Решение №РХ-06/3421 Решение по делу №06-360/2015 от 15 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-360/2015

Исх. РХ-06/3421 от 14.03.2016 г.

Резолютивная часть объявлена «25» февраля 2016 года

Полный текст решения изготовлен «10» марта 2016 года

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: <…>

члены комиссии:              <…>

                                        <…>

рассмотрев дело №06-360/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом города Нижнекамск Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» и непринятии решения о несоответствии деятельности МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» целям создания унитарных предприятий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,   

Установила:

На основании приказа от 16.07.2015г. №02/505-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан.

В ходе проведения проверки установлено:

На территории г. Нижнекамска осуществляет деятельность МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска».

Постановлением №141 от 26.09.2014 года утвержден устав МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска». Согласно пункту 2.1 устава МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» предприятие создано для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

- содержание и эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства на территории города Нижнекамска;

- организация и проведение работ по отлову и захоронению бродячих животных;

- организация и проведение работ по строительству, ремонту, эксплуатации и содержанию дорог общего пользования, инженерных сооружений в границах города Нижнекамска;

- организация и осуществление работ по сбору, вывозу, утилизации, переработке, транспортировке и размещению бытовых отходов и т.д.

Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае: - необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; - необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; - необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации; - необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; - необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособностью.

Таким образом, Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены цели, ради достижения которых возможно создание унитарного предприятия. Вместе с тем, к деятельности МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» отнесены виды деятельности на рынках содержания и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства, теплоснабжения, водоснабжения, утилизации ТБО, которые вправе обслуживать частные организации, хозяйствующие субъекты, потенциально указанные рынки являются конкурентными.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с данной нормой антимонопольного законодательства МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, создание МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска», осуществляющего виды деятельности на рынках содержания и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства, теплоснабжения, водоснабжения, утилизации ТБО, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку деятельность указанного предприятия не отвечает пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» осуществляет деятельность на рынках, допускающих участие частных организаций с использованием муниципального имущества, которое может быть передано частным организациям.

На основании распоряжения Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан от 25.07.2012 года №241-р МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» переданы на праве хозяйственного ведения сооружения – автодороги, проезды, тротуары, остановки, расположенные на территории города Нижнекамск.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 14.10.2015 года №02/731-к было возбуждено дело №06-360/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом города Нижнекамск Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» и непринятии решения о несоответствии деятельности МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» целям создания унитарных предприятий, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, исследовав представленные в материалы дела доказательства, комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам.  

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что на территории г. Нижнекамска осуществляет деятельность МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска».

Постановлением №141 от 26.09.2014 года утвержден устав МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска». Согласно пункту 2.1 устава МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» предприятие создано для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия являются:

- содержание и эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства на территории города Нижнекамска;

- организация и проведение работ по отлову и захоронению бродячих животных;

- организация и проведение работ по строительству, ремонту, эксплуатации и содержанию дорог общего пользования, инженерных сооружений в границах города Нижнекамска;

- организация и осуществление работ по сбору, вывозу, утилизации, переработке, транспортировке и размещению бытовых отходов и т.д.

Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае: - необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; - необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; - необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации; - необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; - необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособностью.

Таким образом, Федеральным законом от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены цели, ради достижения которых возможно создание унитарного предприятия. Вместе с тем, к деятельности МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» отнесены виды деятельности на рынках содержания и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства, теплоснабжения, водоснабжения, утилизации ТБО, которые вправе обслуживать частные организации, хозяйствующие субъекты, потенциально указанные рынки являются конкурентными.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с данной нормой антимонопольного законодательства МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, создание МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска», осуществляющего виды деятельности на рынках содержания и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства, теплоснабжения, водоснабжения, утилизации ТБО, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку деятельность указанного предприятия не отвечает пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» осуществляет деятельность на рынках, допускающих участие частных организаций с использованием муниципального имущества, которое может быть передано частным организациям.

На основании распоряжения Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан от 25.07.2012 года №241-р МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» переданы на праве хозяйственного ведения сооружения – автодороги, проезды, тротуары, остановки, расположенные на территории города Нижнекамск.

За 2014-2015 годы Исполнительным комитетом г. Нижнекамска Республики Татарстан в пользу МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» было выделено субсидий на возмещение затрат на общую сумму свыше 33 млн. руб. на возмещение затрат по содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 5 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Исходя из части 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности, которая отнесена законодательством о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского округа, в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Из указанных норм следует, что дорожная деятельность в отношении передаваемых в хозяйственное ведение автомобильных дорог должна осуществляться исключительно органом местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Согласно статьи 1 Федерального закона от 5.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), указанный федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением.

Согласно пункту 6 статьи 15 Закона о контрактной системе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления либо Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков. Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе о контрактной системе. В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Согласно статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

 Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг являются самостоятельными видами бюджетных ассигнований.

Подмена одного вида ассигнований другим не допустима, поскольку для каждого из них определен собственный порядок финансирования. Предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением деятельности по решению отдельных вопросов местного значения нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, заложенные в статьях 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Несоблюдение указанного в Федеральном законе от 5.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядка осуществления закупок для муниципальных нужд, является нарушением названного Федерального закона, а также норм ФЗ «О защите конкуренции», так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Обязанность по соблюдению положений действующего законодательства при принятии муниципальных правовых актов возложена статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на все органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Дорожная деятельность в отношении муниципальных автомобильных дорог общего пользования, содержание иных мест общего пользования в границах поселения является вопросом местного значения, находящимся в компетенции муниципального образования «город Нижнекамск», как органа местного самоуправления.

Схема расходования денежных средств для решения указанного вопроса местного значения, согласно которой места общего пользования передаются в хозяйственное ведение унитарных предприятий, а данные предприятия, не имея возможности использовать данное имущество, получают субсидии из бюджета для самостоятельного выполнения всего комплекса работ по его содержанию, представляет собой неэффективное расходование денежных средств в виде предоставления преференций конкретным лицам на безконкурсной основе.

В данном случае нарушается как целевая правоспособность унитарных предприятий, так и нормы Закона о защите конкуренции, Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона о контрактной системе, обязывающие расходовать денежные средства на муниципальные нужды с использованием соответствующих конкурсных процедур. Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том еѐ виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, создание дискриминационных условий.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета г. Нижнекамска Республики Татарстан содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» и не принятии решения о несоответствии деятельности МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» целям создания унитарных предприятий, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Осуществление данным юридическим лицом деятельности, приносящей доход, на товарных рынках, указанных в Уставе, ставит организацию в преимущественное положением перед иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичных товарных рынках, так как иные хозяйствующие субъекты не обладают властно-распорядительными полномочиями и не имеют возможности для привлечения административного ресурса в ходе осуществления своей деятельности.

В ходе рассмотрения дела МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска» представлен реестр общих договоров на 2015 год (вх.№16013 от 24.12.2015 г.): <…>

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» автодороги, проезды, тротуары, остановки являются имуществом, предназначенным для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.В ходе рассмотрения дела Исполнительным комитетом города Нижнекамск Республики Татарстан представлены пояснения (вх.№14541 от 24.11.2015 г.) согласно которым следует, что в силу части 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, и необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач.

МУП «Комплексное предприятие благоустройство города Нижнекамска» создано в 2012 году. В соответствии с Уставом, целями создания предприятия являются:

осуществление   единой   политики    в    области   содержания   объектов  жилищно-коммунального   хозяйства    и    внешнего    благоустройства     на    территории     города  Нижнекамска;

организация и проведение работ по строительству, ремонту и эксплуатации, содержанию дорог общего пользования.

Также Ответчик пояснил, что создание  МУП «Комплексное предприятие благоустройство города Нижнекамска» и закрепление за ним автодорог, проездов, тротуаров и т.д. является законным. Помимо этого жилищно-коммунальное хозяйство является для органов местного самоуправления города Нижнекамска одним из самых социально важных вопросов местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается Исполнительным комитетом города Нижнекамска путем предоставления субсидий, в порядке предусмотренном статьей 78 Бюджетного кодекса РФ. Субсидии МУП «Комплексное предприятие благоустройство города Нижнекамска» предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг.

В свою очередь, закупки товаров, работ и услуг являются бюджетными ассигнованиями, порядок осуществления которых урегулирован статьей 72 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с данной нормой права, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно частью 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, Федеральный закон о контрактной системе является нормативным правовым актом, принятым в соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса РФ.

В силу части 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относятся к  бюджетным полномочиям муниципальных образований.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Согласно статьи 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Основанием для предоставления субсидий МУП «Комплексное предприятие благоустройство города Нижнекамска» является решения Нижнекамского городского Совета о бюджете. Исполнительный комитет, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляет исполнение бюджета. Извещения о проведении отбора на предоставление субсидий в целях возмещения затрат и недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг размещаются в сети интернет на сайте amz.e-nk.ru.

Согласно справки № 434 от 13 ноября 2015 года МУП «Комплексное предприятие благоустройство города Нижнекамска» осуществляло перечисление в бюджет части своей прибыли по итогам 2014 года в сумме 2356,10 рублей платежным поручением № 590 от 27.07.2015 г. За период 2013 года предприятие прибыль не получало.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Необходимо отметить, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2011 года по делу №А66-7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Исполнительный комитет города Нижнекамск Республики Татарстан нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части создания МУП «Комплексное предприятие благоустройство города Нижнекамска» и непринятии решения о несоответствии деятельности МУП «Комплексное предприятие благоустройство города Нижнекамска» целям создания унитарных предприятий.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом и передачи полномочий органов местного самоуправления.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, в связи с наличием в действиях Исполнительного комитета города Нижнекамск Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Ответчику выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий, путем внесения соответствующих изменений в Устав МУП «Комплексное предприятие благоустройства города Нижнекамска», исключив из перечня видов деятельности:

- содержание и эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства на территории города Нижнекамска;

- организация и проведение работ по отлову и захоронению бродячих животных;

- организация и проведение работ по строительству, ремонту, эксплуатации и содержанию дорог общего пользования, инженерных сооружений в границах города Нижнекамска;

- организация и осуществление работ по сбору, вывозу, утилизации, переработке, транспортировке и размещению бытовых отходов.

Предупреждение (исх.№ РХ-06/904 от 28.01.2016 г.) Татарстанского УФАС России необходимо было исполнить в срок до 15 февраля 2016 года.

15.02.2016 года в адрес Татарстанского УФАС России поступили документы (вх. 1482 от 15.02.2016 г.), подтверждающие надлежащее исполнение Исполнительным комитетом города Нижнекамск Республики Татарстан выданного антимонопольным органом предупреждения от 28.01.2016 года.

Представленные документы (Постановление от 08.02.2016 г. №37; Расписка МИ ФНС №11 по РТ от 09.02.2016г.; Распоряжение от 09.02.2016 г. №28р; Устав МУП в новой редакции; письменные пояснения об исполнении) являются исчерпывающим доказательством исполнения предупреждения, в связи с чем, в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу №06-360/2015 подлежит прекращению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Решила:

1. Прекратить рассмотрение дела №06-360/2015 в отношении Исполнительного комитета города Нижнекамск Республики Татарстан по факту нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с исполнением предупреждения Татарстанского УФАС России о необходимости прекращения действий (бездействий), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.    

Председатель комиссии:                                                                       <…>

Члены комиссии:                                                                                   <…>

                                                                                                         <…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке предусмотренной  статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны