Решение №РХ-06/5335 Решение по делу №06-848/2014 в отношении Исполнительного ком... от 18 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-848/2014 в отношении Исполнительного комитета Елабужского муниципального района РТ

РХ-06/5335 от 08.04.2015

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело №06-848/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан (423600, РТ, г. Елабуга, пр. Мира, д. 12а) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальных услуг по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителя Исполнительного комитета Елабужского муниципального района РТ <…> (по доверенности № 12 от 22.01.2015 г.), <…> [должностного лица] МУП «Агенство по территориальному планированию Елабужского муниципального района» (распоряжение № 68 от 09.02.2015 г.),      

Установила:

На основании приказа от 28.05.2014г. № 01/171-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан (адрес: 423600, Республика Татарстан, Елабужский район г. Елабуга пр. Мира д.12а).

В ходе изучения постановлений Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан, инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено, что постановлением Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 27.07.2012 года №576 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ).

Согласно приложению №2 к вышеуказанному Административному регламенту при предоставлении муниципальной услуги по выдаче ГПЗУ органами местного самоуправления Елабужского муниципального района Республики Татарстан запрашиваются документы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно части  1  статьи  7  Федерального закона № 210-ФЗ  «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы,  предоставляющие муниципальные услуги,  не вправе требовать от заявителя представление документов и информации или осуществления действий,  представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами,  регулирующими отношения,  возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 26.12.2014 года №01/517-к было возбуждено дело №06-848/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальных услуг по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам. 

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

Градостроительный Кодекс устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства,  реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)  земельным участкам в случае,  если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка,  проведение процедур,  предусмотренных частями 1-16  ст.  46  Градостроительного кодекса Российской Федерации,  не требуется.

Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п.  17  ст.  46  Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из содержания приведенных норм следует,  что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа,  не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов,  за исключением тех,  которые связанны с возможностью идентификации обратившегося лица. 

Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельного участка, Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан самостоятельно установил перечень документов в Административном регламенте, который, по его мнению, необходим для получения градостроительного плана земельного участка, чем создал препятствия в получении бесплатной муниципальной услуги, а так же создал необходимость получения и оплаты дополнительных услуг.

Кроме того Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан рекомендует по вопросу подготовки исходных документов для получения градостроительного плана земельного участка обращаться в МУП «Агенство по территориальному планированию Елабужского муниципального района».

Подготовка исходных документов для получения градостроительного плана земельного участка в МУП «Агенство по территориальному планированию Елабужского муниципального района» является платной.

Таким образом, Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан создает препятствия в получении ГПЗУ, требуя представить исходные документы для получения градостроительного плана земельного участка, подготовка которых является платной, что является недопустимым.

В связи с этим, обратившиеся с заявлением о выдаче градостроительного плана хозяйствующие субъекты несут дополнительные финансовые и временные издержки по подготовке документации, подача которой не предусмотрена действующим законодательством.

Согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или)  осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению,  ограничению,  устранению конкуренции.

В частности, пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Таким образом, создание дополнительных административных барьеров при получении хозяйствующими субъектами муниципальной услуги является нарушением действующего антимонопольного законодательства.

Решением Казанской городской Думы от 17.06.11 №19-6 «О перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, и Порядке определения платы за оказание этих услуг» установлено, что подготовка исходных материалов для выдачи градостроительного плана земельного участка входят в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.

В ходе рассмотрения дела в действиях Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальных услуг по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка.

Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан и МУП «Агенство по территориальному планированию Елабужского муниципального района» были представлены документы и письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.

Согласно представленным документам и письменным пояснениям следует, что постановлением от 27 июня 2012 г. №576 Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан утвержден административный регламент муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, в соответствии с приложением №2 к которому установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ в виде отдельного документа, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.44 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане земельного участка указывается определенная информация, основанная на определенных документах, часть из которых может быть собрана органами местного самоуправления самостоятельно, а часть, из которых заявитель может представить только сам.

Возможность установления требования таких документов подтверждается решением Президиума Совета муниципальных образований Республики Татарстан от 22.03.2013 №ПР-51-1 «О типовых административных регламентах предоставления муниципальных услуг и развитии системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан». В соответствии с данным решением разработан типовой регламент разработки и выдачи градостроительных планов земельных участков, в котором установлена обязанность, обращающегося за данной муниципальной услугой лица, представить необходимые для разработки градостроительного плана документы.

Исходные документы для получения градостроительного плана земельного участка разрабатываются МУП «Агенство по территориальному планированию Елабужского муниципального района» за плату.

В связи с вышеизложенным, МУП «Агенство по территориальному планированию Елабужского муниципального района» продолжает оказывать физическим и юридическим лицам услуги по разработке исходных материалов для градостроительного плана земельного участка. 

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с указанным законом, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления  - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с данными документами, согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица или юридического лица.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).  

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.    

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 9 ч. 1, ст. 15 Федерального закона  от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления перечня документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации при предоставлении муниципальных услуг по разработке и выдаче градостроительного плана земельного участка, что выразилось в вынесении Постановления Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан №576 от 27 июня 2012 г. согласно которому утвержден административный регламент муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, в соответствии с приложением №2 к которому установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ в виде отдельного документа, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006г.      №135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 16, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Татарстанского УФАС России,

Решила:

1.      Признать Исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в вынесении Постановления Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан №576 от 27 июня 2012 г. согласно которому утвержден административный регламент муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, в соответствии с приложением №2 к которому установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче ГПЗУ в виде отдельного документа, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.      Выдать Исполнительному комитету Елабужского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- внести изменения в Постановление Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан №576 от 27 июня 2012 г. «Об утверждении административного регламента Муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка»;

- направить в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие внесение изменений.

         3. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны