Решение №РХ-06/5584 Решение по делу №06-850/2014 в отношении Исполнительного ком... от 18 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-850/2014 в отношении Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор»

РХ-06/5584 от 13.04.2015

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 <…>,

при участии:

- представителя Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по доверенности <…> [физического лица 1], личность установлена паспортом,  

- представителя ООО «Альфа» по доверенности <…> [физического лица 2], личность установлена паспортом,

- ответчики ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор» явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом,

рассмотрев дело №06-850/2014 в отношении Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении согласованных действий при размещении закупки, выполнении муниципального контракта, оплаты за счет муниципальных бюджетных денежных средств выполненных работ на предмет: «Поставка скульптур из железобетона на территории г. Зеленодольск»,

Установила:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Зеленодольского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Республике Татарстан (вх. №12016 от 10.11.2014 г.), содержащее признаки нарушения законодательства о размещении заказов и действующего законодательства о контрактной системе в действиях должностных лиц Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан при проведении работ по благоустройству парковых зон г.Зеленодольска.

Из представленных документов было установлено, что 23.06.2014 года между Исполнительным комитетом г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Альфа» был заключен муниципальный контракт №120.

Согласно условиям муниципального контракта, поставщик ООО «Альфа»  обязался поставить скульптуры из железобетона на территории г. Зеленодольска, в парковых зонах по ул.Мира и по ул.Ленина на общую сумму 2 млн. 350 тыс. рублей.

Вместе с тем, следствием установлено, что 09.04.2014 года между ООО «Альфа» и ООО «ЮниТекс» был заключен договор поставки №1/04 на изготовление указанных скульптур, то есть фактически более чем за два месяца до заключения муниципального контракта.

Более того, в результате проведения следственных мероприятий было установлено, что фактически работы по изготовлению указанных скульптур, осуществляло ООО «Мемор».

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от 30.12.2014 г. №02/528-к  было возбуждено дело №06-850/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор»  статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления согласованных действий при размещении закупки, выполнении муниципального контракта, оплаты за счет муниципальных бюджетных денежных средств выполненных работ на предмет: «Поставка скульптур из железобетона на территории г. Зеленодольск». 

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела,  Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующему.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

23.06.2014 года между Исполнительным комитетом г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Альфа» был заключен муниципальный контракт №120.

Согласно условиям муниципального контракта, поставщик ООО «Альфа»  обязался поставить скульптуры из железобетона на территории г. Зеленодольска, в парковых зонах по ул.Мира и по ул.Ленина на общую сумму 2 млн. 350 тыс. рублей.

Предметом контракта выступила поставка 20 скульптур на территории города Зеленодольска, указанных в пункте 3.1.1 технического задания.

Вместе с тем, следствием установлено, что 09.04.2014 года между ООО «Альфа» и ООО «ЮниТекс» был заключен договор поставки №1/04 на изготовление 10 скульптур на общую сумму 1 млн. 495 тыс. рублей, то есть фактически более чем за два месяца до заключения муниципального контракта.

09.04.2014 года ООО «Альфа» была произведена предоплата за работы по договору  поставки №1/04 ООО «ЮниТекс» в размере 300 000 рублей.

Более того, в результате проведения следственных мероприятий было установлено, что фактически работы по изготовлению указанных скульптур, осуществляло ООО «Мемор».

В результате опроса директора ООО «Мемор» (протокол допроса от 08.10.2014 года) было установлено, что в апреле 2014 года, с указанной организацией связались представители  Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по вопросу изготовления скульптур.

Между Руководителем Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и представителями ООО «Мемор» были организованы встречи, посредством которых были достигнуты соглашения по вопросам сроков, стоимости изготовления скульптур.

Также было установлено, что договорные отношения по указанному предмету будут оформлены между Исполнительным комитетом г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Альфа» и ООО «ЮниТекс» - поскольку последнее не находится на упрощенной системе налогообложения и является плательщиком НДС.

Исходя из опроса представителя ООО «Мемор» (протокол допроса от 08.10.2014 года) участие в закупке ООО «Альфа» было обусловлено необходимостью предварительной оплаты денежных средств в виде аванса, поскольку ООО «Мемор» не имело возможности осуществить работы без указанного условия.

ООО «Мемор» приступило к работам по изготовлению скульптур после поступления на счет ООО «ЮниТекс» предоплаты за работы от ООО «Альфа» в апреле 2014 года.

По мере поступления денежных средств на расчетный счет ООО «ЮниТекс», указанные денежные средства в наличной форме передавались ООО «Мемор» в целях оплаты выполненных работ.

В результате ООО «Мемор» выполнило изготовление 11 скульптур, установленных на территории города Зеленодольска.

Таким образом, на момент проведения электронного аукциона, предметом которого являлась поставка скульптур из железобетона на территории г. Зеленодольск работы выполнялись ООО «Мемор», в результате достигнутого соглашения с Руководителем Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. 

Из указанного следует, что Исполнительным комитетом г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан было предоставлено необоснованное преимущество ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор»  путем предоставления доступа к информации в приоритетном порядке о проведении аукциона до публикации извещения.

Поскольку на момент заключения муниципального контракта все предусмотренные по контракту работы фактически выполнялись, то доступ иных хозяйствующих субъектов к выполнению данных работ был невозможен, значит, заключение муниципального контракта носило фиктивный характер, и, как следствие, ограничило конкуренцию. 

Целью заключения указанного муниципального контракта был не поиск лица для выполнения подрядных работ, а только получение финансирования из бюджета и передача денежных средств лицу, выполнившему работы еще до проведения аукциона. 

Таким образом, Исполнительным комитетом г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор» осуществлялись согласованные действия, при размещении закупки, выполнении муниципального контракта, оплаты за счет муниципальных бюджетных денежных средств выполненных работ на предмет: «Поставка скульптур из железобетона на территории г. Зеленодольск».

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышение эффективности деятельности участников товарного рынка.

В силу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, коими являются ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор»  не подразумевают предоставления им органом местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством предоставления доступа к информации в приоритетном порядке, права на выполнении работ за счет муниципальных бюджетных денежных средств без каких либо правовых оснований.  

На основании вышеизложенного, нарушены основы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке организации и проведения торгов на территории Республики Татарстан.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 ФЗ «О защите конкуренции» выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления Пленума от 30.06.2008 года №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, принимавших участие в согласованных действиях, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной или муниципальной власти.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Материалами дела подтверждается, что между Руководителем Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор» была установлена устная договоренность, организованы встречи, посредством которых были достигнуты соглашения по вопросам сроков, стоимости изготовления скульптур, в результате последующие действия по размещению закупки, выполнению муниципального контракта, оплате выполненных работ на предмет: «Поставка скульптур из железобетона на территории г. Зеленодольск» носили согласованный характер.

Подобное согласованное поведение Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор» приводит к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, что недопустимо в соответствии с частью 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор» являются нарушением требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в осуществлении согласованных действий при размещении закупки, выполнении муниципального контракта, оплаты за счет муниципальных бюджетных денежных средств выполненных работ на предмет: «Поставка скульптур из железобетона на территории г. Зеленодольск».    

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 37, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Решила:

  1. Признать Исполнительный комитет г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор» нарушившими часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в осуществлении согласованных действий при размещении закупки, выполнении муниципального контракта, оплаты за счет муниципальных бюджетных денежных средств выполненных работ на предмет: «Поставка скульптур из железобетона на территории г. Зеленодольск».

2. Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

3. Направить материалы дела №06-850/2014 в адрес Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан, в адрес Зеленодольского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Исполнительного комитета г.Зеленодольска Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО «Альфа», ООО «ЮниТекс», ООО «Мемор»  иных признаков нарушений действующего законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны