Решение №РХ-06 3385 АКТ ПРОВЕРКИ № 11/06 от 17 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11 марта 2016  года, г. Казань

АКТ ПРОВЕРКИ № 11/06

На основании приказа от 16.02.2016 г. №01/44-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена внеплановая проверка Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан ИНН 1627005546 (423650, РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д.19).

Проверка начата 19 февраля 2016 года, окончена 11 марта 2016 года.

Акт составлен: <…>

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

 

________________________________________________________________________

          (Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

Проверка проводилась инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:      <…> 

Члены инспекции:                 <…>

<…>

<…>

<…>

Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан требований антимонопольного законодательства, в части наличия/отсутствия в действиях Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения статей 15, 16, 17, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Срок проведения проверки: с 19 февраля 2016 года по 11 марта 2016 года включительно.

Адрес проверяемого учреждения: 423650, РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д.19.

В ходе проведения контрольного мероприятия были изучены документы и информация, запрашиваемая в соответствии с приказом от 16.02.2016 г. №01/44-пр, а также иные документы и информация.  

В ходе проведения проверки установлено:

Решением Совета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан №27 от 23 января 2006 года утверждено Положение о Палате имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Положение).

В соответствии с пунктом п. 5.1. Положения Палату имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Советом района по предложению Главы муниципального района.

Председателем Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан является <…> (Решение Совета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан №291 от 03 февраля 2015 года).

Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан является постоянно действующим органом местного самоуправления Менделеевского муниципального района, осуществляющим в пределах своих полномочий управление муниципальным имуществом, в том числе находящимися в собственности Менделеевского муниципального района земельными участками, акциями, долями (вкладами) в уставных капиталах хозяйственных обществ (пункт 1.2 Положения).   

Согласно разделу 2 Положения основными задачами Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ являются:

1. Владение, пользование и распоряжение имуществом, в том числе земельными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности.

2. Обеспечение максимальной эффективности и доходности от использования муниципального имущества.

3. Обеспечение контроля за использованием движимого и недвижимого муниципального имущества.

В соответствии с пунктом п. 4.2.1. Положения Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан обязана эффективно управлять муниципальным имуществом и земельными ресурсами, не допуская нанесения ущерба экономическим интересам муниципального района.

В процессе проведения проверки в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ были изучены следующие документы:

1)      Учредительные и регистрационные документы Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, действующие на дату проведения проверки.

2)      Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, ИНН.

3)      Решение Совета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан №291 от 03 февраля 2015 года о назначении на должность Председателя Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

4)      Документы, определяющие деятельность и структуру Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

5) Книги учета и регистрации входящей и исходящей корреспонденции за период с 19.02.2013г. по 19.02.2016г.

6)      Входящая и исходящая корреспонденция за период с 19.02.2013г. по 19.02.2016г.

7) Реестр всего движимого и недвижимого имущества, принадлежащего Палате имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

8)      Список арендаторов, пользователей помещений, расположенных на территории Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, с приложением договоров, оснований заключения договоров.

9) Реестр договоров, контрактов на выполнение работ, оказания услуг для Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан за 2015-2016г.

10) Копии договоров, контрактов на выполнение работ, оказания услуг для Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан за 2015-2016г.

11) Проекты информационных сообщений для публикации в СМИ о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных на территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

12) Иные нормативные правовые акты, документы, информация, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки.

ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 07.12.2015 года №01/812-к было возбуждено дело №06-420/2015 по признакам нарушения Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ и ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий при предоставлении в пользование нежилых помещений по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д.19 с нарушением требований действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела №06-420/2015 Комиссией Татарстанского УФАС России были установлены следующие обстоятельства.

В выпуске газеты «Менделеевские Новости» от 30 октября 2015 года №80 (7532) в рубрике «Информация, реклама, объявления» размещено объявление хозяйствующего субъекта «Земельное бюро» (без указания организационно-правовой формы) с перечислением видов работ, которые выполняет данная организация, а именно:

- межевание, уточнение границ, вынос в натуру границ, раздел, объединение, доп. отвод земельного участка;

- оформление гаражей, огородов, паевых земель;

- изготовление технических планов зданий, домов;

- топографическая и исполнительная съемка;

- сопровождение сделок с недвижимостью;

- юридическая помощь по земельным вопросам.

В редакцию газеты «Менделевские новости» (АО ТАТМЕДИА «Информационный центр «Менделеевск») был направлен запрос (№ИП-06/17323 от 03.11.2015 г.) о предоставлении информации, договоров, копий заявлений, сообщений о хозяйствующем субъекте «Земельное бюро». В результате изучения полученных на запрос информации и документов, Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1.3. Устава ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» (утвержден протоколом общего собрания №6 от 13 октября 2015 года) место нахождения данного общества: РТ, г. Елабуга, проспект Нефтяников, д. 44.

Вместе с тем, фактический адрес ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ», указанный в данном объявлении, совпадает с местонахождением Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ – РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д.19. Более того, контактный телефон -+7 (85549) 2-20-51 , указанный в данном объявлении, совпадает с телефоном Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ.

В ходе рассмотрения дела №06-420/2015 Татарстанским УФАС России установлено, что согласно Распоряжению №545 от 27.10.2014 г. Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ МУП «Управление благоустройства» в хозяйственное ведение, передано следующее муниципальное имущество:

- нежилое помещение – административное здание, общей площадью 4173,2 кв.м., расположенное по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 на сумму 5 313 358,00 (пять миллионов триста тринадцать тысяч триста пятьдесят восемь) рублей 00 копеек.

В соответствии с договором аренды муниципального имущества № 22 от 01 октября 2015 года МУП «Управление благоустройства» передает в аренду ОАО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» нежилое помещение на 1 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 для использования под служебное помещение.

Необходимо отметить, что 03.12.2015 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности ОАО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» ИНН 1646015236 путем реорганизации в форме преобразования к ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» ИНН 1646041733.

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Представитель Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России пояснил, что Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ осуществляет свою деятельность на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19.

С целью установления фактов наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ, являющихся предметом рассмотрения дела №06-420/2015, Инспекцией Татарстанского УФАС России на основании приказа от 16.02.2016 г. №01/44-пр проведена внеплановая проверка в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ (423650, РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д.19, ИНН 1627005546).

В ходе проведения выездного контрольного мероприятия Инспекцией Татарстанского УФАС России были установлены следующие обстоятельства.

1) В соответствии с протоколом осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица №1 от 19 февраля 2016 года (место составления г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19) в присутствии двух понятых произведен осмотр кабинетов №3 и №4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19.

Осмотром установлено, что при появлении Инспекции Татарстанского УФАС России кабинет №4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 закрыли. Сотрудники Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ заклеили бумагой ФИО сотрудников, работающих в данном кабинете.

По требованию Инспекции Татарстанского УФАС России кабинет №4 открыли, на вопрос Инспекции Татарстанского УФАС России о том, кто работает в данном кабинете, сотрудники Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ заявили, что не обладают данной информацией.

По результатам осмотра к настоящему протоколу были приобщены следующие документы:

1. Прейскурант на дополнительные услуги, оказываемые ОАО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ», действующий с 02 марта 2015 года.

2. Прейскурант на дополнительные услуги, оказываемые ОАО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ», действующий с 27 октября 2015 года.

3. Реестры физических лиц, которым предоставлялись на праве пользования земельные участки, расположенные на территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

4. Копии проектов договоров на оказание работ (в том числе межевание, раздел, уточнение границ, топографическая съемка земельных участков), подготовленных для заключения между Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ и ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ».

В соответствии с протоколом осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица №2 от 19 февраля 2016 года (место составления г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19) в присутствии двух понятых произведен осмотр кабинета №4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19.

Осмотром установлено, что в 10 часов 40 минут в кабинете №4 отключили электричество, доступ членов Инспекции Татарстанского УФАС России к информации, находящейся в электронной форме в компьютерах, а также к документообороту в системе «Электронное Правительство», был ограничен.

По требованию Инспекции Татарстанского УФАС России в 10 часов 43 минуты в кабинете №4 включили электричество. Вместе с тем, доступ к Интернет-ресурсам (в частности к документообороту в системе «Электронное Правительство») восстановлен не был.

Кроме того, сотрудники Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ отказались пояснить факт нахождения сотрудника ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» в кабинете №4, а также отказались заверить документы, истребованные в соответствии с приказом от 16.02.2016 г. №01/44-пр.

Инспекцией Татарстанского УФАС России также установлено, что с компьютеров, находящихся в кабинете №4, ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» отправлялись письма по сети «Интернет» на электронную почту Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ, в частности с просьбами переделать распоряжения Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ о предоставлении земельных участков.

В соответствии с протоколом осмотра территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица №3 от 19 февраля 2016 года (место составления г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19) в присутствии двух понятых произведен осмотр кабинета №4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19.

Осмотром установлено, что на рабочем столе в кабинете №4 были обнаружены копии рекламных объявлений, в которых сообщалось о видах и стоимости работ, осуществляемых ОАО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ», а также информация о графике работы и месторасположении данного хозяйствующего субъекта.

Кроме того, по результатам осмотра к настоящему протоколу были приобщены следующие документы:

1. Заявления физических лиц на имя генерального директора ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» <…> с просьбой выполнить межевание земельных участков, расположенных на территории Менделеевского муниципального района РТ.

2. Копии финансовых документов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ»:

– копии платежных извещений ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» (Форма № ПД-4);

– чек-ордер (операция 2610 от 01.02.2016 года через терминал 703 филиала №801 Татарстан ВВБ №8610, получатель - ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» ИНН 1646041733) от <…> за оказание услуг по межеванию земельного участка;

– акт №46 от 03 июля 2015 года (исполнитель – ОАО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ», заказчик – МБДОУ детский сад №13 «Серебряное копытце») об оказании услуг на сумму 81 458 рублей 14 копеек;

– платежная квитанция №157 от 16 февраля 2016 года (получатель – ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ») от <…> за оказание услуг по межеванию земельного участка.

3. Материалы переписки по электронной почте между ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» и заместителем Председателя Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ <…> (письмо от 05 ноября 2015 года, отправлено в 09 часов 28 минут с электронного адреса zem.buro@bk.ru).

До проведения выездного контрольного мероприятия представитель Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ утверждал, что Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ осуществляет свою деятельность на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19, а ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» в соответствии с договором аренды муниципального имущества № 22 от 01 октября 2015 года в том же здании на 1 этаже.

Вместе с тем, при осмотре кабинета №4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 был установлен факт нахождения и осуществления предпринимательской деятельности ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» в одном помещении с Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ, что противоречит действующему законодательству.

Кроме того, нахождение и осуществление предпринимательской деятельности ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» в кабинете №4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 вместо нежилого помещения на 1 этаже, является нарушением существенных условий договора аренды муниципального имущества № 22 от 01 октября 2015 года с МУП «Управление благоустройства».

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате изменения предмета договора, размера арендной платы, целевого назначение объекта и других существенных условий договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Данная ситуация противоречит условиям здоровой и справедливой конкуренции исходя из следующего.

В соответствии со статьей 55 Устава муниципального образования «Менделеевский муниципальный район» Республики Татарстан, утвержденного Решением Менделеевского районного Совета от 28.04.2012 N 119 (зарегистрировано в Минюсте РТ 21.06.2012 N RU165280002012001, в ред. от 07.04.2014) Палата имущественных и земельных отношений Района является постоянно действующим органом местного самоуправления Менделеевского муниципального района, осуществляющим в пределах своих полномочий управление муниципальным имуществом, в том числе находящимися в собственности Менделеевского муниципального района земельными участками, акциями, долями (вкладами) в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Палата имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района осуществляет муниципальный контроль за управлением, владением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков и иного муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 2.4. Устава ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» данное общество осуществляет в том числе следующие виды деятельности:

- проведение работ по инвентаризации земель всех категорий;

- проведение комплекса работ по межеванию земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных образований и земельных участков, оформление планов (чертежей) границ земельных участков;

- проведение топогеодезических и топографических съемок и землеустроительных работ, кадастровых съемок, в том числе с использованием аэрофотосъемки, включая их дешифрование;

- участие в создании и обновлении банков данных земельно-информационных систем;

- проведение работ по составлению и обновлению в графическом и цифровом видах кадастровых и тематических карт (планов) состояния и использования земель;

- выполнение работ по оформлению работ землеустроительных дел;

- оказание услуг юридическим и физическим лицам по оформлению, выдаче копий, дубликатов документов, удостоверяющих право на землю и др.

Исходя из вышеизложенного, деятельность Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ и ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» имеет взаимосвязанный характер.

Органы местного самоуправления являются активными субъектами экономики, представляют интересы крупнейших собственников, землевладельцев, владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, в том числе земельными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления распределяют ограниченный ресурс, в частности предоставляют в аренду и собственность земельные участки, здания и помещения.

Чтобы сохранить баланс и никому не предоставить конкурентного преимущества, действия органов местного самоуправления должны носить открытый, честный и равноудаленный от бизнеса характер. Только в этом случае действия органов местного самоуправления не будут создавать отдельным хозяйствующим субъектам конкурентных преимуществ.

Предоставление в фактическое пользование кабинета №4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 дает преимущество ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ», поскольку потребители услуг на основании взаимосвязанного характера деятельности Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ и ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ», а также их нахождении в одном помещении обращаются напрямую к данному хозяйствующему субъекту.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 года №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, принимавших участие в согласованных действиях, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.

Таким образом, действия Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ, МУП «Управление благоустройства» и ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» содержат признаки нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий при предоставлении в фактическое пользование кабинета №4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 по месторасположению Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ для осуществления предпринимательской деятельности ООО «Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга  РТ» с нарушением требований действующего законодательства.

2) В ходе изучение закупочной документации Инспекцией установлен факт неоднократного заключения Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ договоров (контрактов) по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (договоры до 100 тысяч рублей), то есть без проведения конкурентных процедур.

Кроме того, Инспекцией установлены факты неоднократного заключения Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ нескольких договоров (контрактов) с хозяйствующими субъектами в один день на сумму, превышающую в совокупности 100 тысяч рублей.

Так, 19 марта 2015 года Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ заключено два договора на проведение оценки с ООО «Оценщик», а именно:

- договор №02/120-15 от 19.03.2015 г. на сумму 96 000 руб. 00 коп.

- договор №02/40-15 от 19.03.2015 г. на сумму 67 000 руб. 00 коп.   

Кроме того, в период с 15.02.2015 г. по 19.02.2015 г. (интервал четыре дня) Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ заключено два договора на предмет организации и проведения торгов по продаже находящегося в муниципальной собственности имущества, в том числе земельных участков, с ОАО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан», а именно:

- договор №5/15 от 19.02.2015 г. на сумму 72 765 руб. 00 коп.

- договор №4/15 от 15.02.2015 г. на сумму 98 925 руб. 00 коп.

Также, в период с 26.01.2015 г. по 17.03.2015 г. Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ заключено три договора на предмет – межевание земельных участков с ОАО «Земельное бюро», а именно:

- договор №3 от 26.01.2015 г. на сумму 61 444 руб. 55 коп.

- договор №5 от 26.01.2015 г. на сумму 40 500 руб. 00 коп.

- договор №18 от 17.03.2015 г. на сумму 51 500 руб. 85 коп.

Более того, в период с 13.11.2015 г. по 19.11.2015 г. (интервал шесть дней) Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ заключено пять договоров на предмет съемки и межевания земельных участков с ООО «Земельное бюро», а именно:

- договор №56 от 13.11.2015 г. на сумму 80 000 руб. 00 коп.

- договор №62 от 13.11.2015 г. на сумму 80 000 руб. 00 коп.

- договор №70 от 19.11.2015 г. на сумму 44 000 руб. 00 коп.

- договор №69 от 19.11.2015 г. на сумму 99 006 руб. 00 коп.

- договор №70 от 19.11.2015 г. на сумму 96 900 руб. 00 коп.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, не подразумевают предоставления им органом местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами без каких либо правовых оснований.  

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Целью заключения указанных контрактов был не поиск лица для выполнения подрядных работ, а только получение финансирования из бюджета и передача денежных средств определенным хозяйствующим субъектам. 

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, нарушены основы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке по организации и проведению торгов, межевания земельных участков на территории Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

Таким образом, действия Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ, ООО «Оценщик», ОАО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан», ООО «Земельное бюро»  содержат признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий при заключении муниципальных контрактов с определенными хозяйствующими субъектами без проведения конкурентных процедур, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ  «О защите конкуренции» закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).  

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.   

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или)осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Поскольку в действиях Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан установлены признаки нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Инспекция предлагает рассмотреть вопрос о выдаче предупреждений, возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства по вышеописанным обстоятельствам.

 

 

Участники инспекции:                                                                                      <…>

 

         <…>

 

         <…>

 

                                                                    <…>

Акт составлен в 2-х экземплярах на 15 листах.

 

С актом ознакомлен, 2-ой экземпляр акта

на 15 листах получен:

 

_________________________/___________________________________________

 (исх. от ____________ за № _________)  (подпись, печать) (должность, Ф.И.О.)

 

 

Руководитель инспекции                                                                                      <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны