Решение №РХ-06/4990 Решение по делу № 06-27/2015 в отношении Исполнительного ко... от 18 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу  № 06-27/2015 в отношении Исполнительного комитета г. Заинска Заинского муниципального района РТ

РХ-06/4990 от 02.04.2015

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: <…>

Члены комиссии: <…>

<…> ,

рассмотрев дело №06-27/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан (423520, РТ, г. Заинск, ул. Крупской, д. 6) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части не принятия локального нормативного-правового акта – схемы размещения нестационарных торговых объектов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

в отсутствие представителя ответчика Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан, ответчик извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,

Установила:

На основании приказа от 25.09.2014 г. № 02/371-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Заинского муниципального района  Республики Татарстан.

В ходе изучения постановлений Исполнительного комитета Заинского муниципального района  Республики Татарстан, инспекцией Татарстанского УФАС России установлено, что на территории города Заинск не утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно Приказу Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 26 февраля 2011 г. №34-ОД «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Татарстан схемы размещения нестационарных торговых объектов» - схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления Республики Татарстан в соответствии с уставом муниципального образования.

Отсутствие схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Заинска ограничивает права хозяйствующих субъектов на размещение нестационарных торговых объектов, в силу того, что такое разрешение не может быть получено в связи с отсутствием схемы.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 06.02.2015 года №02/70-к было возбуждено дело №06-27/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан (423520, РТ, г. Заинск, ул. Крупской, д. 6) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части не принятия локального нормативного-правового акта – схемы размещения нестационарных торговых объектов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.  

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.  

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлено, что нестационарным объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В примечании к пункту 3.14. ГОСТ Р 51773-2009 уточняется, что к нестационарным торговым объектам относятся павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. Нестационарными передвижными торговыми объектами являются лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты.

Согласно ч. 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 указанной статьи).

В силу ч. 3 вышеназванной статьи - схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. №772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3 названного Постановления).

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что осуществлять торговлю через нестационарные объекты торговой сети (палатки, киоски, автофургоны) можно только с разрешения органов местного самоуправления - указанные торговые точки должны значиться в схеме размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно Приказу Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 26 февраля 2011 г. № 34-ОД «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Татарстан схемы размещения нестационарных торговых объектов» - схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления Республики Татарстан в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, в соответствии с п.10 ст.14 федерального закона №131-ФЗ от 28.12.2009г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ст.10 Федерального закона №381-ФЗ от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», полномочия по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов относятся к вопросам местного значения городского поселения.

Отсутствие схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Заинск Республики Татарстан ограничивает права хозяйствующих субъектов на размещение нестационарных торговых объектов, в силу того, что такое разрешение не может быть получено в связи с отсутствием схемы.

Более того, отсутствие схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Заинск Республики Татарстан ставит хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах в исключительное положение, так как фактически отсутствует доступ на размещение нестационарных торговых объектов, а торговая деятельность осуществляется без наличия на то законных оснований.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ - органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Таким образом, бездействие Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан, в части не принятия локального нормативно-правового акта – схемы размещения нестационарных торговых объектов является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». 

В ходе рассмотрения дела Комиссии Татарстанского УФАС России была представлена информация о том, что Постановлением Исполнительного комитета города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан от 03.12.2014 г. №35 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Заинск Заинского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия Татарстанского УФАС России прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Татарстанского УФАС России,

Решила:

1.      Признать Исполнительный комитет города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан  нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части не принятия локального нормативного-правового акта – схемы размещения нестационарных торговых объектов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2.      На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрение дела №06-27/2015 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением Исполнительным комитетом города Заинска Заинского муниципального района Республики Татарстан нарушений антимонопольного законодательства.

3.      Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4.      Основания для принятия иных мер по пресечению и (или)  устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Связанные организации

Связанные организации не указаны