Решение №РХ-06/6248 АКТ ПРОВЕРКИ ОАО «Казань Арена» от 5 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

29 апреля 2016 года   г. Казань 

АКТ ПРОВЕРКИ № 

№ РХ-06/6248 от 04.05.2016

На основании приказа от 05.11.2015г. №01/758-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена внеплановая проверка ОАО «Казань Арена» (ИНН 1655252924).

Проверка начата 04 апреля 2016 года, окончена 29 апреля 2016 года.

Акт составлен: специалистом-экспертом <…>. С копией приказа о проведении проверки ознакомлен: 

__________________________________________________________________

(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления) Проверка проводилась инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:  <…>  –  <…>  (удостоверение  <…>);

Члены инспекции:               <…> –  <…> (удостоверение  <…>); 

<…>  – <…>  (удостоверение <…> ); 

<…>  –  <…> (удостоверение <…>); 

<…>  – <…>  (паспорт <…>).

Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения ОАО «Казань Арена» требований антимонопольного законодательства, в части наличия/отсутствия в действиях ОАО «Казань Арена» признаков нарушения статей 10, 11, 14, 15, 16, 17, 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135ФЗ «О защите конкуренции».

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: с 12.11.2012г. по 01.04.2016г. 

Срок проведения проверки:         с 04.04.2016г. по 29.04.2016 г. включительно.

Адрес проверяемой организации: 420107, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Петербургская, д. 12.

Место проведения проверки: 420107, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Ямашева, 115а.

Учредителем ОАО «Казань Арена» является Министерство земельных и имущественных отношений РТ.

ОАО «Казань Арена» действует на основании Устава, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 02.10.2013г. №2970-р.

Основной целью ОАО «Казань Арена» является получение прибыли, а так же предоставление услуг в области физкультурно-оздоровительной деятельности, по организации отдыха, культуры и спорта.

В ходе проведения проверки установлено:

1. В ходе изучения документации ОАО «Казань Арена» были установлены следующие обстоятельства.

По результатам рассмотрения заявления (вх.№6153 от 25.05.2015г.)

Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о даче согласия на предоставление государственной преференции ОАО «Казань Арена», путем передачи футбольного стадиона на 45000 посадочных мест по адресу: РТ, г.Казань, ул.Чистопольская в доверительное управление для развития физической культуры и спорта, Татарстанское УФАС России вынесло решение №РХ-06/8063 от 26.05.2015г. о даче согласия на предоставление государственной преференции с введением следующих ограничений: 

- представленный в доверительное управление футбольный стадион на 45000 посадочных мест необходимо использовать в целях развития физической культуры и спорта и установить предельный срок предоставления государственной преференции сроком в 1 (один) год.

Для подтверждения надлежащего исполнения ограничения в соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона «О защите конкуренции» заявителю необходимо было представить в Татарстанское УФАС документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, в срок, не превышающий одного месяца с даты предоставления муниципальной преференции.

Вместе с тем, в указанный срок названные сведения в Татарстанское УФАС не поступали, договор доверительного управления на вышеназванный стадион с ОАО «Казань Арена» заключен не был. Однако стадион фактически используется ОАО «Казань Арена», помещения стадиона сдаются в аренду третьим лицам. 

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции» заключение договора аренды, договоров  безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Одним из исключений порядка предоставления муниципального имущества, установленного статьей 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции», является предоставление муниципального имущества в порядке предоставления муниципальной преференции.

Из положений пункта 20 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с порядком предоставления государственной или муниципальной преференции, установленным ст. 20 Закона N 135-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона N 135-Ф3 антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, документы и принимает одно из указанных в ч. 3 рассматриваемой статьи решений в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявления и документов. 

Так, на основании ч. 3 ст. 20 Закона N 135-Ф3 антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, документы и принимает по результатам рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции одно из следующих мотивированных решений:

1)            о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;

2)            о продлении срока рассмотрения этого заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного пунктами 1, 3 или 4 настоящей части. По указанному решению срок рассмотрения этого заявления может быть продлен не более чем на два месяца;

3)            об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4)            о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции. Такое мотивированное решение с обоснованием применения указанных в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию.

Ограничением может являться в том числе предельный срок предоставления государственной и муниципальной преференции.

В случае если решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции дано с ограничениями, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции (ч. 4 ст. 20 Закона N 135Ф3).

Следовательно, возможность заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения торгов может быть ограничена положениями договора или законодательством Российской Федерации. Так, в отношении договоров, заключаемых в порядке, установленном гл. 5 Закона N 135-Ф3, таким ограничением правомерно признать сам срок выданной преференции.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г «О защите конкуренции» заключение договора аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Заявления о согласовании новой государственной преференции ОАО «Казань Арена», либо о продлении старой по передаче в доверительное управление футбольного стадиона на 45000 посадочных мест по адресу: РТ, г.Казань, ул.Чистопольская в адрес Татарстанского УФАС России не поступало, доказательств проведения торгов Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, частью 1 пунктом 7 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается предоставление государственной или

муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5

Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, действия органа власти по предоставлению преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, является нарушением п. 7 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Несоблюдение такого запрета, а равно несоблюдение целей и порядка предоставления государственной преференции приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при этом установление факта нарушения (ограничения) конкуренции действиями органа государственной власти, исходя из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, не требуется.

На основании вышеизложенного, действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления ОАО «Казань Арена» футбольного стадиона на 45000 посадочных мест без проведения торгов и без согласования предоставления государственной преференции с Татарстанским УФАС .

2. В ходе изучения документации ОАО «Казань Арена» были установлены следующие обстоятельства.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ОАО «Казань Арена» было передано государственное имущество – футбольный стадион на 45000 посадочных мест.

Между ОАО «Казань Арена» и третьими лицами в период с 12.11.2012г. по 01.04.2016г. было заключено 96 договоров в отношении государственного имущества, из которых по состоянию на 27.04.2016г.

действуют следующие:

 

Арендатор

Договор

1

ООО «Мастер Сити»

№1 от 11.05.2014г. до 07.05.2019г.

2

ОАО «АК Барс»

№18/10-б/4502/13/30 от 29.10.2013г. с автоматической пролонгацией

3

ОАО «Ак Барс»

№18/10-б/4502/13/29 от 29.10.2013г. с автоматической пролонгацией

4

ООО «МТС»

№130475845-04 от 01.11.2013г. с автоматической пролонгацией

5

ООО «Сотка высоток»

Без номера от 09.08.2013г. с автоматической пролонгацией

6

ООО «Мегафон»

№1399-РТ от 01.05.2013г. с автоматической пролонгацией

7

ООО «Паритет»

№81014 от 08.10.2014г. с автоматической пролонгацией

8

ООО «АкваСпецСервис» (автошкола)

№10715 от 01.07.2015г. по 01.06.2016г.

9

ООО «Спортивные инновационные системы»

№20315 от 02.03.2015г. по доп.соглашению до 30.06.2016г.

10

ИП <...>

№10915 от 14.09.2015г. по31.07.2016г.

11

ООО «Таттелеком» 

№ПР-2545 от 01.03.2014г. с автоматической пролонгацией

12

Фейерверк-К

№КА/А-6/15 от 21.09.2015г. по 21.08.2016г.

13

ИП <...>

№КА/А-19/15 от 01.09.2015г. по 31.07.2016г.

14

ООО «Сити Трейдинг»

№КА/А-21/15 от 01.10.2015г. по 31.08.2016г.

15

ООО «Мотор»

№КА/А-28/15 от 01.10.2015г. по 31.08.2020г.

16

ММА «Федерация смешанного боевого единоборства»

№КА/А-1/16 от 01.01.2016г. по 30.11.2016г.

17

ООО «Барс»

№КА/А-2/16 от 01.01.2016г. по 30.11.2016г.

18

ООО «Праздник здесь» (Нью стар)

№КА/А-3/16 от 01.01.2016г. по 30.11.2016г.

19

ИП <...> 

№КА/А-5/16 от 01.01.2016г. по 30.11.2016г.

20

ООО «Образовательный центр»

№КА/А-6/16 от 01.01.2016г.по 30.11.2016г.

21

ООО «Комильфо»

№КА/А-9/16 от 01.01.2016г. по 30.11.2016г.

22

ООО «Икс-Фит Сервис»

№01-12/15 от 30.12.2015г. срок действия –

10 лет с даты подписания акта приемки

23

ООО «Замной Ру» 

№КА/А-14/16 от 01.01.2016г. по 30.11.2016г.

24

ООО «Замной. Территория реальных игр»

№КА/А-15/16 от 01.01.2016г. по 30.11.2016г.

25

ООО «Спортивные инновационные системы» (SkyBox 25-33)

№20315 от 02.03.2015г. по доп.соглашению до 30.06.2016г.

26

Фейерферк-К (SkyBox 20-22)

№КА/А-6/15 от 21.09.2015г. по 21.08.2016г.

27

ООО «Образовательный центр» (SkyBox 19)

№КА/А-6/16 от 01.01.2016г. по 30.11.2016г.

28

ООО «Замной Ру» (SkyBox 65-66)

№КА/А-14/16 от 01.01.2016г. по 30.11.2016г.

29

ООО «Стадиум Отель» (SkyBox 48-59)

№КА/А-10/16 от 01.04.2016г. по 28.02.2017г.

 

Вместе с тем, особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

В силу части 1 статьи 17.1 Закона защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье. 

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона в таком же порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, а также которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

В данном случае ОАО «Казань Арена» сдавало в аренду государственное имущество. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование.

В соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следовательно, заключение договоров субаренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества также должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Данная позиция соответствует Постановлению Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16679/11 по делу N А40-102293/10-148-587. 

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка может быть недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). 

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, все вышеперечисленные договоры аренды, соглашения о продлении договоров в настоящее время в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недействительными, поскольку заключены с нарушением процедуры, установленной Антимонопольным законодательством, что привело к созданию условий для ограничения либо устранения конкуренции.

Приказ ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Приказ N 67), изданный во исполнение части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, вступил в силу 07.03.2010.

С момента вступления в силу Приказа N 67 лица, осуществляющие функции по организации и проведению торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, в том числе договоров субаренды, переуступки права аренды, должны руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом N 67.

В соответствии с пунктом 4 Правил организатором торгов (конкурса, аукциона) в отношении государственного имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, является собственник имущества или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного имущества.

В случае если государственное имущество передается по результатам торгов, согласование передачи такого имущества осуществляется собственником до начала организации данных торгов. При согласовании собственник уполномочивает лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении такого имущества, на организацию и проведение соответствующих торгов.

Таким образом, арендатор может являться организатором аукциона на право заключения договоров субаренды, переуступки права аренды в отношении государственного имущества при получении согласия собственника имущества до начала организации такого аукциона.

Данная позиция отражена в письме Федеральной антимонопольной службы от 09.09.2010 г. №АЦ/30241 «О рассмотрении обращения по вопросам применения антимонопольного законодательства».

Исходя из изложенного, ОАО «Казань Арена», предоставив третьим лицам без проведения торгов государственное имущество, находящееся по адресу: г. Казань, ул.Чистопольская, нарушило порядок предоставления государственного имущества.

Таким образом, действия ОАО «Казань Арена» содержат признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления государственного имущества, расположенного по адресу: г. Казань, ул.Чистопольская, третьим лицам без проведения торгов.

Вместе с тем, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не осуществлен надлежащий контроль за государственным имуществом – комплекс имущества по адресу: г. Казань, ул.Чистопольская, переданным в доверительное управление ОАО «Казань Арена».

Отсутствие надлежащего контроля собственником за государственным имуществом, находящимся в доверительном управлении, отчуждаемого хозяйственным субъектом другим хозяйственным субъектам без проведения торгов является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, хозяйствующий субъект, в доверительном управлении которого, находится государственное имущество может являться организатором аукциона на право заключения договоров субаренды в отношении государственного имущества лишь при получении согласия собственника имущества до начала организации такого аукциона.

В данном случае согласование с собственником государственного имущества о проведении торгов по предоставлению в аренду государственного имущества, находящегося в доверительном управлении не проводилось.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). 

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

На основании вышеизложенного, действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части отсутствия надлежащего контроля за государственным имуществом – футбольным стадионом на 45000 посадочных мест по адресу: РТ, г.Казань, ул.Чистопольская, переданным ОАО «Казань Арена».

Действия ОАО «Казань Арена» содержат признаки нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления государственного имущества, расположенного по адресу: г. Казань, ул.Чистопольская, третьим лицам без проведения торгов.

Иных признаков нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Казань Арена» не установлено.

Запись в Журнале учета проверок юридического лица внесена:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(подпись проверяющего)  (подпись уполномоченного представителя юридического лица)

Участники инспекции:                                                       <…>

                                                                                                    <…> 

                                                                                                    <…>  

                                                                                                     <…>                                                                                  

Акт составлен в 2-х экземплярах на 11 листах. С актом ознакомлен, 2-ой экземпляр акта на 11 листах получен:

_________________________/_________________________________________  (исх. от ____________ за № _________)  (подпись, печать) (должность, Ф.И.О.)

Руководитель инспекции                             <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны