по факту нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части фактического наделения хозяйствующего субъекта функциями и правами органа местного самоуправления, в связи с исполнением предупреждения Татарстанского УФАС России о необходимости прекращения действий (бездействий), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.    

Председатель комиссии:                                                                        <…>

Члены комиссии:                                                                                    <…>

                                                                                                                 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны