Решение №РХ-06/3420 Решение по делу №06-359/2015 от 15 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-359/2015

Исх. РХ-06/3420 от 14.03.2016 г.

Резолютивная часть объявлена «25» февраля 2016 года

Полный текст решения изготовлен «10» марта 2016 года

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:          <…>

члены комиссии:                      <…>

                                        <…>

рассмотрев дело №06-359/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом города Нижнекамск Республики Татарстан части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» полномочиями органа местного самоуправления, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

Установила:

На основании приказа от 16.07.2015г. №02/505-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан.

В ходе проведения проверки установлено:

На территории города Нижнекамска осуществляет деятельность МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска». Постановлением №44 от 20.05.2011 года утвержден устав МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска».

Согласно пункту 2.1 устава МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» предприятие создано для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

 - осуществление технического надзора за капитальным строительством, реконструкцией, ремонтом производственных и социально-бытовых объектов города Нижнекамска;

- участие в разработке норм, стандартов для расчета себестоимости тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;

- координация деятельности организаций, задействованных в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения города Нижнекамска энергоресурсами.

Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособностью.

Таким образом, Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены цели, ради достижения которых возможно создание унитарного предприятия.

Вместе с тем, к деятельности МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» отнесены полномочия, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

На МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» возложены функции по строительному надзору и выполнению функций координатора деятельности других хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 14.10.2015 года №02/730-к было возбуждено дело №06-359/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом города Нижнекамск Республики Татарстан части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части наделения МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» полномочиями органа местного самоуправления, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, исследовав представленные в материалы дела доказательства, комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.  

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что на территории города Нижнекамска осуществляет деятельность МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска». Постановлением №44 от 20.05.2011 года утвержден устав МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска».

Согласно пункту 2.1 устава МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» предприятие создано для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

 - осуществление технического надзора за капитальным строительством, реконструкцией, ремонтом производственных и социально-бытовых объектов города Нижнекамска;

- участие в разработке норм, стандартов для расчета себестоимости тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;

- координация деятельности организаций, задействованных в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения города Нижнекамска энергоресурсами.

Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособностью.

Таким образом, Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены цели, ради достижения которых возможно создание унитарного предприятия.

Вместе с тем, к деятельности МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» отнесены полномочия, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

На МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» возложены функции по строительному надзору и выполнению функций координатора деятельности других хозяйствующих субъектов.

Таким образом, закрепление полномочий по строительному надзору и выполнению функций координатора деятельности других хозяйствующих субъектов за МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» - коммерческой организацией, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку создает последнему необоснованное преимущество в осуществлении предпринимательской и хозяйственной деятельности, так как, осуществляя властно-распорядительные функции МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» имеет возможность в субъективном одностороннем порядке принимать решения при реализации полномочий органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). В силу пункту 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с данной нормой антимонопольного законодательства МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Таким образом, МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» является хозяйствующим субъектом, обладающим при этом функциями и полномочиями органа местного самоуправления. 

Осуществление данным юридическим лицом деятельности, приносящей доход, на товарных рынках, указанных в Уставе, ставит организацию в преимущественное положением перед иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичных товарных рынках, так как иные хозяйствующие субъекты не обладают властно-распорядительными полномочиями и не имеют возможности для привлечения административного ресурса в ходе осуществления своей деятельности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом и передачи полномочий органов местного самоуправления.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том еѐ виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета города Нижнекамск Республики Татарстан содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» полномочиями органа местного самоуправления, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения дела МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» представлены письменные пояснения, а также информация (вх.№14542 от 24.11.2015 г.), согласно которой следует, что в период с 2013 г. по 2015 г. между Исполнительным комитетом города Нижнекамск Республики Татарстан и МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» заключены следующие договора:

- Муниципальный контракт на осуществление строительного контроля № 1479 от 25.06.2013 г. – на сумму 78 398,14 рублей.

- Муниципальный контракт на осуществление строительного контроля № 1480 от 25.06.2013 г. – на сумму 177 657,41  рублей.

- Муниципальный контракт на осуществление строительного контроля № 1481 от 25.06.2013 г. – на сумму 93 149,24  рублей.

- Договор на предоставление субсидий из бюджета города Нижнекамска на возмещение расходов на выполнение кадастровых работ по уточнению или образованию земельных участков по многоквартирным жилым домам г. Нижнекамска от 18.08.2014 года – на сумму 1 768 000,00 рублей.

- Договор на осуществление строительного контроля № 42 от 06.07.2015 г. – на сумму 99 500,00  рублей.

Кроме того, согласно сведениям, представленным МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска», выручка предприятия составила:  

2013 г. – 49 260 462,67 рублей.

2014 г. – 51 634 308,34 рублей.

С указанием видов деятельности предприятия в 2013 г. в натуральном и стоимостном выражении:

Вид деятельности:

Сумма руб.

Оказания услуг физическим и юридическим лицам

4  222853,61

Оказание услуг технического надзора за объектами капитального строительства

6 811 124,41

Оказание услуг в сфере управления жилым и нежилым фондом

37 742 077,35

Услуги связи, прочие услуги

484 407,30

В 2014 г в натуральном и стоимостном выражении:

Вид деятельности:

Сумма руб.

Оказания услуг физическим и юридическим лицам

2 401 334,49

Оказание услуг технического надзора за объектами капитального строительства и благоустройства города Нижнекамска

6 507 279,75

Оказание услуг в сфере управления жилым и нежилым фондом

40 607 733,10

Услуги связи, прочие услуги

14 961,00

Оказание услуг аутстаффинга

335 000,00

Работы в сфере межевание жилых многоквартирных домов

1 768 000,00

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 2 вышеназванного федерального закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Часть 1 ст. 7 закона 131-ФЗ предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (ст. 2 федерального закона 131-ФЗ).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения реализуются посредством издания уполномоченными лицами муниципальных правовых актов, т.е. осуществление полномочий органов местного самоуправления подразумевает под собой  и возможно только при наличии властно-распорядительных полномочий.

Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска создан муниципальным образованием «город Нижнекамск» в форме Муниципального унитарного предприятия.

МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» действует на основании Устава, утвержденного постановлением Руководителя исполнительного комитета г. Нижнекамска.

В соответствии со ст. 3 федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В целях реализации вышеуказанного положения устав предприятия содержит в себе перечень направлений деятельности, которые могут осуществляться предприятием. При этом устав, по мнению предприятия,  не содержит в себе каких-либо властных полномочий.

Кроме того, согласно пояснениям МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска», предприятие не наделено властно-распорядительными полномочиями и посредством каких-бы то ни было иных постановлений, распоряжений органов местного самоуправления и не в праве издавать либо иным способом принимать решения по реализации вопросов местного значения.

Кроме того заинтересованное лицо отмечает, что предприятие не осуществляет весь перечень видов деятельности, перечисленных Уставе. При этом вся деятельность МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска», в частности в области строительного контроля (технического надзора), осуществляется на основании заключаемых договоров с обязательным соблюдением установленных законом конкурсных процедур. Каких-либо преференций либо преимущественного положения по отношению к иным организациям предприятие не имеет.

Также, по мнению предприятия, деятельность МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» направлена на решение социальных задач.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 года "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное предприятие осуществляет деятельность в целях решения социальных задач. Деятельность направленная на обеспечение безопасной эксплуатации и управления жилищно-коммунальным хозяйством напрямую влияет на безопасность, комфорт, уровень жизнедеятельности людей и в полной мере относится к задачам социальной сферы, на обеспечение которой, согласно пояснениям МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска», направлена деятельность предприятия.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что за весь период деятельности МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» заключено 486 договоров с контрагентами (вх.№534 от 21.01.2016 г.) на выполнение работ, оказание услуг, из них:

В 2011 году – 43 договора;

В 2012 году – 92 договора;

В 2013 году – 52 договора;

В 2014 году – 121 договор;

В 2015 году – 178 договоров.

В ходе рассмотрения дела  Исполнительным комитетом города Нижнекамск Республики Татарстан представлены следующие пояснения (вх.№14540 от 24.11.2015 г.):

Постановлением руководителя Исполнительного комитета города Нижнекамска № 44 от 20.05.2011 создано МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска». Цели создания предприятия соответствуют пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В соответствии с пунктом 2.2.1 Устава предприятие осуществляет организацию работ по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилого и нежилого фонда города. Таким образом, по мнению Ответчика, предприятие создано для решения социальных задач.

При этом, в представленных пояснениях Ответчик (вх.№14540 от 24.11.2015 г.) ссылается на положения пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», согласно которой государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач.

Действующее законодательство не раскрывает понятие социальных задач. Однако в правоприменительной практике устоялась позиция при которой в данное понятие включается сфера жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Так в пункте 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 14.05.2015 №1007-О указано, что система социальной защиты граждан включает в себя меры социальной поддержки, в том числе которые направлены на создание условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере жилищно-коммунального обслуживания. Аналогичные выводы содержаться в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П и от 30 января 2013 года № 3-П, определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2011 № 122-О-О.

Определение социально-значимых объектов имеется также в части 6 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». К ним относятся объекты коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, необходимых для жизнеобеспечения граждан.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, к функциям органов местного самоуправления относится осуществление властных полномочий по решению вопросов местного значения, установленных статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенное, не допускается передача и осуществление хозяйствующим субъектом властных полномочий по решению вопросов местного значения установленных статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем, по мнению Ответчика, статья 14 Закона о местном самоуправлении не содержит таких функций органа местного самоуправления как:

  • осуществление технического надзора за капитальным строительством, реконструкцией, ремонтом производственных и социально-бытовых объектов города,
  • участие в разработке норм, стандартов для расчета себестоимости тарифов на ЖКУ для всех предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности,

- координация деятельности организаций, задействованных в сфере ЖКХ и обеспечения города Нижнекамска энергоресурсами.

Все перечисленные вопросы являются составной частью жилищно-коммунальной сферы  в целом. Властные полномочия в указанной сфере, в том числе путем принятия соответствующих муниципальных нормативных правовых актов осуществляется Исполнительным комитетом города Нижнекамска. Вместе с ним, решение социальных задач в рамках установленных Законом о местном самоуправлении вопросов местного значения и пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» осуществляет МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска». При этом, согласно пояснениям Ответчика, властными полномочиями предприятие не наделялось. Перечисленная в Уставе деятельность осуществляется предприятием в рамках заключаемых между сторонами договоров и соглашений.

Перечисления Исполнительным комитетом города Нижнекамска в 2015 году в пользу МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» не осуществлялись.

Таким образом, Ответчик указывает на отсутствие в его действиях состава вменяемого антимонопольным органом нарушения в части наделения МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» полномочиями органа местного самоуправления.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом и передачи полномочий органов местного самоуправления.

  Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

         Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года №238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Таким образом, наделение Исполнительным комитетом города Нижнекамска Республики Татарстан МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска» полномочиями органа местного самоуправления является нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как создает данному хозяйствующему субъекту необоснованное преимущество в осуществлении предпринимательской и  иной хозяйственной деятельности.

Позиция Татарстанского УФАС России подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.08.2013 г. по делу № А65-23516/2012.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.08.2013 г. по делу № А65-23516/2012 отмечено, что осуществление юридическим лицом полномочий органа местного самоуправления наряду с деятельностью, приносящей доход, на товарных рынках, указанных в уставе, безусловно, поставит данную организацию в преимущественное положением перед хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на вышеперечисленных рынках, так как иные хозяйствующие субъекты такими полномочиями не обладают и не имеют возможности для привлечения административного ресурса в ходе осуществления своей деятельности.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях Исполнительного комитета города Нижнекамск Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Ответчику выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, путем внесения соответствующих изменений в Устав МУП «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамска», исключив из перечня видов деятельности:

- осуществление технического надзора за капитальным строительством, реконструкцией, ремонтом производственных и социально-бытовых объектов города Нижнекамска;

- участие в разработке норм, стандартов для расчета себестоимости тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;

- координация деятельности организаций, задействованных в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения города Нижнекамска энергоресурсами

Предупреждение (исх.№ РХ-06/905 от 28.01.2016 г.) Татарстанского УФАС России необходимо было исполнить в срок до 15 февраля 2016 года.

18.02.2016 года в адрес Татарстанского УФАС России поступили документы (вх. 1732 от 18.02.2016 г.), подтверждающие надлежащее исполнение Исполнительным комитетом города Нижнекамск Республики Татарстан выданного антимонопольным органом предупреждения от 28.01.2016 года.

Представленные документы (Постановление от 08.02.2016 г. №36; Расписка МИ ФНС №11 по РТ от 10.02.2016г.; Распоряжение от 09.02.2016 г. №30р; Устав МУП в новой редакции; письменные пояснения об исполнении) являются исчерпывающим доказательством исполнения предупреждения, в связи с чем, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу №06-359/2015 подлежит прекращению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

1. Прекратить рассмотрение дела №06-359/2015 в отношении Исполнительного комитета города Нижнекамск Республики Татарстан по факту нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с исполнением предупреждения Татарстанского УФАС России о необходимости прекращения действий (бездействий), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.    

Председатель комиссии:                                                                       <…>

Члены комиссии:                                                                                   <…>

                                                                                                         <…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке предусмотренной  статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны