Решение №РХ-06/4324 Решение по делу Исполнительного комитет Камско-Устьинского ... от 18 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу Исполнительного комитет  Камско-Устьинского муниципального района РТ №06-35/2015

Исх. №РХ-06/4324 от 01.04.2015

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

при участии в рассмотрении дела №06-35/2015 представителя ответчика Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района РТ по доверенности – <…>, личность установлена паспортом,

рассмотрев дело №06-35/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан (422820, Республика Татарстан, п.г.т.Камское Устье, ул.Калинина, д.31) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, необходимых для  предоставления земельного участка, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также распространение действия новых требований на земельный участок уже после публикации извещения о его предоставлении, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

Установила:

В адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение ИП <…> (вх.№2753/ж от 19.12.2014г.) по вопросу правомерности принятия Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан Постановления № 916 от 31.10.2014 года, которое установило новые требования к перечню прилагаемых к заявке документов уже после публикации извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:22:0204:08:54, расположенного по адресу: РТ, Камско-Устьинский район, п.г.т. Камское Устье.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения настоящего обращения антимонопольным органом в адрес Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан направлен соответствующий запрос о предоставлении информации и материалов. В ответ на данный запрос представлены письменные пояснения и необходимые документы.

По итогам рассмотрения обращения заявителя, а также, изучив представленные документы, были установлены следующие обстоятельства.

Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района РТ в районной газете «Волжские зори», «Идел таннары» от 08.10.2014 года №75(8896) было размещено извещение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1680297 кв.м. с кадастровым номером 16:22:020408:54, расположенного по адресу: РТ, Камско-Устьинский район, п.г.т. Камское Устье, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное производство.

29 октября 2014 года ИП <…> подал заявление о предоставлении в аренду земельного участка с приложением необходимых документов Председателю Палаты имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района РТ.

Однако, после получения заявления ИП <…> и.о. руководителя Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района РТ издал Постановление от 31.10.2014г. № 916 о внесении изменений в постановление Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района РТ от 16.12.2010г. № 1026 «Об утверждении перечня документов, необходимых для оформления предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, отказа от земельных участков, расположенных на территории Камско-Устьинского муниципального района РТ».

Данное постановление фактически установило новые требования к перечню прилагаемых к заявке документов уже после публикации извещения о предоставлении земельного участка. Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района РТ отозвал объявление о предоставлении земельного участка, что фактически означает отказ в рассмотрении ранее поданных заявок с приложением необходимых документов в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района РТ от 16.12.2010г. № 1026.

Также, согласно приложения №1 к постановлению от 31.10.2014г. № 916 устанавливается перечень документов, необходимых для оформления предоставления в аренду земельных участков, расположенных на территории Камско-Устьинского муниципального района РТ, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 13.02.2015 года №01/87-к было возбуждено дело №06-35/2015по признакам нарушения Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района РТ части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, необходимых для  предоставления земельного участка, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также распространение действия новых требований на земельный участок уже после публикации извещения о его предоставлении, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с частью 26 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений наввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных натерритории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с указанным законом, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления  - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

29 октября 2014 года ИП <…> подал заявление с приложением необходимых документов о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1680297 кв.м. с кадастровым номером 16:22:020408:54, расположенного по адресу: РТ, Камско-Устьинский район, п.г.т. Камское Устье Председателю Палаты имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района РТ.

31 октября 2014 года Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района РТ принял постановление № 916, которое фактически установило новые требования к перечню прилагаемых к заявке документов уже после публикации извещения о предоставлении земельного участка. Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района РТ отозвал объявление о предоставлении земельного участка, что фактически означает отказ в рассмотрении ранее поданных заявок с приложением необходимых документов в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района РТ от 16.12.2010г. № 1026.

Также, согласно приложению №1 к постановлению от 31.10.2014г. № 916 перечень документов, необходимых для оформления предоставления в аренду земельных участков, расположенных на территории Камско-Устьинского муниципального района РТ дополнен пунктом 8, подпунктами 8.1-8.2 следующего содержания:

«8. В случае предоставления земельного участка в аренду для сельскохозяйственного производства заявителю необходимо дополнительно представить:

8.1. Сведения о наличии техники (заверенные оригиналом оттиска печати органа государственного технического надзора) сроком не более 1 месяца до даты подачи заявки;

8.2. Сведения о производстве продукции животноводства и численности скота и птицы (Форма №3-фермер (краткая)), заверенная оригиналом оттиска печати управления сельского хозяйства и продовольствия на последнюю отчетную дату».

В соответствии с приказом Росстата от 06.08.2013 N 309 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» форму федерального статистического наблюдения N 3-фермер (сведения о производстве продукции животноводства и численности скота и птицы) предоставляют юридические лица, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность.

Сведения по показателям формы N 10-МЕХ заполняются по итогам инвентаризации, в разделе 1 формы отражается вся сельскохозяйственная техника (российского и зарубежного производства), состоящая на балансе организации.

Юридическое лицо заполняет вышеуказанныеформы и предоставляет их в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения.

Следовательно, форма представления сведений о наличии техники и производстве продукции животноводства и численности скота и птицы, а также орган, уполномоченный требовать указанную информацию, определяется приказом Росстата от 06.08.2013 N 309.

Таким образом, у юридического лица, осуществляющего сельскохозяйственную деятельность, обязанность представлять вышеуказанную информацию в органы местного самоуправления, в частности, для получения в аренду земельного участка, не возникает.

Постановлением Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района РТ от 31.10.2014г. № 916, установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, не предусмотренный действующим законодательством.

Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района РТ отозвал информационное сообщение о приеме заявок о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:22:020408:54 на основании постановления от 31.10.2014 года №916.

Всем лицам, подавшим заявления о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района РТ были направлены письма, в которых сообщалось об изменении (дополнения) перечня документов, необходимых для оформления предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, отказа от земельных участков, расположенных на территории Камско-Устьинского муниципального района РТ.

Необходимо отметить, что Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 475 г. Москва утвержден следующий перечень документов для приобретения прав на земельный участок:

1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).

4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.

8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов, необходимых для предоставления земельных участков, Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан самостоятельно определил список документов в Приложении №1 к постановлению №916 от 31.10.2014г., который, по его мнению, необходим для оформления предоставления в аренду земельных участков, чем создал препятствия в получении бесплатной муниципальной услуги, а также создал необходимость получения и оплаты дополнительных услуг.

Таким образом, обратившиеся с заявлением о предоставлении земельного участка хозяйствующие субъекты несут дополнительные финансовые и временные издержки по подготовке документации, подача которой не предусмотрена действующим законодательством.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, Постановление Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан №916 от 31.10.2014 г. препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам путем отнесения расходов и сбора дополнительной документации на последних.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).  

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.    

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в принятии Постановления № 916 от 31.10.2014 года, устанавливающего перечень документов, необходимых для  предоставления земельного участка, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также распространение действия новых требований на земельный участок уже после публикации извещения о его предоставлении, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранениюконкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссии Татарстанского УФАС России была представлена информация о том, что на сегодняшний день Постановление руководителя Исполнительного комитета от 19.09.2014г. № 702 «О внесении изменений и дополнений в постановление руководителя Исполнительного комитета от 16.12.2010 № 1026 «Об утверждении перечня документов,необходимых для оформления предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, отказа от земельных участков, расположенных на территории Камско-Устьинского муниципального района РТ», от 31.10.2014г. № 916 «О внесении изменений в постановление руководителя Исполнительного комитета от 16.12.2010 № 1026 «Об утверждении перечня документов, необходимых для оформления предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, отказа от земельных участков, расположенных на территории Камско-Устьинского муниципального района РТ», признано утратившим силу Постановлением руководителя Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 12.12.2014 №1044.

Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Необходимо отметить, что на извещение, опубликованное в районной газете «Волжские зори», «Идел таннары» от 08.10.2014 года №75(8896) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1680297 кв.м. с кадастровым номером 16:22:020408:54, расположенного по адресу: РТ, Камско-Устьинский район, п.г.т. Камское Устье, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное производство было подано несколько заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка.

В соответствии п.2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Вместе с тем, Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района РТ отозвал информационное сообщение о приеме заявок о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:22:020408:54 на основании постановления от 31.10.2014 года №916, тем самым нарушив порядок рассмотрения заявок и принятия решения, что противоречит действующему законодательству.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

         На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Татарстанского УФАС России,

Решила:

  1. Признать Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан нарушившим пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, необходимых для  предоставления земельного участка, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также распространение действия новых требований на земельный участок уже после публикации извещения о его предоставлении, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.   Выдать Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно провести торги на право заключения договора аренды на земельный участок площадью 1680297 кв.м. с кадастровым номером 16:22:020408:54, расположенного по адресу: РТ, Камско-Устьинский район, п.г.т. Камское Устье, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное производство.

3.      Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4.      Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны